Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ненормативная правовая информация




Этот вид данных служит задачам правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического инфор­мирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

Можно предложить следующую структуру ненорматив­ной правовой информации.

1. Информация о состоянии законности и правопорядка (реализует в правовой сфере принцип обратной связи):

о соблюдении прав и свобод человека, содержащаяся в отчетах Уполномоченного по правам человека, в официаль­ных данных о соблюдении Российской Федерацией своих меж­дународных обязательств, в материалах специальных комис­сий по правам человека;

об эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодичес­ких изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан, о приня­тых мерах по восстановлению законности;,

гражданско-правовая информация— о гражданско-правовых отношениях, о фактической реализации гражданских прав и обязанностей участников гражданского оборота, раз­личных форм собственности и других вещных прав, договор­ных и иных обязательств;

административно-правовая информация, рассматривающая административную деятельность органов исполнительной вла­сти и правовые отношения,, возникающие в процессе этой де­ятельности между органами управления и гражданами.

2. Информация о состоянии и соблюдении конституци­онных прав и свобод человека и гражданина.

3. Информация о правовой жизни общества, содержащая­ся в средствах массовой информации (СМИ).

4. Информация о состоянии преступности (админист­ративных правонарушений), ее динамики и мерах предупреж­дения.

5. Жалобы и заявления граждан.

6. Информация о льготах и привилегиях.

7. Информация, связанная с расследованием и разбиратель­ством конкретных судебных дел:

информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных дедах;

копии приговоров и решений, справки о судимости;

криминалистическая информация, используемая при до­казательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при про­ведении судебных экспертиз для доказательства (или опровер­жения) факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведе­ния, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, со­вершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.*

* Иная ненормативная правовая информация: справочная информация; количественно выраженная информация о социально значимых юриди­ческих фактах, уголовных и гражданских делах, имеющая массовый ха­рактер (социально-правовая статистика).

Правовой режим ненормативной правовой информации — это юридически установленные правила, определяющие сте­пень ее открытости, порядок производства и потребления, документирования, доступа, хранения, защиты, а также воп­росы собственности и владения.

Правовой режим доказательственной информации, исполь­зуемой в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводствах, определяется соответственно уголовно-, гражданско- и арбитражно-процессуальным законодательством.

Ненормативная информация может быть либо общедос­тупной, либо ограниченного доступа. Режим и порядок отне­сения информации к категории определенного доступа уста­навливается руководителем того юридического учреждения, в котором она производится и циркулирует. Ответственность за соблюдение законности и защиту информации лежит на том юридическом учреждении, которое является ее владельцем.

Ненормативная правовая информация не может быть объектом коммерческого оборота, ее распространение долж­но осуществляться на бесприбыльной основе.

Собственником ресурсов ненормативной правовой инфор­мации является государство. Отношения по поводу права соб­ственности на них регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Юридические учреждения осуществ­ляют непосредственное оперативное управление, ведение и распоряжение ресурсами ненормативной правовой информации.

Творческие разработки, изобретения и рационализатор­ские предложения, принципиально новые информационные технологии, специально предназначенные для решения задач правовой сферы, могут быть признаны в установленном по­рядке объектами интеллектуальной собственности.

Отдельные элементы информационных систем и сетей (имущественные комплексы в виде технических средств, средств связи и других вещных объектов; базы данных, про­граммы для ЭВМ) могут принадлежать на правах владения разным юридическим учреждениям. Владелец ресурсов ненор­мативной правовой информации, банков данных и систем в пределах своей компетенции определяет правила обработки, защиты информации и доступа к ней, устанавливает условия распоряжения ненормативной правовой информацией при ее копировании и распространении.

Граждане имеют право на получение ненормативной пра­вовой информации, которой располагают юридические учреж­дения (справки, копии приговоров, решений, статистическая информация и др.). Заявление о получении такой информации должно быть мотивированным. Граждане имеют право знако­миться с указанной информацией в пределах юридического учреждения.

В соответствии с международными соглашениями, норма­ми и общепризнанными принципами международного права граждане имеют право на получение правовой (нормативной и ненормативной) информации из международных и нацио­нальных систем и информационно-коммуникационных сетей на условиях, которые устанавливаются соответствующими инфор­мационными службами.

Юридические учреждения должны удовлетворять запро­сы граждан, обратившихся за получением ненормативной пра­вовой информации. Обязанность доказывания конфиденциаль­ного характера испрашиваемой информации лежит на соот­ветствующем учреждении.

