Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рачок-мореход. В теплице. Прежде и теперь. Добрый лев. Просчитался. Нормальная установка при произнесении. твёрдого звука.




Рачок-мореход

После плавания мы чистили корабль от ракушек и тра-вы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Це-лая борода волочится у днища.

Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились к днищу рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:

— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман за-ставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сби-вать — не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышеч-ку чуть-чуть приоткрыл.

«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся ис-пытать в плаванье.

(По Г. Снегирёву. )

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш Ж — С 3 — Щ Ц — Ч Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов.

пишу — сижу — пасу  — везу пиши — лежи — неси — вези кошель — сажень — кисель — кизил решать — сажать — сосать — связать

пишу   — к лицу — лечу

лещи    — бойцы — лечи

щель    — цель  — качели

освещать — свеча


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик заточил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках вошёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В теплице

Дед Мороз за дверью злится,   На земле чудесной этой

Выше ворот поднимай!            Урожай среди зимы:

А в теплице, а в светлице    Помидоры зреют дружно,

Настоящий месяц май.             И торчат во все концы

Здесь земля тепла, как летом. Длинноствольные, как
Хочешь, валенки сними.          пушки,

Великаны огурцы.

                              (Ю. Денисов. )

Прежде и теперь

Зайчишка-трусишка               Артистом работает

Жил в чаще лесной.              В цирке зайчишка.

Зайчишка-трусишка               Вот марш раздаётся;

Дрожал под сосной.                 Дивятся кругом:

Под липой, под ёлкой             Зайчишка несётся

От страха дрожал,                 На волке верхом!

От серого волка                       Ничуть не боится,

Едва убежал.                           А всё же и сам

А нынче зайчишка               Порядком дивится

Уже не трусишка:                 Таким чудесам!

(С. Погореловский. )

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Добрый лев.

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:


— Ты чего, заяц, плачешь?

— Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит ли-
са. Я её боюсь.

— Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем.
Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу

взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

— Зайца в цирк не пущу!

— Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя
взять с собой бутерброд? Лиса ничего не могла сказать.
Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода. )

Просчитался

Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чистил. Оно было грязное и старое — того и гляди разва-лится.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

— Прости меня, пожалуйста, дружище! —сказал слон. —
Я нечаянно и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом.

— Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так
легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да
поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он Схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

— Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл.

— Ничего не понимаю! —удивился волк. — То у меня
прощения просил, а потом так жестоко поступил...

— Дурачина ты! —прокаркал ворон. — Не видишь раз-
ницы между трусостью и воспитанием.

(По С. Михалкову. )


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л


Нормальная установка при произнесении

твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприка-
сается с передней частью нёба (альвеолами),
с включением голоса остаётся неподвижным.
По бокам языка образуется щель, через ко-
торую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной стру-
ёй; на ладони руки, поднесённой ко рту,
ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для губ и челюстей. От-крыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и не-подвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это поло-жение некоторое время. Закрыть рот. Повто-рить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась " чашечка" («ков шик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повто-рять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загну-тым кончиком языка с включением голоса


водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то мед-ленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ши-рину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следу-ющие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель уп-ражнения не достигается; губы и зубы сбли-жены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения го-лоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как и в упражнении «болтушка»,
сделать язык «чашечкой». Губы округлить.
Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овал-ьную форму.

Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет на-ходиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука  л.
Сделать язык «чашечкой» и поднять

его к альвеолам, как в предыдущем упражне-нии. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль


ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать сле-дующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз-


духа проходит в нос, и вместо звука л слы-шится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...