Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство и общество древнего Вавилона.




ВАВИЛОН

Город Вавилон, имя которого стало нарицательным благодаря Ветхому Завету и Откровениям Иоанна, появился на дороге истории в конце XXI – начале XX ст. до Р.Х. По всей видимости, шумеры его не основывали, т.к. он расположен в Северной Месопотамии (вблизи современного Багдада), где традиционно селились семиты. Сделали это скорее всего аккадцы, через него они поддерживали связь с севером, откуда и пришли.

Интересно заметить, но имя города в своей этимологии имеет какую-то связь со знаменитой Вавилонской башней и смешением языков. «Вавилон» происходит от греческого «Babilon», что является калькой с семитского «Bab-elon» – «врата богов». В древности имя города звучало несколько иначе: «Bab-ilami», «врата бога», что имеет отношение к еврейскому «Babel», производное, как считал академик Б.А.Тураев [ Тураев 1913.1: 102 ], от глагола «balal» или «balbel», что означает «смешение». Так, Иосиф Флавий сообщает:

«То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном вследствие происшедшего здесь смешения языков, вместо которых раньше был один всем доступный: евреи называют смешение» (Иудейские древности. I. IV. 3).

Город этот, а вслед за ним и царство, над которым он господствовал, пережили несколько взлетов и падений. Нас в большей степени будет интересовать эпоха Старовавилонского царства, когда издан был единственный дошедший до нас почти в целости и сохранности самый древний правовой памятник на Земле – Кодекс царя Хаммураби – XVIII ст. до Р.Х.

НАСЕЛЕНИЕ ВАВИЛОНА И ЕГО РАЗРЯДЫ

Основную массу населения Вавилонии составляли юридически свободные люди. Уже в глубокой древности они подразделялись на две категории: земледельцев и городских жителей. О последних до нас дошло, в общем-то, меньше сведений, чем о первых. В основном это, как сейчас бы сказали, люди свободых профессиий: врачи, архитекторы, музыканты, корабельщики и пр. Ремесленники и наемные рабочие составляли немалую часть этой группы. Нам известно о существовании в среде городских жителей особых самоуправляющихся и, следовательно, независимых от государственной власти корпораций.

Как и во всех восточных традиционных обществах, в Вавилонии существовал весьма подробный тариф с расценками оплаты труда наемных лиц; за соблюдением условий этого тарифа следили особые государственные чиновники - контролеры. Городские жители объединялись в общины, как и сельские жители. Каждый квартал города являлся отдельной самоуправляющейся единицей (babtum). Общее собрание всего города (alum) созывалось для решения общегородских дел, но в Вавилонии, в отличие, например, от раннего Ашшура, такие случаи были уже черезвычайно редки. Правда, преемники Хаммураби даровали городам черезвычайно широкие привилегии по самоуправлению.

Земледельческое население в свою очередь подразделялось на две большие категории: собственно свободные крестьяне-общинники и зависимые люди.

СВОБОДНОЕ КРЕСТЬЯНСТВО

Свободные крестьяне-общинники именовались в Вавилоне «awilu(m)», что переводится учеными по-разному: «люди господа» (И.М.Дьяконов), «сын мужа» (В.В.Струве) и т.д. Однако однозначно ясно, что авилу в Вавилоне составлял костяк свободного сельского населения.

Кодекс Хаммураби вслед за сложившейся традицией (очевидно, в эпоху III династии Ура) наряду с «сынами мужа» знает и категорию так называемых «подданных» – «muškenu(m)». Эта вторая категория юридически свободного, но экономически зависимого населения нуждается в подробном освещении.

Этимологически слово muškenum происходит от шумерского mašda, (образованного от причастия šukenum, имеющего значение «приветствовать кого-либо, прикладывая руку ко рту [в знак восхищения]. Отсюда и идеограмма «maš. kan. en». [ Goetze.1956: 51 ]. Термин, таким образом, указывает на лицо более низкого социального (а в древности это означало – и юридического) статуса. Мушкенум ниже авилума, но выше раба-вардума; хотя, как совершенно верно заметил А. Гётце, все они с точки зрения дворца – wardum, т.е. рабы.

