Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие музыки как процесс




Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музыки позволяет челове­ку сформировать полноценный целостный образ произведения. Как свидетельствуют данные исследования В. Д. Остромен-ского [227], в процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации. В течение первоначального восприятия-«ознакомления» со­держанием музыкально-слуховой деятельности является ориен­тировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия-«просветле­ния» в структуре деятельности начинают доминировать прогно­зирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее вос­принятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия — «озарения» на основе углубленного анализа через синтез проис­ходит рационально-логическое освоение музыкального материа­ла, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В. Д. Остроменским интерес­ные закономерности динамики развития восприятия музыки школьниками, не могут служить обобщенной моделью музы­кального восприятия в целом. Предметом анализа в настоящем очерке является лишь первый уровень музыкально-слуховой деятельности. Профессиональные, возрастные, образовательные факторы на­кладывают существенный отпечаток на динамику развертывания музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно одно­кратного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное

Музыкально-слуховая деятельность__________________91_

Однако важная в методологическом отношении идея про­цессуальности, стадиальности восприятия получила в работе В. Д. Остроменского хорошее экспериментальное воплощение. Эта идея поддерживается большинством российских исследо­вателей. Так, А. Н. Сохор [279] выделяет 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие, 2) стадию слуша­ния, 3) стадию понимания и переживания, 4) стадию интер­претации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и пере­живание часто протекают слитно, нерасчлененно. 3. Г. Казанджиева-Велинова [387] выделяет три основные стадии: докоммуникативную, связанную с формированием го­товности слушать, коммуникативную, отражающую реаль­ный процесс восприятия музыки, и посткоммукативную, свя­занную с осмысливанием произведения после окончания его звучания. Большое значение всеми исследователями придается пер­вой стадии музыкально-слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки-готовности к вос­приятию. Установка в значительной степени зависит от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального воспри­ятия. По-разному воспринимают люди музыку в условиях концерта и слушая ее по радио или по телевидению, индиви­дуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспри­нимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Уста­новка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особен­ностями личности, уровнем образования и специальной музы­кальной подготовки воспринимающего субъекта. Как свидетельствуют данные исследования 3. Г. Казанджиевой-Велиновой, решающими в формировании установок оказываются общемузыкальные характеристики, связанные с представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточ­ным могут оказаться и три прослушивания. Исследования А. Л. Готсдинера [109], Е. В. Назайкинского [208], В. М. Теплова [296] посвящены изучению стадиальности развития музыкального восприятия в раннем возрасте.

Музыкально-слуховая деятельность__________________93

Недостатком многих теоретических попыток объяснения механизмов музыкального переживания является абсолютиза­ция одного из начал: объективного, связанного с особыми воз­можностями музыкального произведения, его структурной ор­ганизацией и субъективного, выражающего личностно-катарсические превращения в человеке в связи с особой деятельнос­тью его психики в процессе восприятия музыки. Психологические механизмы музыкального переживания можно раскрыть лишь на основе системного исследования многообразных социальных, идеологических, культурных, этнографических отношений, в которые включен человек как субъект различных видов музыкальной деятельности. Согласно нашей гипотезе, музыкальное переживание детерминировано действием трех механизмов — функциональ­ных, мотивационных, операционных, отражающих природу человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Функциональные механизмы связаны с системой генетиче­ски обусловленных онтогенетических свойств слуха, моторики, обеспечивающих уровень адекватного отражения сенсор­ных характеристик музыки. Операционные механизмы представляют собой сформиро­ванную в процессе деятельности систему перцептивных, мнемических, интеллектуальных действий (в том числе слухоразличительных, вокально-интонационных, прогностических, иден­тифицирующих и др.). Операционные механизмы обеспечивают перевод (аудиализацию) образов любой модальности в слухо вые-музыкальные (например, в композиторской деятельности) и сигнификацию их в специфической системе эмоциональных образов музыкальной интонации. Способы взаимосвязи операционных и функциональных механизмов как на перцептивном (восприятие), так и на ап­перцептивном (представление) уровнях определяются мотивационными факторами. Последовательно развертывающаяся система художественно-эстетической мотивации, отражающая функциональную структуру музыки как вида искусства, детерминирует направ­ленность, избирательность, эмоциональную организацию «прис­трастного» процесса музыкального переживания. Вот почему именно анализу личностных факторов уделено значительное внимание во многих разделах книги. Генетиче­ские предпосылки отражения элементарных свойств музыки, связанные с функциональными механизмами переживания,

94_____________________________Бочкарев А. Л.

рассматриваются в разделе об ощущении музыкального звука, операционные механизмы частично освещены при описании психологических свойств восприятия, а также в разделе об адекватности музыкального восприятия. В заключении дается обобщенная характеристика музы­кального переживания и некоторых закономерностей его раз­вития. Анализ психологических механизмов музыкального пере­живания дает возможность понять психологическую специфи­ку музыкально-слуховой деятельности, своеобразным отраже­нием которой является музыкальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...