Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. «Утвержденцы» и «пораженцы»




 

Говорил, Говорю и Скажу: «Помогите строить Мою Страну». И помните эту Нашу просьбу не в тепле и в довольстве, но в холоде и в минуту тягости.

Озарение, 2. 9. 6. Беседа 12. 09. 1924.

 

К Сергию пришёл Святитель Алексий с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской».

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Русской».

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: «Помоги земле Русской! »

Криптограммы Востока. Беседа 20. 02. 1925.

 

Среди русской эмиграции в 1920-е – 1930-е годы возникло движение «утвержденцев», которые были готовы при всех тогда труднопостижимых для обычного ума превращениях в России, тем не менее, видеть самым главным – сохранение духа России, мировой миссии России, её территориальной неприкосновенности и целостности, тогда как форма политической власти на русской земле оказывалась вопросом в сравнении с этим – вторичным и преходящим.

«Утвержденцам» и «оборонцам» среди эмиграции противостояли «пораженцы» и даже некоторые русские фашисты, а с 1942 года ещё и власовцы. Некоторые из них не видели никакой проблемы в том, чтобы Россия на время была занята оккупационными, или как они их понимали, «освободительными» германскими или японскими войсками. С точки зрения «пораженцев», справедливость и честь Российской империи надлежало возвращать на иностранных штыках.

 

В Беседах Учитель указывал на необходимость взаимодействия Рериха среди всевозможных движений русской эмиграции именно с «утвержденцами». Впоследствии «утвержденцы» выступили в 1936 году с лозунгом объединения ради России всех других оборонческих движений: «Оборонец тот, – заявлялось здесь, – кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью» [28]. Иными словами, теперешняя власть в России – это меньшее зло по сравнению с новой иностранной интервенцией. «Утвержденцы» в своей прессе публиковали материалы о расистских планах Гитлера в отношении России, стремясь перетянуть на свою сторону и образумить «пораженцев». В редакционной статье журнала «Утверждение» 1932 года говорилось: «Утвержденцы – не политическая партия. Утвержденцем может быть и национал-максималист, и евразиец, и неонародник (“новоградец”), и даже устряловец, – не отказываясь ни от своей программы, ни от своей организации. В утвержденчестве сплетаются все отдельные тропинки, сливаясь в широкую торную дорогу» [29]. Созвучную позицию в отношении неприкосновенности России и объединения ради защиты Родины самых широких общественных групп занимал и продвигал эту идею среди эмиграции в Париже и Харбине Рерих, о чём свидетельствуют несколько статей, которые он написал в 1934 году, включая специально написанную для «утвержденцев» в Париже статью «Утверждение». Данные статьи Рерих включил в сборник «Священный Дозор» и напечатал его по приезде в Харбин для раздачи соотечественникам. Но японская администрация Харбина арестовала весь тираж «Священного Дозора» [30], активизировала в подконтрольной прессе публикации прямо противоположных, клеветнических измышлений о Рерихе, что само по себе показательно в отношении вопроса, с кем же сотрудничал и какой видел путь российского возрождения Рерих.

Иной взгляд отстаивали так называемые «пораженцы»: в целях освобождения России от большевиков они призывали за сотрудничество с готовящимися к нападению на СССР фашистской Германией и Японией. При том, что Германия ещё недавно была на полях сражений противником России в Первой мировой войне, а с Японией Россия в результате неудач в русско-японской войне подписала в 1905 году унизительный договор. Подобную пораженческую позицию занимали, например, белые генералы П. Н. Краснов и Н. Н. Головин, спустя десятилетие генерал Власов, оказавшийся в фашистском плену, некоторые иерархи Русской Православной Церкви за рубежом; в частности, глава РПЦЗ митрополит Анастасий благословил Власова на создание РОА (Русская освободительная армия), а митрополит Западноевропейский Серафим (Лукьянов) одобрил нападение Германии на СССР. Другие «пораженцы» ратовали за образование на территории России, в частности в Сибири, хотя бы участка российской территории без большевиков (атаман Г. М. Семёнов).

