Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛАЙФХАК. Таких людей ни в коем случае нельзя заставлять стоять перед камерой. Лучший вариант для съемки таких спикеров – дать им в руки какой‑нибудь предмет




ЛАЙФХАК

В съемочном процессе таких спикеров надо «замотать», то есть заставить устать. И когда их пыл поугаснет, тогда и начнется настоящая работа по записи достойного контента.

 

«Земля» – это спокойные, рассудительные люди. С выражением эмоций у них не очень хорошо, зато логика повествования и причинно‑ следственные связи всегда на высоте.

Таких людей ни в коем случае нельзя заставлять стоять перед камерой, иначе мы весь ролик будем смотреть, как они, не сходя с места, неестественно двигают руками, тратя половину мыслительной энергии на продумывание траектории. Сажать за стол или в кресло тоже не лучший вариант, хотя в таком положении не будет видна их неподвижность. Также спикера‑ «землю» ни в коем случае нельзя разувать. Даже если он снимается в собственном доме, ему надо надеть кеды/кроссовки/сапоги и записываться в них – это придаст уверенности в себе.

 

ЛАЙФХАК

Лучший вариант для съемки таких спикеров – дать им в руки какой‑ нибудь предмет. Я не понимаю, как этот простой способ работает, но «заземление» сразу наполняет их речь уверенностью и располагает их к съемочному процессу.

 

«Вода» – таких спикеров мало. Как правило, это люди в возрасте 40+, и о них смело можно сказать: «Долго запрягают – быстро едут».

Как понять, что вы как спикер «вода»? Во‑ первых, вы можете говорить долго, складно, без остановки и, в отличие от «огня», по делу. Во‑ вторых, если вас прерывает оператор, домашние дела или звонок по телефону, вам очень сложно, практически невозможно, продолжить с того места, на котором вы остановились. Проще перезаписать весь ролик. Такие спикеры не могут удержать эмоцию, которая была у них до паузы, и им нужно заново погрузиться в эмоциональный поток.

 

ЛАЙФХАК

Исключите все отвлекающие факторы и положите на видное место подсказки‑ якоря по основным пунктам своей речи. Не прерывайтесь: то, что забыли сказать, лучше записать потом.

 

Обычно в таких ситуациях выпадают призывы к действию, и надо заранее выделить пять минут на дозапись пяти – семи фраз. Помните: после съемки будет монтаж, а современные технологии творят чудеса. Все, что вам не понравится, легко исправляется, как говорят в кругах монтажеров, «на посте» (этот совет касается всех типов спикеров).

Не будьте критичны к себе. Даже стандартный монтаж видео способен сделать из вас великолепного спикера, не говоря уже о том случае, когда вы или ваш монтажер прикладываете максимум усилий и спецэффектов. Монтируя видео, помните, что YouTube – это место, где приветствуется естественность, здесь надо быть настоящим, а идеальные видео воспринимаются как вылизанная реклама, как продукт, сделанный с целью наживы. Может быть, все так и есть, но зрителям этого показывать не стоит.

«Воздух» – это прирожденные блогеры, в их выступлениях всего в меру – и интонации, и пауз, и шуток, и юмора. Таких людей мало. Определяется этот тип спикеров так: если вы сняли видео и показали 20 незаинтересованным людям, которым незачем вам врать, и они сказали «Круто! » (ну или что‑ то подобное), то, скорее всего, вы – «воздух».

Вы можете просто снимать видео на телефон и сразу, пропуская этап монтажа, выкладывать его на YouTube – оно будет давать запредельные показатели времени и количества просмотров.

По мере совершенствования речи, навыков выступления и манеры держаться перед камерой у одного и того же спикера тип может меняться, и ориентироваться надо на «воздух». По моим наблюдениям, для достижения этой цели требуется не менее полугода упорной работы над каналом или примерно 50 видео.

 

Так мы вернулись к основной мысли этой книги: у вас может не получаться в начале, но если вы способны анализировать причины неудач и работать над контентом, собой и форматом видео, то ваш успех всего лишь вопрос времени.

 

Предлагаю прямо сейчас убедиться в правдивости этого утверждения: зайдите на YouTube к любимым блогерам и посмотрите их первые видео, например четырех‑ пятилетней давности. Думаю, вы очень удивитесь эволюции контента и его подачи. Помните, что случаев, когда человек снял одно – пять видео, выложил на YouTube и стал стотысячником, – один на миллиард.

 

Возвращаемся к рекомендациям по повышению качества видео.