Если происхождение авилумов не вызывает сомнения – их юридический статус тому подтверждение – они этнические амориты, вавилоняне, пришедшие в Южное Двуречье с севера, то с мушкенумами не все так просто. В литературе высказывалась точка зрения о шумерском происхождении этого слоя зависимых людей (В.В. Струве). Однако позже было доказано (И.М. Дьяконов), что шумеры окончательно ассимилировались аккадцами к ХХ ст. до Р.Х.. Таким образом, этнический характер их происхождения весьма сомнителен и зависимость статуса этой группы может быть объяснена относительной экономической слабостью отдельных слоев населения перед царской властью.

Древний статус мушкенумов и авилумов разнится. Однако разница эта весьма своеобразна: имущественное положение мушкенума защищено много лучше, чем авилума, его личные права защищаются, соответственно, хуже. Если в законах Эшнунны (ст. 12 и 13) имущество мушкенума защищено от посягательств именно авилума пеней и от посягательств любого другого - смертной казнью, то в кодексе Хаммураби за эти нарушения полагается только смертная казнь, правда, среди адресатов санкции мы уже не встречаем особое упоминание об авилуме. Санкция действует по общему кругу лиц. Более того, в постановлениях Кодекса интерес государства виден отчетливее, т.к. мушкенумы сидят на царской земле, фактически обслуживая ее. Именно этим мы можем объяснить разницу в плате за развод мушкенума по сравнению с авилумом. Мушкенум платит разводных денег вполовину меньше свободного крестьянина-общинника (ст. 140 Кодекса): государству невыгодно расставаться со своим имуществом.

Различия, как и следует этого ожидать, более заметны в сфере уголовного права. Статьи 196, 197 наказывают членовредительство авилума по принципу талиона (ius talionis), а ст. 198, напротив, защищает мушкенума только штрафом. Аналогичные положения, регулирующие наказание за ущерб, содержатся в ст. 200-209 Кодекса. В законах Эшнунны, надо заметить, личность мушкенума защищена сильнее (ст. 24), хотя по статусу жена и дети мушкенума равны рабам. К положению мушкенумов мы вернемся ниже.

ВОИНЫ

Профессиональная армия впервые появилась в Шумере. Можно предположить, что Вавилония только развила этот институт. Статьи с 26 по 39 Кодекса Хаммураби традиционно рассматриваются как постановления о воинах – своеобразное военное право Вавилонии.

Терминологически источники различают, прежде всего, два вида воинов: реду (тяжеловооруженные) и баиру (легковооруженные). И тот, и другой совершенно не различаются в юридическом смысле. У них равные права и обязанности. Размер земельного надела, который должен был определять вид службы, нам не известен. Однако понятно, что юридическое положение этих наделов совершенно одинаково.

Надел (поле, сад и дом) дается исключительно за военную службу. Воин не имеет право его продать (ст. 36), сдать в аренду, передать по наследству (ст. 38) и пр. Этот запрет понимается законодателем абсолютно так, что никто не может вообще купить этот надел у воина. Статья 37 предписывает возвращать проданный надел обратно воину, покупатель при этом теряет свои деньги. Нельзя даже обменять надел воина на надел другого человека за доплату. Статья 41 предписывает в этом случае реституцию, но доплата остается у воина. Ratio законодателя понятна – он заинтересован в том, чтобы воины как разряд населения представляли из себя постоянный класс, всегда готовый выступить в поход. Интерес воина, его защита от экономически сильных людей составляют особую задачу государства.

Кодекс подробно регулирует несение воином службы с этого надела, ст. 26, наказывает воина смертной казнью, если тот отказывается выступить в поход. Во время нахождения в плену (срок установлен в 1 год) надел сохраняется за семьей, но положение резко меняется, если воин отсутствует более трех лет – ст. 30. Сверх того, смысл ст. 134: «Если человек будет уведен в плен, и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого, эта женщина не виновна», - можно понять, как запрет использовать воинский надел домашними воина в его отсутствие.

Очень характерны положения ст. 28 и 29 памятника. Они регулируют продолжение несение службы с надела сыновьями воина. Если сын пока еще является несовершеннолетним, то вдова получает 1/3 надела, чтобы воспитать будущего воина. Аналогичного московскому праву положения об обеспечении бездетных вдов и сирот в кодексе Хаммураби нет.

Статьи 32 - 34 могут быть рассмотрены как единая группа норм, защищающих воина от произвола его начальников. Так, за нанесение ущерба собственности воина виновный, даже если он принадлежит к государственной администрации, подлежит смертной казни. Государство, в свою очередь, обязано выкупать своих воинов из плена и рабства.

