Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста. Поддержка




Мнение специалиста

Я прошу детей стараться не давать обратную связь наподобие того, что они обычно пишут в «ежегодниках». Ну, вы знаете, как они любят писать, что-то типа: «Ты такая милая. Всегда оставайся такой». Да, это приятно, но удовольствие длится минуты две, после чего возникает вопрос: и что же вы получили на самом деле? Такая обратная связь вас ничему не учит. Хорошая обратная связь должна быть намного более прямой и честной. Она может быть слегка обидной, но зато дает огромную поддержку и может изменить всю вашу жизнь.

Просто представьте, что у вас есть возможность узнать, что другие люди на самом деле о вас думают. Просто подумайте о том, как здорово было бы узнать о тех вещах, о которых люди обычно никогда не говорят вслух.

тот напоминает. Используя результаты своих наблюдений за жестами и манерой поведения других членов группы, интуицию и любую доступную информацию вообще, пытаясь быть творческими в своих рассуждениях, клиенты дают друг другу обратную связь, сообщая о том, какое животное напоминает каждый участник группы и почему.

Анжела, робкая, замкнутая девушка узнала о том, что другие видят ее черепахой потому, что «она любит плавать под водой, где ее никто не может увидеть», охотничьей собакой, «так как она кажется преданной, любящей и по-матерински нежной», опа-линовой гурами (человек, давший эту обратную связь, является экспертом по рыбам), «потому что она становится осторожной в присутствии других людей, но приобретает важный вид, когда остается одна; ее окраска и пластика движений представляют прекрасное зрелище, но она прячется за растениями даже в том случае, когда видит лакомый кусочек, который можно съесть; она предпочитает ждать до тех пор, пока то, что ей нужно, не придет к ней само». Другие члены группы узнали, что по первому впечатлению они могут напоминать мулов, поскольку те живучи, самодостаточны и неприхотливы в еде; эльфов, поскольку они игривы, наивны, восприимчивы и любят приключения, и пчелиных маток, так как они являются хорошими организаторами, но чрезмерно манипулятивны и требовательны.

Цель любой обратной связи в группе — это приобретение опыта, который очень трудно получить из «внешнего мира», этот опыт состоит из прямых, честных и сензи-тивных утверждений, описывающих то, что один человек думает и чувствует по отношению к другому.

Поддержка

Тарпон (большая морская рыба из семейства сельдевых) — представитель одного из самых крупных видов рыбы, наиболее подходящих для спортивной рыбалки. Было отмечено, что когда тарпона сопровождают другие рыбы из его же стаи, он будет сражаться против лески и рыболовного крючка на несколько часов дольше, чем если бы он был один. Получается, что он как бы не может сдаться, пока другие рыбы из его стаи наблюдают за ним, побуждают и провоцируют продержаться хотя бы еще немного. Люди также нуждаются в получении поддержки в группе. Наши предки собирались


244 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

в пещерах для того, чтобы обеспечить себе безопасность и разделить трудовые обязанности. Вследствие закономерного эволюционного развития различные сообщества, как, например, зона льготной торговли государств Восточной и Южной Африки, соседские общины или студенческие организации, продолжают сохранять социальные/ защитные функции связей, которые были сформированы еще тогда, когда мы занимались охотой и собирательством.

Группы восполняют потребность в близости и наличии психологической связи, то есть сплоченности, являющейся результатом совместного времяпрепровождения. Психотерапевтическая группа может развиться в суррогатную семью, отличающуюся от естественной отсутствием ригидных и авторитарных иерархий. Этот эксперимент может быть воспроизведен даже в рамках достаточно искусственного контекста учебных занятий. Несмотря на особенности физической среды, необходимость сохранять сидячее положение, наличие конкуренции, присутствие авторитетных специалистов и наличие страха перед оценкой, что является не совсем идеальными условиями для возникновения чувства настоящей сплоченности, среди однокурсников начинает формироваться чувство принадлежности. Студенты могут получать друг от друга поддержку, использовать когнитивную и эмоциональную энергию группы для преодоления сложных периодов в жизни и наслаждаться получаемым опытом.

Ялом (Yalom, 1995) выделил одиннадцать факторов, которые, как считается, предопределяют процессы исцеления и роста в группах. О многих из них мы уже упоминали — например, мы говорили о вселении надежды, развитии социальных навыков, формировании сплоченности и о фасилитации процесса эмоционального катарсиса. Фактор поддержки несомненно возглавляет этот список; однако Бимак и Эпп (Bemak, Ерр, 1996) решительно заявляют о том, что любовь следует считать двенадцатым фактором, определяющим успешность исцеления в результате групповой работы. Они полагают, что в группах, находящихся на высоком уровне функционирования, речь идет не о простой поддержке, а о своего рода «групповой любви», когда члены группы аутентично и искренне заботятся друг о друге, и именно это глубокое чувство, а не что-либо иное, является фактором, оказывающим исцеляющее воздействие.

