Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русское преодоление ведизма




 

1. Пять тысяч лет назад среди арийских племен произошел пассионарный взрыв. Число ариев за короткое время резко увеличилось. Тогда они спустились с Уральских гор, и двинулись в Иран, в Индию и за Волгу, в Южнорусские степи.

На сегодня наука не может точнее описать рождение индоиранской общности. Если ушедшие в Индию арии дошли до Индийского океана и записали свои священные тексты в ведах, то арии ушедшие в Иран, породили религию Авесты.

Что же оставили нам арии, ушедшие на запад, где через тысячи лет надлежало появиться Киевской Руси? Никаких записанных текстов от них не сохранилось. Ибо они не ушли в северные леса, а остались на мировой дороге кочевых народов. Наконец последние ручейки древнего ведизма были перекрыты волной христианства. Сегодня фрагменты веры древних ариев живут в нас на бессознательном уровне. Они роднят нас с ведами и немного с религией Авесты.

Оставим Авесту. Она появилась как ранняя монотеистическая религия, и этим уже было искажено изначальное понимание мира ариев. Веды и все, что родилось из них в Индии, мы рассмотрели выше. При этом мы увидели, что развитие культуры потребовало от язычества Индии пойти дальше вед. Появился Индуизм. Другие же индийские религии вообще принципиально отреклись от духовой базы, на которой стоят веды.

Поэтому, хотя веды и остаются священными текстами для индусов, сегодня в Индии нет ни единого религиозного течения, которое бы ограничивалось только ведами. И это не удивительно, ибо с постижением мироздания, совершенствуется и вера. Это медленный, но неуклонный процесс. Он неизбежен и закономерен, лишь бы не появлялись те, кто стремится стереть все предыдущие достижения.

2. Спрашивается, для нас, сегодняшних русских язычников, являются ли веды достаточным религиозным источником?

Частично мы уже ответили на этот вопрос. Нет. Наши сегодняшние духовные проблемы веды не включают. Потому они нам недостаточны.

Покажем чем русские люди отличаются от ведических ариев? Чем, в силу нашей психологии, веды нам не подходят? Удовлетворяют ли нас веды как источник религии? Достаточны ли они нам? Можем и должны ли мы именоваться ведистами?

Для уяснения всего этого надо честно прочесть веды и извлечь из них те идеи, которые в них заложены. В некотором смысле, веды стали для нашего современного язычества особого рода комплексом, который надо преодолеть через их познание. " Союз венедов" Петербурга поет в своем гимне: " Нам верный путь указывают веды! " Куда ведет этот путь – они не говорят, но от языческой религии они уже отказались.

3. Хорошо известно, что есть на Западе народ, семьдесят лет назад возомнивший себя потомком древних ариев. Он решил предстать в образе сверхчеловека с его жесткими достоинствами, решив, что это свойство нации мужчин. И нация мужчин должна покорить нации женоподобные, где люди живут в рамках чувственных отношений матрической культуры.

Согласно ведам, и подобно ариям, этот народ пошел на восток порабощать народы, которые были им записаны в не арийцы. По аналогичному поводу, древние арии обращались к Индре, повторим цитату (I, 51): " От века ты рожден для убийства дасью (демонов и не арийцев) …Различай, кто арии, а кто дасью! Наказуя тех, у кого нет обетов, отдай их во власть разостлавшему жертвенную сому! Будь могуч, будь вдохновителем того, кто заказал жертву! Вместе с этим твоим подвигом, я радуюсь на совместных праздниках сомы…"

Чем дело кончилось – так же известно: " безногий, безрукий боролся он против Индры.. " – народ, вставший только на одну ногу, хотел победить тот народ, который способен стоять на двух ногах. Армия сверхчеловеков пришла на землю потомков богов и была разгромлена. И никакие сверхжертвы этих новоявленных арийцев не спасли.

Мы можем называть себя потомками богов без ложной скромности. Так сказано в " Слове о полку Игореве". Наши баяны потомки Велеса, а князья и их воины – потомками Даждьбога.

Какими же качествами обладают потомки богов – русские люди, разгромившие сверхчеловеков, что взывали к Христу, Индре, Воттану, и другим богам кровопролития? Качества эти оказываются вовсе не арийскими, если ариев понимать такими, какими их представляли идеологи сверхчеловеков.

