Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели бюджетного устройства Г. Хьюза и С. Смита




Страна Описание модели
Австралия, Канада, США, Великобритания, Япония региональным и местным властям предоставлена относительно большая самостоятельность, опирающаяся на широкие налоговые полномочия
Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. особенно высокая доля участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов
Западноевропейские федерации: Австрия, Германия и Швейцария. бюджеты разного уровня автономны, но активно сотрудничают между собой
Юг и запад Европы: Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания характеризуется значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета

 

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») 1. совместные налоги («один налог — три бюджета»)
2. самостоятельность в расходах 2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов» 3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание 4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований 5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства» 6. помощь кризисным регионам

Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

1. законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

2. законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;

3. сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

Реализация указанных выше аспектов бюджетного федерализма приводит к объективному формированию финансовых отношений между всеми уровнями бюджетной системы, т.е. к межбюджетным отношениям.

Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Основной принцип указанных отношений — сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. К сожалению, в российских законодательных актах определение бюджетного федерализма отсутствует.

Принципы бюджетного федерализма:

- Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

- Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

- Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

- Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

- Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

65! Финансовая политика государства: цели, задачи, основные направления

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегическихнаправлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбортекущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное с обрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции. Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерствофинансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерациипо налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов налоговой полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

 

!!! 66 Финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня. Формы финансовой помощи

Формы, принципы и методика распределения финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня.

Финансовая помощь Б нижестоящего уровня регламентируется Бюджетным кодексом Р.Ф.
1
)Фин. помощь из фед. Б. на выравнивание уровня минимальной бюд. обеспеченности Б. субьекта Р.Ф. предоставляется при условии подписания соглашения об Б субъекта Р.Ф. через Федеральное казначейство.
2
)Фин. помощь из фед.Б. Б-ту субьекта, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюд. обеспеченности, определяется на основе нормативов фин. затрат на предоставление гос. услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные гос. социальные стандарты.
3
)Все Б составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных гос. социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
4)
В Бюд. К. Р.Ф. регламентируется предоставление бюд. ссуд субьектам Р.Ф. на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на возмездных или безвозмездных условиях.
5)
Бюд.К. определяет права органов гос. власти Р.Ф. при предоставлении финансовой помощи Б.субьека Р.Ф. Они также вправе провести ревизию субъекта (получателя фин.помощи), имеют право осуществлять контроль за расходованием средств потупивших из Б субъекта в местный Б
Регулирование межбюд. отношений на осуществляется на основе формирования и распределения ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАМ (ФФПР) который был создан в 1993г. для оказания фин. помощи бюджетам субъектов Р.Ф. в форме трансфертов. ФФПР формирует свои средства за счет средств фед. Б. Средства этого фонда распределяются в виде трансфертов между регионами, нуждающимися в поддержке, т.е.в кот. среднедушевой уровень доходов ниже среднедушевого дохода по Б. всех субъектов Р.Ф. Распределение средств Фонда осуществляется по единой методике и формуле, учитывающей бюж. доходы соответствующего Б и численность населения, проживающего на соотв. территории. Средства ФФПР Р.Ф. формируется за счет путем отчислений от федеральных и региональных налогов..

Средства ФФПР распределены таким образом, чтобы довести приведенные к сопоставимым условиям доходы субъектов Р.Ф., имеющих право на получение трансфертов, до максимально возможного при планируемом объеме ФФПР уровня. Для приведения бюджетных доходов субъектов Р.Ф. к сопоставимым условиям собственные среднедушевые бюд-ные доходы субъектов Р.Ф. делятся на величину индекса бюджетных расходов. Расчет трансфертов проводится в следующей последовательности:

1) определяется субъект РФ с наименьшим значением среднедушевых бюд.доходов
2)
рассчитывается объем средств, недостающих данному субъекту
3
)полученное значение умножается на индекс бюд.расходов и численность населения данного субьекта
4)
полученная величина вычитается из планируемого объма ФФПР 5) процедура повторяется для увеличивающегося на каждом шаге на единицу количества субъектов Р.Ф.до тех пор, пока распределяемые трансферты не превысят планируемый объем ФФПР
6)
уровень приведенных среднедушевых бюд.доходов, до которого проводится выравнивание, корректируется, чтобы обеспечить равенство суммы рассчитанных трансфертов и планируемого объма ФФПР. Доля в (%) субъкта Р.Ф., имеющая право на получение трансферта,в ФФПР рассчитывается как отношение расчетного трансферта к планируемому объему ФФПР.