Гитлер начал публиковать свою программную книгу «Майн Кампф» в 1925 году, и к середине 30-х идея германской экспансии на Восток только усилилась. Русский народ, славяне в целом, не попадали в его список избранных наций. О такой позиции Гитлера было общеизвестно. В «Майн Кампф» Гитлер писал о планах в отношении России и характеризовал её славянский элемент как «низшую расу»: «В дискуссиях, связанных с русско-японской войной, я сразу стал на сторону японцев» (гл. V); «Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного времени. Мы начинаем там, где Германия кончила шестьсот лет назад. Мы кладём предел вечному движению германцев на юг и на запад Европы и обращаем взор к землям на востоке. Мы прекращаем, наконец, колониальную и торговую политику довоенного времени и переходим к политике будущего – к политике территориального завоевания. Но когда мы в настоящее время говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в виду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства. Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось её государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. < …> [Теперь] это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. < …> Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы < …> » (гл. XIV).

Аналогично только агрессором при любой российской власти, а вовсе не освободителями, могли оявиться на территории России и японские войска. Их оккупация приграничной с Россией Маньчжурии в 1931-м, что резко повысило возможности японской военной промышленности, не говоря об общем военно-стратегическом усилении, говорила сама за себя. Четверть века назад завершилась русско-японская война, политически проигранная Россией. В результате проведённых тайных переговоров США и Британии [31] Япония тогда была выдвинута на роль региональной тихоокеанской мировой державы в противовес России, что дало старт бурному развитию националистических движений в Японии под лозунгом «Азия для азиатов», «Азия для жёлтой расы», в контрпозиции к России. В начале 30-х годов ХХ века наблюдатели отмечали, что Япония находится в состоянии кризиса, выход из которого ведущие политические силы страны видят исключительно во внешних завоеваниях. Последующие сражения с советскими войсками на Халхин-Голе и озере Хасан, а затем публикация 1 августа 1940 года японского правительственного коммюнике о создании Японией нового порядка в великой «Восточной Азии» во главе с Японией и, разумеется, без России стали логическим продолжением устремлений предвоенной Японии к внешним завоеваниям. Единственной неопределённостью, в том числе для самих японцев, до самого начала Второй мировой войны было, двигаться ли японскому экспансионизму на север, т. е. на Сибирь и Дальний Восток, или же на юг – Китай.

Искать помощи у стремительно вооружающихся Германии и Японии, при таких их территориальных и националистических устремлениях, было либо безрассудством, либо прямым предательством. Поэтому призывным набатом, заклинанием ко всем соотечественникам, как во времена Сергия Радонежского и княжьего междоусобия, прозвучали слова Елены Ивановны Рерих:

 

«Хочется крикнуть от всей глубины сердца: русские, русские, услышьте Призывы Великого Строителя и Заступника земли Русской, Преподобного Сергия, от Бога данного Воеводы Земли Русской. Забудьте все партии, всю рознь и, объединившись единою любовью к Родине, сплотитесь под Стягом Его! » (Е. И. Р. 27. 06. 1935).

 

Когда Гитлер напал на СССР, Юрий и Святослав Рерихи в июле 1941 года послали телеграмму советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии (ответа не последовало), а в период войны Святослав передавал средства от продажи картин и выставок в пользу советского Красного Креста.

О внимании к «утвержденцам» в Беседах с Учителем было указано ещё за год до приезда Рериха в Маньчжурию: «Не удивляйтесь, что в разных странах начинают произносить одну формулу, она говорится чаще, чем вы думаете. Так наполняем пространство. К тому же и Харбин начинает понимать, в чём дело. Усмотрите среди утвержденцев несколько полезных людей» (03. 07. 1933).

Впоследствии о наибольшей приемлемости течения «утвержденцев» среди прочей эмиграции говорилось в Беседах неоднократно: 04. 08. 1933; 26. 11. 1935; 15. 12. 1935; 14. 09. 1936.

8 февраля 1936 года, в день образования «утвержденцами» в Париже «Русского эмигрантского оборонческого движения» (РЭОД), Учителем было сказано: «…Нужно принять “утвержденцев” как зерно русское».