Каждый гражданин, другие субъекты вправе незамедли­тельно получить от юридического учреждения любого вида и уровня справочную информацию: сведения о точном наимено­вании данного учреждения, возглавляющих его должностных лицах, времени и порядке рассмотрения уголовных, граждан­ских или арбитражных дел, те же сведения относительно иных юридических учреждений, включая центральные и региональ­ные.

Юридические учреждения систематически информиру­ют население и общественность о состоянии законности, пра­вопорядка, прав и свобод человека на территории располо­жения этих органов, в том числе и через средства массовой информации.

§ 4. Информационные процессы в механизме правового регулирования

Информационные процессы — это процессы распростра­нения информации в естественной, технической или социаль­ной среде. Информационные процессы протекают на всех уров­нях социальной иерархии:

общества в целом;

больших социальных групп и социальных общностей;

малых социальных групп и трудовых коллективов;

отдельной личности и ее индивидуального сознания (ин­формационно-психологические процессы).*

* Это также процессы распространения слухов, моды, эталонов (образ­цов) поведения в различных социальных группах.

 

Рис. 2. Блок-схема информационного процесса

Информация движется от ее источника к потребителю (пользователю). Для характеристики информационных процес­сов информатика применяет термин "канал информации". Ка­нал информации совмещает биологические, социальные, тех­нические (радио, телевидение) и психологические процессы (вос­приятие информации, запоминание, воспроизведение). Канала­ми информации являются сложные телекоммуникационные си­стемы и физические поля (электромагнитные, радиоволны).

Процессы передачи и восприятия информации существу­ют и в механизме правового регулирования общественных от­ношений. Примером может служить деятельность СМИ (ра­дио, телевидение, газеты, журналы), создающих целенаправ­ленные потоки массовой общедоступной информации о госу­дарственной и правовой системе.*

* Методами оптимизации информационных потоков служат: проведение социологических исследований, применение метода моделирования, ин­спектирования и проверки, правовое регулирование деятельности СМИ.

 

Центр тяжести процессов коммуникации в обществе при­ходится на избирательность восприятия сообщений. Одной из основных характеристик человека как получателя информа­ции является наличие максимума информации, или оригиналь­ности сообщения, которое он способен воспринять за единицу времени. Если данное сообщение превышает эту норму, чело­век вынужден отказаться от восприятия общей формы и при­бегнуть к выделению и запоминанию отдельных деталей.

На процессы восприятия правовой информации влияют следующие факторы:

потребность в правовой информации — это осознанная ин­дивидом необходимость получения и использования в практи­ческой деятельности сведений о правовых нормах и принци­пах, важнейших законодательных актах и правоположениях;

интерес к правовой информации — это прежде всего выделенность какой-либо правовой информации из потока, функ­ционирующего в данном обществе. Интерес к правовой инфор­мации характеризуется такими параметрами, как глубина, широта, специализация;

социокультурный уровень личности. Этот фактор харак­теризует владение личностью определенной суммой культур­ных ценностей, элементом которой является правовая культу­ра. Правовая культура отражает степень участия лица в "поле" политической, правовой и иной социальной информации.

Распространение информации нередко сопряжено с не­обходимостью преодоления информационных барьеров.

1. Технические барьеры. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.* создание искусственных помех, препятствующих уверенно­му приему радио-, телепрограмм, т. е. распространению ра­дио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет от­ветственность по законодательству Российской Федерации. Техническими барьерами могут быть также индустриальные помехи (т. е. искусственные помехи, возникающие при эксп­луатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности).

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

 

2. Барьер незнания (неосведомленности). Потребитель не знает, что необходимая ему информация реально существует.

3. Барьер связи. Потребитель знает, что нужная ему ин­формация существует, но он не имеет возможности получить ее. Причины здесь могут быть разные: от отсутствия связей между специалистами, учреждениями, странами до явного или неявного нежелания широко распространять информацию.

4. Языковой барьер. Информация доступна, но написана на незнакомом потребителю языке. В этом случае он игнори­рует данный документ.

Распространение правовой информации нередко связано с таким явлением, как избыточность. Позитивная избыточ­ность правовой информации имеет своей целью оптимизиро­вать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность используется и СМИ (неоднократные повторения характерных ситуаций для лучшего усвоения их аудиторией).