В последнее время наиболее распространенной формой предоставления фин. помощи стали территориям субвенции.

Субвенция -это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие суб.- для покрытия текущих расходов на социально-культурные мероприятия, содержание бюд. организации и соц. защиту населения.

Инвестиционные суб. - для покрытия капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды. Контроль за использованием суб. возлагается на Фед.собрание и Мин-во финансов. Еще одной из форм оказании помощи регионам явл. Дотации -это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов.

 

!!! 67 Экономическое содержание и функции финансов предприятия

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур – хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются финансы организаций (предприятий) и корпораций (в дальнейшем текс­те – предприятий), которые состоят из совокупности финансов предпри­ятий всех форм собственности и сфер хозяйствования, за исключением организаций (предприятий) и корпораций, относящихся к другим зве­ньям подсистемы.

Финансы предприятий – это экономичес­кая категория и, одновременно, финансы предприятий – это совокупность денежных фондов.

Во взаимоотношениях бюджета и государства проявляется тесная взаимосвязь, что предопределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом, в общей совокупности финансовых отношений, поэтому их называют бюджетными. Государство формирует все бюд­жетные отношения.

Финансовые отношения предприятий в большей части не фор­мируются государством, а регулируют экономическую деятельность предприятий. В этом проявляется основная специфическая черта финансовых отношений предприятий, и в то же время их общность – определенная система отношений.

Финансовые отношения предприятий связаны с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта и концент­рацией ее в распоряжении общегосударственного органа управле­ния и в децентрализованных денежных фондах организаций (пред­приятий). Качественная определенность финансовых отношений предприятий характеризуется выполнением ими важных экономичес­ких, социальных, политических и внешнеэкономических функций государства и предприятий:

- используя финансовые отношения, устанавливаются взаимосвя­зи (денежные потоки) государства со всеми хозяйствующими субъектами (через систему формирования и регулирования от­ношений).

- в процессе перераспределения выручки (дохода) пред­приятий, главным образом прибыли предприятий, формируют­ся централизованные и децентрализованные денежные фонды и средства государства и предприятий;

- при помощи финансовых отношений осуществляется процесс перераспределения денежных средств (устанавливается направ­ленность движения денежных потоков), сконцентрированных в цент­рализованных и децентрализованных денежных фондах государства и предприятий, между участниками воспроизводственного процесса, сферами деятельности и т. п.;

- посредством финансов предприятий проводятся мероприятия по государственному регулированию предпринимательской деятель­ности и проведению государственной финансовой политики в деятельности предприятий;

- в финансах предприятий отражаются все экономические процес­сы и находят свое конкретное выражение все основные финансо­вые инструменты (налоги, отчисления, нормы и нормативы, де­нежные потоки и т. д.);

- используя финансовые отношения, государство и предприятия осуществляют стоимостной контроль и экономический анализ результатов хозяйствования, движения денежных средств;

Финансы предприятий как экономическая категория представ­ляют собой систему экономических денежных отношений, имею­щих императивную форму образования, по поводу перераспределе­ния совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающую процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и принимающую законодательно закрепленный характер использования.

Внешняя форма проявления финансов находит свое выражение в обособлении у предприятий части стоимости совокупного обществен­ного продукта в форме денежных фондов и средств. Использование раз­личных форм и методов формирования и использования денежных фон­дов и средств, определение их структуры и объемов предопределяет наличие соответствующих документов, отражающих законодательно закрепленное движение денежных средств.

В широком смысле слова финансы предприятия – это система экономических денежных отношений, регулируемых общегосудар­ственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования централизованных и децен­трализованных денежных фондов и средств в соответствии с функ­циями категории и функциями предприятия.

Сущность финансов предприятий как финансовой категории прояв­ляется в ее функциях и заключается в следующем:

- формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств (в ходе реализации этой функции обеспечива­ются структура, формы и методы аккумулирования части сово­купного общественного продукта (национального дохода) в де­нежных фондах государства и движения денежных потоков на предприятии);

- использование централизованных и децентрализованных денеж­ных фондов и средств (в соответствии с этой функцией реализует­ся процесс целевого использования денежных средств, находя­щихся в распоряжении предприятия, – структура, порядок и последовательность движения денежных потоков);

- организация и проведение контроля и экономического анализа за формированием, движением и использованием денежных средств фондов предприятий (использование финансовых – стоимостных, денежных – показателей позволяет анализировать, системати­зировать, выявлять тенденции и направленность движения денежных потоков, осуществлять наблюдение за объемами денежных средств на предприятии, соблюдением правил, норм и нормативов, установ­ленных законодательством).

