Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дождик. Шишки-мышки. В гостях у дедушки Мороза. Зимняя тишина. Осеннее утро. Тяжёлая ноша. Про бабусю и лису. Как ёжик шубу менял




Дождик

Дождик                                  Порезвиться захотели —

Вылился на луг.                   Закружились,

Стало много                          Загалдели...

Луж вокруг.                          Я смотрю:

Засучив скорей штанишки, На них рубашки

В лужу                                   Стали

Прыгнули мальчишки.          Словно промокашки.

(И. Винокуров. )

Шишки-мышки

Жили-были на сосне

Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной


Две весёлых мышки. И кричали мышки:

— Эй, -спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас
Только понаслышке.
Удивились шишки:

— Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть
Здесь, на нашей вышке!
Лучше мы вас пригласим:

— Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли при­думать.

Вот одна мышка и сказала:

— Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы
потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на
шею звонок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз,
как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы
убежим.

— Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо
кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот
навяжи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой. )

В гостях у дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла.


Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хоро­шенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать сне­жок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной
периной держишь? — спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит
травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная
перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

 

Зима не всегда злая с её морозами и снежными мете­лями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда пада­ет снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся сне­жинки в воздухе. Ложатся на землю, крыши домов... Ти­шина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят сне­жинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сра­зу тают.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат, На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.

(О. Высотская. )


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.

«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зер­но».

Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».

Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгу­ешься!.. »

(По И. Ракитину. )

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала впе­рёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела! » И дальше пошла.

Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на рыжем пушистом лисьем меху! »

Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать ли­сиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся! -

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подгото­вился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу

 

заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ежик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сме-
няю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.

Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад бу­дешь!

(А. Суконцев. )


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

 

 

Нормальная установка при произнесе-                     лец в горизонтальном положении. Палец

нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед-                        должен прижимать язык к нёбу в средней

ней части нёба (к альвеолам). Боковые края                       части.

языка более плотно, чем при постановке зву-                                   Набрав воздух, с силой его выдыхать,

ка ш, прижаты к верхним коренным зубам.                           произнося длительный звук ш. Будет слы-

В момент выдыхания распластанный  язык                      шаться звук щ. При этом язык должен пру-

всей массой и кончиком давит на небо. Мыш-                    жинить. Упругость языка и щель регулиру-

цы языка напряжены.                                                                   ются логопедом за счёт давления пальцем.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и                Необходимо добиться долгого зву-
округлены.                                                                                       чания. Для большей наглядности при про-

3. Зубы сомкнуты либо сближены.                             изнесении звука логопед произносит звук щ

4. Выдыхаемый воздух выходит посре-                  вместе с ребёнком.

дине языка в образующуюся узкую щель;                                     Примечание. Какие могут быть

на ладони, поднесённой ко рту, ощущается                       ошибки при постановке звука щ?
тёплая длительная струя воздуха, выходя-                      1. При  выдыхании (когда произносит-

щая с некоторым напряжением.                                                ся звук ш ) кончик языка отходит от альвеол.

5. Звук щ глухой, мягкий.                                               Образуется большая щель, через которую
К постановке звука щ можно присту-                       проходит воздух. Вместо звука щ слышится

пать лишь после постановки звука ш. Внача-                     звук ш или просто глухой свист. При правильном

ле необходимо опробовать постановку звука                     выполнении упражнения кончик

                                                               языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию. Если упражнения по под-                                                  

                                                             щим, частично воздух. Воздух прорывается
ражанию не дают эффекта, надо переходить                                     

через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-

                                                                                            нии звука ш.
нии. В случае плохого произношения звука                       

щ необходимо добиться его постановки. Звук                    2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик

щ произносится так же, как звук ш, только                           языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-

более удлинённо и напряжённо вследствие                     зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-

сильного давления языка на нёбо.                                           веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ                 Упражнение без помощи логопеда. Палец

Упражнение.    Открыть рот. Присосать               под язык подкладывает и прижимает сам

весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз-                       ребёнок.

дечкаж Кончик языка поднят к передней                                Упражнение в произнесении звука без

части нёба (у альвеол). Это упражнение ре-                       помощи пальца. Если это упражнение не по-

бёнок выполняет с помощью логопеда, кото-                     лучается, допускается произнесение слогов и

рый подкладывает ему под язык свой па-                         слов с подкладыванием пальца.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА  Щ   В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец:        щ — а, щ у, щ ё, щ и, щ е.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...