Есть в нашем народе сильное, но не арийское начало. Первое – это долготерпение. Кто‑ то скажет, что это порочное свойство. Что оно от христианства, и взамен ему надо возродить свойство обратное – свойство подобное стремительному удару колесниц древних ариев.

Действительно, временами кажется, что долготерпение – преступно. Но думается, что преступность следует из других качеств, а долготерпение есть мудрость, дающая кажущийся сиюминутный проигрыш, но ведущее к выигрышу стратегическому. Из чего вообще возникло это представление о русском долготерпении? Стоит вспомнить рассказ Лескова " Железная воля", где говорится про немецкий топор и русское тесто. Да, рубит топор тесто, уминается оно и так и этак, до только тестом и остается, не меняя своей природы.

Наше долготерпение – есть способность к адаптации, которой нет у западных народов. Суть ее проявилась в том, что русские дошли до Тихого океана не разругавшись ни с одним народом. Русские всегда всем предлагали не отношения господства как арии, или как европейские колонизаторы, а отношения родового партнерства, более свойственные для потомков богов. Ведь и языческие боги вступают с людьми в родовые партнерские отношения, а учить людей они вынуждены лишь тогда, когда люди к партнерству не склонны.

Конечно, сперва в новые земли приходили Дежнев, Ермак, Скобелев. Но, когда на эти земли приходили жить русские мужики, то независимо от политики государства, они ставили себя в равные и родственные отношения с аборигенами, и в конечном итоге выигрывали от этого. Русский народ, сколько его знает история, мигрировал, шел на новые земли, но никогда не приходил на них как господин, и едва ли просил своих богов различать: кто арии, а кто дасью?

Эта основная черта русского народа, проявляющаяся в международных контактах – не арийская. По духу это партнерство, а не господство, которого требуют веды. Этот момент очень важен. Это значит, что Русь не сводится к удару боевых колесниц. Сама идея бытия Руси как праведной (святой) и мирной целостности, имеет дохристианское происхождение, но это не ведическая идея, не идея кочевого народа, каким были древние арии.

4. Самым сильным аргументом, показывающим, что русское язычество – это не язычество вед, является наше языческое богослужение, появляющееся в системе народных праздников. Всю нашу календарную обрядность пронизывает идея попеременного владения Миром двумя богинями. Одна из них – Зима или Марена, а вторая Весна, Лада или Лето. Весна приходит и изгоняет Зиму. Но кончается ее время, и она вынуждена вновь уступить Землю Марене. Этот вечный конфликт богинь принадлежит славянской матрической культуре, которая старше ведического пласта нашего язычества.

Согласно ведической традиции, сухое летнее время оказывается временем Вриты, который похищает воды, от чего степи высыхают. Это не нравится ведисту – кочевнику. Но к зиме приходит Индра, побеждает Вриту, освобождает воды и степь начинает зеленеть, появляется возможность накормить стада, никто более не страдает от засухи и жажды.

Как видно, такой годовой цикл нам чужд. Русская календарная система осталась матрической по своему религиозному содержанию. Потому, докатившиеся до Руси ведические религиозные системы не увязываются с календарной системой, а стремятся выполнять роль идеологической надстройки, определять отношения народа и власти.

Именно поэтому, многие наши современные «ведисты» видят конечной целью своей деятельности проникновение во власть и создание языческой империи Русь. Душа народа, его коренные традиции, по большому счету, их не волнуют.

Отдельные идеологи ведического направления неуважительно относятся к традиционной национальной одежде, заявляя, что в нашу эпоху рядиться в шкуры и льняные ткани – это ничего не имеющая под собой игра. Народная традиция для них тесна и неудобна. Они признают выдуманный ими же ритуал, но отказываются от обряда, которому тысячи лет. Это весьма известные люди, но мы не называем их имена, поскольку такие идеи высказывались ими лишь устно.

Современные носители ведической идеологии со временем начинают чувствовать ту пропасть, которая отделяет их от народной традиции, которая самобытна и не восходит ни к какой государственности. Вероятно тысячу лет назад эта пропасть чувствовалась еще острее и не давала спокойно жить, например князю Владимиру.

5. Может быть тогда у нас вообще ничего нет от ариев и их духовной культуры? Оказывается есть, и довольно много. Правда, остается не известным – у тех ли ариев, что ушли в Северную Индию мы позаимствовали общие элементы культуры или мы имеем общий культурный источник, теряющийся в глубинах тысячелетий? Мы уже выясняли, что есть общего в ведах и в славянском язычестве.