 

4. Обязательно делайте паузы. Не стоит бояться, что, если вы сделали тактическую паузу, зрители сразу закроют видео. Паузы нужны для того, чтобы подчеркнуть значимость следующей фразы. Вспомните график раскачки по эмоциям: будет великолепно, если после противительного союза «но» вы подождете пару секунд для нагнетания драматизма.

5. Жестикулируйте в меру. Совет «в меру» можно истолковать по‑ разному: для итальянцев нормальный уровень жестикуляции – это вынос рук на полтора метра от тела; для меня – движение в локтевом суставе, подобно жонглированию, а для кого‑ то – едва заметное движение кистей. Золотой середины нет, и идеальный вариант – вообще не думать о жестикуляции при записи видео; если вам хочется помахать руками, помашите. Напоминаю, что главное – быть естественным.

Однозначно хочу вас предостеречь от жестов, ставящих вас выше аудитории или бессознательно воспринимающихся как указание на ложь говорящего:

● Тыкать пальцем в любом направлении. Во‑ первых, это невежливо, а во‑ вторых, вызывает неприятные ассоциации с обвинением и наказанием (вспомните хотя бы один случай, когда в вас тыкали пальцем: чаще всего так указывали на ваш промах или проступок).

● Жестикулировать, повернув ладони к себе, словно что‑ то пряча или скрывая. Со стороны зрителя этот жест воспринимается негативно, словно вы что‑ то недоговариваете.

● Чесаться при записи видео, даже чуть‑ чуть. (Хотя однажды мы снимали видео, когда у спикера обострилась аллергия, – тысяча склеек на монтаже творят чудеса. )

 

6. Не входите в образ гуру. Выскочек никто не любит. С детства помню золотые слова мамы: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Не надо говорить слова, которые могут ранить аудиторию, называть зрителей простаками, обывателями, тупыми (в контексте «Если вы тупой, то, конечно, столкнетесь с такими и такими проблемами»). Ваша задача – быть в роли не отца, а любящего старшего брата или сестры. Помогайте, объясняйте, поддерживайте, мотивируйте – никаких отрицательных эмоций от просмотра видео остаться не должно. Особенно будьте внимательны с высокопарными фразами типа «Сейчас я вас научу», «Вам следует поступать так, как я сказал», «Не задавайте глупых вопросов – просто делайте». Да, вы записываете образовательный контент, учите людей решать проблемы, но не надо ставить себя выше зрителей, будьте с ними в одной лодке как на уровне лексики, так и на уровне эмоций.

И обратная ситуация. Исключайте из своего сценария и речи слова:

● «постараюсь»,

● «надеюсь»,

● «извиняюсь»,

● «сегодня очень интересная тема».

 

Это пустые слова и предложения. Конечно, от их использования в видео никто не умрет, и ваш канал не потеряет в продвижении. Я просто предлагаю вам быть более уверенным в себе, особенно в речи на широкую аудиторию, и находить пользу в своем контенте не только с позиции «интересненько».

 

7. Продумывать монтаж заранее. Когда вы записываете видео, то должны примерно представлять, как оно будет выглядеть в окончательном варианте. Возможно, вы знаете, какую картинку или документ надо вставить в тот или иной момент речи, или что ваша локация изменится, или что описываемые события переместятся вперед на несколько часов, – используйте знание сценария при съемке. Щелкните пальцами, поиграйте со зрителями – им это нравится больше, чем тривиальная подача материала. Даже если на монтаже получится слишком топорно, это будет лучше, чем совсем без игры.

 

ЛАЙФХАК

Если вы отдаете видео монтировать на аутсорсинг, то можете прямо в ролике давать техническое задание монтажеру; это очень удобно и экономит много времени.

 

Помню, как наш клиент Филипп Захаров с канала «Усадьба " Четыре сезона" » прислал на монтаж видео, где 10 минут рассказывал про особенности взаимодействия с животными на его великолепной экоферме, а потом подошел ближе к камере и сказал: «Так, ребята на монтаже, в общем, это видео сложное, надо постараться. Засуньте сюда все наши прошлые видео про коров, овец, баранов. В тот момент, когда я говорю, как к нам добраться, – показать маршрут из Москвы».

Необязательно давать техническое задание в конце ролика. Можно закончить фразу, выдохнуть, дать указание монтажеру, что и куда вставить сейчас на экран, вдохнуть и продолжить записывать.

 

8. Не надо говорить на выдохе. Не знаю, насколько сильно вам надоели звонки на телефон со спамом, но они – отличный пример. Представьте: вы берете трубку и молодой, энергичный, звонкий, жизнерадостный голос сразу начинает: «Николай Георгиевич! Здравствуйте! АААтличная новость! » А вот его уставший коллега: «*вдох* Николай Георгич…*грустный выдох* Здрасте… отличная новость (на самом деле нет)».

