Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эмоциональной экспрессии




Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия слушателями композиторского замысла. Если в искусстве актера, артиста балета внешне выражен­ная эмоциональная экспрессия как проявление способностей к перевоплощению наряду с другими профессиональными уме­ниями и способностями играет роль в раскрытии образа, в музыкально-исполнительском искусстве внешние проявления эмоциональных переживаний интерпретатора не являются специфическими формами воздействия на слушателей, так как музыка обращается в первую очередь к слуху человека1.

1 В некоторых вокально-инструментальных жанрах внешние эмо­ционально-экспрессивные реакции исполнителей играют более важ­ную роль, чем в инструментальном исполнительстве. Так, в опере не только слушают музыку, но и воспринимают сценические действия, режиссеру, балетные вставки. Однако, доминирующую роль в ней, как и в любом музыкальном жанре, играет образность, заключенная

Музыкально-слуховая деятельность_________________127

Талантливые исполнители не чувства выражают в музыке, а музыку превращают в чувство, так как в самой структуре музыкальной интонации, близкой человеческой речи, сконцен­трированы целые пласты человеческих переживаний. Музыка настолько эмоциональна, что не требует, казалось бы, никакой дополнительной экспрессивной трактовки со стороны исполни­теля. Представители некоторых исполнительских школ очень скупы на внешнее выражение эмоций средствами мимики, пантомимики, считая последние проявлением антимузыкаль­ности. Однако данные музыкальной практики и материалы специ­альных исследований свидетельствуют о том, что восприятие слушателями внешних экспрессивных реакций исполнителей существенно влияет на процесс постижения композиторского замысла и интерпретации исполнителя. Вот почему восприя­тие музыки в условиях непосредственного (концерт) и опосре­дованного (телевидение, кино) общения с исполнителем отли­чается рядом специфических особенностей по сравнению со слушанием музыки по радио (в записи). Экспрессия исполнителя, его жесты. Поведение, внешняя эмоциональная выразительность и заразительность интерпре­тации значительно может повлиять на процесс музыкальной коммуникации. В отличие от концерта телетрансляция музыки позволяет слушателям крупным планом увидеть экспрессию, руки ди­рижера, лицо исполнителя, максимально приближая музы­кантов. Однако обратный отрицательный эффект такого вос­приятия — возможность переключения центра внимания со слухового на зрительный ряд. Как известно, гораздо больше информации человек способен воспринимать по зрительному каналу, нежели по слуховому. Вот почему некоторые специа­листы-музыканты считают, что в телевидении нет места му­зыкальному искусству, так как изображение препятствует адекватному слуховому восприятию (Г. Андерс, А. Дилижан, Б. Троуэль). Этот вопрос до настоящего времени является в музыке. Законы сценических действий оперных певцов, особеннос­ти их эмоциональных переживаний подчинены в первую очередь задачам образно-музыкальным.

1 Сторонники телемузыки, напротив, ратуют за оптимизацию зрительной и слуховой информации, отдавая дань телевизионной технологии с ее крупным планом.

128______________________________Бочкарев Л. А.

предметом дискуссий, результаты которых обобщены в работах Н. П. Корыхаловой, 3. Г. Казанджиевой-Велиновой. Одна из частных задач нашего исследования — экспериментальное изу­чение степени влияния внешне выраженных форм экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность распознания слуша­телями эмоционально-образного содержания музыки в усло­виях опосредованного общения (средствами телевидения). Спе­циально был создан конфликт между зрительной и слуховой информацией с тем, чтобы исследовать уровень эмоциональной значимости зрительной программы и степень ее участия в формировании музыкального образа. Использовались миниатюры, специально написанные компо­зиторами на предложенные экспериментатором темы (см. с. 139, 190 настоящей книги), а также программные произведения X. Асакавы, Б. Бартока, Д. Доуленда, Ф. Шопена. В настоящей главе описаны лишь материалы восприятия слушателями Пре­людии Ми минор (№ 4, ор. 28) Ф. Шопена и экспозиционной части Ноктюрна До минор (№ 13, соч. 48) Ф. Шопена. В обоих произведениях выражены в яркой форме два контрастных эмо­циональных состояния: просветленно-элегическое и меланхоли­чески-скорбное. Так, в экспозиционной части Ноктюрна (Largo, 24 такта) просветленную, элегическую мелодию оттеняют «свинцовые ба­сы и аккорды аккомпанемента». На этом фоне «происходит изнемогающее падение мелодии, попытки которой подняться толь­ко оттеняют последнее, самое глубокое, беспощадное ее низвер­жение — как будто руки опустились от беспредельного отчая­ния», — отмечает Ю. Н. Тюлин [305, с. 33]. Полутоновые нисходящие интонации стона, начальное portamtnto, «придыхающие» паузы и синкопы, «горестные» интонации в III такте на аккорде, обрыв мелодии, напряженные изгибы и разгон к кульминации «с оттенком отчаяния, протеста, негодования» при движении через «суровую» неаполитанскую субдоминанту на расширенном дыхании, по мнению Ю. Н. Тюлина, создают не только атмосферу ожидания, но и наполняют музыку «обра­зом тяжелого переживания» [305, с. 34]. Тревожный аккомпа­немент также наполняет созерцательную, полную томления мелодию Прелюдии чувством безысходности. Исполнители (преподаватель консерватории — А и сту­дентка консерватории — Б), принимавшие участие в экспери­менте, несколько раз прослушивали интерпретацию, после че­го под фонограмму исполняли музыку на фортепиано (синх-