 

В период харбинской травли Рериха Елена Ивановна в своём письме ярко выразила возмущение невежественным обычаем среди русских оплёвывать, а не защищать своё лучшее и родное:

 

«…Грустно видеть заблуждения и тот тупик, в который забрело сознание некоторых сородичей, оторванных от Родины и не сумевших найти в сердце своём понимания и объяснения всему случившемуся, и обрести приток новых сил в устремлении к “Новому Небу и Новой Земле”. < …> Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз [32]. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнётся великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО. Не сама ли Богоматерь благословила ЕГО на ПОДВИГ? Не сама ли Церковь поёт: “От Бога данный России Воевода”?!

Так обретём наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедрённый в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить своё родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймём, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но её великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснётся в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдётся хотя бы горсточка истинных просвещённых патриотов. Н. К., столько положивший на утверждение понимания русской мысли, русской культуры изапределами своей страны, вправе ждать от своих сородичей солидарности и поддержки против невежественных растлителей сознания. Так пусть не предают русского дела. Так пусть услышат сородичи призыв к МУЖЕСТВУ и национальному ДОСТОИНСТВУ и истинному ПАТРИОТИЗМУ» (Письмо Е. И. Рерих 30. 03. 1935).

 

Озабоченность событиями в России звучала во многих Беседах с Учителем и письмах Рерихов, в частности в следующей Беседе:

«Конечно, Мы должны упростить мятеж земной, иначе он обратится в хаос. Многие хотели бы смерти Сталина, но сейчас она была бы вредна. Многие хотели бы падения Англии, но теперь рано по причине [усиления] Германии. Многие хотели бы гибели Японии, но тогда крепость России была бы подорвана. Также и в вашем деле смена должна произойти умно. Повсюду можно видеть брожение. Нужно удержать равновесие [мира]. Лучше [лишь] под знаком [угрозы] войны, нежели [настоящий] взрыв Мира. Помолчим. – Е. И. Р.: Значит, моё видение о гибели франц[узской] армии [в предстоящей войне] неправильно? – Именно, нет (т. е. правильно), ибо хотим [сейчас до нападения Гитлера удержанием мирового равновесия] сохранить русскую армию, но великая армия французская пожрёт себя так же, как и Германия. Война [в Западной Европе] пусть будет вовремя (т. е. не сейчас), чтобы не повредить [ещё неокрепшей] России. Ужасная битва» (12. 03. 1936).

Когда Рерих приехал в 1934-м в Харбин, то он предпринял усилия, чтобы среди разношёрстных течений эмиграции укрепить «оборонческие» и «утвержденческие» настроения о защите целостности и неприкосновенности России. Так, одной из значительных и авторитетных сил здесь был харбинский отдел РОВС (Русский Обще-Воинский Союз), где существовали заметно бó льшие оборонческие настроения, нежели в головном Парижском центре РОВС. На собраниях харбинского РОВС Рерих выступал несколько раз и даже внёс в него более 1000 долларов, в то время значительную сумму, для приобретения крупной русскоязычной газеты «Русское Слово». Рерих сам вошёл в редколлегию газеты и ввёл в редакцию сотрудников, которые всеми силами поддерживали идеи Рериха в Харбине и в Европе. Поэтому неудивительно, что, как пишет Дубаев, «в 1935 году руководитель харбинского РОВС генерал Г. А. Вержбицкий был арестован и выслан из Харбина в Северный Китай, так как он не согласился с предложением японских властей в будущем расчленить Россию и создать на её территории несколько государств. Г. А. Вержбицкий был вне себя от ярости, когда японский представитель штаба Квантунской армии предложил из членов РОВС создавать шпионские отряды для засылки на территорию СССР [33]. < …> [Эта] самая крупная эмигрантская организация будет закрыта японскими властями в первую очередь» [34]. А 28 декабря 1934 года, спустя месяц после отъезда Рериха из Харбина, японцы для тотального контроля спешно сформировали Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), с заявленной целью: объединение российской эмиграции для борьбы за освобождение России от большевизма. При назначении его руководителей ставка была сделана на русских фашистов (К. В. Родзаевский) и сепаратистов (атаман Г. М. Семёнов), то есть на те силы, которые, как потом выяснилось, финансировались японскими властями и которые нападали на Рериха за его пропаганду целостности и неделимости России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...