Особая заинтересованность государства в воинах становится еще заметнее, если мы сравним общие положения Кодекса, посвященные военному сословию, с положениями ст. 40 памятника. Она гласит буквально следующее: «Надитум, дамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем или домом, которые он купил». Отсюда становится понятным, что повинность все же может быть опосредована предметом обязательства, но интерес государства при этом оказывается решающим. С отчуждением надела не отчуждается повинность с него, она не следует за человеком. Таково общее правило, неприменимое именно к военной повинности.

Воинский надел и царские подарки воину являются условной собственностью - они изъяты из свободного оборота. Однако воины могли иметь движимость и недвижимость на правах частной собственности (ст. 39).

Воины сами вряд ли обрабатывали земли. Наделы, которые они получали, обрабатывались скорее всего арендаторами. Именно этим можно объяснить тот факт, что сразу после «военных» постановлений в Кодексе следуют положения об аренде земли(со ст. 41). Хотя воины могли обрабатывать участок сами, но уровень профессиональной выучки их от этого должен был страдать.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО И ЖРЕЧЕСТВО

Считается доказанным, что жречество объединилось с государством, т.е. превратилось в государственных чиновников уже во времена Саргона I Аккадского. Однако развитых жреческих каст в Вавилонии, как в Иудее и Египте, не было. Храмовое хозяйство в Вавилонии играло роль государственного резерва. Обеспечение этой задачи являлось главной обязанностью жречества, первоначально формировавшегося из среды общинников, а потом – по указу царя.

Храмы играли еще одну важную роль. Они являлись управляющими не только собственных крупных хозяйств, но и были своего рода главной инстанцией, которая связывала разрозненные звенья цепи хозяйственных субъектов. На них лежала обязанность сбора податей с местности (общины) и передача их в центр. На основе этих функций еще в шумерскую эпоху возникает особый слой посредников между государством и общиной – damkaru(m) (государственные купцы). Под их началом состоял целый штат более мелких коммивояжеров.

Сама служебная иерархия в Вавилоне была очень развита. Помимо гражданских чиновников (дамкаров), мы знаем о существовании государственных контролеров (gir), судей (dajjanum); известны нам и воинские должности: deku, lubuttu и пр.

Кодекс Хаммураби подробно говорит только о роли дамкаров и некоторых чиновников, например, старосты (rabianum), управляющих общиной. Известна категория šakkanakkum или šakirum – царских наместников, которые заместили традиционных ensi-patesi аккадо-шумерского периода в исторических городских областях.

Деловая переписка вавилонских царей позволяет нам сделать вывод, что все категории государственных чиновников уже в эпоху 1-ой династии назначались царем. По всей видимости, чиновничество не смогло создать из себя настоящей родовой или служилой аристократии. У семитических народов аристократизм как таковой отсутствует – пережитки родовой демократии у них очень сильны. Некоторую роль аристократии у них всегда играла верхушка торговой олигархии. Исключение, пожалуй, может составить только Ассирия.

Остальное жречество, даже если оно исполняет только ритуал и культ, должно, с нашей точки зрения, рассматриваться как государственное чиновничество. Культ в древности был чрезвычайно тесно связан с государством. Царь, как правило, был верховным жрецом нескольких верховных богов. Однако в Вавилонии сакральные функции царя были очень скромными.

ХРАМОВАЯ ПРОСТИТУЦИЯ

Вавилонская культура знала такое явление, как обрядовую или сакральную, проституцию. В принципе все цивилизации древности в той или иной форме были знакомы с этим явлением. Как правило, оно заключалось в рамки мистерий: дионисий, сатурналий, например, на Западе. Но во всем мире этот вид деятельности рассматривался исключительно как временный – на период праздника, посвященного тому или иному вакхическому божеству. В Вавилоне и у других семитических народностей этот род деятельности считался своего рода регулярной жертвой. Именно таков смысл известного фразеологизма «жрица любви».