Структурированная практика

В группе мы получаем не только обратную связь, но и опыт поддержки и поощрений, необходимый для практики новых форм поведения. Люди часто подвержены в своей повседневной жизни воздействию стрессов и фрустраций, поскольку у них отсутствуют необходимые навыки. Застенчивость не позволяет заводить новые знакомства, страх перед фрустрацией заставляет людей быть враждебно настроенными и занимать оборонительную позицию, низкая самооценка приводит к постоянному откладыванию дел на будущее; любое такое ограничение можно рассматривать как дефицит развития навыков, а группа является местом, в котором можно развить и усовершенствовать полезные жизненные навыки. Мужчина, пассивный в отношениях со своей женой, может, например, сформировать навыки уверенного поведения. Члены группы дают ему обратную связь и помогают отслеживать развитие этих навыков.

Подобный лабораторный опыт помогает членам группы воплотить инсайты в жизнь и отрепетировать новые формы поведения в безопасной обстановке.


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 245

Группы, как своего рода учебную лабораторию, можно использовать для проверки реальности. Участник может изучить и исследовать свои страхи, тревоги и подавляемые чувства, а затем проверить их обоснованность. Как правило, люди сдерживают свои чувства потому, что боятся кого-нибудь обидеть. Обоснованность этого допущения можно проверить, получив обратную связь от других членов группы и попробовав давать как конструктивную, так и критичную обратную связь для определения реакции реципиента. Часто в результате подобного опыта люди узнают, что стараясь быть оберегающими и умеренно искренними, они сильнее обижают другого человека, чем если бы они были до конца честными; и затем могут поработать над осознанием того, что они понимают под выражением «наносить обиду».

Основные предположения относительно групп

Любая человеческая жизнь настолько сложна, что даже все ученые в мире, занимающиеся социальными и естественными науками, не могут составить абсолютно полное представление о ее начале, ходе развития, особенностях физического и психического функционирования. И когда эта жизнь приходит в соприкосновение с несколькими другими жизнями, то возможности для генерирования идей и взаимодействий кажутся просто ошеломляющими. Простое движение одного из членов группы, такое как смена позы, может означать проявление беспокойства, волнения, боль в спине, сложности с осанкой, геморрой, необходимость размять затекшие конечности, желание получить внимание группы или почесаться. И если бы этот человек при этом общался с другим членом группы, жестикулируя или бросая на него взгляды, не говоря уже о возможных модуляциях голоса, информация об этом процессе доходила бы до сознания всех присутствующих. Каждый человек постарался бы придумать собственную интерпретацию происходящего и выдал бы внешнюю и внутреннюю реакцию на стимул. Задача ведущего заключается в том, чтобы разобраться с множеством приводящих в замешательство и иногда противоречащих друг другу стимулов, уделить внимание тем из них, которые являются значимыми для достижения поставленных целей в данной конкретной ситуации, осмыслить значение той или иной формы поведения, предсказать возможные последствия и, в конечном счете, предпринять психотерапевтические действия, соблюдая при этом интересы всех членов группы.

Ведущий должен владеть не только основными техниками проведения консультирования, но и иметь представление о групповой динамике и предположениях относительно возможного поведения группы. Каждый клиент приходит в группу со своими ожиданиями, интересами и целями. Основное предположение относительно групп состоит в том, что ожидания и надежды отдельных членов группы часто не совпадают между собой, и подобные расхождения могут существовать также между представлениями ведущего и представлениями других членов группы. Основой для формирования коалиций служат общие интересы и предпосылки, а также кажущиеся сходства в установках, способностях или степени привлекательности. Ведущего могут считать или «посторонним человеком», так как он выполняет функцию эксперта, или «своим», поскольку он единственный, кто знает, что на самом деле происходит во время первых сессий.


246 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Признание факта наличия различных ожиданий помогает ведущему группы заниматься планированием и способствовать достижению индивидуально поставленных целей, совместимых с гибкой структурой. Отдельные члены группы обретают, таким образом, возможность прояснить для себя причины своего участия в группе, а также получить поддержку в постановке конкретных целей, которые вполне могут быть достигнуты в рамках отведенного времени.

