Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления




 

1. Продолжайте учить ребенка осуществлять группировку предметов, т. е. классификацию.

Классификация «мальчик — девочка». Нужно найти как можно больше картинок с изображением разных мальчиков и девочек. При этом мальчики и девочки должны находиться в относительно спокойном состоянии, чтобы их действия не отвлекали ребенка от решения основной задачи данного упражнения. С одной стороны стола (или на диване, ковре) положите картинку с изображением мальчика, а с другой — с изображением девочки, затем давайте ребенку по одной картинке и предлагайте класть их в столбик под картинку-образец: мальчиков — к мальчикам, а девочек — к девочкам. Постарайтесь найти картинки, на которых девочки были бы не только в платьях, но и в брюках. Напоминаем, что при осуществлении классификации взрослый не указывает ребенку ни на какие внешние признаки, по которым нужно разделять предметы на две категории: ребенок должен сам выделить эти признаки в процессе выполнения задания и в результате исправления ошибок. При каждой ошибке вы только перекладываете картинку в нужный столбик, говоря: «Так верно(правильно). Тут правильно» и т.п.

Когда ребенок будет правильно классифицировать эти группы, дайте ему слова мальчик, девочка.

Классификация «мужчины — женщины». Проводится так же, как и предыдущая. Слова тётя, дядя даются только после того, как ребенок научится понимать разницу между изображениями, производя классификацию.

2. Формирование элементарных математических представлений. Следующий шаг овладения количественными отношениями — обучение ребенка соотносить предметы, пользуясь накладыванием и прикладыванием сначала в пределах двух, потом трех и т. д. предметов. Вообще наша задача заключается в том, чтобы ребенок научился количественно сравнивать предметы, т. е. умел отвлекаться от конкретных свойств предметов, от конкретного их расположения, умел бы пересчитывать их и, сопоставив числа, дать оценку величинам, определить, где предметов больше, где меньше, а где поровну.

Дальше предлагается два типа организации обучения. Первый тип — задания, которые вы предлагаете ребенку, занимаясь каким-либо хозяйственным, домашним делом, т. е. бытовые ситуации, в которых находится время для обучающих действий. Как правило, и действия ребенок совершает с бытовыми, хозяйственными, специально для математических заданий не изготовленными предметами, и время для математических упражнений вы находите внутри бытовых дел.

Второй тип—это специальные занятия, когда вы с ребенком занимаетесь именно данными упражнениями. Он, как правило, понимает разницу между этими двумя типами занятий, тем более что во втором случае вы чаще всего пользуетесь искусственными пред метами — палочками, геометрическими фигурами и другим дидактическим материалом.

Доля того или иного типа организации в жизни вашего ребенка зависит от уровня интереса, проявленного им при выполнении заданий. Оба типа ситуаций должны быть вами освоены, поскольку ребенку важно в естественном, бытовом мире уметь видеть количественные отношения и оперировать ими. Но и достаточно «чистые» действия со специальным материалом, предметами, очень простыми по внешнему виду, облик которых как бы наталкивает ребенка действовать с ними определенным образом, так же необходимы для полноценного усвоения количественных отношений.

Начинаете, как всегда, с элементарных действий, в данном случае это действия соотнесения — накладывание и прикладывание. С действием соотнесения, а более широко — действием соответствия, ваш малыш уже давно знаком. Действительно, одеваясь, каждый день, он вынужден с вашей помощью, а потом и самостоятельно соотносить рукава и руки, туфли и ноги. Помогая вам накрывать на стол, соотносил чашки и блюдца, ставил для мамы или папы большой стул, а для себя маленький. Конечно, ему не всегда все удавалось сделать правильно! но мы, и говорим о знакомстве; научиться делать правильно — это дальнейшая задача. Вы предлагали ему специальные игрушки (вкладки, «почтовый ящик», матрешки, пирамидки, вставки и др.) или предметы (кастрюли с соответствующими крышками, баночки разного рода с крышками и т. п.) и играли вместе с ним.

Новое содержание (количественные отношения) требует нового акцента в ваших действиях. Делая что-то вместе с ребенком — разбирая сумку с продуктами, строя замок из кубиков, выполняя аппликацию, занимаясь уборкой и переставляя стулья и табуретки и т. д., вы объединяете в группу 2—3—5 предметов и просите сделать так же своего ребенка (действие по образцу). Подбадривайте его. Вообще все, что вы ни делаете, что ни говорите, делайте и говорите с явным интересом. На вашем лице ребенок должен читать явное ожидание радости, ожидание чуда. После того как он составит группу, вы с загадочным выражением лица («Посмотрим!») начинаете вместе с ним подносить по одному предмету из одной группы к одному из предметов другой группы, каждый раз выражая одобрение: так и так, тут и тут, одинаково и т. д. Затем опять разъедините обе группы и опять повторите одобрение.