Так, кодекс Хаммураби знает следующие виды священных блудниц: naditum – «наложница бога», kadištum – «священная», harimtum – «запретная» и šamhatum – «веселая» (ст. 137 и 178 Кодекса, ср. с категорией kadiltu – «священная» – храмовой проститутки у ассирийцев, см.: ч.1 ст 40 III-ей таблицы Среднеассирийских законов); при этом Кодекс выделяет их в особую категорию населения. Статус этой группы женщин отличается от статуса остальных женщин. Права блудницы на завещание защищены законом, однако, согласно ему она наделена только правом пользования своей наследственной долей в семейном имуществе. Родные обязаны содержать ее, а если они этого не делают, она сама может сдать в аренду свое поле и сад. Разумеется, эти положения относятся только к общесемейному имуществу; все, что она приобретает по договору купли-продажи, принадлежит однозначно ей. Проститутки могли вступать в брак, но это был особый вид сакрального брака. Например, надитум, выходя замуж, давала обет бездетности, детей же мужу рожала наложница, которую сама надитум ему и выбирала.

ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ ВАВИЛОНИИ

Пожалуй, мы можем выделить главный критерий, пригодный для определения статуса того или иного слоя населения в Вавилоне. Это статус земли, на которой это население проживает. Соответственно, все люди разделяются в зависимости от проживания на общинных землях (eqlat durum), на земле дворца и храма (eqlat ekallim) и (kurum). Зависимость от разновидности статуса земли распространялась и на статус человека, сидевшего на земле, например, в виде арендатора – ст. 42 - 65 Кодекса. Статус земли в Вавилонии играл ту же роль, что и статус литургии в Египте. Хотя этому выводу мы не склонные придавать общее значение.

Так, общим наименованием зависимого человека в Вавилонии был скорее muškenum. Мы так смело это заявляем потому, что категория зависимых лиц в Месопотамии обозначалась практически одинаково, например, muškenutu в Ассирии. Ассирийцы были родственны аморитам, поэтому общий термин для родственных языков означает, как правило, общее явление в социальной жизни этих народов.

Muškenum переводят как «склоняющиеся ниц» (см. выше). Их главная обязанность – обрабатывать землю, которую они получили от храма или дворца. С нее они несут своеобразную финансовую повинность двоякого рода: обеспечивают государство и своего титульного землевладельца. По сути это обыкновенные крепостные, но с достаточно большим объемом личных и имущественных прав.

Таким образом, нельзя сказать, что положение таких людей полностью бесправно. Единственный изъян – они не защищены порукой общины; по дошедшим до нас документам не представляется возможным установить, организовывали они на земле, на которой сидели, общину или нет. Мушкенум может обладать собственной движимостью и недвижимостью. Кроме того, вполне логично предположить, что раздача царской земли в условное держание открывало относительно широкий доступ этой и прочим категориям лиц к государственным должностям, начиная со службы в армии. Статья 71 в этой связи может быть истолкована так: что в ней определяется общий принцип повинностного владения, влияющий на положение субъекта владения этим участком:

«Если человек отдаст хлеб, серебро или другое движимое имущество в уплату за связанный повинностью дом, принадлежащий к дому его соседа, который он покупает, то он теряет все, что отдал, дом должен вернуться его [хозяину]. Если этот дом не связан с повинностью, то он может купить; за этот дом он может дать хлеб, серебро или другое движимое имущество». Это общий принцип службы с исключением привилегированных в ст. 40.

Термин «мушкенум», как мы говорили выше, являлся общим понятием, обозначавшим все зависимое население. В массе мушкенумов принято различать несколько их подразрядов, одним из которых является «iššakku». Это менее привилегированный слой мушкенумов. Далее можно назвать специально зависимых от храма людей – «guruš», переводится как «мóлодцы»; «naši» и т.д. Данные подразряды следует различать в зависимости от рода работ и повинностей, которые они осуществляют, ибо существует строгая причинная связь между названием разряда людей и работой, которую они делают.

НЕСВОБОДНЫЕ ЛЮДИ В ВАВИЛОНИИ

Юридически несвободных в Вавилоне представляли рабы – wardum и amtum – «раб» и «рабыня», соответственно. В Нововавилонский период появляется более общее обозначение рабства: aradu, под которым понимается всякое движимое имущество. Обращает на себя внимание при этом именно морфологический характер зависимого состояния. Неслучайно поэтому слово это применимо и к юридически свободным, но которые называют себя так, обращаясь к царю. Вообще язык, надо заметить, четко реагировал на изменения, происходившие в обществе, поэтому старое слово amelutu, в эпоху Хаммураби обозначавшее понятие «люди», «человек» в смысле полноправного члена общества, теперь стало собирательным обозначением рабов вообще.

