Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие позитивных состояний ума




 

Большинству людей придётся как следует потрудиться, чтобы достичь просветления. Первый необходимый шаг – преодоление препятствий и подавление оков. Но даже если ваши попытки временно преодолеть негативные состояния ума увенчались успехом, ваш ум по‑ прежнему уязвим. Он может вновь окунуться в болезненные, сопряжённые с препятствиями состояния, подобно самолёту, влетающему в облака. Временно очистив ум от всех неблагих состояний, вы должны использовать искусное усилие, чтобы сделать его ещё более радостным, возвышенным и энергичным, благодаря чему станет возможным продвижение по пути.

С преодолением неблагого состояния ум входит в нейтральное состояние. Однако он остаётся нейтральным недолго. Это очень похоже на коробку передач в автомобиле. В ней есть задний ход, нейтральная передача и передачи переднего хода. Вы не можете сразу же переключиться с заднего хода на передний, не пройдя через нейтральную передачу. С нейтральной передачи можно переключаться в обоих направлениях. Подобным образом ум не способен переходить напрямую из благих состояний в неблагие и наоборот – он должен пройти через нейтральное состояние.

Вы можете использовать этот нейтральный промежуток для развития позитивных состояний ума. Предположим, когда вы сидите в медитации, возникает негативное состояние ума. Срабатывает внимательность, и вы распознаёте неблагое состояние. Вы преодолеваете его, например, осознав его опасность, и возвращаетесь к дыханию. Поскольку дыхание является нейтральным объектом, пока вы наблюдаете за ним, ум остаётся нейтральным. Однако стоит вашей внимательности ослабнуть, возникает другое болезненное состояние ума. Внимательность снова замечает его. Вы преодолеваете неблагое состояние ума и возвращаетесь к дыханию с нейтральным состоянием ума. Эта последовательность повторяется вновь и вновь.

Наконец вы говорите себе: «Это нелепо! » Внимательность заставляет вас осознать, что необходимо устранить этот паттерн повторения негативных состояний. Будучи внимательными, вы начинаете видеть последовательность действий ума. Вы осознаёте, что, вместо того чтобы предоставлять негативности пространство, в котором она может укорениться, вы должны использовать время, пока ум нейтрален, чтобы породить благое состояние ума. Вы возвращаетесь к дыханию и расслабляетесь. Вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов и начинаете развивать благое состояние ума.

Существует бесчисленное множество разнообразных способов порождения благих состояний ума. Один из самых мощных методов, которые можно применить в ходе медитации, – вспомнить какое‑ то искусное действие, совершённое вами в прошлом, и сопряжённые с ним приятные состояния ума. Например, вы могли помочь старушке перейти улицу. Ей было тяжело нести сумку с покупками, а машины двигались слишком быстро, чтобы она успела перейти на другую сторону. Вы не были знакомы, и вам не нужно было никакой награды и даже благодарности. Вы вышли на дорогу и спокойно знаками попросили водителей остановиться, с умом, свободным от каких бы то ни было желаний, безо всякой привязанности. Старушка благополучно перешла через дорогу. В этот момент ваш ум был лёгким, свободным, расслабленным и счастливым. Как вы чувствуете себя сейчас, вспоминая об этом эпизоде? Вы снова ощущаете лёгкость, свободу, расслабленность и счастье. Породив в уме эти чувства, вы думаете: «Именно такое состояние ума я должен развивать». Таким образом, вы используете память, чтобы породить позитивные чувства и усилить их.

Вы можете использовать воспоминания о любом своём хорошем поступке, если он не был сопряжён с привязанностью. Такие действия дарили вам ощущение счастья в процессе их совершения, и вы можете позволить тем же самым благим чувствам наполнить ваш ум, когда вспоминаете об этих действиях. Возможно, вы помогли ребёнку, потерявшему маму в магазине, или раненому животному на обочине дороги. Возможно, вы увидели, как двое горячо спорят по незначительному поводу, и помогли им прийти к согласию. Возможно, ваша работа состоит в том, чтобы вдохновить молодых людей учиться, и вам это удаётся. Вы также можете с благодарностью вспомнить хорошие дела, которые делали для вас другие, или размышлять над известными примерами добрых дел. Когда вы думаете об этом, ваш ум наполняют благие состояния, и вы испытываете расслабленность, счастье и удовлетворение.