В следующий раз давайте уже больше возможности действовать ребенку, вплоть до самостоятельного прикладывания предметов. На первых занятиях предметы не пересчитывайте.

Когда, ребенок освоит процедуру, предлагайте ему соотносить не только одинаковые предметы — три картошки и три картошки, две ложки и две ложки, но группы разных предметов (картошка и ложки; картошка и кусочки сахара, луковки; кубики и листы бумаги, стулья и т. п.). Приведем еще несколько примеров.

Вы даете ребенку три палочки, кладете на стол один карандаш и помогаете подложить одну палочку. Убираете карандаш, а ребенок — палочку. Кладете на стол два карандаша на небольшом расстоянии один от другого. Ребенок должен подложить к каждому карандашу по палочке. Затем вы кладете три карандаша, а он подкладывает три палочки.

Меняете игрушки. Ребенок получает трех маленьких куколок. Вы ставите на стол два маленьких домика и побуждаете его взять сразу двух куколок, а затем поставить их около домиков. Потом убираете домики, ставите только один домик, а ребенок ставит около него одну куклу. На этом первое занятие заканчивается.

На последующих занятиях используете машины и кубики, машины и зверюшек, елочки и грибы и т. п. Даете ребенку 3—4 предмета и учите брать в руки нужное количество в пределах трех, а не подставлять их по одному.

Перед ребенком находятся какие-нибудь мелкие предметы, например камешки. Вы поднимаете в руке один флажок — он должен взять один камешек. Потом вещи кладутся на стол. Вы поднимаете вверх два флажка — ребенок берет два камешка и т. д. (до трех). Эти занятия повторяются несколько раз, поэтому для них надо приготовить разнообразный дидактический материал — небольшие предметы.

Когда ребенок научится соотносить количества предметов в пределах трех, можно познакомить его с цифрой 1 и словом один. На цифру и на слово он должен показывать какой-нибудь один предмет или поднимать один пальчик.

Вы показываете ребенку два предмета (например, два гриба) — он показывает в ответ два пальца; знакомите с цифрой 2 и словом два. Определенное время (несколько дней) учите ребенка различать данные цифры и числительные, используя для этого самые разные ситуации и предметы.

Учите ребенка соотносить количество предметов с количеством пальцев. Для этого нужно отнестись к пальцам как к определенной группе предметов, которые всегда при себе, и сделать из них простейший счетный инструмент. Сопоставляя, например, три карандаша и три пальца, нужно к каждому карандашу приложить один из трех пальцев правой (левой — для левшей) руки. Остальные пальцы оставить сжатыми в кулачок или прижатыми к ладошке. Потом надо поднять или отодвинуть руку, сохраняя позиции пальцев. На первых порах, когда ребенку трудно держать и расставлять пальцы, надо помогать и придерживать его пальчики, распрямляя одни и сгибая другие. Теперь, когда у ребенка уже есть небольшой опыт понимания и называния чисел, вы обводите расставленные пальчики вместе, говоря при этом: «Три. Тут три,— обводите пальцы,— и тут три»,— и обводите карандаши.

Через некоторое время, когда для ребенка обращение к пальцам не будет казаться новизной, вы можете спросить: «Где еще три? Тут и тут три,а еще? Где?» Все время помогаете держать три пальца и указываете на них, повторяя: «Где такое? Три,— указание на пальцы.— Где еще?» С недоумением вы оглядываетесь, как бы разыскивая место, в котором тоже есть три предмета. «Тут?» — показываете на группу каких-то предметов явно из большего количества. «Нет, тут много»,— обводящее движение, подчеркивающее большой объем. «Тут?» — указывая на три предмета, которые уже сопоставлялись с самого начала с пальцами. Ребенок может подтвердить это, поскольку только что сопоставлял их. Обрадуйтесь, поднесите для проверки пальцы к предметам: «Тут и тут три». Под слова тут и тут обводите группу предметов и пальцы, под слово три внимание акцентируйте только на пальцах. И опять повторите вопрос: «А еще где три?» Если вы заранее знали, что зададите малышу этот вопрос, то у вас где-то должны быть расположены группы из трех предметов.