Музыкально-слуховая деятельность_________________129

ронно звучанию пластинки), в одном случае усиливая внешнее выражение положительных эмоций, отразив на лице возвы­шенные, просветленные, лирические чувства, содержащиеся в музыке (вариант «Просветленность (созерцательность)»), в другом случае — усиливая внешнее выражение отрицательных эмоций: грусти, отчаяния, скорби (вариант «Отчаяние»). В обоих вариантах («П» и «О») внешне выраженные экспрессив­ные реакции исполнителей были связаны с различным индивидуальным переживанием музыки. Согласно заданию экспе­риментатора, они не должны были противоречить замыслу композитора, не нарушать целостности музыкального образа, но быть контрастными. В обоих вариантах была отражена це­лая гамма чувств, связанных с драматургией произведения. Обобщенные названия вариантов условно отражают две по­лярные экспрессивные трактовки. Бесспорно, вариант «П» в меньшей степени воплощал содержание музыки — он был для экспериментатора своеобразной «лакмусовой бумажкой» в решении основной задачи1. Именно в этом варианте был соз­дан конфликт между зрительной и слуховой информацией, провоцирующий слушателей на не совсем адекватное восприя­тие музыки, поскольку в видеоизображении было значительно больше оттенков лирических, просветленных чувств по срав­нению с наличием их в самой музыке. Эмоционально-экспрессивные реакции исполнителей запи­сывались на видеомагнитофон в сочетании с звучанием интер­претаций выдающихся исполнителей. Высокая техника мон­тажа обеспечила синхронность соединения зрительного и слу­хового рядов (см. фото 39-53). В I серии испытуемые — студенты II курса всех специаль­ностей консерватории и преподаватели музыкальных училищ (всего 98 чел.) оценивали без звучания музыки динамику внеш­не выраженных эмоционально-экспрессивных реакций, запи­санных на видеомагнитофон, пользуясь модифицированной методикой семантического дифференциала. В отличие от извест­ных в социальной психологии экспериментов по опознанию

1 Экспертами автора был докт. искусств., проф. А. Д. Алексеев, докт. искусств., проф. Медушевский, докт. иск., проф. Н. А. Горю-хина, В. В. Медушевский предложил назвать экспериментальный ва­риант с преобладанием положительных эмоций — «Просветленность», Н. А. Горюхина — «Созерцательность» (Элегичность), А. Д. Алек­сеев — «Лиричность».

130______________________________Бочкарев Л. Л.