Ведущий:              Перед тем как заняться обсуждением доступных для вас воз-

можностей в этой группе и того, на что мы будем тратить наше время, пусть некоторые из вас расскажут о том, почему они решили прийти сюда.

Элка:                     Я не хотела приходить сюда. Но родители грозились в течение

семестра держать меня на «сухом пайке», до тех пор пока я не согласилась некоторое время походить сюда. Они думают, что я слишком молода, чтобы заводить семью; я же думаю по-другому.

Нандо:                  Я слышал о том, что группа — это подходящее место для зна-

комства с девушками. Я всегда смогу найти применение нескольким новым хорошеньким девушкам в своей жизни.

Бет:                      У меня есть проблемы на работе — и я не знаю, что мне делать.

Я надеюсь получить здесь какой-нибудь совет.

Фред:                    Я слишком много пью. Каждый день. Я хочу остановиться. Мо-

жет быть, вы сможете помочь мне.

Другое предположение относительно групп, которое поддерживается большинством практиков (но не всеми), состоит в том, что ведущий является не участником группы, а квалифицированным экспертом. Поэтому ведущий предпринимает усилия для того, чтобы внимание группы было сфокусировано на работе с другими членами группы; стремится не использовать группу для удовлетворения собственных потребностей и оставаться в роли оплаченного специалиста, который осознанно не использует время группы в личных интересах.

Кассандра:           Ты всегда сидишь здесь, словно всемогущий мудрец, который

все обо всем знает. Ты ведешь нас, помогаешь нам. В чем состоят твои проблемы? Почему мы не можем тебе помочь?

Ведущий:              У меня есть много проблем, с которыми я мог бы поработать

на группе — например, с моей нетерпеливостью или моими чрезмерными амбициями, — и я знаю, что у вас всех достаточно опыта для того, чтобы помочь мне; но мне неудобно использовать ваше время для работы над собственными проблемами. Мне платят за то, чтобы я помогал вам. Я могу пойти в другую группу (что я время от времени и делаю), где у меня будет возможность поработать над собственными проблемами. Спасибо тебе, Кассандра, за заботу. Но насколько я понял, тебя приводит в негодование та власть, которой, как тебе кажется, я обладаю? Может* это то, над чем ты хотела бы поработать сейчас, ведь проблема, которую ты поднимала до этого, заключалась в нехватке власти?


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 247

Чтобы групповая работа была успешной или даже просто для того, чтобы начать двигаться в каком-то направлении, необходимо создать доверительную атмосферу. По сравнению с индивидуальными сессиями, проблема конфиденциальности должна подниматься более непосредственно, чтобы все члены группы четко поняли, что информация, полученная ими в процессе общения в группе, должна оставаться в тайне и не разглашаться. На самом деле, соблюдение конфиденциальности нельзя ни гарантировать, ни навязать группе, поскольку с юридической точки зрения члены группы не обязаны подчиняться подобной системе правил. Но все равно существует вероятность того, что кто-либо из участников группы нарушит это правило, разрушив тем самым, созданную с таким трудом атмосферу доверия.

Именно в силу этих причин ведущий открыто, настойчиво и подробно обсуждает эту проблему.

Гектор:                С какой стати я должен рассказывать здесь о своих секретах?

Я не знаю этих людей. Как я могу им доверять, если я даже не знаю их.

Ведущий:             Твое беспокойство обоснованно. Существует определенный риск

в том, чтобы быть открытым на группе или где-либо еще. И поэтому вы должны сами определять степень своей открытости, раскрывая лишь то, чем вы готовы поделиться. В этом случае вам придется положиться на свои инстинкты. Но помните о том, что от того, чем вы готовы рискнуть, зависит то, насколько вы сможете вырасти. Давайте поработаем над какими-нибудь ситуациями, в которых можно было бы проверить вашу готовность соблюдать данное вами обещание хранить конфиденциальность, и обсудим то, как можно было бы поступить в подобных ситуациях. Например, что бы вы ответили своему лучшему другу, если бы он спросил у вас, чем вы занимаетесь на группе? О чем вы можете рассказывать за пределами группы? И что может случиться, если кто-то из здесь присутствующих расскажет кому-то о ваших секретах?