Если ребенок еще не может вычленить из всего многообразия окружающих его предметов соответствующую группу, необходимо ограничивать то пространство, в котором он выбирает предметы. Раньше, задавая свой вопрос, вы либо вообще не делали обводящих движений по всему пространству, либо к вопросу где? добавляли еще вопрос: «Тут? Тут? Или тут?», указывая на разные места комнаты. Теперь вы можете, повернув малыша в сторону, где находятся эти предметы, спросить: «Где три? Тут есть?» Если он опять не увидел группы, надо жестом обвести место, где находится группа, но так, чтобы жест захватывал и другой предмет.

Ребенок всегда должен выбирать из возможных вариантов — ведь только тогда мы можем развить его самостоятельность и активность. Последним шагом будет совместное действие, а именно: вы берете ручку малыша и начинаете прикасаться ею к предметам: «Тут три есть?» — побуждая его проговаривать вместе с вами; делаете отрицательный жест и говорите: «Нет». То же самое повторяете еще и еще раз. Наконец рукой ребенка прикасаетесь к группе из трех предметов: «Тут есть три? Где три?» Как и раньше, сопоставляете три пальчика с предметами и убеждаетесь в соответствии: «Тут три, тут три, там три». Каждый раз указываете на три предмета или три пальца.

Учите ребенка осуществлять пересчет предметов в пределе 3—5 с называнием итогового числа. Ваш малыш уже привык к количественным оценкам предметов, а именно — он понимает ваши высказывания один, два, три, много. Более того, он уже может сам разобраться, где один, а где много, возможно (в зависимости от темпов развития слухового восприятия и речи), уже сам пытается обозначать эти группы словом, подражая вам или отражая вашу речь. Может уже соотносить предметы и свои пальцы.

Теперь, когда ребенок прикладывает свои пальчики к предметам, вы оречевляете эти действия, последовательно называя: один, два, три. Побуждаете и его произносить вместе с вами. Конечно, вы повторяете этот ряд чисел, следя за четким совпадением действия и произнесения. Итоговое число нужно обязательно повторить еще раз, тем самым выделить его. И самое главное — при назывании итогового числа жестом, охватывающим всю группу предметов, подчеркиваете и направляете внимание ребенка ко всей группе или сдвигаете все предметы вместе, делаете из них группу, т. е. относите итоговое число ко всей группе предметов.

Этот момент очень важен для правильного и полноценного формирования представления у ребенка о количестве. В действии пересчета предметов невозможно развести представление о числе как о порядковом номере и представление о нем как о количестве. Порядок держится на указании различных мест в определенной последовательности предметов, т. е. последовательное прикосновение к одному предмету, к другому, третьему.

Количество, обозначаемое соответствующим числом, держится на отнесении последнего итогового числа ко всему множеству предметов. Предположим, вы на глазах у ребенка последовательно достаете из шкафа ложки и пересчитываете их. Руки у вас большие, и вы можете удержать все ложки (2—4) в одной руке. Число четыре вы говорите, показывая зажатые в руке ложки. Когда это делает ребенок, который не может удержать ложки в руке, он кладет их на стол. Сопряженно проговаривать слово один можно и когда ребенок берет ложку из шкафа, и когда он ее уже положил на стол. Но слова два, три и т. д. нужно произносить только когда очередная ложка уже лежит на столе. Необходимо охватить все предметы одной или двумя руками. На первых занятиях лучше класть ложку на ложку или вообще предмет на предмет.

Еще одной типичной ситуацией пересчета является касание рукой предметов, уже каким-то образом расположенных, например игрушек в игровом уголке. Тогда под произнесение слова один ребенок касается игрушки, под слово два касается второй игрушки и пододвигает ее к первой или одновременно двумя руками охватывает их (если игрушки большие). Три — прикасаясь к игрушке, ребенок берет и относит ее к двум другим. Двумя руками охватывает уже три игрушки и т. д.

Дальше, когда вам уже кажется, что ребенок хорошо пересчитывает предметы, все равно просите его время от времени показывать все количество. Если этого не делать, то у ребенка быстро закрепляется такое представление, при котором итог пересчета — определение количества предметов — будет соотноситься только с одним, последним. На вопрос «Покажи, сколько?» ребенок будет показывать на последний предмет, произнося итоговое число.

Представление о номере, о порядке чисел в ряду в дальнейшем разовьется в умение осуществлять порядковый счет: первый, второй, третий и т. д. Но это произойдет нескоро, и форсировать этот процесс (заниматься одновременно и порядковым счетом, и количественными отношениями) сейчас нельзя. Кроме путаницы в голове у ребенка ничего не произойдет. Он просто не сможет производить элементарные счетные операции.