Но положение их не было совсем бесправным. Статьи 175-176 кодекса Хаммураби знают подобие пекулия аналогичного римскому праву. Кроме того, до нас дошел интересный документ «Контракт о найме раба из Дилбата». Содержание этого контракта помогает нам понять, что раб обладал частичной правоспособностью, хотя в договоре присутствует традиционное положение об уплате наемной платы хозяину раба. Раб получал поденное жалование. В случае нанесения рабом ущерба нанимателю:

«[Если] что-либо в его руке будет найдено, [то] свою наемную плату он теряет» (Струве. 1936.1: 57).

Судя по всему, раб имел свой особый вид промысла, с которого платил оброк хозяину. Корчемничество и производство алкоголя также составляло эту привилегию.

В целом же положение раба было традиционным для такого слоя населения. Раб рассматривался как вещь – имущество своего господина (Библия даже говорит о нем как о «серебре своего господина», Второзак., 5:18). Нанесение ущерба рабу - это нанесение ущерба имуществу господина. Например, ст. 231 Кодекса, предписывающая отдать раба взамен убитого раба; ст. 213 – штраф с человека за причинение выкидыша чужой рабыне; ст. 217 – врачу за лечение раба платит господин этого раба и т.д.

Особое положение, по сравнению с рабами, наблюдается у рабыни. Ее предназначение - конкубинат. Дети рабыни от господина в случае признания их своими законными детьми со стороны рабовладельца однозначно уравнивались в правах с законнорожденными детьми. Если же признания не последовало, то после смерти господина они получали только свободу (ст. 170 -171). В Месопотамии от внимания законодателя не ускользала даже возможность передачи рабыней своих детей на воспитание («взращивание» – tamkaritum – или «оживление», как это определяли ассирийцы) посторонним юридически свободным лицам. Интерес рабынь при этом понятен – возможность улучшить положение своего ребенка. Но законодатель (законы Эшнунны, ст. 33-35) предписывал возвращать таких детей хозяину рабыни.

Отдельно рассматривается в институте вавилонского рабства такая форма эндогенного порабощения, как долговая кабала, иногда в форме самозаклада. В нее отдавались за долги дети или жена неисправного должника, хотя он мог и сам стать рабом. Обращение имущественного требования к взысканию на личность должника, конечно, не делает чести вавилонской цивилизации, однако необходимо помнить, что долговая кабала могла длиться только три года, на четвертый закон требовал отпускать на волю такого человека (ст. 117). Аналогичное положение, но с другим сроком – в 6 лет – содержится, например, в законах Моисея. От долговой кабалы следует отличать обеспечение займа залогом в виде личности своего ближайшего родственника (домочадцев или подчиненных лиц, раба, например). В отличие от других семитических обществ, например, Ассирии и Иудеи, в Вавилонии залог не вел к рабскому состоянию лица, отданного для обеспечения долга (ст. 114 - 116). Правда, стоит отметить, что в Нововавилонское время (VII-IV вв. до Р.Х.) эта форма рабства исчезает. Должника теперь держат в долговой яме, пока он не найдет средств расплатиться с кредитором.

Источниками рабства в Вавилонии, таким образом, будут следующие виды порабощения:

-рождение, что является само собой разумеющимся;

-плен: военнопленные, если их не выкупали, всегда вынуждены были отрабатывать свой хлеб;

-купля, причем здесь следует помнить положение ст. 280 Кодекса, которое автоматически освобождала из рабства вавилонянина, проданного в рабство за границей, как только он вступал на родную землю;

-самопродажа, как мы установили выше, вела только к срочному рабству.

Отношения хозяина с рабом были достаточно жестки, ст. 282 памятника гласит: «Если раб скажет своему господину: “ты не господин мне”, то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо». Откуда видно, что взаимоотношения эти, тем не менее, регулировались государством – раб наказывался своим хозяином только по приговору суда. Это, во всяком случае, логично: перед кем же иначе господин должен был доказывать статус своего раба?

В заключение необходимо отметить: труд рабов не был в Вавилонии массовым, исследователи даже отмечают, что здесь не было рынка, где бы сбывался товар, произведенный руками рабов (А.Л.Оппенхейм).

