Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В Библии шум на русском языке упомянут 61 раз. ( из «Симфонии» ). На церковнославянском языке шум глаголится «гласом».




Христианская онтология шума

(26 стр.)

 

Синкевич Владимир Антонович. [email protected]

 

Прикоснемся к творению Богом шума, как «гласа» и обнаружим особенности проявления «гласа» Бога, «голоса» Бога в тварном мире, в человеке.

 

Для православного христианина шум есть источник причин жизни, «шум» изложен в Священном Писании и Предании, которые даны Богом.

Посмотрим, как в Библии упомянут шум, и окажется, что шум в Библии проясняет не только существо мира в котором мы живем, но и дает ключ, средство для правильного отношения к явлениям мира. И в науке, в медицине, в культуре,

 

В Библии шум на русском языке упомянут 61 раз. (из «Симфонии»). На церковнославянском языке шум глаголится «гласом».

«Шум» в Библии предстает в трех аспектах

 

1.1.). «шум» природный: шелест листьев, журчание ручейка, шум прибоя, и пр.;

1.2.). «шум» порожденный людьми, голос, говор толпы, и т.п. и

2.). «шум» как «глас» (на церковнославянском языке).

 

 

Обратим внимание на церковнославянский язык: шум как «гласа».

 

«Шум» сопровождает снисхождение Святого Духа на апостолов в пятидесятницу:

Сначала, на русском языке: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деяния апостолов.Гл 2.6.).

На церковнославянском языке это звучит так: «Бывше же гласу сему, снидеся народ и смятеся, слышаху един каежду их своим языком глаголющих их» (там же).

И еще: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились» (Деяния апостолов. Гл 2. 2.)

В Толковой Библии под ред А. П. Лопухина (т. 3. Новый Завет. П. 1911- 1913, 2-е изд. Стокгольм 1987 г.) говорится: ««Шум как бы отъ несущагося сильного ветра»…Следовательно самого ветра не было, только шум (ср. Златоустъ и Феофилактъ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания Апостолов, - шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание.(6 ст.). Наполнил весь дом. Т. е. сосредоточился в этом доме»… «Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха…», «Шум с неба знаменовал также могучесть силы Св. Духа, сообщенной Апостолам («сила свыше» Лук. ХХУ1, 49)». (А. П. Лопухин, с. 13).

Шумом и мир закончится. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3, 10.).

Когда воспроизводятся сверхестественные явления (примеры из Священого писания приведены: Явление Славы Божьей У Иезекиля., Снисхождение Святого Духа на апостолов и т. п.) то слово «шум» воспроизводится на церковнославянском как «глас», как голос. Но чей голос? – от Бога.

 

Или в Откровении Иоанна Богослова (Гл.14. 2.) на русском языке «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» - и

тоже самое на церковнославянском языке.: «И слышах глас с небесе, яко глас вод многих и яко глас грома велика; и глас слышах гудец гудущих в гусли свои».

 

Аналогично значение «шума» как «гласа» в Явлении Божьей славы в «Книге пророка Иезекииля» (1. 24).

На русском языке: «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои».,-

а на церковнославянском языке это место воспроизводится следующим образом:

«И слышаху глас крил их внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога саддаи и внегда ходити им, глас слова яко глас полка, и внегда стояти им, почиваху крила их»,

а далее, там же, в Гл. 3..13. на русском языке

«и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома»

. А на церковнославянском: «И видех глас крил животных скриляющихся друг ко другу, и глас колес держащся их, и глас труса велика»….

 

В Толковой Библии под ред. А. П. Лопухина отмечается, что «…под голосом с тверди нужно «разуметь шум, причиняемый мысленным кругом Иеговы…».. … «Этими двумя обстоятельствами голосу со свода отводится исключительное место и очень высокое и почетное: «превыше тверди» – место по истине Божественное. Вместе с тем голосу этому чрез отсутствие у него всякого определения сообщается некоторая таинственность и непостижимость. Уже для шума от крыльев херувимов пророк с трудом мог найти подобие между земными шумами. Для голоса с тверди он даже не пытается представить какое-либо сравнение. Все это доказывает Божественную природу этого «шума». И в самом деле. почему бы Бог своим явлением не мог помимо всего другого производить и особого Божественного шума? Таким шумом («глас» - «кол») сопровождалось уже первое явление Его, описанное в Библии (в раю); о потрясающем шуме от Его явления («гласы» - «колот») говорится и в описании Синайского богоявления…»