Уважайте свою аудиторию: возможно, сейчас вы записываете ролик для менее чем сотни зрителей и не видите смысла для них стараться, однако ваши видео будут висеть на YouTube не одну пятилетку, и есть большая вероятность, что за несколько лет ваши первые работы посмотрят сотни тысяч – держите это число у себя в голове, когда захотите снять «на отвали».

Что делать, если вы настолько боитесь камеры, что цепенеете, как только объектив направляется в вашу сторону? Здесь совет один: сниматься, сниматься и еще раз сниматься. Скажу по секрету: моя жена безумно боялась, когда впервые села перед камерой. Но она нашла в себе серьезную мотивацию не бросать сниматься, переборола страх и сделала свои первые 20 видео. Конечно, важно отметить, что лучший способ раскрепоститься перед камерой – это поддержка тех, кто стоит за ней.

Часто, руководя съемкой, я понимал, что моя задача не столько двигаться по сценарию и помогать спикеру зазывать на лайки/комментарии/подписку, сколько говорить ему подбадривающие слова, то есть оказывать психологическую помощь. Если вам тяжело, то самый простой способ – это снимать свои видео в доброй, дружественной атмосфере. Ну и готовиться, конечно. Уинстон Черчилль говорил, что если надо выступать пять минут, то он будет готовиться сутки.

 

Неподготовленная речь – это подготовленный провал. Как только вы чувствуете, что не контролируете происходящее, появляется всепоглощающий страх.

 

Что такое страх перед камерой? Он возникает из представления о том, кто и что о нас подумает, и в первую очередь о том, что у нас чего‑ то недостает – знаний, профессионализма, уверенности в себе, внешней привлекательности и т. д. Мы не боимся вещей, мы не боимся самой камеры – мы боимся людей, которые посмотрят на нас в записи. И здесь важно осознать, что всем никогда не угодишь и всегда найдутся зрители, которым не понравится ваша манера подачи, и всегда будут те, кто станет смотреть все ваши видео.

Еще раз напомню о важности подготовительной работы. Вы можете читать сценарии близким друзьям или родственникам, звонить хорошим знакомым с просьбой обсудить идеи своих будущих видео. В крайнем случае – выучите сценарий.

Вы спросите: зачем учить, если мы живем в XXI в., когда есть суфлеры или можно снимать на фронтальную камеру айпада с бегущей строкой? Однако самый легкий путь – самый длинный. Если вы не профессиональный диктор или у вас нет опыта работы с суфлером, то, скорее всего, вы потеряете в «трушности», за которую и я, и зрители любят YouTube. Вы потеряете в интонациях, в жестикуляции, в мимике, в моргании. Я не шучу. Однажды мы снимали Константина Кытина для канала BENDES studio, и под одним из популярных видео самым частым комментарием был «Боже мой, да он не моргает! ».

Я хорошо помню тот день: за семь часов мы отсняли всего четыре видео, два из них с суфлером, а два – без. Когда снимали без суфлера, то тысячу раз переговаривали фразы, переснимали дубли, мучились и матерились. Более того, Константин не из любителей эмоционировать и фонтанировать энергией. Дело пахло плохим контентом. Но мы справились, отсняли, ребята из нашей команды показали высший пилотаж на монтаже и в итоге видео, отснятое в муках, набрало сотню тысяч просмотров, тогда как ролик, снятый за 20 минут по суфлеру, еле‑ еле перевалил за 10 000 просмотров через год после публикации. Анализируя ту ситуацию, я сейчас думаю, что не надо было связываться с суфлером.

Если ваш страх перед камерой велик, а вам надо выступать в роли спикера, то лучший вариант – это выработать привычку снимать себя каждый день по пять минут. Вот вам упражнение для развития быстроты мышления: снимите видео, где вы доказываете совершенно абсурдную вещь. Например, устройте себе неделю бредогенератора и снимите семь одно‑ двухминутных видео на такие темы:

1. Каждый пятый пирожок с капустой – с картошкой.

2. Женщины обязаны служить в армии.

3. Когда‑ то люди умели дышать под водой.

4. Слоеное тесто – это обман зрения.

5. Мужчины должны носить лифчики.

6. Гороховая диета – главная причина глобального потепления.

7. Любой человек может стать блогером.

 

Последняя тема, кстати, совсем не абсурдна, но раскрыть ее надо обязательно.