ОБЩИНА ВАВИЛОНИИ

Общинные земли («eqlum durum», что в переводе означает «вечная земля») никогда не теряли своего значения в месопотамских государствах. Община изменяла свои формы под воздействием государства от родовой организации через домовую к аллодиальным формам собственности, но государство не хотело и не могло ни уничтожить, ни подчинить ее себе. На этот счет имеется твердое свидетельство, освященное самим Хаммураби в виде риторического вопроса: «Разве вечная земля (eqlum durum) когда-либо может быть отобрана?» (Дьяконов. 1967. 4: 7). Косвенным подтверждением нашего вывода могут служить данные о периодических долговых мораториях, которые объявлялись государственной властью. Ростовщичество, активно развиваясь, так и не смогло разрушить этот устойчивый мир.

Община составляла постоянный элемент в традиционном государстве Вавилона. Ее непосредственной задачей была организация юридически свободного крестьянства для сооружения необходимых ирригационных построек. Литургия и несение повинностей, связанных с ней, являлись необходимым условием для нахождения в общине. Литургии уже тогда дифференцировались на несколько общих видов. Наиболее важные из них: несение воинской службы (хотя, в отличие от Ассирии, в Вавилонии воинские поселения могли организовываться также на царской, а не только на общинной земле); несение, если можно так выразиться, ирригационной службы - выделение из общины некоторого количества людей на постройку канала и т.п. сооружения. Разумеется, община платила налоги, была главным субъектом в этом виде отношений. Вместе с тем следует отметить, что на Древнем Востоке этот вид повинностей практиковался в строгом смысле только в очень глубокой древности. По всей видимости, начиная с XVI в. до Р.Х., везде в ирригационных обществах царская власть считает для себя обременительным уже содержание громадного штата надсмотрщиков и передает ирригационные сооружения (колодцы, плотины, каналы и пр.) в ведение общины.

Достаточно недвусмысленно в этом отношении содержание ст. 53 Кодекса:

«Если человек поленился укрепить плотину своего поля, и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил».

Понятно, что процитированная выше статья памятника негативным образом определяет собственника ирригационного сооружения. Стоит сравнить с этим положение ст. 55 и 56 того же памятника, где регулируется возмещение ущерба, нанесенного соседнему участку из-за неправильного использования собственного ирригационного сооружения. При этом субъектом штрафных санкций являются владельцы участков, которым нанесен ущерб, следовательно, они и есть собственники. Статьи 55 и 56, сопоставленные со ст. 53, служат развитием ее главной идеи, подробнее определяют статус пострадавших как собственников земли. Вывод однозначен – это сооружение находится в собственности владельца общинного надела. Аналогичный институт находим в Ассирии, см. ст. 17 I-ой таблицы Среднеассирийских законов (XV в. до Р.Х.):

«то хозяева полей должны действовать по согласию; каждый должен выполнять работу для своего поля и орошать свое поле. А если в их числе есть несогласные, то кто-либо из числа согласных может спросить судей, взять документ от судей и выполнить работу; эту воду он может взять себе самому и орошать свое поле; никто другой не должен орошать этой водой».

Далее, очень хорошо видна роль общины Вавилонии из содержания ст. 23 и 24 кодекса Хаммураби. В них зафиксирован принцип круговой поруки общинников в отношении ущерба и совершения преступления на ее территории. Условием наступления ответственности общины является, как и везде, невозможность обнаружения преступника и неизвестность самого corpus delicti, в последнем случае община возмещает ущерб государству, а не пострадавшему. (Ср. это положение с Моисеевым законодательством: Второзак., 21: 1-8) Очень характерно, что под общиной здесь понимаются два ее вида: сельский и городской.

Сверх того, община в Вавилонии ведала и другого рода делами, как-то: управление неразделенной землей общины. Эта земля посвящалась божку общины. и доходы с нее шли на удовлетворение общинных нужд и культа. Земля эта могла обрабатываться самими общинниками, а могла и сдаваться в аренду; споры в таком случае между держателями общинных наделов и царскими людьми, прежде всего воинами, весьма возможно, решался третейским судом; в последующем суд стал однозначно царским, но община все-таки участвовала в слушании дела и управлении общинной жизнью. Сюда могли входить вопросы ценового регулирования, хотя царская власть и об этом заботилась сама. Государственное вмешательство в экономическую жизнь на Востоке всегда было очень развито.