Напоминаем, что примерно так же поступают, когда хотят научить ребенка не путаться в собственных руках, а точно и четко знать, где правая рука и где левая. Сначала долгое время называют только одну правую руку (для левшей - левую), как бы забывая об имени другой руки. Только когда ребенок четко и безошибочно идентифицирует название и саму руку, начинают употреблять название левой (соответственно для левшей — название правой) руки.

В описанную ситуацию можно также вводить наряду с называнием чисел и цифры, написанные на отдельных карточках. Одновременно с указанием на предметы или действиями с предметами и произнесением числа вы показываете ребенку карточку с цифрой. Аналогично работе с табличкой работаете с цифрами. Когда знакомите ребенка с цифрами, вы, конечно, произносите и употребляем их названия. Когда же хотите, чтобы ребенок выполнил какое-то задание по цифрам, то предъявляете цифру на карточке и при этом молчите. Например, показывая цифру 4, вы просите ребенка поло жить столько (указание на карточку) ложек или кубиков.

Учите ребенка обозначать количество предметов словами и цифрами. Он уже умеет соотносить количество предметов с количеством пальцев (В-пределах трех). Обучая этому ребенка, вы все время пользовались в своей речи числительными и называли числа, указывая на предметы или на пальцы. И конечно, побуждали вашего малыша проговаривать слова вместе с вами. Теперь можно попробовать, чтобы он сам попытался произнести название числа. Для этого надо в той же самой ситуации соотнесения повести себя немного иначе. Предположим, вы печете печенье, а дочь (сын) охотно вам помогает. Уже все приготовлено, надо укладывать печенье на противень. Вы положили в один ряд три кружочка и просите у ребенка: «Дай печенье. Вот сюда». Когда он положит соответственно еще три кружочка, скажите: «Тут три и тут три».

Потом повторите эту же фразу, но только с паузой и вопросительным выражением лица: «Тут...?» Ваше лицо должно выражать ожидание продолжения, вернее, окончания фразы. Если ребенок не понимает, что вы от него хотите (а он может не понять вас, так как вы только что побуждали его и говорили с ним, а теперь замолчали), нужно вместе с ним проговорить ситуацию, действуя с предметами (печенье в нашем случае): «Тут три и тут...» Ребенок, понимая действие-указание на группу предметов и зная по предыдущему опыту, что действие всегда оречевлялось, продолжит фразу: «Три».

Любое звучание, любое с вашей точки зрения неправильно произнесенное слово три вы должны одобрить и похвалить — ребенок понял, что вы хотели от него, и пошел вам навстречу, откликнулся словом, именно за это вы должны его похвалить и обрадоваться возникшему взаимопониманию. Для того чтобы и произносительная сторона оформлялась так, как нужно, т. е. чтобы вы были уверены, что малыш произносит именно три, после его самостоятельного произнесения вместе с ним произнесите еще раз три. Таким образом, вы побуждаете ребенка называть слова в соответствующей ситуации. Повторение аналогичных заданий приучит его к обозначению количества словами.

Можно попробовать другой вариант. Вы специально готовите для этого занятия четыре одинаковых круга из мягкого картона, два карандаша, легкую небольшую коробку (без крышки) и пластилин. Сначала перед вами два круга и один карандаш (другие два круга и карандаш лежат в стороне, чем-нибудь прикрытые). Поднимая одновременно два круга (или пододвинув одновременно к ребенку), ВЫ называете: «Два». Он говорит вместе с вами. То же самое повторяетес карандашом: «Один». Потом обращаетесь ко второй группе предметов, открываете салфетку. «Тут сколько?» — указываете на круги и побуждаете ребенка взять сразу два круга одной рукой. Если он молчит, то говорите: «Там два». В это время, конечно, лучше карандаши отодвинуть или закрыть, чтобы в поле зрения ребенка попали только круги. «А тут? Сколько?» Любая даже очень робкая, незаметная попытка ребенка что-то сделать в ответ на ваш опрос становится для вас сигналом к совместному действию. Похвалив его (не обязательно словом), вы вместе проговариваете слово два, касаясь руками предметов или взяв их в руку. Вы несколько раз повторяете слово, чередуя сопряженное проговаривание с самостоятельным произнесением слова ребенком. То же самое во второй раз вы проделываете с карандашом, проговаривая слово один. Теперь перед вами в стороне друг от друга две одинаковые группы предметов.