В группах консультирования клиент испытывает даже еще большую степень связанного с предстоящими изменениями дискомфорта, чем на индивидуальных сессиях. Особенности структуры самой группы, наличие активных участников усиливают стремление получить одобрение, страх неудачи, давление участников группы и действие других факторов, не способствующих возникновению у клиента чувства комфорта. Этот феномен не обязательно является нежелательным. «Здоровый» уровень Дискомфорта может мотивировать человека сдвинуться с мертвой точки, снизить степень дисгармоничности, сделать необходимые изменения и затем восстановить равновесие. По мере того как члены группы начинают рисковать все больше и больше, Делясь своими чувствами, осознавая имеющиеся неадекватности и вступая в конфронтации с самими собой или друг с другом, усиливается как непосредственное давление, исходящее от остальных членов группы (которое обычно находится под контролем ведущего, защищающего личные права каждого клиента), так и менее явное давление, побуждающее членов группы приблизиться к определенной норме риска. Некоторые


248 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

члены группы начинают испытывать беспокойство, наблюдая за тем, как другие участники растут, оставляя их позади. Чем больше они сопротивляются и остаются пассивными, тем больше увеличивается степень их неудовлетворенности своей неэффективной работой. Единственный способ, при помощи которого можно снизить уровень этого дискомфорта, — это покинуть группу (что иногда и происходит, если ведущий недостаточно тщательно отслеживает уровень подготовленности каждого участника) или измениться.

Моника:               Это уже девятая сессия, и я знаю, что я почти ничего не смогла

рассказать, но мне неудобно высказывать все прямо в лоб группе.

Стефан:               Пока ты будешь верить в эту чушь, ты не сможешь заниматься

ничем другим. Прости сиди здесь и смотри, как мы работаем. Твое свободное плавание мне уже надоело.

Ведущий (прерывая Монику до того, как она смогла сказать что-то в свою защиту): Постой, Стефан. Твоя позиция хорошо понятна, несмотря на то, что ты ее изложил в достаточно резкой форме. Моника, перед тем как ты ответишь ему, я хочу узнать о том, что сейчас происходит в твоей голове.

Моника:               Я думаю о том, что, возможно, Стефан прав. Я хотела бы во-

влечься в происходящее, но мой страх слишком силен. А еще я не люблю приходить сюда потому, что не мог}7 раскрыться. Я пыталась оставаться дома. Но и это у меня не получается. И я чувствую себя просто трусихой. Я так запуталась и не знаю, что мне делать.

Ведущий:              Как ты себя чувствуешь после слов Стефана?

Моника:               Я думаю, что он...

Ведущий (указывает на Стефана): Говори это прямо ему.

Моника:               Ну, я не знаю... Ладно, Стефан, я думаю, что ты просто ублюдок

и ты пытался обидеть меня. Тебе не следовало быть таким жестоким. Я поняла, что ты хотел сказать мне, но мне не понравилось то, как ты это сделал.

Ведущий:              Сейчас мы наконец сдвинулись с мертвой точки и начали дви-

гаться.

В основном, личностный рост в группе происходит благодаря таким процессам социального научения, как наблюдение, идентификация, имитация и подражание, которые редко проявляются в рамках индивидуальных сессий. Члены группы получают возможность наблюдать за действиями ведущего, который, очевидно, является экспертом в использовании навыков социальных взаимодействий, моделью полноценного человека. Ведущий источает мудрость и решает споры с изяществом самого царя Соломона. Он придумывает метафоры, а его монологи достойны сравнения с монологами Шекспира. Ведущий напоминает о нормах поведения, структурирует ситуации, организует, берет на себя обязательства, излучает теплоту, доброжелательность и энтузиазм. И все это время остальные члены группы наблюдают за ним, отмечая для себя понравившиеся им моменты, сознательно подбирая те или иные формы поведе-


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 249

ния для собственного поведенческого репертуара и преклоняясь перед возможностями и силой личности ведущего.

Научение также происходит во время наблюдения за усилиями других членов группы, пытающихся решить свои проблемы. Каждая предъявленная проблема усваивается внимательными наблюдателями, адаптируется в соответствии с особенностями имеющейся жизненной ситуации. Клиенты обучаются, наблюдая за тем, как другие члены группы переживают успехи и поражения.

Орландо:            На прошлой неделе, когда ты, Джанина, рассказывала о том, как

тебе надоело быть домохозяйкой, сначала я испытывал лишь скуку. Что я мог извлечь полезного для себя из твоей ситуации? Моя проблема заключается в том, что я слишком занят. У меня слишком много дел, которыми я должен заниматься. Затем я понял, что несмотря на то, что мы ведем абсолютно разный образ жизни, мы оба прячемся от одной и той же проблемы.