Позитивная избыточность часто используется законода­телем как прием повышения эффективности восприятия нор­мативных актов. Так, в Федеральный закон "Об информации" включена ст. 11 "Информация о гражданах (персональные дан­ные)", которая содержит пять частей. В них достаточно под­робно изложены основные черты института персональных дан­ных. Вместе с тем в соответствии с программой информатиза­ции разработан проект федерального закона "О персональных данных", который призван урегулировать весь комплекс воп­росов о персональных данных. Налицо избыточность. Но эта избыточность позитивна. Субъектам правоотношений, исполь­зующим Федеральный закон, полезно иметь информацию и об институте персональных данных.

Другой пример. В Закон РФ "О средствах массовой инфор­мации" включена ст. 29 "Обязательные экземпляры". Редакции СМИ направляют в Министерство печати и информации, Рос­сийскую государственную библиотеку и другие организации обязательные экземпляры газет и журналов. Данная норма в контексте Закона о СМИ вполне уместна и целесообразна. Она далеко не избыточна. Вместе с тем издан Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г., который более подробно рассматривает эти же вопросы.*

* СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1.

 

С учетом правил информатики во многих базовых законах, "примыкающих" непосредственно к Конституции РФ, целесо­образно воспроизводить конституционные правоположения и нормы, имеющие прямое отношение к данной проблеме.*

* "Избыточную информацию" содержат также некоторые положения кон­ституций республик в составе Российской Федерации, воспроизводящие принципиальные положения Конституции РФ.

 

Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса. Она представляет своего рода "шум" или "помехи". Это, например, декларативные нормы и правоположения, характерные для многих законодатель­ных актов, принятых в условиях административно-команд­ной системы. Специфика декларативных законов и норм со­стоит в том, что они не снабжены механизмом реализации. Не выполняя функций регуляции и саморегуляции, такие законы негативно избыточны.

Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов. "Сжать информацию" можно путем ввода определений основ­ных понятий, устранением декларативных положений, глубо­кой разработкой концепции акта. Эффективным может быть и прием введения в нормативный текст принципов, характери­зующих данный акт.

Заключительное звено информационно-коммуникационно­го процесса — использование ("потребление") информации для принятия решений (вынесение приговора, разработка законо­проекта, составление юридического документа и др.). В отли­чие от процесса потребления материальных ресурсов потреб­ление информации не приводит к ее исчезновению (или изме­нению), что предопределяет возможность ее неоднократного использования.

Потребление информации включает: восприятие инфор­мации; оценку достоверности, логический и профессиональ­ный юридический анализ, использование для формирования выводов логических умозаключений — индуктивных (от част­ного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); приня­тие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).

§ 5. Информационные отношения

Понятие "информационные отношения" отражает объек­тивные связи между отдельными индивидами, их коллектива­ми и объединениями, предприятиями, государственными орга­нами и учреждениями по поводу производства, распростране­ния и потребления информации.

Термин "информационные отношения" юридически зак­реплен в Рекомендательном законодательном акте Межпарла­ментской Ассамблеи государств — участников СНГ от 23, мая 1993 г. "О принципах регулирования информационных отношений в государствах — участниках Межпарламентской Ас­самблеи". Используется он и в законодательстве некоторых стран СНГ.

Информационные отношения тесно связаны с информа­ционной деятельностью. Информационная деятельность пред­ставляет собою сферу общественного производства, связан­ную с производством информации, оказанием информацион­ных услуг и подготовкой информационных продуктов. В про­цессе этой деятельности возникают разнообразные информа­ционные отношения. Их субъекты — общественные и государ­ственные структуры, физические и юридические лица, пред­приятия, фирмы, объединения граждан, государство в целом. Специальными субъектами информационных отношений явля­ются зарегистрированные в качестве юридических лиц ин­формационные агентства, распространяющие информацию.

Субъекты информационных отношений имеют право по­лучать (производить, добывать), использовать, распространять и хранить информацию в любой форме и с помощью любых средств, но в пределах, предусмотренных законом.

Субъекты информационных отношений обязаны:

использовать информацию согласно закону или договору (соглашению);

обеспечивать доступ, к информации всем потребителям и гражданам на условиях, предусмотренных законом или согла­шением;

хранить ее в надлежащем состоянии и в течение установ­ленного срока;

компенсировать ущерб, причиненный при нарушении за­конодательства об информации.*

* См.: Ст. 43 Закона Украины "Об информации".