В принципе занятие по математике кончилось, но если вы будете заниматься с ребенком только математикой и заканчивать занятие в этот момент, то очень скоро ему станет неинтересно. И будьте уверены, что ваш ребенок не «полюбит» математику, и она ему станет трудна. Готовясь к математическим занятиям (как и к любым другим), вы должны быть озабочены вопросом: а какой смысл для ребенка представляют те предметы и та ситуация, которые вы ему предлагаете?

В данном случае вы не зря приготовили коробку. Насадив два круга на карандаш, вы получили колеса и, прикрепив пластилином коробку к карандашам-осям, получили машину (тележку), которая сослужит службу при уборке рабочего места. Не стоит объяснять, что собираете машину вместе с ребенком.

Описанным способом вы учите ребенка обозначать количество предметов цифрой. В дальнейшем учите ребенка различать цифры и числительные. Учите выделять один, два, три предмета из группы ПО образцу и по количеству пальцев.

Действовать по образцу ваш ребенок умеет. Надо только при работе с количеством иметь в виду большое разнообразие предлагаемых ситуаций, заданий, игр. Нужно четко себе представлять, с чем работаетребенок, и что за образец вы ему предъявляете. Например, у ребенка много однородных предметов, и у вас много таких же предметов. На глазах у него выбираете из набора кубиков три и просите его сделать так же, т. е. тоже осуществить выбор трех кубиков из набора. У вас уже не будет много предметов, а только Образец (три кубика), но зато у ребенка остается большой набор предметов (много кубиков). Вы предъявляете тот же образец (три кубика),но малыш пользуется уже другими предметами (счетный материал— елочки, грибки, уточки и др.). Меняйте образец: он состоит не из однородных предметов, а из различных (карандаш, кубик, ложка), а у ребенка однородные предметы (кубики); у вас набор разнородных предметов (зайка, кубик, машина), и у ребенка набор разнородных предметов (мозаика, карандаш, мяч и несколько других игрушек); у вас набор из разнородных предметов, но объединенных какой-либо ситуацией (кукла, стол, стул или кровать, одеяло, подушка и т. д.) — у ребенка могут быть сначала однородные предметы (кубики), а потом разнородные.

Все названные варианты, конечно, предлагаете не один раз и не два, а столько, сколько вашему ребенку надо. Не торопитесь переходить к следующим заданиям, лучше попытайтесь придумать еще варианты уже сделанного. Тем самым вы будете развивать не только математические представления, но и воображение, и фантазию у ребенка. Не забывайте меняться местами, т. е. ребенок задает вам образец, а вы действуете по нему.

Можно предложить (детям постарше) образец, нарисованный на картинке (5 шишек, 10 рыбок и т. п.), а у ребенка могут быть как предметы (и разнородные, и однородные), так и картинки с изображением тех же самых предметов (шишки, рыбки) или других (птицы, листья и др.).

Следующее усложнение (а его можно предложить и месяца через два, и через полгода — все зависит от темпов развития ребенка) заключается в том, что перед ребенком нет предметов, и он вынужден приносить их вам. На вашу просьбу «Дай вот столько» малыш, не имея перед собой предметов для выбора, вынужден их искать или брать попавшиеся под руку. Таким образом, вы проверяете, может ли ваш ребенок удерживать в задании количественные отношения. Побудить его можно и словом дай, хорошо знакомым, и своим недоумением по поводу того, что вот тут есть предметы, а тут нет.

Правильность выполнения действия ребенка проверяете обязательно вместе с ребенком — действием прикладывания и накладывания. При неудачах малыша ни в коем случае не огорчайтесь, пусть у вас будет настроение «в следующий раз получится». Вы можете немного «огорчиться» или яснее высказать недоумение по поводу результата: действительно, тут есть, а тут нет. Констатировав это, вы побуждаете ребенка что-нибудь сделать: «Тут нет! Как быть?» Обязательно дождитесь, когда он выполнит действие до конца и спросите: «Все? Хорошо! Давай посмотрим!» Выясните вместе с ним, что получилось.