Ещё один метод развития благих состояний ума – это воспоминания о прошлых победах в сражении с алчностью, ненавистью и заблуждением. Например, вы вспоминаете момент, когда ваш ребёнок сильно вас огорчил и вам хотелось его ударить. Но вмешалась внимательность, и вы вспомнили, что не должны позволять гневу управлять вами. Ваша ярость ослабла, и в конце концов вы успокоились и стали миролюбивы. Вы вспоминаете удивительный переход от бурного гнева к приятному спокойствию и размышляете о том, как приятно себя почувствовали. Вы говорите себе: «Именно такое приятное чувство я хочу развить». Это воспоминание помогает вам расслабиться и наполняет вас тихой радостью.

Вы можете собрать свой собственный набор инструментов для порождения благих состояний. Возможно, вы обращали внимание, что, вспоминая тот момент, когда ваш ребёнок сделал свои первые шаги, вы ощущаете прилив любви. Положите это воспоминание в свой набор. В будущем вы можете использовать это чувство как трамплин для развития благих состояний ума.

Эта техника внимательного усилия, направленного на развитие позитивных состояний ума, полезна не только в ходе медитации. Вы можете применять её во время еды, ходьбы и разговоров.

Вам больше не придётся надеяться, что жизнь преподнесёт вам новые поводы и причины для счастья. Создайте свою стратегию. Используйте свой ум, чтобы разобраться, какие действия порождают состояния ума, делающие вашу жизнь приятнее. Вспомните, что работало в прошлом, а что не работало. Обнаружьте причины и следствия этих простых ментальных процессов. Развивайте эти приятные благие состояния ума, что бы вы ни делали.

Например, моя посуду, вы можете развивать мысли, связанные с любящей добротой по отношению к тем, кто будет пользоваться этой посудой. Начиная разговор, вы будете готовы к любому повороту, если поддерживаете внимательность к возможным результатам позитивной и негативной речи. Это называется хорошим началом разговора. Если вы расслабитесь и привнесёте в разговор всё возможное терпение, любящую доброту, сострадание и прозрение, он пройдёт более гладко и окажется полезным как для вас самих, так и для других участников.

Предотвращение возможных проблем посредством знания собственных недостатков – это часть процесса. Например, если у вас тяжёлый характер и вы это осознаёте, такое осознание благоприятно. Благодаря ему вы можете развивать приятные состояния сознания, которые не позволят вам вспылить. В сложной ситуации, такой как визит раздражающего вас директора компании, вы можете напоминать себе о возможных приятных и неприятных последствиях своих действий. Затем вы твёрдо решаете поддерживать расслабленность и чувство любящей доброты. Если директор скажет или сделает что‑ то, вызывающее у вас раздражение, вы будете наслаждаться приятным состоянием ума, вместо того чтобы вовлекаться в болезненные проявления гнева.

Подобным образом, если вы знаете, что склонны нервничать, подготовьтесь к этому. Перед первым полётом внука на самолёте используйте всё, что помогало вам в прошлом преодолеть нервозность и породить хорошие чувства. Тогда вам не придётся страдать от своей нервозности. Вместо этого вы будете наслаждаться приятными состояниями.

Лишь вы сами можете научить себя этому навыку. Чем сознательнее вы порождаете приятные состояния ума, тем интересней вам это делать и тем лучше у вас это получается. Каждый день и каждый миг мы можем развивать безмерную любящую доброту, сорадование, глубокое сострадание и глубинную равностность. Эти четыре благие качества порождают в уме такое прекрасное, возвышенное чувство, что их называют «божественными обителями». Тот, кто знает, как их вызывать, может наслаждаться небесами на земле, когда пожелает.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...