Поставьте телефон фронтальной камерой на себя, нажмите на большую красную кнопку и начинайте вещать: «Всем привет, с вами (имя фамилия). А вы никогда не задумывались, почему пирожки с капустой сложно найти в столовых?.. » Всего пять – семь минут в день, и через неделю страх перед камерой значительно уменьшится, а может, и вовсе пропадет.

Нередко люди боятся не самой камеры, а того, что будут испытывать перед ней страх. В таких ситуациях мы снимаем спикеров исподтишка. Обожаю этот формат и называю его «замочная скважина». Съемочная команда делает вид, что отключила все камеры, я перегораживаю одну из них своим телом и начинаю задавать спикеру открытые вопросы, а он говорит со мной, не подозревая, что его снимают. Мы брали эти эпизоды в итоговый монтаж, делая их в сером цветофильтре, чтобы зритель понимал: это закулисье. На некоторых каналах даже были комментарии «О да, эти серые вставки шикарны». Да, спикер не смотрит в камеру, зато как он вкусно говорит, когда думает, что его не снимают!

Когда у человека возникает идея запустить свой канал на YouTube, то почти всегда первой мыслью становится снимать видео в формате блога/влога, или интервью, или обзоров.

Рассмотрим особенности различных форматов.

 

Интервью

 

В большинстве случаев, когда речь заходит о YouTube‑ канале для бизнеса, собственник сразу представляет себе, как позовет в гости деловых партнеров, поставщиков или просто друзей, они посидят, поговорят о жизни и бизнесе – и успех обеспечен. Но это далеко не так. Почему? Давайте разбираться.

Формат интервью популярен со времен телевидения. Потом в YouTube появился Юрий Дудь – и понеслось. Однако сразу вас расстрою: это очень сложный формат. К интервью надо серьезно готовиться: не просто пролистать соцсети приглашенного гостя, а искать его громкие заявления, свежую и достоверную информацию; желательно полностью погрузиться в жизнь интервьюируемого, чтобы задать необычные, интригующие и могущие зацепить зрителей вопросы. И задавать их надо не в бровь, а в глаз, то есть ходить по грани, нередко ставить гостя в неудобное положение – и делать это вежливо и с огромным уважением. Сложность интервью заключается не только в подготовке вопросов, но и в мастерстве их задавать. Интонация, положение тела, эмоции – на конечный результат влияет все. Также не надо забывать, что снять интервью – это минимум три камеры, два оператора для проверки записи звука в реальном времени и десять часов монтажа (если, конечно, необходимо сделать действительно достойный продукт).

Теперь представьте, каких временных и финансовых затрат стоит сделать видео в формате интервью – и что в результате? Сто просмотров через неделю после публикации.

Как же так? Юрия Дудя смотрят миллионы, а почему ваше видео с интервью не смотрят? Ответ: вы, извините за прямоту, не Дудь, а ваши гости – не самые известные люди СНГ. Дудя начали смотреть не из‑ за него, а из‑ за его супермедийных гостей. Затем, когда Юрий по силе личного бренда стал сопоставим со своими звездными гостями, он перешел к влогам (выпуски про Колыму, ВИЧ и др. ).

И даже если вы найдете для своего интервью гостя, которого знает вся страна, нет никакой гарантии, что алгоритмы YouTube выведут ваше видео в рекомендованные, оно будет вируситься и набирать тысячи просмотров в день следующие пять лет.

Я считаю интервью неэффективным форматом, съедающим огромное количество ресурсов и не гарантирующим ничего, даже удержание аудитории. Гость может быть в плохом настроении или отвечать односложно и неинтересно, может не понимать, о чем его спрашивают, сами вопросы могут быть скучными и т. д. Другими словами, интервью – крайне ненадежный формат для продвижения.

Да и вам как интервьюеру необходимо обучиться новой, сложной профессии, знать, как задавать открытые вопросы, как раскрутить гостя на нестандартные ответы, не бояться его перебивать, если чувствуете, что можно копнуть глубже, и т. д. Самый худший и примитивный вариант – читать с листочка 30 вопросов подряд, не слушая ответы гостя. Я видел такое, и это очень неинтересно.

Если вы все же хотите снимать интервью, то рекомендую использовать кольцевую структуру создания контент‑ плана, о которой говорилось выше. Например, часовое интервью разбейте на шесть частей, и тогда у каждой будет отдельное превью, своя SЕО‑ оптимизация и рекламная кампания (если вы решите рекламировать эти видео). Конечно, каждую часть необходимо заранее продумать и написать мини‑ сценарий по примеру башни из LEGO (вспомните главу 4 «Что такое сценарий и как его составлять»). Такое дробление интервью в шесть раз повысит шансы на успех и сократит затраты на один выпуск. И, конечно, поднимутся показатели по одному из важных параметров YouTube‑ продвижения – регулярности выхода видео.

