Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему не смогла заснуть в дороге тетка Вера»?




1) (11)Сначала все силилась, пялила глаза через поникшие головы на дорогу, на поля и рощи, высвечиваемые на поворотах, на дорожные знаки, загорающиеся издали золотистым жаром, на придавленные тьмою деревни.

2) (12)Прибодрится, толкнет наплывающий сон, взглянет по сторонам и тут же задремлет,— клонится на грудь голова, слипаются веки.

3) (14)А что увидишь в ночи новенького, приметного?

4) (17)Мучительна тревожная дремота. (18)И никак не угомонишься, никак не пристроишься — и так спинушку колет, и этак неудобно

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.1.

 

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и в лото.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, я стал заранее говорить, какого голубка кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво.

(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.

(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…

(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер подхватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…

(По В. Крапивину)*

*Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист.

 

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, несмотря ни на что, чувствовал себя среди ребят чужим?»

 

1)У ребят и героя-рассказчика не было ни времени, ни возможности узнать друг друга лучше.

2)Ребята постоянно принимали подарки от героя-рассказчика, ничего не давая ему взамен.

3)С ребятами у героя-рассказчика сложились приятельские, необязательные отношения, а он мечтал о настоящей дружбе.

4)Ребята принимали героя-рассказчика в свои игры только на те роли, которые ему не нравились.

 

В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?

 

1)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

3)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…

 

Из предложений 24 – 25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

Из предложений 18 – 20 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс сохраняется, то пишется –ИВА- / -ЫВА-».

 

Замените разговорное слово СВАЛКИ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание БУМАЖНЫХ ГОЛУБЕЙ (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Выпишите грамматическую основу предложения 1.


9.Среди предложений 9 – 13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

 

В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Ребятам это, (1) конечно, (2) нравилось, (3) но я всё равно был среди них чужим.

 

Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Судить никто не любил, (1) все хотели играть, (2) а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. А бывало, (3) что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и в лото.

 

Среди предложений 17 – 22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Среди предложений 28 – 30 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЗАДАНИЕ 3

ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1.Метафора – употребление слова в переносном значении, перенос на основе сходства.

 

Гнездо (прямое значение) орла Дворянское гнездо (переносное значение)

 

2.Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками.

 

Девочка плакала (прямое значение) Ива плакала (переносное значение)

 

3.Сравнение - образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

(наличие союзов как, словно, точно, как будто, будто НЕТ ОСНОВЫ!), (отличать от сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным ЕСТЬ ОСНОВА!)

 

4.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

(Бить баклуши, сесть в лужу, работать засучив рукава)

 

5.Эпитет - художественное, образное определение.

 

Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин.

2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выра­зительности.

4. Выбрать правильный ответ.

ЗАДАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...