Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с суждением историка.

Тренинг по теме «Россия при первых романовых»

Работа с хронологией.

А. Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Андрусовское перемирие (год)  
2. Восстание под руководством Б. Хмельницкого (год начала восстания)  
3. Крестьянская война под руководством Степана Разина (годы)  
4. Крымские походы (десятилетие)  
5. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие «раскольников» (годы проведения церковного собора)  
6. Медный бунт (год)  
7. Начало самостоятельного правления Петра I (год)  
8. Нерчинский мир (год)  
9. Переяславская рада (год)  
10. Последний Земский собор полного состава (год)  
11. Принятие Соборного уложения (год)  
12. Регентство царевны Софьи (годы)  
13. Смоленская война (десятилетие)  
14. Соляной бунт (год)  
15. Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи (год)  
16. Царствование Алексея Михайловича (годы)  
17. Царствование Михаила Романова (годы)  
18. Царствование Федора Алексеевича (годы)  
19. Церковная реформа Никона (десятилетие)  

Б. Определите последовательность событий. По какому признаку объединены события? (Используются материалы предыдущей темы.)

1. «Вечный мир» России и Речи Посполитой.

2. Андрусовское перемирие.

3. Вторжение войск Сигизмунда III в Россию.

4. Поход королевича Владислава и Деулинское перемирие.

5. Присоединение Украины к России.

6. Смоленская война.

___→___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

 

1. Восстание под руководством И. Болотникова.

2. Восстание под руководством Ст. Разина.

3. Медный бунт.

4. Соляной бунт.

5. Стрелецкий бунт и приход к власти царевны Софьи.

___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

 

1. Деятельность патриарха Гермогена.

2. Деятельность патриарха Филарета.

3. Лишение Никона патриаршего сана и проклятие «раскольников».

4. Соловецкое восстание.

5. Церковные реформы патриарха Никона.

___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

Работа с персоналиями.

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал(и)? Что с ним(и) произошло?
Аввакум (Кто?) ___________________, духовный лидер (кого?) __________________, автор (чего?) ________________ __________________
В.В. Голицын (Кто?) ___________________, фактический соправитель (кого?) __________________
Дежнев (Кто?) ___________________, открыл (что?) ____________ _____________________
Никон (Кто?) ___________________, инициатор (чего?) _______________________________, которые привели (к чему?) _______________________. Вступил в конфликт (с кем?) __________________ и был (что?) ______________ ___________________________
Поярков и Хабаров (Кто?) ___________________, исследовали (что?) ________ _________________________
Степан Разин Возглавил (что?) ___________________ и _______________ _____________________, потерпел поражение и был (что, где?) _______________________
С. Ушаков Самый знаменитый в XVII в. (кто?) ___________________
Филарет (Кто?) ___________________, отец и фактический соправитель (кого?) __________________________
Богдан Хмельницкий (Кто?) ___________________, поднял (что, против кого?) ______________________, выступил за присоединение (чего к чему?) _____________________________

Работа со схемами.

1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы».

 

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVII в.

 

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) походы Степана Разина;

2) Соловецкий монастырь;

3) места важнейших сражений украинских повстанцев с польскими войсками;

4) территории, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию;

5) маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова;

6) города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов, Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.

 

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Мануфактура –

 

2. Ярмарка –

 

3. Протекционизм –

 

4. Белые слободы –

 

5. Сословно-представительная монархия –

 

6. Абсолютная монархия –

 

7. Старообрядчество –

 

8. Обмирщение культуры –

 

9. Нарышкинское барокко –

 

10. Парсуна –

 

 

Работа с источниками.

О деятельности каких органов государственной власти и должностных лиц рассказывается в отрывках из документов?

А. «Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь». ______________________

Б. «В нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские… И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя». _____________________

В. «Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем случиться мыслить, мыслят с царем». ______________________

Г. «В нем сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают… Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится». _________________________

Д. «Князь Иван Семенович Прозоровский с товарищи и всякие начальные люди… сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали приступом». ______________________

Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?

«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия… Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть… Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»… Москва первых Романовых росла поразительными темпами».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с изображениями

 

Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения:

Теремной дворец в Кремле

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Церковь Покрова в Филях (указать стиль)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...