эмоциональных состояний по выражению лица, испытуемые-зрители не только были информированы о ситуации опозна­ния, но и опознавали экспрессию именно в ситуации профес­сиональной (исполнительской) деятельности, не слыша, одна­ко, музыки. Задача этой серии — отбор для основных экспе­риментов наиболее контрастных и ярких в эмоциональном отношении вариантов, а также сравнение оценок экспрессии при наличии и отсутствии музыкального сопровождения. Во второй серии одна и та же звукозапись Ноктюрна — в интерпретации М. Воскресенского и Прелюдии — в интерпре­тации Н. Акопян предъявлялась слушателям поочередно с разными вариантами эмоционально-экспрессивных реакций исполнителей («П» и «О»). Испытуемые оценивали по описан­ной выше методике содержание предъявляемой интерпретации музыки. Экспрессивные реакции исполнителей оценивались как одна из составляющих эмоциональности исполнения. По 7-бальной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3) оценивались так­же уровень исполнения, уровень профессионального мастерст­ва, степень эстетической привлекательности внешности и экс­прессии исполнителей. В III серии разные трактовки музыки сопровождали одну видеозапись. В IV серии испытуемые, слушая музыку без ви­деоряда, должны были сравнить интерпретацию с ранее вос­принятыми вариантами, назвав исполнителя. Восприятие внешне выраженной экспрессии исполнителя (без музыки). Обеим исполнительницам удалось успешно выполнить за­дание экспериментатора — отобразить преимущественно по­ложительные эмоции в варианте «Просветленность» и пре­имущественно отрицательные эмоции в варианте «Отчаяние». В оценках слушателей доминировали наименования положи­тельных эмоций при восприятии варианта «Просветленность», наименования отрицательных эмоций — при восприятии ва­рианта «Отчаяние». На гистограммах 1—2 обращает внимание почти абсолютное преобладание выборов отрицательных эмоций при восприятии варианта «Отчаяние» и почти полное преобла­дание выборов положительных эмоций при восприятии вари­анта «Просветленность». Так, при восприятии экспрессии ис­полнителя Б (вариант «Просветленность») 53,2% испытуемых увидели на лице нежность, 38,3% — умиление, 21,3% — блаженство, 14,9% — приподнятость, лишь 4,2% — печаль, 8,5% — меланхолию. В оценках варианта «Отчаяние» ни у

М узыкально-слуховая деятельность______________131

одного испытуемого не фигурирует наименования положи­тельных эмоций. 24,3% испытуемых увидели печаль, 18,9% — тоску, 13,5% — сожаление, 24,3% — интеллектуальное на­пряжение, 16,2% — страдание. Аналогичная, несколько менее выраженная тенденция представлена в распределении оценок экспрессии исполнителя А. Сравнительный анализ видеограмм экспрессии обоих ис­полнителей свидетельствует о том, что исполнитель Б более интенсивно выражает эмоции средствами мимики, пантоми-мики — испытуемые выбрали значительно больше наименова­ний эмоций для оценки его экспрессии. Более высоко испы­туемые зрители оценили эстетические качества экспрессии этого исполнителя: 86,7% испытуемых поставили положи­тельные оценки. Лишь 42,8% испытуемых оценили положи­тельно экспрессию исполнителя А, таков же процент отрица­тельных эмоций. По мнению испытуемых, эмоции исполнителя Б были «теп­лыми», «согретыми богатыми внутренними переживаниями» по сравнению со «сдержанно-холодной, рассудочной» экспрес­сией исполнителя А. Исполнительский стиль Б (по оценкам экспертов) можно охарактеризовать как эмоционально-субъек­тивный по сравнению с интеллектуальным типом творческого процесса исполнителя А. (по классификации Токиной Н. Н.). Влияние внешне выраженной экспрессии на восприятие слушателями музыки. Если в I серии предметом внимания испытуемых была лишь экспрессия исполнителей, во второй серии оно распреде­лилось между слуховой (основной) и зрительной (дополнитель­ной) информацией. Сравнение оценок одного и того же произ­ведения и интерпретации одного исполнителя при различных вариантах экспрессии дает возможность показать влияние эмоционального содержания внешне выраженной экспрессии на восприятие музыки. Во всех «музыкальных» вариантах, по сравнению с «немузыкальными», резко уменьшается количе­ство выборов наименований положительных эмоций и увели­чивается количество выборов наименований отрицательных эмоций, что, бесспорно, связано с влиянием эмоционального содержания минорной музыки. Так, при восприятии музыкального варианта «Просветлен­ность» в исполнении Б 29,3% слушателей назвали грусть, 19,1% — печаль, 19,2% — сожаление, 17% — меланхолию, 4,2% — страдание; при восприятии экспрессии без музыки

132______________________________Бочкарев А. Л.

