Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П. Ф. Лесгафт – основоположник высшего образования по физическому воспитанию

С.Н.Сенюта, А.В.Снарский, 1 курс, факультет физического воспитания

Научный руководитель И.Г. Роменко

 

П.Ф. Лестгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и др. сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны советским педагогам, педагогической общественности и родителям.

В 1877 г. Лесгафт по собственному плану организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического («О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств», 1881) и раскрывает особенности физического развития и воспитания («Физическое развитие в школах», 1880, «Школьные типы», 1884).

Активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений - разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Этими устремлениями пронизан критический анализ состояния вопроса в теории («О педагогической литературе последнего времени», 1887) и практике («Значение физических упражнений для войск», 1888). Особое место среди работ этого периода занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение.

Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его же инициативе.

Это общество ставило следующие задачи: «разрабатывать вопросы, относящиеся к физическому воспитанию и образованию в целях установления нравственных взглядов родителей и воспитателей на этот предмет, и практически содействовать, по мере возможности, физическому развитию детей и молодых людей обоего пола».

При поддержке общества П.Ф.Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц, руководительниц физического образования (1896г.).

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта «оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности не благонадежные».

Когда же П.Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под протестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогическую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались прогрессивные ученые и общественные деятели: В.Л.Комаров,, Е.В.Тарле, И.П.Павлов, Н.А.Морозов, А.А.Ухтомский,М.М.Ковалевский.

В начале нового века публикуются статьи П.Ф.Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902г.); «Значение школы» (1907г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904). В год своей смерти П.Ф.Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П.Ф.Лесгафт 11 декабря 1909г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили характер политической демонстрации против самодержавно-полицейского режима. В них участвовало свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не прошло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизиологического единства человеческой природы и роли физического образования по всестороннем развитии человека, утверждаемые П.Ф.Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций русской педагогики ХIХ в., отраженных в трудах А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П.Ф.Лесгафта трудов И.М.Сеченова и К.Д.Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности исамобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо-физических данных.

В основных трудах Лесгафта прослеживаются положения, раскрывающие сущность взаимоотношения между телесными и душевными явлениями. Он резко критикует попытки обособить «душевные» и «телесные» явления. «При такой постановке вопроса следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также педагогику и нельзя признать за этими дисциплинами никакого научного значения».

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отравлений» и «тесная связь, существующая между непосредственными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармоничного и умственного развития в школе».

Однако нельзя не отметить и известную ограниченность материалистической концепции Лесгафта, проявление им биологизма и антропологизма. Поставив на почву антропологии свое учение о физическом образовании, он полагал, что и всю педагогику следует поставить на эту основу и тогда ее можно будет поднять выше и обосновать как науку. Глубина этого заблуждения особенно ясно воспринимается сейчас, в период интенсивного развития методологических основ педагогики, полного признания е6е социальной наукой, изучающей созидательную (целеполагающую) деятельность людей в области воспитания.

Нельзя не отметить, что Лесгафт иногда биологизирует и понятие «труд», он не дифференцирует «животнообразных инстинктивных форм труда» и труда в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Значение труда в процессе совершенствования человека прорисовывется им в таком же плане, как и в «животном» мире. Отсюда искаженность представлений о месте труда в школе и о видах и формах его использования.

Идея соединения обучения с производительным трудом и гимнастикой до Лесгафта не дошла или не была им воспринята.

В истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место – как основоположнику отечественной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать оригинальную, стройную и развернутую систему физического образования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Рассмотрим здесь прежде всего те вопросы, которые получили дальнейшее развитие в теории и практике советской школы и имеют принципиальное значение для правильного понимания сущности процесса физического воспитания школьников и его дальнейшего совершенствования. Это конечно же трактовка роли и места физических упражнений в формировании личности растущего человека. Здесь обращает на себя особое внимание введение П.Ф.Лесгафтом понятия «физическое образование».

Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.

Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».

Понятие «образование» появилось впервые в работах Н.И.Новикова (1744-1818гг.), однако представителей прогрессивной русской педагогики, как синоним воспитания – «образование сердца» и как синоним просвещения – «образование разума».

Во второй половине ХIХ в. отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином «образование». Полагаем, что на такой позиции стоял и П.Ф.Лесгафт. И когда он пишет об образовании, то имеет в виду формирование человека как личность. Поэтому целевой установкой физического образования детей школьного возраста является стремление научить их сознательно управлять всеми своими движениями, руководствуясь при этом нравственными началами, точно различать пространственные и временные отношения и в результате приобрести умение действовать сообразно окружающей обстановке. В этой целевой установке сливаются воедино задачи образовательные и воспитательные.

В трудах П.Ф.Лесгафта – касаются ли они анатомии и физиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма – человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им сторон воспитания.

В современной педагогике термин «образование» утратил буквальное значение формирования «образа» человека в том широком смысле, в котором он использовался Лесгафтом. Сейчас под «образованием» понимают овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, а также освоения опыта человечества в определенном направлении.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. /Сост. И.Н.Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987 – 359с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...