Понятно, что полицейское дело лежало целиком на общине. Это явствует из содержания ст. 23 и 24. Не подлежат сомнению судебные полномочия общины по своим внутренним делам. Однако этот принцип лишен целостности. В случае неудовольствия одной из тяжущихся сторон она, по всей видимости, могла апеллировать к вышестоящим государственным инстанциям. Община возглавлялась старостой – rabianum. Рабианум в эпоху Хаммураби уже назначается только царем. Строго говоря, это уже государственный чиновник.

Помимо старосты, в общине было общее собрание всех ее членов, способных носить оружие (alum), причем это могли быть не обязательно только домовладыки. Последние, и притом самые уважаемые, составляли особый совет – šibutum. Собирались они по необходимости для решения всех важных внутренних дел: набор ополчения, раскладка повинностей и пр. Скорее всего, собрание старейшин (šibutum) и было внутриобщинным судом.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ВАВИЛОНИИ

По форме правления Вавилония представляла из себя монархию. Верховный владыка есть царь – «šarrum».

Царская власть в глазах семитов обладает невероятным авторитетом. Царь – если не божество, то личность, непосредственно общающаяся с богами. Очень характерно представление шумеров на этот предмет. Их древние цари суть герои, главный из которых Гильгамеш, как утверждала традиция, только на ⅓ бог, а на ⅔ человек. Но шумеры не относятся к семитам, хотя возможно предположить что они подверглись сильному влиянию последних. Достаточно сравнить титулы шумеро-аккадских и вавилонских царей и историю создания памятников права, которая обычно выражена в их преамбуле. Для этого в левой половине сравнительной таблицы мы даем титул Липит-Иштара, царя Исина (ХХ ст. до Р.Х.), а в правой – Хаммураби из преамбулы к его Кодексу (XVIII ст. до Р.Х.):

Когда Липит-Иштара, мудрого пастыря, чье имя названо Нуннамниром - для устроения права в стране, для изгнания жалоб из уст людей, для отвращения оружием вражды и насилия, для ублаготворения плоти Шумера и Аккада, когда Ан и Энлиль избрали Липит-Иштара для главенства в стране, тогда я, Липит-Иштар, смиренный пастырь Ниппура, верный Энгар Ура, не покидающий Эреду, достойный жрец Урака, царь Исина, царь Шумера и Аккада, любезный сердцу Инаны, по слову Энлиля установил право в Шумере и Аккаде... Когда великий Ану, царь амуннаков, и Энлиль, владыка небес и земли, судящий судьбы страны, вручили Мардуку, первому сыну Эа, энлильство над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, назвали Вавилон его величайшим именем, сделали его могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили в нем вечную царскую власть, чье основание прочно подобно небесам... Тогда меня, Хаммураби, славного, богобоязненного государя, для того, чтобы дать справедливость в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильнейшему не притеснять слабого, чтобы я как Шамаш восходил над черноголовыми и озарял страну... отныне...

 

Что обычно кроется за такой трескучей титулатурой? Обычно – конкретное описание функций царской власти. Например, совершенно четко виден ее источник - это не простое божество, а царь самих богов. Иерархия земных начальствующих лиц, таким образом, должна повторять иерархию небесную. Далее, понятно, для чего создана власть царя: прежде всего для отправления судебных полномочий. Они самые древние из полномочий царя и явно преобладают над всеми остальными. Отсюда, кстати, сразу же можем определить действительный источник происхождения царской власти у семитов – это племенные вожди, избранные для суда, а не для войны (в отличие от арийцев, например). Другая характерная деталь – в памятниках семитического права ничего не говорится об экономической подоплеке царской власти. Благополучие страны и людей практически всегда зависит от богов и от установления правды и справедливости в отношениях между людьми: «Когда Мардук послал меня, – говорит Хаммураби, – управлять людьми и доставлять стране благополучие, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям».

Итак, царь – верховный судья, содержание кодекса Хаммураби, смеем думать, во многом определено решениями царского суда. Царь – верховный жрец. Это понятно само собой. Избитый тезис советской историографии, что царь есть верховный собственник всей земли в своем государстве, естественно, неверен, поэтому здесь только подчеркнем еще раз: царь не был верховным собственником всей земли. Он в Вавилонии, как и на всем Востоке, выступал в роли верховного сюзерена своих вассалов. Вавилония с типологической точки зрения может быть охарактеризована как раннефеодальная монархия. Тем не менее, как и во всех раннефеодальных монархия, где центральная власть еще достаточно крепка, мы и здесь можем выделить сферы особого интереса этой центральной власти.