общий процент отрицательных эмоций составил лишь 12,7% (см. верхние квадранты гистограммы 2). Однако и в музыкальных вариантах оценки слушателей при восприятии вариантов «Просветленность» и «Отчаяние» резко контрастируют, что связано с влиянием внешне выра­женной экспрессии на восприятие содержания музыки. Так, в левом верхнем квадранте гистограммы 2 преобладают наиме­нования положительных эмоций (нежность — 38,3%, припод­нятость — 23,4%, стремление — 19,2%, умиление — 17%, взволнованность— 12,8%, блаженство — 6,2%, радость — 4,2%), в нижнем — наименования отрицательных эмоций (грусть — 57,1%, печаль — 48,4%, меланхолия - 28,6%, со­жаление — 37,1%, страдание — 12,3%). Все студенты консерватории и 91,6% преподавателей учи­лищ при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии отметили, что слышат другую интерп­ретацию, пытаясь найти в ней новые, несуществующие черты. Приводим фрагменты самоотчетов нескольких слушателей: испытуемая Л. К., 21 г., студентка. Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «Исполнительница довольно точно почувствовала настроение и образную сферу музыки». Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Просветленность» «Мне кажется, что прелюдию можно играть и в таком сти­ле. В звучании слышится богатство внутреннего пережива­ния этой музыки — совсем другая интерпретация». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Хотелось, чтобы звук был более мягким, фразировка — более тонкой, динамика — более отчетливой». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Просветленность» «Очень заметно изменение темпа в сторону оживления, ис­полнение более свободное. Здесь все лучше: и характер звуча­ния, и выражение чувств». Особенно заметно влияние установки при восприятии од­ной и той же звукозаписи с экспрессивным сопровождением разных исполнителей.

Музыкально-слуховая деятельность—————————133

 

134___________________________Бочкарев А. Л,

Музыкально-слуховая деятельность_________________135

Испытуемый Г. К., 42 г., преподаватель по классу скрипки Харьковского музыкального училища. Ноктюрн с экспрессией испол. В. вариант «Отчаяние» «Исполнитель представляет себе мир без особых волнений и тревог, он еще ничего не пережил в жизни». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Б этом исполнении ярче слышны, кульминации, четче вы­строено произведение. Звучит более зрело, интересно, свежо». Испытуемая К. Н., 20 л., студентка историко-теоретическо-го факультета. Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполнение несколько вялое, излишне меланхолично». Ноктюрн с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «По-моему, хорошо чувствуется Шопен. Ясно прослушива­ются регистры, каждый звук продуман, приятное впечатле­ние оставляет манера игры, само выражение лица (открытость, непосредственность), особенно в сравнении с первой исполнительницей. Все эмоции выражены на лице — это хорошо, потому что музыка «звучит» и в руках, и на лице, заставляя слушателя сопереживать исполнителю». Испытуемый К. Р., 33 г., преподаватель Херсонского му­зыкального училища. Ноктюрн с экспрессией исдол. Б. вариант «Отчаяние» «Звучит недостаточно рельефно, плохо интонирует мело­дию, недостаточно убедительны кульминации. Качество звука — среднее». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполняет концертирующий педагог. Хорошее развитие, ощущение кульминаций вполне устраивает, звукоизвлечение ясное, хорошее интонирование». Как свидетельствуют приведенные выше самоотчеты, большинство испытуемых при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии «услышали» несуществующие нюансы, погрешности в интерпретации (ар­тикуляции, фразировке, педализации). Однако при повторном восприятии этой серии 85% испы­туемых в процессе третьего (повторного) прослушивания адек­ватно восприняли музыку, отметив, что звучит одна и та же

136_____________________________Бочкарев Л. Л.