Не забывайте о смысле действий, которым вы обучаете ребенка, для него самого. Для чего он сопоставляет два набора предметов, какой смысл объединять предметы? Формирование высокого уровня представлений о количественных отношениях в предметном мире (считать, что для постройки двухэтажного дома понадобится 8 блоков, а для восьмиэтажного нужно 32 блока) зависит от того опыта, который приобретает ребенок в количественных отношениях, насыщенных бытовым, близким ему содержанием. Поэтому вычленил ребенок из набора кубиков три — постройте с ним дома, а из выбранных кубиков сделайте к ним крыши. Выбрал две машины - отправьте их в гараж, построенный из вашего строительного набора, взятого как образец, или перевезите на них бывший образец, или попробуйте аккуратно проехать через ворота, сделанные из карандашей, бывших образцом. Работаете с камешками, мозаикой, орехами и др.— делайте узоры из них, подчеркивайте ритм узора и рукой, и словами. Работаете со счетным материалом — придумывайте сюжеты, не бойтесь привлекать другие материалы. Дали в руки ребёнка уточек — нарисуйте на листе бумаги озеро и пустите их туда плавать.

Теперь вы можете при удобном случае называть количество предметов, одновременно побуждая и ребенка произносить числительное.

Аналогичным образом учите ребенка выделять один, два, три предмета по количеству пальцев, по слову, по цифре. Взрослый показывает два или три пальца — ребенок показывает в ответ пальцы, Вы просите: «Дай», он дает два предмета. Определенное время (несколько дней) вы учите ребенка различать данные цифры и числительные, используя для этого самые разные ситуации и предметы.

Когда ребенок будет ориентироваться в названиях чисел, цифр, можно ввести вопрос сколько? Раньше вы говорили: вот так, тут и пи/т и т. п., сообразуясь с уровнем ребенка. Теперь используете слово сколько? Вам надо научить ребенка понимать вопрос сколько?, учить при ответе на вопрос поднимать соответствующее количество пальцев, предметов, предъявлять табличку с числительным, цифрой, сопровождая показ самостоятельным проговариванием или чтением соответствующей таблички.

Вопрос сколько? помещается в наборное полотно, а под ним вставляются картинки с изображениями одного, двух (со временем трех, четырех и т. д.) предметов и словом внизу: цифра или числительное относится ко всей группе предметов, а не к одному предмету - последнему! Очень часто дети допускают именно такую ошибку, поэтому старайтесь избежать ее в самом начале работы.

Таким образом, познакомьте ребенка с цифрами и числительными и пределах пяти: 1, 2, 3, 4, 5; один, два, три, четыре, пять. Ребенок должен уметь считать по порядку до пяти, уметь расставлять по порядку цифры и раскладывать числительные (на табличках): один, два, три и т. д.

Учите ребенка пониманию состава числа. Положите три палочки и в пространстве так, чтобы они занимали разное положение (рис. 28).

Каждый раз, положив палочки определенным образом, спрашиваете, сколько их (по табличке и устно). Ребенок должен показать данное количество на пальчиках одной руки и найти нужную цифру или числительное. Очень часто дети откладывают количество на пальцах обеих рук в соответствии с тем, как лежат предметы впространстве: один палец на правой руке и два пальца на левой, и наоборот. В этом случае обязательно соедините пальчики вместе и покажите, чтонужно отложить число предметов только на одной рук.

 

Рис. 28

 

Такуюработу нужно проводить с разными предметами в пределах пяти. Не спешите с этим видом работы, отводите ему немного времени в течение занятий. Для занятий можно брать грибки, маленькие пластмассовые уточки, карандаши, мозаику, орехи и др. Располагайте эти предметы по-разному.

На одном занятии можно сделать 2—3 таких примера.

Решение наглядных задач. Вы берете коробку, открываете ее и показываете ребенку, что она пуста. Потом поднимаете одну палочку, спрашиваете: «Сколько?» Ребенок показывает один палец и говорит: «Один» (как может). Вы прячете палочку в коробку и закрываете ее. Затем берете другую палочку, опять показываете и снова спрашиваете: «Сколько?» Ребенок вновь показывает один палец и произносит слово. Вы спрашиваете: «Сколько там?» — показывая на коробку и выражая всем своим видом вопрос. Ребенок должен показать два пальчика (два). После ответа обязательно открываете коробку и показываете ему, сколько палочек в коробке, т. е. проверяете ответ.

Позже ребенок может отвечать, пользуясь цифрами, лежащими перед ним, или словами один, два и т. п. (числительными).

Такие наглядные задачи в пределах пяти вы решаете сначала на сложение, а потом на вычитание. Вначале отнимайте и добавляйте только по единице. Лишь, после того как ребенок научится складывать и отнимать по единице, начинайте прибавлять по два предмета, а затем по три и т. д.

Учтите, что мы говорим именно о наглядных задачах без записей в виде примера с плюсами и минусами!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...