Финансы предприятий представляют собой отношения:

- по формированию финансовых ресурсов предприятий и обеспечению. эффективного сочетания источников этих ресурсов;

- по использованию этих ресурсов на текущую, инвестиционную, фи­нансовую и прочую деятельность предприятий.

Финансы предприятий представляют собой от­ношения по формированию денежных потоков на предприятии в соот­ветствии с экономическим содержанием и функциями категории и их проявлением в деятельности предприятий.

Результатом проявления финансовых отношений и организации уп­равления ими на предприятиях является соблюдение законодательства и получение прибыли для удовлетворения потребностей собственника и общественных функций государства.

Функции финансов предприятия проявляются через их сущность в процессе воспроизводства. Основные функции финансов предприятия это: формирование ресурсов при производственно-хозяйственной деятельности; использование и распределение финансовых ресурсов в ходе обеспечения производственной, операционной, инвестиционной деятельности для обеспечения финансовых обязательств, возникающих перед бюджетом и прочими хозяйствующими субъектами, банками; контроль за использованием и формированием ресурсов при производственных процессах.

Функции финансов предприятия проявляют свои внутренние свойства в ходе практически всех процессов экономического характера, которые проходят в жизни предприятия, потому что все они опосредуются движением финансовых ресурсов в том или ином направлении.

Функции финансов предприятия наиболее полно раскрывают их сущность. Большинство специалистов считает, что финансам свойственны в первую очередь две первостепенные функции: распределительная и контрольная. Эти обе функции взаимодействуют друг с другом. При помощи распределительной формируется первоначальный капитал, распределяется валовой внутренний продукт, определяются стоимостные пропорции при распределении доходов, обеспечивается лучшее сочетание интересов товаропроизводителей, государства и самих предприятий.
Вообще в основе финансов находятся распределительные отношения, необходимые для финансирования производственных процессов. Нарушение бесперебойного оборота средств, увеличение затрат могут привести к снижению доходов, конкурентоспособности и, следовательно, финансовой устойчивости. Для предотвращения подобных явления необходимы контрольные функции финансов организации.

Контрольная функция отвечает за стоимостной учет абсолютно всех затрат на производство продукции и ее реализацию, оказание услуг, выполнение работ, формирование доходов и их использование.

 

!!! 68 Экономическое содержание доходов бюджетов различных уровней

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах.

1. Принцип достаточности.

2. Принцип стабильности доходов бюджета.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.

Существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления (ст. 41 БКРФ). С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета отнесены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения. Вместе с тем необходимо отметить, что последние учитываются обособленно, их формирование и использование осуществляются в особом порядке.

Классификация бюджетных доходов:

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).

В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.

В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. Как отмечалось выше, относить привлеченные на временной основе в бюджет средства к доходам бюджета можно лишь условно.

Из всех приведенных выше классификаций наибольшее значение имеют первые две: по методам взимания и по порядку распределения доходов по уровням бюджетной системы, так как именно они наиболее отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для определения резервов их роста и направлений совершенствования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение по уровням бюджетной системы путем разграничения между федеральным, региональным и местным уровнями. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и закрепленные за ним регулирующие доходы. При этом Бюджетный кодекс РФ определяет, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета РФ. Однако на практике данная норма не выполняется.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень федеральных налогов и сборов в настоящее время определяется ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ) и включает следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, и тд

Кроме того, в их число входят налоги, взимаемые в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными налоговыми режимами: единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ), платежи по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (глава 26.2 НК РФ) и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ). В доходы федерального бюджета при его исполнении могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет как собственных, так и доходов в виде отчислений от федеральных налогов и сборов. В составе доходов субъектов РФ не учитываются передаваемые местным бюджетам отчисления от налогов и доходов. В доходы бюджетов субъектов РФ могут также зачисляться средства, поступающие в порядке централизации местных налогов (например, часть земельного налога).

Перечень собственных налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в настоящее время определяется ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и включает: лесной доход; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.

Все региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Это обусловлено значением, которое данные платежи имеют для формирования региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов экономического и социального развития регионов.

С учетом положений Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые доходы представлены в бюджетах субъектов РФ в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, ос<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...