Самым важным сходством с ведической религией является не сколько родство богов, сколько картина мироздания и место человека в мире. Во всяком случае, русский человек и древний арий смогли бы друг друга быстро понять, хотя русский и обозвал бы ария степняком. Мир, согласно ведам, трехъярусный: небесный, надземный и подземный. Мир русской волшебной сказки так же имеет три этих уровня. Вместе с этим, в наших сказках сохранилась и картина «плоского» мира, которая считается более древней и может иметь угро‑ финское происхождение. В «плоском» мире боги и души предков живут в том же надземном мире, где и люди, только до них очень долго идти. Трехъярусная картина свойственна жителям степи, «плоский» мир более понятен жителю лесов.

Религия вед – жизнеутверждающая. Согласно мировому закону, данному Митрой и Варуной, человек и должен жить в мире так, как он живет, и боги обязаны ему в этом помогать. В своей религии Арий рассчитывал на помощь богов в земной жизни. Так же естественно думал и думает русский землепашец. При этом отношения людей лежат в рамках установившейся родовой традиции. Боги не регулируют их, но создают условия для их поддержания.

Древний арий не только приносил жертвы, но и пел своим богам гимны. В гимнах он славил богов. Гимны Ригведы почти не содержат морали или покаяний. Они прекрасны по содержанию именно в тех местах, где восславятся боги и говорится об их деяниях. Это общее место в характере богослужения славян и ведических ариев. По этому поводу в " Велесовой книге" правильно говорится: " Мы славим богов, и потому суть славяне".

Закат арийской цивилизации связан с тем, что нормы традиционных отношений ариев пошатнулись. Это было связанно со смешением ариев с индийскими аборигенами, чрезмерным обогащением и переходом к оседлой жизни. Полной картины этого длительного исторического процесса мы не знаем. История свидетельствует, что в это время начался вестись поиск в области альтернативной этики, нравственности и морали. И это привело к всему тому религиозному многообразию, которое имеет сейчас Индия.

6. Доарийская Индия претерпела не только военную, но и религиозную экспансию ариев, и в течении тысячелетий перерождала ее внутри своего духовного организма. Русь претерпела качественно другую экспансию – со стороны христианства, и так же тысячу лет старается «переварить» ее внутри себя.

Насколько можно понять, ко времени прихода христианства на Русь, славянское язычество, как и язычество ариев, не включало в себя этические и моральные нормы. В этом не было необходимости, ибо тогда боги не должны были учить людей праведной жизни. Люди знали как нравственно и правильно жить в рамках своей родовой традиции и без религии.

Христианство способствовало разложению традиции рода и привнесению новых товарно – денежных отношений. Насколько родовые нравственные нормы при этом разлагались – настолько христианству удавалось внедрить в народ свои этические и нравственные представления.

Сравнение славянского и индийского религиозного развития позволяет сказать, что наша языческая религия теперь вынуждена включить в себя традиционные (они же родовые) русские ценности. Это совершенно естественно. Ранее не было религиозной необходимости явно утверждать на Руси Нравственный Закон, который хранился самим народом. Сегодня же боги вынуждены нести нам Закон, поскольку многие русские люди начали его забывать и путать со всякими инородными привнесениями. Поэтому нынче все язычники так или иначе заняты поиском Нравственного Закона.

7. Историческая картина развития славянского язычества показывает нам, что мы задолго до христианства пережили свою ведическую эпоху. Она так же отразилась в нашей мифологии как праведная или неправедная борьба со змеем. Змееборцем обычно выступал активный княжеский бог, а роль змея исполняло божество «костной» народной традиции. Об этом мы еще будем говорить много.

