Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический строй и управление в домонгольский период




Тема 3. Государственное управление в период феодальной раздробленности Руси

Вопросы:

1. Феодальная раздробленность и складывание трех политических центров

2. Татаро-монгольское иго и государственность Руси

3. Политический строй и управление в русских княжествах XIV‑XV вв. Начало объединения Русских земель. Система феодальной иерархии

 

Совторой трети XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Это был закономерный этап в поступательном развитии феодального производства, обусловленный завершением генезиса феодальных отношений и вступлением феодализма в свою зрелую стадию, которая характеризуется завершением сложения и развития всех его экономических и социально-политических институтов.

Сложным временем для Руси явился период татаро-монгольского нашествия. Серьезным ударом стало ордынское иго не только для политической и экономической жизни Руси, но и для развития культуры и хозяйства.

В XIV в. намечается объединение Русских земель. Главную роль в этом процессе играет Москва, которая стала центром формирования великорусской народности.

 

1. Феодальная раздробленность и складывание трех политических центров

 

Утверждение феодальной раздробленности Руси.

Феодальная раздробленность как новая форма государственно-политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала новому феодальному обществу как комплексу сравнительно небольших феодальных мирков. Натурально-хозяйственная основа русских земель определяла их экономическую самостоятельность и государственно-политический сепаратизм в рамках местных земельных союзов княжеств и феодальных республик, которые не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов. Их этническая и областная устойчивость к тому же поддерживалась природными рубежами и местными культурными традициями.

В результате развития производительных сил и общественного разделения труда старые племенные центры и новые города превратились в экономические и политические центры прилегающих к ним сельских округов. С захватом князьями и боярами общинных земель и вовлечением крестьян в систему феодальной зависимости сложилось и окрепло феодально-крепостническое хозяйство. Старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень киевской военнослужилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями светских и духовных феодалов корпорации местных земельных собственников. Опираясь на собственные вооруженные силы и дружину своего князя, местные феодалы уже могли сами подавлять сопротивление закрепощаемых и лишаемых земли крестьян, не нуждаясь в помощи далекого Киева.

В пределах небольших княжеств-государств феодалы могли более эффективно защищать свои территориально-корпоративные интересы, с которыми мало считались в Киеве, где рассматривали подчиненные ему города и области только как источник поступления дани и как столы-кормления [1].

Феодальная раздробленность более эффективно и гибко защищала интересы феодалов, разделенных территориально и политически границами государств-княжеств.

Последствия раздробленности для единства Руси

Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии.

В условиях начавшейся в XII в. феодальной раздробленности возникает замечательное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которое призывает русских князей к единению как раз перед нашествием монголо-татарских полчищ. Автор «Слова» ‑ сторонник сильной княжеской власти. Понимая, что полное подчинение удельных князей власти Киева стало уже невозможным, автор стремится пробудить в них чувство гордости за Русскую землю, призывает их организовать совместный отпор кочевникам, нападающим на нее.

1 Кормление ‑ система содержания должностных лиц за счет местного населения.

2 Вассал ‑ землевладелец-феодал, зависимый от более крупного феодала.

3. Сюзеренитет ‑ господство сюзерена над вассалом.

Важное место в истории русской политической мысли принадлежит и «Молению Даниила Заточника», дошедшему до нас в составе многочисленных рукописей. Принято выделять две основные редакции этого произведения. Одна из них озаглавлена «Слово Даниила Заточника», другая ‑ «Моление (или «Послание») Даниила Заточника».

Большинство исследователей относят первую редакцию к XII в., вторую ‑ датируют XIII в. Во второй редакции проблемам политики уделено большее внимание.

Центральная тема произведения ‑ единовластие князя. Автор «Моления» показывает причины мощи отдельных княжеств и городов, призывает князя тщательно взвешивать свои решения, вести разумную политику. Осуждая безрассудные феодальные войны, Даниил Заточник пишет: «Мнози бо ополчаются на большие грады и с своих, с меньших, сседают»[2].

Политический строй и управление в домонгольский период

Политический строй русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до номинального «старейшинства» среди других князей. Связанные друг с другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета правители и феодальная знать княжеств при всей своей местной самостоятельности были вынуждены признавать старейшинство сильнейшего из своей среды (великого князя), объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжества или же затрагивали интересы ряда княжеств. До середины XII в. таким главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников были ответственны за исторические судьбы Руси.

В конце XII‑ начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ним землях и княжествах:

• Северо-Восточная и Западная (и в немалой степени для Северо-Западной и Южной) Русь ‑ Владимире-Суздальское княжество;

• Южная и Юго-Западная Русь ‑ Галицко-Волынское княжество;

• Северо-Западная Русь ‑ Новгородская феодальная республика.

В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (снемов) князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия подчинения киевскому князю, связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из-за не прекращавшихся между ними усобиц.

Статус княжеской власти

Князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать нормами Русской Правды в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными городами. В сборниках церковного права содержались нормы, касающиеся семейно-брачных и других сторон жизни феодального общества, отнесенных к юрисдикции церковного суда. В составе княжеской и вотчинной администрации, составлявшей в совокупности аппарат управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие кадры (воеводы, наместники, посадники, волостели, тысяцкие, дворские казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и др.).

Воевода ‑ глава военного отряда, правитель провинции, города на Руси с X в.

Наместник ‑ должностное лицо на Руси в XII‑XVI вв., возглавлявшее местное управление;

Посадник ‑ наместник князя в подвластных ему землях в X‑XI вв.

В Новгородской и Псковской республиках (XII‑XV вв.) ‑ высшая государственная должность из знатных бояр, избиравшихся на вече. Волостель ‑ управитель волости. Тысяцкий ‑ военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины XV в. В Новгороде избирался из бояр на вече, был ближайшим помощником посадника. Дворский ‑ относящийся ко двору, придворный. Печатник ‑ должностное лицо при дворе русских князей и царей ‑ хранитель государственной печати (XIII‑XVII вв.). Тиун ‑ должностное лицо у князя, боярина, управляющий имением, феодальным хозяйством в XI‑XVII вв. Конюший ‑ придворная должность. Вирник ‑ сборщик виры (денежного штрафа

за смертоубийство).

Материальное обеспечение их осуществлялось передачей им части доходов от управления («кормления») или же пожалованием земель в вотчину.

Одной из важнейших обязанностей вассалов были оказание своему сюзерену помощи советом, радение вместе с ним «о строе земельном и о ратех». Этот совещательный орган при князе (боярская дума) не имел юридически оформленного статута, созыв его и состав думцев, так же как и круг вопросов, ставившихся на обсуждение, зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать или поступить вопреки совету своих могущественных вассалов. При слабых князьях власть фактически сосредотачивалась в руках бояр-думцев.

Роль церкви

Помимо бояр и лиц из дворцового управления в княжеской думе принимали участие представители высшего духовенства.

С ростом церковного землевладения духовенство превращалось в могущественную сословную корпорацию феодалов-землевладельцев. Опираясь на свой духовный авторитет, возраставшее экономическое могущество и преимущество, которое ей давало сохранение в условиях раздробленной Руси сословного и организационного единства, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешиваться в политическую борьбу и княжеские усобицы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...