Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации




2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения.

2.2 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

2.3 Организационные вопросы статистического наблюдения.

2.4 Точность статистического наблюдения и её контроль.

2.1. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

 

Для изучения массовых явлений и процессов общественной жизни, в том числе и преступности, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки)).

В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации).

Статистическое наблюдение - этап статистического исследования- планомерное, научно организованное получение данных(сбор данных) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путём регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Например, во время проведения переписи населения в отношении каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируются такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, источник средств существования и т.д. А при регистрации преступления в соответствующих документах единого учета (форма N1- статистическая карточка на выявленное преступление) учитываются существенные уголовно-правовые признаки (квалификация преступления, категория преступления, объект и предмет преступного посягательства, способ его совершения и т.д.), уголовно-процессуальные (кем и когда возбуждено уголовное дело, чья подследственность и т.д.), криминологические (виктимологические)- число потерпевших, их пол, возраст, отношение к виновному в совершении преступления и другие значимые в научно-практическом отношении признаки.

Полученные в результате наблюдения «статистические данные» представляют собой, образно говоря, лишь «сырьё». Информацией они становятся в процессе научной обработки, анализа.

Результаты исследования ценны лишь в том случае, если базируются на фактическом материале. Именно поэтому изучение общественных явлений должно опираться на прочный фундамент из точных и бесспорных фактов. А для того чтобы это был действительно фундамент, при исследовании общественных явлений необходимо брать не отдельные факты или фактики (как это иногда бывает в средствах массовой информации), а всю совокупность относящихся к рассматриваемому процессу фактов и свойств, их выражающих.

Статистическое наблюдение проводится органами государственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов (например, в МВД России - ГИЦ-ЗИЦ-ИЦ - учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.

Общая характеристика статистического наблюдения представлена на схеме 2.1.

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

К организационным - выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практические вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных - это заполнение статистических формуляров- документов первичного учета(переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.

Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контроля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Главная задача (цель) статистического наблюдения для правоохранительных органов - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.

При статистическом наблюдении необходимо прежде всего определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектом наблюдения может быть, например, совокупность жителей страны, промышленных предприятий, крестьянских хозяйств, коммерческих банков и т.д.

При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно связаны и обладают многими признаками. Это необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости данных.

Для четкого определения наблюдаемой совокупности следует указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Так, если объектом наблюдения является население - постоянное, т.е. постоянно проживающее в данном месте жительства, или наличное, т.е. находящееся в данном месте в момент переписи. При учете лиц, совершивших преступление, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или иные правонарушения, как не относящиеся к данной совокупности.

Учитывается собирательный характер термина «правовая статистика», необходимо вести речь об объектах статистического наблюдения применительно к трём её составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике.

1. Объект уголовно-правовой статистики. Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключается в том чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой - охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющий собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемых).

Конечно, преступность- это не только арифметическая совокупность преступлений. За совокупностью преступлений (и преступников) надо видеть. Что мы имеем дело с отрицательным явлением, нарушающим нормальное функционирование данной социальной системы, свидетельствующим о существенном неблагополучии в ней. Так на протяжении последних лет преступность в нашей стране как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния формируется в силу реально угрожающую социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности повышает социальную напряженность, вызывает возрастающее и обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Иными словами, как индикатор неблагополучия преступность есть определённое качество.

Преступление и преступность - явления разноуровневые. Если первое как акт человеческого поведения исследуется на индивидуально психологическом уровне, то преступность олицетворяет общество в целом, а это - социологический уровень. Преступность имеет собственную характеристику, которая не покрывается характеристиками отдельных преступлений. Конечно, преступность не может существовать в отрыве от единичных явлений - отдельных преступлений. В преступности отражаются наиболее существенные черты отдельных преступлений: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, социальная обусловленность, региональная и временная распространенность, внутренняя взаимосвязь и зависимость и др. иными словами, между всеми преступлениями имеется достаточное сходство. Вместо с тем нельзя не видеть, что отдельные категории преступлений, соответствующие в совокупности преступность, резко отличаются между собой по целому ряду важных признаков: степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, психологическому отношению субъекта к деянию и наступившим последствиям и др. мошенничество, изнасилование, получение взятки, контрабанда, хулиганство, терроризм- всё это преступления.

Преступления и преступность надо различать, но не отрывать друг от друга. Каждое отдельное преступление по отношению к их множественности - преступность- факт случайный. Преступность и, в частности, её уровень-явление закономерное, детерминированное особенностями социальных условий на определённом этапе развития общества.

В научном исследовании нельзя отрывать единичное от всеобщего или в данном аспекте - преступление от преступности, а последнюю от социальных условий, детерминирующих её.

Три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики, которые она характеризует с количественной стороны:

1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человека (ст. 2, 14 УК РФ);

2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ);

3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ).

Статистическое наблюдение организационно строится, исходя из функций соответствующих органов - дознания, прокуратуры, судов и исправительных учреждений.

2. Объект гражданско-правовой статистики. Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика количественную характеристику тем явлениям, качественные особенности которых изучает гражданское право, регулирует гражданский кодекс.