Буквальное возвращение к ведизму едва ли возможно. Божество Арийского Духа проявляет себя в родственных, но различных ипостасях. Урок, который имела Германия, буквально повторив опыт древних ариев, кажется достаточно поучительным для всех индоевропейцев. Новые арийцы оказались слабее тех, кого они презирали. И дело не только в том, что фашисты потерпели военное поражение. Еще до военного поражения они были обречены на поражение в духе. Ибо русские люди всегда обладали идеей более сильной и более жизнеспособной, чем арийская. Эта идея вышла из таких глубин сознания русской цивилизации, до которых не могли добраться ни княжеский ведизм, ни христианство, ни крепостное право, ни коммунизм. Идею эту мы сейчас и пытаемся осознать. Ее главная характеристика – это гибкость без утраты нравственного начала. Эта идея базируется и на доведической родовой культуре и на нашем ведическом наследии, но она и дополнена новыми качествами, которые в условиях мирной жизни приводят к отношениям партнерства, о которых тут говорилось. Вторая ее характеристика – это стремление к дарна. Восприятие мира и богов в состоянии дарна есть результат зрелости веры, преодолевшей крайности ведической эпохи.

8. Для возвращения к своей древней жизнеспособной идее, нам требуется как владение своим древним язычеством матрической эпохи, так и владение своим ведическим наследием. Образно говоря, это и есть те две ноги, на которых надо стоять, чтобы быть победителем. Если первое учит нас гармонии и любви, то второе учит дерзаниям и готовности к битве. Бессмысленны дерзания без любви, и любовь никуда не годится без дерзаний.

И это правда. Но если оставить лирику, и посмотреть на сегодняшнюю реальность, то она оставит нас в самом удрученном состоянии. Сегодня наш народ не имеет в себе гармонии любви и дерзания.

Лесков интуитивно привел сравнение германской психики с топором, а состояние русской души с тестом. Сравнение правильное, но не совсем корректное. Его преувеличенность должным образом просматривается в тексте Лескова, и мы далеки от того, чтобы в чем‑ то обвинять писателя. Русская душа способна выдержать большое напряжение и долгую борьбу против чего угодно, если ей понятно, что на чашу весов положены традиционные языческие ценности, такие как родная земля, народ, его богатства, достоинство, ценности Природы. Тут русская душа становится подобной булатной стали – прочной и гибкой, под которой крошатся западные топоры и мечи.

Но та же душа становится тестообразной, когда обманом и политической демагогией удается убедить ее в том, что ей предлагается какая‑ то новая реформа, при которой указанные ценности якобы никак не задеваются или даже наоборот – сохраняются. А кто подозревает, что это не так – тот одиночка и отщепенец.

Оболваненная и обворованная русская душа действительно уподобляется тесту. Но при этом она все равно не лишается способности приводить себя в гармоничное равновесие после каждого удара исподтишка. «Тесто» – оно же долготерпение – это крайняя, но очень сильная латентная форма сохранения душой непокоренности и гибкости, необходимых для победы. Состояние теста было свойственно нашему народу в течении столетий господства христианства. Проявляется оно и сегодня, в начале эпохи господства мондиализма.

Вера языческая дается для того, чтобы русский человек понял – он не тесто. Он обязан встать и бороться за свои вечные ценности. Он может и обязан противостоять давлению псевдоценностей мондиализма и восточных эрзацев.

В этом противостоянии должна участвовать как бы только часть души. Бороться можно изо всех сил, но ни в коем случае нельзя вовлекать в борьбу всю свою душу, ибо тогда не остается резерва для восполнения сил. В состоянии дарна в борьбе участвует только часть души. При этом другая часть души спокойно хранит память о своей принадлежности к Родной земле, Природе и своему народу в его мирной и праведной жизни. Обе части души составляют единое целое, которое и есть душа пребывающего в дарна язычника. Вот к такому синтезу ведут нас сегодня матрическое и ведическое наследие. Собственно, сам их синтез делает возможным пребывание в дарна во время борьбы.

Опираясь на наше языческое наследие, а так же на традиционную культуру, мы возвращаемся к русской вере, которая удовлетворяет нас, разрешает наши проблемы и оказывается духовным оружием в борьбе с экспансией смертельно опасных идеологий и чужих религий.

 

 

Сказ об уральском хождении

 

 

I

От священных гор начинается река Вишера. Из прародины древних ариев начинает она свое течение. Из земли волшебной северной. От горы пологой не названной. Как на запад от той горы, воды к югу текут, пополняют они реку Вишеру. На восток от горы текут воды к северу. Наполняют реки могучие, что втекают в море студеное.

Есть течениье тех вод – образ времени. Их верховья есть образ седой древности. Расходилися от туда народы к северу, уходили народы на полдень. Расстовалися на века братья с сестрами.

