Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




На основе самостоятельного изучения трудов выдающихся отечественных и зарубежных психологов Вам предстоит по выбору выполнить три из следующих видов заданий:

Ø Составить развернутый план основных положений, мыслей изучаемой концепции, теории, научного труда.

Ø Проиллюстрировать основополагающие тезисы изучаемых этно-психологических концепций конкретными примерами из первоисточников.

Ø Составить рецензию на одну из книг или статей по этно-психологической тематике.

Ø По заданию преподавателя осуществить библиографическое реферирование.

Ø Провести сравнительный анализ этно-психологических терминов в словарях разных авторов.

Ø Осуществить реферирование этно-психологической литературы.

Ø Составить план и провести этнопсихологическое исследование.

Ø Составить отчет по самостоятельно проведенным этно-психологическим (кросс-культурным) исследованиям.

Самостоятельная работа

 

1. Проработка содержания лекционного курса.

2. Ведение социально-психологического словаря.

3. Изучение теоретического материала по рекомендованной литературе.

4. Реферирование, конспектирование, аннотирование и рецензирование статей соци­ально-психологического содержания.

5. Создание проекта...

6. Подготовка к тестированию, контрольным работам, зачету и экзамену.

7. Выполнение индивидуальных заданий.

 

Темы рефератов

1. Этническая психология как наука.

2. История этнической психологии за рубежом

3. Современное состояние этнической психологии за рубежом.

4. Возникновение и развитие этно-психологических идей в России ХХ столетия.

5. Современное состояние этнической психологии в России.

6. Методологические проблемы этнической психологии.

7. Характеристика ос­новных методов этнической психологии.

8. Истоки этнической и расовой нетерпимости.

9. Типы личности на Западе и на Востоке.

10. Личность в русской культуре.

11. Прошлое, настоящее и будущее межэтнических отношений в России.

12. Этническая самоидентификация потомков смешанных браков - «разрез или шов?»

13. Отношение к деньгам на Западе и в России.

14. Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия.

15. Этнокультурные корни современного терроризма.

16. Культурная эволюция: аргументы «за» и «против».

17. Невербальные средства коммуникации в разных культурах.

18. Роль и место средств массовой коммуникации в нормализации межнациональных отношений.

19. Межнациональные конфликты и условия их преодоления.

20. Национальное самосознание: идеи и мифы.

 

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Определение этнопсихологии как науки.

2. Предмет этнопсихологии.

3. Задачи этнопсихологии.

4. Задачи этнопсихологии в педагогической сфере.

5. Методологические принципы понимания сущности этнопсихологических явлений.

6. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.

7. Род, племя, этнос, этническая общность, народность, нация, этническая группа.

8. Основные школы и направления этнопсихологии в западной науке.

9. Теоретические подходы к исследованию этнопсихологических явлений, сложившиеся в отечественной науке.

10. Основные подходы к пониманию сущности этнопсихологических феноменов.

11. Какие этнопсихологические явления выражают структурообразующую и динамическую стороны этнопсихологии.

12. Свойства этнопсихологических особенностей.

13. Этническая установка. Приведите примеры.

14. Этнический стереотип. Приведите примеры.

15. Основные подходы к изучению этнических стереотипов и установок.

16. Этнический конфликт. Опишите его структуру.

17. Типология конфликтов.

18. Принципы управления конфликтным процессом.

19. Роль посредника в процессе разрешения этнических конфликтов.

20. Приведите примеры из истории этнических конфликтов и проанализируйте пути их урегулирования.

 

Темы курсовых (дипломных) работ

1. Формирование этнической (социальной) идентичности и толерантности (интолерантности) в юношеском возрасте

2. Психологические маркеры (границы) свои-чужие в подростковом возрасте

3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений в условиях полиэтнического окружения

4. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студента

5. Формирование толерантности учащихся как фактор социализации личности

6. Специфика взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности у представителей разных этносов

7. Этнические стереотипы в средствах массовой коммуникации

8. Социальные представления о молодежи у представителей разных этносов

9. Субъективное благополучие подростков из семей мигрантов в условиях социально-психологической адаптации

10. Стратегии поведения подростков из семей мигрантов в условиях адаптации к образовательной среде

11. Характеристики копинг-поведения подростков из семей мигрантов в условиях социально-психологической адаптации

12. Особенности этнической политической социализации в различных условиях

13. Представления о здоровье и болезни у представителй разных поколений

14. Влияние социальной установки на формирование образа воспринимаемого социального объекта (этнического).