звукозапись с разными вариантами экспрессии (интерпретация этого эффекта приводится выше). При восприятии одного и того же варианта экспрессии с разными вариантами интерпретации (III серия) 70% студентов j и 55% преподавателей отметили, что слышат разные интерпретации, однако, дав им более сходные в эмоциональном плане оценки по сравнению с II серией. Отсутствие видеоряда способствовало еще большей оптими­зации восприятия: в IV серии 95,5% преподавателей, 55,6% студентов-музыковедов и 77,8% студентов-пианистов услыша­ли и адекватно оценили действительно новую звукозапись, ра­нее не использовавшуюся в экспериментах. Большинству студентов во II и в III сериях понравилась «игра» и экспрессия исполнительницы-однокурсницы по срав­нению с «игрой» преподавателя кафедры специального форте­пиано: 88,9% слушателей положительно оценили «интерпре­тацию» и 78,1% — экспрессию исполнителя Б, процент отри­цательных оценок составил лишь 4,4. Только 57,4% студентов положительно оценили «игру» преподавателя А и 45,8% — его экспрессию; проценты отрицательных оценок распределились, соответственно: 21,3 и 25,7. Эти данные согласуются с результа­тами исследований в области социальной психологии: люди продуктивнее оценивают и распознают экспрессию преподавате­лей своей возрастной группы. Сравнение оценок эмоционального содержания интерпрета­ции исполнителей эмоционального и интеллектуального типа свидетельствует о том, что степень интенсивности внешнего выражения эмоций значительно влияет на оценку эмоцио­нального содержания музыки. В интерпретации исполнителя с интенсивными формами экспрессии (Б) испытуемые услышали гораздо больше нюансов, оттенков эмоций. Однако менее яр­кая, менее динамичная экспрессия исполнителя А позволила слушателям глубже погрузиться в музыку. Так, в экспрессив­ной трактовке Ноктюрна (исполнит. А — вариант «Отчаяние») преобладают интеллектуальные эмоции; спокойным, сосредо­точенным, чуть просветленным было лицо этого исполнителя в варианте «Просветленность» — вот почему отрицательные эмо­ции, выраженные в музыке Ноктюрна, «поглотили» в слушательском восприятии неинтенсивно выраженные на лице ис­полнителя положительные эмоции в варианте «Отчаяние». В интерпретации Ноктюрна исполнителем с неинтенсивными формами экспрессии слушателям больше понравился вариант

Музыкально-слуховая деятельность________________137

«Отчаяние», у исполнителя с интенсивными формами экспрес­сии — вариант «Просветленность». Слушателям предлагалось конкретизировать оценки, рас­крыв программу музыки и собственную исполнительскую концепцию. Некоторые испытуемые были не согласны с пред­ложенными трактовками. Испытуемая Н. С., 20 лет, студентка оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Зачем такое умиление и легкая улыбка на лице? Мне ка­жется, что здесь наоборот грусть, сожаление, томление, безнадежность. Исполнитель неверно трактует музыку». Испытуемый М. Н., 21 г., студент оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Интерпретация мне очень нравится. Исполнитель хорошо передает состояние умиления, наслаждения, жизнеутверждения. Прелюдия передает, на мой взгляд, то состояние умиления, может быть даже блаженства, которое харак­терно для минут приятных воспоминаний». Несмотря на индивидуальные различия в оценках, оба ва­рианта оказались приемлемыми для слушателей, отражая дра­матургические особенности музыки, которая, по выражению одной из испытуемых, несет одновременно «горькие» и «прос­ветленные» чувства. По мнению Ю. Тюлина [305], многие пианисты ошибочно трактуют экспозиционную часть Ноктюрна До минор Ф. Шопена как созерцательную, наполняя ее лирическим настроением. Му­зыка I части, на его взгляд, должна быть связана с огромным внутренним напряжением, тяжестью страданий обессиленного, измученного человека. Именно так музыка Шопена представлена в трактовке В. Софроницкого, звукозапись исполнения которого была использована нами в заключительной серии эксперимента (без видеоряда). Большинство слушателей, характеризуя его эмо­циональную концепцию, выбрали такие наименования эмоций, как разочарование, тоска, печаль, меланхолия. М. Поллини и Г. Черны-Стефанська, в отличии от В. Софроницкого, не выделяют скорбную поступь басов, их характеризует поэтическое интониро­вание мелодии — поэтому слушатели отметили в их игре успо­коенность, светлую грусть, сожаление, умиление. Эксперименты свидетельствуют о значительном влиянии эк­спрессии исполнителя на адекватность восприятия слушателями

138______________________________Бочкарев Л. A.

эмоционального содержания музыки. Неестественная, вычурная, несоответствующая музыке передача эмоций на языке I мимики, пантомимики может деформировать эстетическую структуру слушательского образа, нарушить адекватность музыкального восприятия. Напротив, полноценная в художест-: венном отношении эмоционально-экспрессивная интерпрета- I ция может обогатить процесс постижения музыки и помочь неподготовленному слушателю правильно ориентироваться в программном содержании музыки. Как справедливо отмечает Е. Николов, «передача концерта или спектакля в зависимости от таланта телевизионной интерпретации — сама может стать художественным произведением, которое откроет нам в музы­ке новые, доселе неизвестные горизонты» [386].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...