Потекла вода подобно времени. Текла в Колву река Вишера. Текла Колва в реку Каму. Кама же текла в Волгу – матушку. Дотекла Волга до моря Хвалынского. Там, у мороя Хвалынского потерялися древние арии. Протекали там тысячелетия, начались эпохи новые. Появлялись там языки славянские. Восходили славяне вновь от Волги до Вишеры. Так замкнулися круги времени.

Ныне подымалися волхвы к верховьям Вишеры, чтоб достичь горы пологой северной. Чтоб замкнуть своим движеньем коло времени, чтоб концы его злые силы не похитили. Чтоб сплести самые их кончики, чтоб нигде не осталось обрывочка. Чтоб стояла на века земля русская.

Вот идут волхвы вверх по Вишере. Открывается им селение Вая древнее, именем бога ветров названное. А за ним селение Велс на острове. По одну сторону берега пологие, через реку видны они как меча острие плоское. По другую сторону скала высится. И зовут ту скалу Чуроком. Видят образ живой в нем дети малые. Говорят, со скалы той в воду прыгают. Под скалой глубина не мерянная. Лишь слепой не увидит в скале образ божеский. Поклонились волхвы святилищу древнему. Вверх сбегают по скале пихты стройные. Утопает даль в дымке лазоревой. В голубом мареве лежат горы уральские. Светит над землей солнце доброе…

Бежит время в городах в день завтрашний. И бегут за ним люди, не угонятся. Но в иных местах стоять должно времени. И туда приходят люди мудрые, постигают – каким был мир ранее, чтобы возвратить священные истины. Чтоб вернуть их в наше язычество. Вера ведь живет толшею времени, тем лишь вера может быть праведна.

От того пошли волхвы в места дальние, где зверьми, а не людьми тропы натоптаны. Есть и тропы, есть и топи зыбкие. Поливает волхвов дождь, морит зной, едят мошек полчища. Но идут волхвы постигать знание древнее. Будут говорить с ними дерева и камни великие, скажут слово снега и воды холодные, указуют им вершины и луга приречные. Ото дня ко дню ясней говорит земля Уральская. Чем трудов на путь больше положенно, тем яснее слово волшебное. Не словами звучит оно, но слышимо. Языка не имеет, а разборчиво. Расскрывается будто книга великая, но неспешно страницы листаются.

 

II

 

Как в горах этих древних, средь скал распавшихся, жили люди, что вернулись с моря студеного. Их вернуло время вновь на прародину. Но сложили они бубны шаманские. Их олени в тундре осталися, с дикими оленями смешалися. Когда в диком стаде видят оленя с ошейником, значит был тот олень в упряжи. Но не станет брать его хозяин ко времени зимнему. Уж не кочевать хозяину с юртою. Он осел в Уральских горах охотником. Выходили волхвы на его становище. И держали речь про жизнь давнюю, и про то как теперь она сложилося.

Мало их осталось, людей с севера. Здесь все горы именами их названы. И хранят камни память забытую. Есть хозяин и хозяйка здесь каменные – две горы на друг друга похожие. В седловине от них на равном расстоянии, было древнее святилище мансийское. Почитались в нем земли хозяива, посвящалось оно богу Торуму. Приходили туда раз в год на поклонение. Мужики шли к туру, слово жреца слушали. Богу просьбы свои высказывали. Приносили божи изваяния, и вокруг тура каменного ставили. Украшали тур дарами богатыми. Клали на него монеты серебрянные, устилали соболями добрыми, выкладали полотенцами узорчатыми. Женщины с детьми у леса оставались и смотрели на моление издали.

А в обычный день к туру не хаживали. Еще век назад тропы были его заперты. Самострелы их охраняли пристрелянные. Хоть вокруг на сотни верст никого не было, а святыня охранялась тщательно.

Но сошли на тот свет жрецы старые, и не вняли им внуки и правнуки. Схоронили они со жрецами духов изваяния, и забыли веру свою мансийскую. Не от злобы тирана жестокого – поманила их жизнь новая пряником. И покинули они земли древние. Развязалися нити родовы. Вскоре внуков этих в живых не останется. А кто жив – с другими смешается, и забудется родовое святилище. Так кончается вера языческая, а заней уходят и люди нерадивые – те, кому завет предков не надобен.