15. Социально-психологические характеристики трансформации супружеских и детско-родительских отношений в семьях трудовых мигрантов

16. Представления о «свох-чужих» учащейся молодежи разных этносов

17. Соотношение этнической идентичности и установок к деньгам

18. Социально-психологические факторы негативного отношения к мигрантам

19. Особенности этнопсихологических проявлений доверия у представителей разных национальностей

20. Социально-психологические факторы этнического самоопределения у представителей молодежи

Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины

1. Актуальность этнопсихологических знаний. Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины.

2. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.

3. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и –etic подходы и их реализация в психологической антропологии и сравнительно-культурной психологии.

4. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни.

5. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя.

6. Г.Лебон о психологии народов и масс. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.

7. Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века.

8. Попытка К.Д.Кавелина создать этнопсихологию. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры.

9. А.А.Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии.

10. Г.Г.Шпет о необходимости создания этнической психологии. Основные понятия его концепции.

11. Экспериментальные исследования мышления в Узбекистане, выполненные педологами и психотехниками, их критика Л.С.Выгодским.

12. Исследование мышления, осуществленное А.Р.Лурия в Узбекистане.

13. Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии.

14. Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур».

15. Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности.

16. Психологическая антропология Ф.Хсю. Методы, подходы, проблемы, основные направления исследований психологической антропологии.

17. Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.

18. Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм - сущность данных подходов, основные положения, задачи.

19. Исследование коллективных представлений (Леви-Брюль) и структуры мышления (Леви-Строс) у первобытных народов.

20. Концепция инкультурации М.Херсковица. Теория культурной трансмиссии Г.Барри.

21. Исследование социализации в школе «Культура и личность». Сравнительно-культурные исследования социализации.

22. Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера.

23. Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах.

24. Проблема методического инструментария в сравнительно-культурных исследованиях.

25. Межкультурные различия в экспрессивном поведении. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации.

26. Кросс-культурные исследования конформности, индивидуализма, коллективизма.

27. Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда.

28. Межгрупповые и межличностные отношения, их психологические детерминанты.

29. Социальная и этническая идентичность. Закономерности формирования и развития этнической идентичности.

30. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы.

31. Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма.

32. Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.

33. Проблемы межкультурной адаптации. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.

34. Основные методы этнопсихологического исследования. Специфика его проведения.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н. М. Лебедева. – М., 1994.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология – М., 1999.

Крысько В.Г. Этническая психология.- М.:Академия, 2004

б) дополнительная литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

Идентичность и толерантность. (под ред.Н.М.Лебедевой). Изд-во ИЭА РАН, М. 2002.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М., 1977.

Коул М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология. Курс лекций: Учеб. пособие. -

Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.

Лебедева Н.М., Cтефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог: Тренинг

этнокультурной компетентности.М., РУДН, 2003, 268 стр.

Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихоло-гического исследования. - М., 1993.

Этническая психология и общество (под ред. Н.М.Лебедевой). - М., 1997.

Этническая толерантность в поликультурных регионах России (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 296 стр.

Толерантность в межкультурном диалоге (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2005, 365 стр.

Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., РУДН, 2003, 406 стр.

Отечественные журналы:

Вестник МГУ. Серия «Психология»

Вопросы образования

Вопросы психологии

Журнал практического психолога

Культурно-историческая психология

Мир психологии

Педагогика

Психологическая диагностика

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология в вузе

Психология в школе

Зарубежные журналы

Developmental Psychology

Educational Psychology

Higher Education

Learning and Cognition

Psychologycal Review

School Psychology

Social Psychology

 

в) программное обеспечение

Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru)

Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК (http:// eds.pu.ru)

Сайт общего психологического практикума ф-та психологии МГУ.

Слайды по темам лекций и практических занятий.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Science — академический журнал Американской ассоциации содействия
развитию науки (AAAS). Ссылка - http://www.sciencemag.org/

2. Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500
журналов, в том числе по психологии, социологии, образованию, математике, праву и др.
Ссылка - http://www.informaworld.com

3. Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам
издательства "Наука" - 107 наименований. Ссылка - http://elibrary.ru/

4. ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology).
Ссылка - www.sciencedirect.com

5. ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих
журналов в области психологии, из которых 540 в полном тексте. ProQuest Education
Complete — содержит 790 наименований ведущих журналов в области образования, из
них 615 в полном тексте. ProQuest Academic Research Library— содержит более 4000
наименований ведущих журналов, отвечающих гуманитарной и социальной
направленности. ProQuest Dissertations — самое большое собрание диссертаций и тезисов
в мире, более 1 200 000 из них доступны в формате PDF. Ссылка - proquest.umi.com/login

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://www.imaton.ru

http://informatika.ru

http://edu.ru

http://rospsy.ru

http://rsl.ru

http://mon.gov.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...