 

«Церковный историк В. В. Василик отмечает, что все эти свидетельства, "в конечном счете, восходят к Диатессарону Татиана" ("объединенному" евангелию, написанному апологетом Церкви Татианом в середине II века). Действительно, в своем комментарии на Диатессарон святой Ефрем Сирин также упоминает о свете крещения: "Когда же по причине света, явившегося над водою, и гласа, низпавшего с неба, узнал, что Он (Иисус Христос - А. Л.) низшел в воду, как исполняющий нужды, а не как нуждающийся явился к крещению...". Диатессарон является самой ранней письменной фиксацией текста Нового Завета. Соответственно, текст Татиана свидетельствует об одном из первичных вариантов евангельского предания.» (Александр Логинов [email protected] Свет Крещения: Раннехристианские свидетельства Русская апокрифическая студия

http://tower.vlink.ru/study/)

 

 

Шум в Священном Предании:

 

В Священном Предании, также как в Священном Писании, «шум» часто сопровождает снизхождение Святого Духа:

 

Для примера приведем свидетельство из «Жития старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника» «За год и десять месяцев до своей кончины отец Серафим сподобился посещения Божией Матери. Посещение это было ранним утром в день Благовещения, 25 марта 1831 г. «Батюшка, - сказывала старица Дивеевской общины Евпраксия (в миру Евдокия), - за два дня приказал мне придти к себе к этому дню. Когда я пришла, батюшка объявил: «Нам будет видение Божией Матери» и наклонив меня ниц, прикрыл своей мантией и читал надо мною по книге. Потом, подняв меня, сказал: «Ну теперь держись за меня и ничего не убойся». В это время сделался шум, подобно шуму леса от большого ветра. Когда он утих, послышалось пение, подобное церковному. Потом дверь в келию сама собой отворилась, сделалась светло – белее дня, и благоухание наполнило келию…» (.«Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника»Киев. 2002 г с 262)

Приведем еще примеры из различных житии: “Иго татарское было свергнуто Россиею. Но окруженная с юго-восточных границ ордами монгольскими, Россия часто подвергалась их нападениям. В 1521 г, предводимые крымским ханом Махмед-Гиреем, крымские и ногайские татары, в соединении с казанскими, двинулись к московским пределам с такой поспешностью, что великий князь Василий Иоанович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод русских, враги предали огню все селения от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жител ей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыни храмов Божиих. Июля 29 дня, Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей с своими и имуществом. Улицы заперлись обозами; пришельцы и граждане, жены, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Все предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит Валаам усердно молились с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно слышал внутри храма сильный шум и вместе с тем увидел церковные двери отверстыми и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшеюся со своего места. От иконы слышан был голос: Выйду из града с российскими святителями»,- и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось как бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня.При вести о нашествии врагов, вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от належащей скорби, вдруг услышала она как бы великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она обрелась как бы вне ограды, и отверзлись вместе очи ее мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей и других святолепных мужей, в священных одеждах; среди них несен был чудотворный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода.Между святителями можно было признать Св. Петра, Алексия, Иону, митрополитов Московских, и других.И вот в то время, как это шествие выходило из ворот кремлевских, навстречу ему от торга Ильинского устремился великий угодник Сергий, с другой стороны- преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их:» Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов?» Святители отвечали со слезами: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие,- и начали обще с ними петь молебен, произнесли молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения еще два года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для нее».

(«Богородица.2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве» М.2002 г. с.514-517.)

 

Перед Успением Пресвятой Богородицы произошло очередное чудо сопровождавшееся «шумом»: «В это время, когда Матерь Божия изъявляла Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившие дом. Это были облака, на которых,по велению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран,где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. «Подабаше,- воспевает Св. Церковь,- самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение тем же, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша»

(«Богородица.2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве» М.2002 г с. 379»)

 

В «Житии св. муч. девицы Серафимы» Игемон Бериллъ желая растлить девицу,осквернить ее как «храм Бога живого» - послал двух своих похотливых слуг к ней.

«И вот, в первом часу ночи, когда нечестивые юноши хотели совершить свое постыдное дело, вдруг поднялся великий шум и началось страшное землетрясение, которое слышали и все окрестные жители. Юноши как бездыханные пали на землю и все члены их пришли в расслабление. Видя такую скорую помощь Божию, непорочная девица, воздевши руки к небу со слезами благодарила Господа и всю ночь провела в молитве….».