Одинокий стоит ныне тур в горах. Нет на нем полотенца тканного, нет и шкуры ни песцовой, ни беличьей. Поистлели самострелы от времени. Растащили серебро геологи. Камни лишь белеть будут годы долгие, пока жадные руки не дотянутся, не развалят тур до основания – вдруг в основе лежит злато‑ серебро? Тогда будут иные указывать: там, вот было святилище мансийское, место точное его затерялося, но про то в старых книгах написано.

 

 

III

 

Ведома волхвам цена бессмертия. Вот бредут они средь гор каменных. Обступают их кедры исполинские. На камнях лежат стволы упавшие. Время обращает их трухой, мхом покрытую. Из трухи подымаются пихты малые. Под ногами ерзают камни неверные. Слышно как вода шумит рекою горною. Выходили волхвы на реку. Берега реки изумрудные – красят их травы шелковые…

Брел брел волхов берегом, да споткнулся от усталости. Пока падал, приглянулось ему видение чудное. Долголь человеку падать? Но за то время познал он истину. Брел он лугом травянистым и ровным. Обступает же его лес столетний. Но не хаживала по лугу коса от свету. Не ходили по нему пахари, и не бегали дети играючи, не паслись на нем стада тучные. Как же луг этот добрый здесь возник? Чьею силою изумрудные травы сажены? Нету здесь ни кустов, ни дерева от лесу павшего. Так же спрашивали себя люди в древности, те, что шли по рекам в земли новые. Жгли они, леса выкорчевывали – очищали землю под борозду. Здесь же кто‑ то до них пни повыкорчевал. Кто‑ то до них землю выровнял, кто‑ то зелену траву высадил.

Берегиня сделала все это. Берегиня – древняя русалия. Здесь живет она первая. Тут земля ее родная от веку. Сюда люди пришли не первые. Потому поклон берегине – матушке. Так к лугам приходили на жительство. Обживались, дома в лесу строили. Часть лугов берегини распахивали, частью оставляли нетронутым, лишь кося его травы сочные. Берегиню и русалий чествовали трапезой, и делили с ними землю новую…

Вот споткунлся волхов и падает. Видится ему чудное видение. Над землею, над горами Тулымскими, сходит с верхнего неба седой Торум. Не гремят уж в честь него бубны тяжкие, не горят уж в честь него костры жертвенные. Поклонялися ему берегини – в пояс кланялись. Расходилися облака, становилось видимо, как держал Торум в руке утицу, а в другой руке держал дерево. Корни его висят в воздухе, но то дерево живо и зелено. Он великий бог, он жизнь дарует. Его волею берегини поля удерживают. Он отец начала доброго. Поклонилися берегини Торуму, как счтарейшего деда его чествовали…

Тут наш волхов о землю ударился. Тут и тело его отзывалося, тут видение берегинь затмевалося, явь же быстро возвращалася.

 

IV

 

Сколько может идти человек с сумою заплечною? Сколько светит солнце – с утра до ночи. Силы человека не померянны, лишь бы знать – зачем дорога надобна. В тех лесах люди по пальцам сосчитанны. Долги дни проходят в одиночестве. От того уходят мысли за душу, человека гложат там как кость съедобную. Жизнь в лесу запаса силы требует. Даже если все тело измотанно, то подняться, встать, дров в костер нарубить – то за труд не считается. Когда долго людей не видывал, а от мыслей уж покоя нет, надобно говорить с духами. Разжигать костер, вставать лагерем, и ходить по поляне кругом с песнею. И в ладоши плескать, коль бубна нетути. От того скоро духи являются. Через них раскрывается забытое, через них открывается грядущее. Повторим, для того нужны условия: сил достаток, когда тело вымотано. Удаленность от людского общения. Нужно, чтобы мысль душу ела от голода. Тогда видение раскрывается. Тогда духи лесные являются. Тогда сходятся духи‑ хранители. Обретается тогда сила волхвом и дается ему провидение. Для того ходят волхвы лесною дорогою.