 

Правовые информационные отношения имеют свой объект — правовую информацию — и могут быть классифицированы сле­дующим образом.

1. Информационные отношения между федеральными орга­нами государственной власти. Государственная Дума, Совет Фе­дерации, Аппарат Президента РФ, Правительство РФ обязаны обмениваться друг с другом производимой ими информацией.

Информационные отношения возникают и в конституци­онно-правовой сфере. Так, в соответствии со ст. 104 Конститу­ции Молдовы Правительство предоставляет Парламенту, его комиссиям необходимую информацию и документы.

2. Информационные отношения, возникающие между гражданами и их объединениями. Так, согласно ст. 81 Феде­рального закона "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 г. лица, заинтересованные в совершении обществом сдел­ки, обязаны довести до сведения совета директоров общества информацию о предполагаемых сделках, в которых они могут быть заинтересованы.*

* См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

 

Информационные отношения могут возникнуть между гражданином и государственным органом. В соответствии с ч. 2. ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления о документа­ми и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

3. Информационные отношения с участием иных субъек­тов права. Это, например, отношения, возникающие при про­изводстве и потреблении массовой информации, между госу­дарством и СМИ, между различными видами СМИ, между СМИ, с одной стороны, и физическими и юридическими лица­ми — с другой.

Объективно существующие и развивающиеся в обществе информационные отношения регулируются особыми информа­ционными нормами.

Информационные нормы регламентируют права, обязан­ности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом спе­цифики информационных отношений. Будучи урегулированы такими нормами, информационные отношения становятся пра­вовыми. Так, на уровне конституционного законодательства действуют информационные нормы, имеющие основополага­ющий характер (это ч. 4 ст. 29, ст. 23 и др. Конституции РФ).

Характерно, что в нормативные акты все чаще включа­ются и такие нормы, которые касаются процессов информа­тизации правовой и политической сферы. В соответствии со ст. 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. сформулированы правила использования госу­дарственной автоматизированной информационной системы (ГАС "Выборы"): в период голосования запрещается передача каких-либо данных от вышестоящих информационных цент­ров нижестоящим.*

* СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

 

Ряд актов административного законодательства содержит информационно-правовые нормы, устанавливающие или уточ­няющие статус государственных органов в информационной сфере, права и обязанности при получении и передаче инфор­мации, основания и порядок ответственности за нарушения этих норм.

Многочисленные правовые нормы имеются в актах меж­дународного права. Например, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливает норму, в соответствии с которой каж­дый человек имеет право свободно искать, получать и распро­странять информацию и идеи любыми средствами и независи­мо от государственных границ.

В военно-политической сфере устанавливаются информа­ционные нормы, регулирующие порядок контроля и инспек­тирования, взаимную проверку, что должно привести к боль­шей степени доверия между государствами.

Отдельные информационно-правовые нормы включаются в "тематические" нормативные акты по значительному числу отраслей российского законодательства. Например, такие нор­мы содержатся в экологическом, демографическом законода­тельстве, в законодательстве о научно-техническом прогрес­се и других актах отраслевого законодательства.*

* Понятие информационной нормы нельзя расширять. Так, не являются информационными такие правовые нормы, которые хотя и имеют опре­деленную информационную нагрузку, но по своей внутренней природе относятся к иной сфере правового регулирования.

 

Информационные нормы можно классифицировать сле­дующим образом: конституционные информационные нор­мы — устанавливающие информационные правила общего содержания, право человека на информацию, гарантии и ме­ханизм реализации. По сфере действия различают универ­сальные, региональные, партикулярные нормы; по юриди­ческой силе — императивные и диспозитивные; по функци­ям в правовой системе — материальные и процессуальные;

по способу создания и форме существования (по источни­ку) — договорные, международные, решения международ­ных организаций.

Литература

Авдеев А. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Егоров В. С. и др. Ин­формационный рынок в России. М., 1996.

Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Туров И. С. и др. Инфо-сфера. М., 1996.

Венгеров А. Б. Категория "информация" в понятийном ап­парате юридической науки // Сов. гос. и право. 1977. № 10.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

Гаврилов О. А. Законодательные проблемы производства и потребления ненормативной правовой информации // Инфор­мационные ресурсы России. 1995. № 5.