(. «Жития Святых» М.1910 г.с.653).

 

«ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ»

«В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно при­сутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Право­славного Патриарха.»

Николай Колчуринский, Михаил Шугаев,
"Благодатный Огонь", №10, 2003http://www.pravoslavie.in.ua/sobor.php

 

Явление Пелгусию мчч. кнн. Бориса и Глеба.

«Был один муж именем Пелгусий, старейшина земли ижорской. Ему поручено было наблюдать стражу на море. Он принял святое крещениe с именем Филиппа и жил среди своих соплеменников, остававшихся в язычестве, богоугодно воздерживаясь от пищи по средам и пятницам. Поэтому Бог сподобил егo страшного видения, о котором мы и скажем вкратце. Пелгусий имел великую веру и надежду на свв. мучеников - Бориса и Глеба. Увидав неприятелей, он пошел к великому князю Александру Ярославичу, чтобы рассказать ему о силе варяжской и о расположении их стана. Случилось ему стоять на краю моря и наблюдать оба пути. Всю ночь провел он без сна. На восходе солнца ему послышался страшный шум на море - и вот он видит приближающийся насад. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах багряных; руки их лежали на раменах друг у друга; гребцы в насаде были одеты как бы мглою. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу». Пелгусий, увидав видение и услыхав такие речи святых мучеников Бориса и Глеба, в ужасе затрепетал и стоял неподвижно до тех пор, пока насад не скрылся от очей его. Потом он поспешил к своим соплеменникам, и вот встретил его великий князь Александр Ярославич. С радостью («радостными очима») во взоре увидал он князя и рассказал ему одному о том, что он видел и слышал. Великий князь отвечал ему: «Не говори, друже, об этом никому». Тогда князь устремился на врагов, в шестой час дня, и была злая сеча с римлянами. И избил он бесчисленное множество римлян, и самому королю «возложил печать» на лицо своим острым мечом».»

 

Явление Пелгусию мчч. кнн. Бориса и Глеба.

Стенопись художника Серебрякова в Александро-Невской церкви

Училищного Совета Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге

(П.Е. Сорокин ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕТЕРБУРГА

Ландскрона - Невское устье - Ниеншанцhttp:

//www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/03_2.shtml)

 

СТРАДАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОСИФА, МИТРОПОЛИТА АСТРАХАНСКОГО (+ 1672)

«Когда казаки Стеньки Разина, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы митрополит вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства пошел в круг. Казаки сказали: «Почему ты пришел с крестом? Мы тоже христиане, а ты приходишь точно мы еретики!» Его обвинили в сношениях с казаками, отложившимися от Разина, но он отвечал, что это ложь. Они потребовали, чтобы он разоблачился; он же понял, что его ждет, и сказал протодиакону с полным спокойствием: «Отчего ты не разоблачишь меня? Уже пришел час мой». И когда его разоблачили, казаки взяли его, повели на пытку и бросили на раскаленные угли. Ряса его загорелась. Казаки сорвали ее и стали его пытать. Митрополит же молчал и молился. Потом его повели на крышу собора (на скат) и поставили на край, и он упал и сейчас же убился, и, когда он был уже на земле, раздался страшный шум и стук, и великий страх напал на всех, и долгое время, минут 20, разбойники стояли повесив головы, не смея взглянуть один на другого, так они испугались. Но когда сбежалось в слезах духовенство, они разогнали его. Через час все же отдали им тело священномученика. Священники же перенесли его в собор, омыли раны и облачили в святительские одежцы. Все было сделано по уставу и церковным правилам. В 6 часов начался погребальный звон, а в 10 часов святитель уже был погребен внутри собора. Отставной стрелец Иван Глухой показал, что у него была больна нога. В ночь, когда св. Иосиф упал с крыши, он почувствовал, что его тянут за ногу. Он встал и увидел, что на крыше собора горят три большие свечи, а посредине — огромное пламя с искрами поднимается к небу. Он в эту ночь вставал 9 раз и всякий раз видел это чудо. К утру же нога его исцелилась. И другие люди видели в эту ночь то же чудо.»

 

 

«Глас» Бога, «шум» природы являет себя человеку

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...