 

V

 

Добралися волхвы до кордона мойвинского. Здесь же они разминулися. По утру ушли волхвы к северу, а один остался на отдыхе. То ли сил у него поубавилось, то ли слово услышал тайное – зхнать нам это сейчас не дадено. Так расстались они среди черничника, и побрел волхов на кордон мойвинский. На кордоне есть баня отменная. И решил волхов в бане попариться. Истопил отрок баню знатную. Заложил дров, да и вон бежать. Баня‑ то та раскалилося. Как вошел в нее волхов – пол горяч, будто уголья. Баня вся суха, скамья нагретая – только что не зажигается. Воздух в бане как ветки еловые. Жарок и колюч – от дверей продавиться сквозь него надобно. Полил волхов воды себе под ноги. Вся вода с пола испарилася. Полил воду на скамью – стала она вмиг суха. Полил и второй раз и в третий. Лишь тогда смочились доски жаркие. Перевел волхов дух, сел спокойненько, поплескал воду на камни, начал париться. Крепости та баня невиданной. А внизу, под баней той бьет ключ серебрянный. Напоил он озерко малое. Вода в нем на серебре настоянна, никогда не бывает теплою, всегда холода подземного. Зачерпнуть той воды – неделю стоит свежая.

Выходил волхов из бани вниз. Захотелось ему вдруг поерничать. Вспомнил как христы на водосвятие купаются, в беспамятстве Велесу поклоняются. То купанье у язычников ворованно. Улыбнулся волхов щетиною небритою. Сам себе думает: вот уж я как водосвятец окунусь в эту воду студеную. Ведь она как из под льда вышедшая. Окунается он в первый раз: " ну, воимя отца" – сам от смеха давится. А когда под водою голова его сокрылася, то в прозрачной воде вошла в него мысль горячая. Не отца ты ради христианского, но то ради бога земли Велеса, окунул главу в воду студеную. За подземный мир ты в воду окунаешься. Вынырнул волхов, да все ерничать хочется. Озорство взялось откуда‑ то сил нет сдерживаться. " За святого сына" – проглаголивает, да снова с головой окунается. Снова вдруг пронзает глас его вещий: не покойника ради ты купаешься – ради бога надземного – солнца красного.

Волхов вынырнул, надо в третий раз нырять. Ну, – " За духа" – проговаривает. – Ты за Рода небесного в воду пошел, слышит глас он неведомый. Святовиту – богу поклоняешся. Через силу нырял ты в воду студеную.

Вынырнул волхов из студена ручья. Сказом таенным потрясен. Вылезает на мостки, мысли путаются. И чудна же земля Уральская! Говорит гласом человечьим, мудрость великую сказывает. Триедино начало мироздания. Грош‑ цена ему, пустому ерничеству, но бесценно знание высшее. Велес, что подземным миром ведает, Даждьбог‑ дед, что плывет над землею светом солнечным. Сятовит, что белым светом Мир охватывает. Вот они и есть троица русская! Ей в воде и поклоняются. Чистые возвращаются к истине.

 

VI

Созерцает волхов горы уральские. Отдохнуло тело вдоволь, вновь идти хочется. Не пускают волхва с кордона мойвинского. Одному, де, нельзя по тайге гулять. Мало ли, что может сделаться. Заплутаешь в трех кедрах как дите малое.

Глядит он на закаты с рассветами. Душа красотой наполняется, но и пустота в нее закрадывается. Где‑ то там бредут друзья мои – думает. Наконец, решил волхов с кордона уйти. Взял с собою на четыре дня пропитания, вновь одел свою суму заплечную, и подался вниз по Мойве Малой к Вишере. Вот идет он снова тропами звериными. Перед ним Тулымский камень подымается. Вырастает, в облака упирается. Низ его скрыт голубой дымкою – дна не видно, и туда вода падает. Склдоны его укрыты пихтами, по тем склонам гуляют тени облачные, а вверху нет лугов – все камения. Отделяет камень от волхва Мойва Великая. Перешел волхов Мойву‑ реку, палкой в дно упираючись. И полез по деревьям вверх, прикидывая – сколько влево взять, сколько вправо, чтоб правильно на верх выбраться. Поднялся он на скалы голые, заглянул на запад от камня Тулымского. Поднялся он на гребень каменный. Повернулся к востоку и к северу. И объял единым взором путь свой длительный. Там, в долине, где кордон мойвинский – голубеет синева воздушная. Знает волхов, там его хватилися. На столе записку обнаружили, уж перемывают ему косточки. Дураком, пропащим именуют, да ругают по‑ всякому. Вот правее Ишерим – гора, обходили которую, снежником спускались к ручью Светлому. Тот ручей течет в ручей Молебный. От чего зовется так ручей – не ведомо. А левее Муравьный камень со снежником. К северу за тем камнем вершина одинокая. Уж за ней прямо мир кончается. Это есть та вершина завентная, до которой поленился волхов путь держать. Ну, уж пусть ребята управляются – думает, будет им дорога – тропою гладкою. Где‑ то там сейчас они бредут тайгою вечною. Ну, а мне пора на сторону закатную. И прославил Урал с камня Тулымского.