 

Влоги

 

Это видеодневник о вас и вашей компании, о том, чем вы обычно занимаетесь. Тут все легко: никогда не снимайте влоги, если у вас нет десятков тысяч подписчиков.

Как же так? На YouTube полно блогеров, которые снимают видео по типу «Один день из моей жизни»! Почему я так не могу?

Этих блогеров смотрит их лояльная аудитория, которую они нарабатывали годами. Если человек мне известен и интересен как личность, то я могу посмотреть, как он играет со своими детьми на пляже. Но если человек мне незнаком, то у меня совершенно нет желания знать подробности его жизни. Люди прежде всего смотрят ваши видео, чтобы решить свою насущную проблему, и проблему «поразвлечься» (убить время) будут решать на тех YouTube‑ каналах, где на 100 % уверены, что спикер их повеселит.

Также стоит учесть такой момент, как поисковые запросы, по которым ваш влог будут искать. Поисковые запросы – это лучший, действенный и рабочий инструмент в YouTube‑ продвижении, и лишаться его, называя видео «Один день из жизни (имя, фамилия)», – это непростительная ошибка. Стали бы вы читать книгу, в которой автор на 300 страницах рассказывает, как сходил на матч любимой хоккейной команды? Я бы не стал.

Интервью нельзя, влоги нельзя – что же снимать?

 

Полезный контент

 

Я искренне убежден в том, что каждый человек в чем‑ то является уникальным экспертом, с неповторимым опытом и нужными миру знаниями. И для того, чтобы этими знаниями поделиться, необязательно снимать долго, дорого и красиво.

Например, я не оператор и не режиссер‑ постановщик. Я никогда не умел снимать. Да чего греха таить, посмотрите видео на канале Barbarossa: почти все ролики до 2020 г. снимал ваш покорный слуга, и половина из них не в фокусе, что не помешало им набрать миллионы просмотров. Большую часть своей жизни я хотел снимать видео – в школе, в университете. Но я не хотел снимать пустышки, рекламу или свадебные зарисовки. Более того, мне было больно даже от чужих таких работ.

В моем городе полно крутых и больших видеопродакшенов, которые сотрудничали с заводами и крупными компаниями. Три‑ пятиминутный ролик обходились заказчикам в миллионы рублей, и судьба его была плачевна. Редко когда его ставили на сайт заказчика; чаще крутили в рекламе пару месяцев. В основном таким видео директора просто хвастались перед партнерами в бане, и оно умирало на корпоративных YouTube‑ каналах с сотней просмотров. В свою очередь я всегда верил, что можно снять на телефон ролик с нулевым бюджетом и заработать тому же заводу кучу денег. Да и любой бизнес может найти себе клиентов на YouTube, не тратя ни копейки.

YouTube – это уникальное место, где вы можете обменять свою экспертность на успех, славу и богатство. Формат, в котором я предлагаю сниматься, знаком вам с детства: это так называемая говорящая голова. Вспомните «Очумелые ручки», которые смотрели миллионы россиян; это было действительно увлекательно, хотя все снималось на одну камеру и на одном и том же фоне.

Такой формат очень эффективен. Невозможно добиться успеха на YouTube за одно видео, и я прекрасно понимаю, что у вас мало времени. Вы могли бы потратить целый день, снимая влог, и в результате получили бы лишь огорчение. Вы могли бы закрыться дома, в офисе или в студии со съемочной командой и наснимать контента на месяцы вперед. Так мы и делаем с нашими клиентами. За полный рабочий день мы снимаем восемь видео и отпускаем спикера на месяц отдыхать и набираться сил. Это крайне эффективный способ ведения YouTube‑ канала с точки зрения времени спикера и затрат на производство контента.

Кажется, я слышу ваше мысленное возмущение: «Фу, это же так скучно! » Согласен. Просто «говорящая голова» одним планом 10 минут – это адская пытка. Забегая вперед, в главу о монтаже, замечу, что каждые 20–40 секунд картинка должна меняться, должен появляться другой план (ближе/дальше), изображение, мемасик, фрагмент из фильма или анимация. И если вашей харизмы не хватает, чтобы держать зрителя до конца, то смело перекрывайте этот недостаток хорошим монтажом.

 

Теперь поговорим о ступенях эволюции оборудования для съемки – от самого простого и общедоступного до профессионального комплекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...