Известно, что ч. I ГК РФ действует в целом с 1 января 1995 г. Часть II ГК вступила в силу с 1 марта 1996 г. С этого времени I и II части Кодекса применяются как единый Гражданский кодекс. Он устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям, - их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Заметим, что практически гражданско-правовая статистика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности суда и арбитража по разбирательству и разрешению гражданско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное решение.

В показателях гражданско-правовой статистики находятся отраженные основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, - брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения).

Одним из постоянных объектов её постоянного наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причинённого преступлением ущерба), в частности, суммы полученные в результате конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определённом месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики являются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18-20 КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности - административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Административный арест на срок до 15 суток может быть применён лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонарушений. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть назначено районным (городским) судом (судьёй).

Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом.

Из числа правоохранительных органов дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов: единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения проживающие в стране люди- это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек- единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица- это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность- это данные как о фактах преступления так и о лицах совершивших преступления.

По этим же причинам единицей измерения распространённости преступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное производство, проколы и материалы, находящиеся в производстве), именуемой иногда в правоохранительной практике единицей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обуславливаются целями наблюдения. Так, при измерении цели наблюдения, например определение объёма проделанной работы, то же уголовное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. В этих случаях отбираются те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные - это первейшее условие успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика даёт возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определённых показателях весь ход реализации государственных мер социального контроля над преступностью, её уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ - теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социальному контролю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями: 1) состояние преступности, её структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологических показателей и другие общественно опасные последствия преступности; 3) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1)состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов.

К программе статистического наблюдения предъявляются определённые требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точным и недвусмысленным.

Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы конкретного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. Это широко практикуется и при проведение криминологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специальном бланке - статистическом формуляре.

Статистический формуляр- это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отсчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначена для регистрации одной единицы наблюдения и её признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по её заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуются так называемая безбумажная технология сбора информации и введения её в ЭВМ.

Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую совершенной техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоёмкие операции при формировании больших массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносятся на машинные бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

 

2.3. Основные организационные вопросы статистического наблюдения

К организационным вопросам статистического наблюдения относятся - выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статистическую отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесённые в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определённый период.

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность.

Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и представляется в органы государственной статистики.

Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России.

Система отчетности и объём её показателей определяются перечнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом России. Табель представляет собой список действующих форм оперативно-статистической отчетности.

В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подразделения) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России.

По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию - типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:

- отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными, при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработку данных;

- данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени.

Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально познакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись-это специально организованное наблюдение повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Всего за годы существования царской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и микроперепись в 1994 г.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение- это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия разных факторов на изучаемые показатели.

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

В современных условиях получает распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности - мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за специальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, её уровень.

Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом направлении, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти и, следовательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются:

· увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведёт к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своём будущем людей; б) увеличения бедных слоёв населения в городе по сравнению с деревней, что создаёт социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

· криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетельствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не имеющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определённой частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли и др.

Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его органов на местах и ведомственных систем статистики, в том числе и правоохранительных, - создание организационно-информационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них.

На практике мониторинг обычно выходит за рамки традиционного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом конкретном случае он может явиться важным источником статистических данных, информации.

Виды статистического наблюдения. По времени регистрации фактов статистическое наблюдение делятся на текущее или непрерывное; периодическое или дискретное; единовременное или прерывное.

Текущее наблюдение проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения. Это систематическая регистрация фактов, например, при регистрации рождений, браков, смерти, преступлений и т.д. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления. Соответственно, отчетность по срокам представления бывает ежедневной, недельной, месячной, квартальной и годовой. Причем отчетность с периодичностью до года называется текущей.

Если наблюдение проводится через определённый промежуток или период времени, то такое наблюдение является периодическим. К такого рода наблюдениям относятся переписи населения, которые, по рекомендациям международных статистических органов, должны проводиться не реже чем через 10 лет, в год, оканчивающийся на ноль, или смежный, т.е. оканчивающийся на единицу или девятку.

Единовременное наблюдение проводится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.

Сплошное наблюдение- это полный учет всех единиц совокупности. Такой вид наблюдения дорогостоящий, поэтому в последнее время органы государственной статистики всё чаще прибегают ко второму виду наблюдения.

Несплошное - это такое наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Поэтому несплошное наблюдение можно подразделить на способ основного массива, выборочное и монографическое.

Обследование основного массива заключается в том, что регистрации и изучению подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы наблюдения, имеющие доминирующий удельный вес во всей совокупности. Например, при изучении криминологической обстановки в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие ведущее место по основным показателям (территории, численности населения, совершенным преступлениям и т.п.). Полученные результаты с известной долей условности могут распространяться и на другие районы области. Именно это вид используется для организации наблюдения за ценами на городских рынках.

Монографическое наблюдение (обследование) применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов, например воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних. Такие обследования характерны для популяризации передового опыта, при исследовании вопросов, ответ на которые нельзя получить из данных статистической отчетности.

Наиболее распространённым способом несплошного наблюдения является выборочный. Необходимость прибегать к выборочным методам объясняется либо невозможностью, либо экономической невыгодностью исследования всей генеральной совокупно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...