Перешел он на другую камня сторону. Перед ним вновь тайга раскрылася. Светит на него солнце вечернее, далеко вдали блестит река Вишера. Стал спускаться он в сторону южную. Стал спускаться по склону альпийскому, и вошел вновь в тайгу с деревами могучими. Здесь идет он через лес не видячи, лишь надеясь на стрелку компасную. Уж устал идти, уж солнце к склону опускается. Поредели вдруг деревья таежные. Преградило волхву путь болото великое. Вдоль болота того следы олении, а в болоте вода черная, зыбь вечная. Вдоль болота побрел волхов в южную сторону. Видит – лег через болото сосенничек. А на том берегу тайга стоит. Далеко до другого берега. Там над лесом солнышко лежит как на блюдечке, греет лучами ласковыми. Перешел волхов болото кочками. Углубился вновь в тайгу темную. Вновь идет – через стволы перебирается, о каменья во мху спотыкается. Уже сумерками небо подернулось, конца‑ края тайге не видимо. Подвернулась вдруг нога у волхова. Провалился он меж стволов в яму каменную.

Вот лежит он на сыром мху. В колене боль острая. Сам сырой от пят и до темечка. Что до пояса сырой – то от папортников, что до темечка сырой – то от пота дорожного. Колыхается над ним столб гнуса коричневый. Не теплы под ним каменья горные. Вспомнил волхов, что во фляге воды не осталося. Стало на душе ему боязно. Подивился волхов чувству забытому. – Не придет ли мне здесь конец, окоянному?

 

VII

Может ли к волхву прийти беда случайная? Может ли сгубить его суета малая, духи леса, иль духи водные? Если волхов с богами общается, если носит в себе часть духа их светлого – ничего случайно не приключится. Ежели беда всеж случилося – значит силы волхва покинули. Может нет в нем огня божьего более? Значит вел себя волхов не правильно. Брал поблажки себе непозволительные. Сквернословил, уязвлялся от словес человеческих. Ценил малое как высокое. До конца призванью не следовал, и как слабый на беды сетовал. Жаждал денег, корысти искал обыденной. От того мельчает волхов, от богов удаляется. Самомнение одно лишь прибавляется, когда божьи достоиства теряются. Редко то самому видимо.

Так лежал волхов в ночи с ногой свернутой, со стволами упавшими беседовал. Истощилися силы его человеческие. Осталися только силы волховские. Ну, не век же мне тут лежать – думает. Захватил он зубами край кафтана мокрого, растирал колено ладонями, бинтовал его полотенцем как надобно. Начал вновь он путь к реке Вишере. В разуме его помутилося – кто он есть такой позабылося, волховское сознанье лишь осталося. Отступила боль из памяти. Чувствует он как с ноги на ногу переваливается, с камня на камень$7

Вновь колено болью отозвалося. От воды же волхву силы прибавилось. И побрел он по берегу ночному вишерскому. И набрел скоро на избу браконьерскую. Переполошилися в ней лодочники. Тута человека от веку не видывали, от Тулымских гор сюда не хаживали. Стало им не по себе – боязно. Повскакали они, вспохватилися. Ставили перед волхвом уху из хариуса. Для одежды мокрой место у костра выгораживыали, чаем теплым волхва отпаивали. В той избе ложилися спать от до утра раннего. А на утро к Велсу на байдаре черном отправились. Проплывали они берегами тихими, проплывали стенами каменными. Проплывали мимо камня Курыксарского, на большего дракона похожего, голову и хвост опустившего. В Велсе зажило колено у волхова…

Воротилися другие волхвы с верховьев Вишеры. Видели они начало мира древнего. Завязали они обои полы времени. Чтобы Русь стояла века, не кончалося, чтобы время началось по новому, чтоб смогла свершить Русь деяния великие.

Век стоять над землей солнцу красному. Век пахать на Руси землю пахарям. Век творить на ней чудеса мастеру. Век рождаться на ней милым детушкам. Век дерзать на ней честным юношам. Век испытывать мудрость волхову.

 

Писал Велимир в июле месяце 2001 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...