Гаврилов О. А. Концепция Закона "Об информационных отношениях в правовой сфере" // Проблемы информатизации. 1995. № 1.

Добров Г. М. Наука: информация и управление. М., 1977.

Закон: создание и толкование. М., 1998.

Информатика / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М., 1998.

Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и ре­альность. М., 1997.

Москвин С. С. Правовая информация — разновидность со­циальной информации // Труды ВНИИСЗ. Вып. 13. 1975.

Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.

Полушкин В. А., Жданова А. В. Информационные барьеры и их количественная характеристика. М., 1970.

Глава 2. Государственная политика информатизации правовой сферы

§ 1. Понятие информатизации

Термин "информатизация" проник в юридическую науку и практику на рубеже 80-х и 90-х гг. и быстро завоевал попу­лярность как символ нового научного направления.

Определение понятия "информатизация" дано в Федераль­ном законе "Об информации". В соответствии со ст. 3 "Инфор­матизация — организованный социально-экономический и на­учно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, организаций, общественных объедине­ний на основе формирования и использования информацион­ных ресурсов".

Основными средствами интенсификации информационных процессов являются:

неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

увеличение объема передаваемой информации, ускорение обработки;

все более полное использование обратных связей;

рост технической оснащенности информационных процессов.

Информатизация — процесс замены традиционных видов ресурсов — материи и энергии, превращение информации в третий вид ресурсов. Это новый этап научно-технической ре­волюции.

К процессу информатизации подходят с разных позиций. Его можно трактовать как процесс распространения инфор­мационной культуры, необходимой каждому члену общества,* как процесс повышения эффективности использования инфор­мационных ресурсов путем создания организационных и пра­вовых условий.

* Информационная культура — уровень овладения информационными технологиями иих использования в практической деятельности.

 

От термина "информатизация" необходимо отличать тер­мин "компьютеризация". При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы, обеспечивающей оперативное получение результатов перера­ботки информации и ее накопление.

Основными формами компьютеризации являются:

создание компьютерных систем и сетей, разнообразных по назначению автоматизированных информационных систем (АИС);

создание автоматизированных рабочих мест на базе пер­сональных ЭВМ;

создание автоматизированных систем организационного управления и принятия решений;

развитие автоматизированных систем управления в эко­номике, политической и социальной сферах.

В информационно развитых странах процесс информати­зации имеет планомерный характер. В этом отношении инте­ресен опыт США. В 1993 г. президент США Б. Клинтон объявил о намерении своей администрации создать в стране Нацио­нальную информационную инфраструктуру и супермагистраль (National Information Infrastructure).

Национальная информационная инфраструктура тракту­ется как программа, направленная "на повышение эффектив­ности работы правительства", на "сохранение Соединенными Штатами мирового лидерства в науке, технике и технологии".

Основу Национальной информационной инфраструктуры образует сверхбыстродействующая сеть передачи данных ("ин­формационная супермагистраль"), которая должна связать по­требителей с источниками информации и услуг — информаци­онными центрами, библиотеками, учебными заведениями, ме­дицинскими учреждениями и т. п. Эта сеть должна обеспечить решение по крайней мере следующих задач: дистанционное обучение, телемедицина и медицинская диагностика, доступ к общественным информационным бюро и библиотекам.

Подробные программы информатизации общества и госу­дарственных структур разработаны и в странах Западной Ев­ропы.*

* Создан и функционирует комитет экспертов Совета Европы по инфор­мационным технологиям и праву.

 

В России законодательной базой информатизации служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его ос­нове иные нормативные правовые акты, в соответствии с ко­торыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информацион­ных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных инфор­мационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Рос­сийской Федерации;

создание условий для качественного и эффективного ин­формационного обеспечения граждан, органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных инфор­мационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере инфор­матизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

содействие формированию рынка информационных ресур­сов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно-техничес­кой и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информаци­онных технологий;

поддержка проектов и программ информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения ин­вестиций и механизма стимулирования разработки и реализа­ции проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных про­цессов, информатизации и защиты информации.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 662 "О мерах по формированию Общероссийской телеком­муникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Рос­сийской Федерации"* предусмотрено:

создание общероссийской телекоммуникационной систе­мы для обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, а также электронной системы финансовых расчетов и опера­ций на рынке ценных бумаг;

формирование единых стандартов осуществления и реги­страции операций на финансовом рынке Российской Федера­ции, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собствен­ников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;

формирование научно-производственных комплексов по разработке и производству отечественных оборудования и си­стем связи с использованием передовых достижений науки и мирового опыта;

привлечение к созданию и развитию общероссийской те­лекоммуникационной системы российских и иностранных ин­весторов;

обеспечение государственного контроля деятельности об­щероссийской телекоммуникационной системы.

* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

 

Во всех странах все более активную роль в решении за­дач правовой информатизации играют частные фирмы и ком­пании. Так, в США государственная правовая база "Juris" со­здавалась с 1971 г. В 1982 г. государство было вынуждено всту­пить в кооперацию с частной фирмой. В 1993 г. администрация США сообщила, что "Juris" целиком приватизируется, пере­дается в руки двух частных компаний. Роль государства сво­дится к прямому (инвестирование средств госбюджета в про­екты создания правовых баз) и косвенному (льготное кредито­вание и налогообложение) стимулированию деятельности фирм.

Перед общей и правовой информатикой возникает задача принципиальной важности — выработать оптимальную пози­цию по вопросу соотношения государства и частных компо­нентов в решении задач информатизации. Реальное распреде­ление функций должно быть следующим:

государство обеспечивает: разработку законодательной базы; разработку стандартов (классификаторов требований к качеству информации и т. д.), гарантирующих необходимую це­лостность всей системы правовой информатизации; проведе­ние работ по отдельным проектам, связанным с созданием спе­цифических систем правовой информации для органов госу­дарственной власти;

негосударственные компании осуществляют работы по:

созданию и развитию необходимых компьютерных технологий;

созданию и ведению информационных банков; обеспечению

реального доступа конечных пользователей к информацион­ным ресурсам.

Реализация этих. функций для тех или иных категорий пользователей должна вестись всеми предприятиями, вклю­чая государственные, на конкурсной основе, что будет гаран­тировать высокое качество услуг при минимальных затратах средств, в том числе и бюджетных.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об инфор­мации" информационные ресурсы могут быть государствен­ными или частными. Физические и юридические лица явля­ются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за их счет и приобретены ими на законных основаниях. Государственные и частные организации имеют равное право на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения (ст. 16). Инфор­мационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности граждан, организаций, государства. Собственником информационной системы, техно­логии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произве­дены (ст. 17). Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользо­вателям персональных данных, подлежит обязательному лицен­зированию (ст. 11).*

* Информация, полученная на законных основаниях из государственных источников, может быть использована для создания производной инфор­мации.

 

В проекте Федерального закона "О правовой информа­ции" говорится, что негосударственные организации (коммер­ческие и некоммерческие), граждане могут создавать систе­мы нормативной правовой информации (базы и банки данных и другие системы) для информационно-правового обеспечения собственной деятельности, а также для распространения нор­мативной правовой информации на законных основаниях.

В целях активизации информационного потенциала обще­ства создается информационная инфраструктура — совокуп­ность центров обработки и анализа информации, каналов ин­формационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации. В общественных орга­низациях и государственных органах действуют особые органи­зационные структуры, цель которых — удовлетворение информационных потребностей членов общества и их объединений. Это информационные агентства, СМИ, рекламные и торгующие организации, представляющие информационные услуги.

Важнейшим компонентом информационной инфраструк­туры являются информационные ресурсы. Данный термин широко представлен в Федеральном законе "Об информации". Закон концептуально построен на всестороннем использова­нии данного понятия и определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, массивы документов в информационных системах — библио­теках, архивах, банках данных, других информационных сис­темах (ст. 2). Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.*

* Информационный продукт — совокупность данных, сформированная для распространения в социальной среде. Информационный продукт мо­жет быть зафиксирован на материальном носителе в виде программ, документов, программно-аппаратных средств и т.д.

 

Федеральный закон "Об информации" устанавливает три группы государственных информационных ресурсов:

федеральные информационные ресурсы;

ресурсы Федерации и ее субъектов;

ресурсы субъектов Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправле­ния, организации, общественные объединения, граждане обя­заны в установленном порядке представлять документирован­ную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информаци­онных ресурсов.

Перечни обязательно представляемой документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона).*

* Порядок обязательного представления (получения) информации, отне­сенной к государственной тайне и конфиденциальной информации, уста­навливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

 

Ресурсы правовой информации формируются путем:

производства и документирования хода правоприменительной и правоохранительной деятельности;

поступления информаци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...