Джанина:           Я тебя не понимаю. Твоя жизнь отнюдь не скучна. Я же остава-

лась домохозяйкой, во всяком случае, вплоть до прошлой недели, так как боялась даже выйти из дома.

Орландо:            Точно. И я загружаю себя разными делами, чтобы мне не нужно

было встречаться с самим собой и с тем, каким скучным я кажусь себе на самом деле.

Ведущий:            Есть ли кто-нибудь еще, кто на прошлой неделе отождествил

свои проблемы с проблемами Джанины?

Группы предоставляют массу возможностей для самой настоящей репетиции новых форм поведения. Клиенты получают возможность не только понаблюдать за желаемыми формами поведения, но и практиковать новые навыки в контакте с супервизором. Большую часть времени клиенты тратят на использование новых знаний и навыков, приобретенных в лабораторных условиях. Они могут экспериментировать и совершенствовать навыки взаимодействий и социального поведения. Они имеют возможность рискнуть или вступить в конфронтацию с другими членами группы и после всего этого получить обратную связь. Перед тем как рискнуть выйти в реальный мир для борьбы с имеющейся проблемой, клиенты имеют возможность сначала отрепетировать свои действия с другими членами группы.

Ведущий:            Итак, Джерри, кто из группы больше всего похож на членов тво-

ей семьи? Давайте устроим ролевую игру и проиграем ту катастрофу, которая, как ты ожидаешь, разразится, когда ты сегодня вернешься домой. Возможно, мы подкинем тебе несколько идей, как бы ты мог с этим справиться.

Джерри:             Хорошо. Бренда, несомненно, напоминает мне мою мать. Нет,

я не в том смысле, просто я хочу сказать, что вы обе такие спокойные и расслабленные.

Ведущий:            Не извиняйся — просто выбирай действующих лиц.

Джерри:             Ладно. Я думаю, что Джо прекрасно подошел бы на роль моего

отца. Но веди себя по-настоящему грубо. Ты должен много ворчать


250 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

и не смотри на меня, когда со мной разговариваешь. Да, вот так. И побольше суетись. Отлично. Петти, ты можешь быть моей старшей сестрой. Но ты должна вести себя уверенно и надменно. Луис, а ты достаточно сумасшедший, чтобы подойти на роль моего младшего брата. Да, думаю, это все. Остается только подобрать кого-то на роль моей собаки. Ведущий:            Хорошо, теперь определи место, где будут развиваться события,

и расскажи о том, кто как себя обычно ведет. Затем на сцене должен будешь появиться ты, и мы посмотрим, что будет происходить. Периодически мы будет останавливать действие, анализировать то, что ты сделал или не сделал, и давать полезные советы. Возможно, нам понадобится еще один помощник: Нэнси будет твоим вторым «я». Каждый раз, когда ты будешь увиливать, отступать или уступать, она будет вслух произносить то, что ты хотел сказать на самом деле. Готовы? Свет, камера, начали!

Структура и среда психотерапевтических групп хорошо подходят для проработки межличностных конфликтов. То, что участники сидят на расположенных по кругу стульях, способствует организации непосредственного общения на равных между всеми членами группы. Если кто-либо из членов группы во время разговора устанавливает контакт глазами лишь с ведущим, то такое поведение быстро пресекается. Акцент делается на конструктивных конфронтациях посредством поощрения открытого и честного выражения чувств по отношению друг к другу. Членам группы также помогают общаться и предоставлять обратную связь сензитивно и эмпатично, и в то же время они обучаются воспринимать и интерпретировать получаемые сообщения, не занимая при этом оборонительную позицию.

Стадии группового процесса

Каждая группа проходит по крайней мере через пять отдельных стадий развития, требующих рассмотрения, выходящего за рамки индивидуальных целей отдельных членов группы (Gladding, 1998; Corey, Corey, 2000). Имея даже минимальную подготовку в области ведения групп, вы найдете поучительным, если не сказать забавным, наблюдать за групповой динамикой и стадиями развития любой группы, независимо от того, где происходит дело — за семейным обедом, на вечеринке, на общественном собрании или на группе консультирования.

Стадия формирования. Группа начинает свое развитие еще до начала первой сессии. В процессе подбора будущих участников часто готовят к самой группе, информируют о том, чего им следует ожидать, и помогают подготовиться к первой встрече. Независимо от того, в какой форме проходит эта подготовка — во время встречи до начала занятий группы, во время индивидуальных консультаций или в форме знакомства с информационным буклетом, будущие участники группы уже тогда начинают размышлять и строить предположения о том, чего им следует ожидать.


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 251

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...