Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации

Проанализируйте социальные аспекты инновационной деятельности

Руководитель компании является центральным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса. Его деятельность затрагивает все этапы инновационного менеджмента, начиная с разра­ботки инновационной идеи и планирования до осуществления контро­ля над ходом внедрения инноваций. В процессе инноваций руководство компании осуществляет все функции, связанные с управлением: стратегическое и текущее пла­нирование процесса нововведений, принятие решений относительно распределения функций и формирования проектно-целевых групп, проведение кадровой политики и создание инновационного климата на фирме.

Характерные черты эффективного ру­ководителя: энергечность, желание руководить, самоуверенность, познавательная способность.

Типы руководителей по степени их инновативности: Монархи -удерживая власть как можно дольше и всячески препятствуя инновациям. Генералы — это лидеры, выбранные Собранием акционеров или Советом директоров с целью внедрения определенной инновацион­ной стратегии и соответственно замены старого консервативного ру­ководства. Послы - полностью ориенти­рованных на постоянные инновации и способных адекватно реаги­ровать на любые изменения во внешней среде, обеспечивая гибкое искусное управление. Губернаторы — это бывшие средние и низовые менед­жеры, достигшие вершины управленческой карьеры и знающие свою компанию «изнутри»,

Основные методы стимулирования инновационной активности сотрудников

Высшее звено управления..

1 Различные взгляды и разногласия стимулируют к использованию большого объема информации в процессе принятия решений и соответственно к анализу большего количества альтернативных путей внедрения ин­новаций.

2 существования независимого Совета директоров, актив­но представляющего интересы акционеров, президент вынужден учи­тывать их требования, иногда противоречащие собственным пред­ставлениям.

3 мате­риальное стимулирование деятельности.

Среднее звено управления:

1) усиление внутренней коммуникации, особенно обмена негативной информацией;

2) делегирование полномочий по принятию решений менеджерам подразделений, непосредственно выполняющим операции;

3) уверенность в том, что технологии не искажают реальных разме­ров изменений и не создают неверной интерпретации служащими сложившейся ситуации.

Низовое звено управления:

1) участия в процессе принятия решений;

2) обеспечения доступа к информационным потокам;

3) внедрения адаптационной системы вознаграждений и мотивации;

4) повышения профессионализма.

Такого рода участие, как правило, существенно снижает сопротив­ление инновациям.

Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации

Под внутренним сопротивлением инновациям - нежелание или полный отказ участвовать в данном процессе со сто­роны организационных единиц компании, руководителей различных уровней управления и самих служащих. Среди основных факторов внутреннего сопротивления можно вы­делить:

· характер внутрифирменного управления (планирование и контроль);

· уровень развития коммуни­каций и системы сбора и анализа информации;

· профессиональную под­готовку служащих;

· практику принятия важнейших решений руковод­ством компании.

 

Первоначальная реакция на инновационное решение руководст­ва заключается в состоянии шока и иммобилизации всех затронутых субъектов.

Затем наступает стадия отрицания, заключающаяся в негативном отношении к самому факту будущих изменений, при этом у человека появляется ощущение «ложной компетенции».

На третьем этапе, понимая неизбежность инновационного процес­са и не обладая основной информацией о его сущности, служащие за­даются вопросом об их роли в данном процессе.

Далее следует пассивное согласие и полный отказ от прошлых планов.

Пятая стадия характеризуется ускоренным ростом компетенции служащих по проекту, тестированием собственных возможностей, про­явлением инициативы и заинтересованности.

На шестом этапе служащие пытаются полностью осмыслить про­исходящие перемены, найти объяснение их неизбежности и важности для компании, максимально изучить детали инновационного проекта.

На заключительной стадии происходит интегрирование служащих в инновационный процесс, поиск путей его оптимизации и формиро­вание нового мировоззрения.

Для снижения сопротивления инновациям руководитель обязан обес­печить участие низового звена управления и служащих в планирова­нии инноваций и принятии инновационных решений. Информиро­ванность стимулирует служащих к выработке рационализаторских предложений по эффективному внедрению инновационных проек­тов, а участие в предпроектной фазе гарантирует поддержку проекта на стадии реализации.

Внешнее сопротивление. Пять групп рыночных субъектов, активно влия­ющих на эффективность осуществления инноваций на фирме:

Финансовые рынки - настороженно относятся к любой информации относительно политики инноваций, так как напрямую заинтересованы в рентабельности, стабильности, прибыльности компаний — основных показателях, в первую очередь снижающихся на стадии внедрения инноваций. Нейтрализовать путем четкого планирования инновационного процесса и создания доступ­ной системы информации относительно будущих выгод от внедрения инноваций не только для фирмы, но и для ее кредиторов и финансо­вых контрагентов.

Средства массовой информации - негативный характер, так как об­щественное мнение более подвержено воздействию негативной ин­формации. Выходом является стимулирование СМИ для позитивной оценки нового товара, слияния, реорганизации и т. д. Ос­новными методами здесь становятся презентации, пресс-конференции, дегустации или рассылка образцов продукции.

Государственные институты. Государство является одновременно и стимулирующим фактором инноваций, но и сильнейшим барьером на их пути. Политика ограничения конкуренции и субсидирования отдельных областей экономики часто приводит к пассивному отношению к но­ваторству со стороны рыночных субъектов.

Образование. Стереоти­пы, полученным во время обучения.

Общественные организации. Профсоюзы ограничивают способность фирмы реагировать на пе­ремены во внешней среде следующим образом:

1. оговаривают многие правила работы, что снижает гибкость руководства в области освобождения одних и объедине­ния функций других рабочих и служащих в целях более эффек­тивного решения задач;

2. профсоюзы обязательно включают в трудовые контр­акты положение о росте стоимости жизни, что увеличивает посто­янные затраты фирмы вне зависимости от рентабельности.

Деловые сообщества. Нововведения одного члена сообщества незамед­лительно сказывается на всех остальных, и тогда возникают две аль­тернативы: либо принять инновацию и сделать ее всеобщей, либо сообщество устанавливает своего рода вето на инновационную идею инициатора.

Пути решения:

1) реально подходить к возможностям фирмы;

2) создать стройную систему сбора и обработки информации;

3) стимулировать поступление информации от всех функциональных подразделений;

4) внедрить систему консенсуса, коллективного принятия решений и коллективной ответственности с участием руководителей всех уровней и служащих;

5) построить мотивационную систему для стимулирования творче­ского подхода и генерации идей на низовых уровнях;

6) в инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;

7) создавать долгосрочные связи с кредиторами, поставщиками и по­требителями, а также всячески взаимодействовать с обществен­ными группами и учреждениями на взаимовыгодной основе, при­влекая их к участию в инновационном процессе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...