В основном это торговля и производство товаров и услуг. Центр (в лице царя) вмешивается в эту область очень активно. Самое распространенное средство для этого – установление в законе общеобязательных тарифов. Так, кодекс Хаммураби устанавливает тариф оплаты найма ремесленников и сельскохозяйственных работников (ст. 257, 258, 273, 274); тарифы по вознаграждению за труд лиц свободных профессий, то есть врача, строителя, корабельщика (ст. 276, 277) и др. Тарифная политика регулирует и ростовщический процент (ст. 88-95), и способы перевода цен на хлеб в серебро (ст. 51). Это было необходимо ввиду отсутствия денежной единицы в Вавилонии в современном значении этого слова (следует напомнить, что деньги – монеты – появились только в VII ст. до Р.Х.). Когда в памятнике речь заходит о деньгах, то законодатель подразумевает под этим прежде всего весовые единицы ценных металлов.

Преемники Хаммураби не смогли удержать власть в ее прежнем положении и вынуждены были дать городам, и по всей видимости, храмам очень большие привилегии по самоуправлению. Привилегии эти были использованы жрецами храмов, расположенных в крупных городах, в своих интересах. Так, считается, что Вавилон персы взяли при Кире Великом только из-за предательства жрецов вавилонского храма Мардука. Однако стоит всегда помнить, что привилегии городов и храмов в Двуречье имеют очень долгую историю еще с шумерских времен.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВАВИЛОНИИ

Привилегии городов Вавилона, Ниппура, Сиппара и Борсиппы сводились к следующему.

Во-первых, существенно ограничиваются права царя. Этот способ регулирования, как известно, практически всегда служит средством ограничения власти. Интересно отметить, что среди главных царских обязанностей наличествуют такие, которые однозначно могут быть истолкованы как усиливающие роль жречества. Царь под страхом смерти обязан заботиться о своем жреце «абкаллу», а также жрице-прорицаний (вавилонский аналог Пифии). Показательно также то, что царь должен внимательно относиться к потребностям бога: «Если он внемлет советам Эа, великие боги дадут ему жить в мудрости и знании правды» (Тураев.1913.1: 118-119; далее цитаты даны из этого источника).

Во-вторых, особую группу составляют финансовые привилегии городов. Они могут быть подразделены нами на: а) привилегии по общему налогообложению: «Если он отнимет у вавилонян деньги, и внесет их в свою казну... Мардук... поставит над ним врага»; и б) привилегии по взимании судебных пошлин: «Если ниппурцы принесут ему нечто для суда и он станет притеснять их из-за даров, Энлиль, владыка стран, выдвинет против него враждебного иностранца, который заставит уничтожить его воинов [очень странная санкция! – М.И. ]» На самом деле это фактическая гарантия ius resistendi для подданных.

В-третьих, изложена группа норм, которая по аналогии может быть названа Habeas Corpus Act’ом Вавилонии. Царю вменяется в обязанность беспристрастность на суде: «Если он будет притеснять обитателей Сиппара и будет пристрастен в пользу чужого, Шамаш, судья Неба и Земли, передаст суд чужому». Более того, царь не может возбудить обвинение по собственному усмотрению против граждан известных городов: «Если он обвинит кого-либо из граждан Ниппура, Сиппара или Вавилона и бросит его в тюрьму, город, где последовало обвинение, должен быть обращен в пустыню». Отсюда явствует, что наказать человека, в частности, посадить его под арест можно было не иначе как по приговору суда!

В-четвертых, царь дарует достаточно широкие привилегии от несения литургий: «Если он соберет сиппарцев, ниппурцев и вавилонян, заставит их нести на головах корзины, наложит на них работы или солдатчину, Мардук... подчинит его страну врагу» По всей вероятности запрет на несение литургий распространяется на все их [литургии] виды.

В-пятых, привилегии подробно регулируют взаимоотношения городов с царскими наместниками (šatam или šakkanakkum). Вмешательство чиновников центральной власти в дела города строго запрещено: «Повелением Эа, владыки бездны, войско царского чиновника будет уничтожено, его место превращено в развалины, дело рук их унич<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...