Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ поведения затрат в зависимости от объема продаж, себестоимости и рентабельности




Важнейшим резервом повышения эффективности работы организации является повышение качества принимаемых решений.

Один из современных методов, позволяющих принимать научно-обоснованные управленческие решения, основанный на концепции безубыточности, получил название анализ безубыточности.

Анализ безубыточности раскрывает взаимосвязь между тремя важнейшими экономическими показателями: объемом производства (продаж), издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.

Его методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Анализ безубыточности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

•исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

•определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

•установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

•точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;

•обосновать управленческие решения в области ценовой политики, ассортимента продукции, изменения производственных мощностей, технологии и других.

Точка безубыточности («критическая точка», «точка равновесия», «порог рентабельности», «мертвая точка», «точка перелома» и прочие) - это такой объем производства (продаж) который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть она уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления ни безубыточности применяются: математический метод (метод уравнения); метод маржинального дохода (валовой прибыли); графический метод.

Математический метод (метод уравнения) сводится к следующим расчетам:

, или ,отсюда ,

где Пр – прибыль;

В – выручка от продажи продукции, работ, услуг;

Зпер. – переменные затраты;

Зпер. уд. – переменные затраты на единицу продукции, услуг;

Зпост – постоянные затраты;

N – объем производства (продаж);

Nкр – точка безубыточности.

Метод маржинального дохода (маржинальный анализ, операционный анализ, CVP-анализ) построен на концепции маржи на прибыль (маржинального дохода) и представляет собой разницу между выручкой и переменными затратами, отнесенными на весь выпуск (МД) или на единицу продукции (МД уд.).

,

Маржинальный доход также может быть определен как сумма постоянных затрат и прибыли:

Коэффициент маржинального дохода на весь объем продукции (Кмд) и на единицу (Кмд уд), в %:

,

отсюда

Маржинальный анализ обеспечивает возможность получения информации о запасе финансовой прочности (ЗФП), то есть объеме производства (продаж), при котором организация будет иметь гарантированную прибыль. Запас финансовой прочности чаще всего рассчитывается как относительный показатель:

Чем больше запас финансовой прочности, тем ниже порог рентабельности (критический объем) и прочнее деятельность организации.

Уровень чувствительности прибыли к изменению объема производства (продаж) отражает операционный (производственный) рычаг или операционный леверидж (ОР):

Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручка на 1%.

Графический метод представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Зависимость между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью

 

Используя приведенные выше формулы представим показатели маржинального анализа в таблице 28.

Таблица 28

Динамика показателей маржинального анализа

 

№ п/п Показатели Прошлый год Отчетный год Абс. откл. (+, -)  
 
  Выручка от продаж, тыс. руб.        
  Затраты переменные, тыс. руб.        
  Маржинальный доход, тыс. руб.     -5,73  
  Коэффициент маржинального дохода, % 16,38 10,65 -74  
  Затраты постоянные, тыс. руб.        
  Порог рентабельности (объем безубыточности), тыс. руб.     0,58  
  Запас финансовой прочности, % 98,51 99,09    
  Прибыль от продаж, тыс. руб. -2906      
  Операционный рычаг -2      

 

Данные таблицы 28 свидетельствуют о росте маржинального дохода исследуемой организации. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом маржинальный доход увеличился 3749 тыс. руб. Наиболее рентабельным оказалось производство в прошлом году. Коэффициент маржинального дохода этого периода составлял 16,38 руб., то есть на каждый рубль выручки приходилось 16,38 руб. маржинального дохода, что на 5,7 руб. больше, чем в отчетном году. Однако прошлый год был убыточным, убыток от продаж составил 2906 тыс. руб. За анализируемый период порог рентабельности возрос с 542 тыс. руб. 827 тыс. руб. Объем производства (продаж) выше этих величин приносил организации прибыль. Запас финансовой прочности находился на стабильном уровне 99%. С точки зрения финансового результата более успешным годом явился отчетный год, в котором прибыль от продаж составила 917 тыс. руб. Степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объемов продаж возросла в отчетном году по сравнению с прошлым годом и составила 11%, то есть увеличение/уменьшение выручки на 1% приведет к увеличению/уменьшению прибыли от продаж на 11%.

Таким образом, маржинальный анализ показал, что, несмотря на полученный отрицательный финансовый результат, производство может быть более рентабельным, чем в периодах с положительным финансовым результатом. Подобная информация очень ценна для принятия управленческих решений.

Анализ безубыточности – удобный инструмент прогнозирования и планирования деятельности организации. Используя маржинальный подход в анализе, можно определить:

§ Размер прибыли для любого объема продаж и спрогнозировать ее величину;

§ Объем продаж через предполагаемую прибыль;

§ Цену, зная предполагаемые объем продаж и прибыль.

На основании данных раннее приведенных таблиц рассчитаем предполагаемые показатели объема производства (продажи), прибыли и цены при заданных условиях.

Например, планируется увеличить объем производства (продажи) продукции отчетного года на 5000 тыс. руб., тогда прибыль определяют следующим образом:

В результате прибыль от продаж возрастет на 1451 тыс. руб.

Предполагается увеличить прибыль отчетного года на 500 тыс. руб., тогда объем производства для возможной продажи рассчитывается:

Объем производства должен составить 96019 тыс. руб.

Используя эффект операционного рычага, рассчитаем величину прогнозируемой прибыли при росте выручки 2007 года на 5%:

Определим возможную цену продаж при предполагаемой выручке 96019 тыс. руб. и предполагаемой прибыли 1500 тыс. руб.:

,

,

Кроме того, маржинальный анализ позволяет решать такие управленческие задачи, как

- планировать ассортимент продукции (услуг), подлежащей продаже, путем определения рентабельности или маржинального дохода на единицу продукции каждого вида;

- производить или приобретать комплектующие изделия путем сопоставления затрат на производство и приобретение при заданном объеме производства;

- принимать или отклонять дополнительный заказ при цене на продукцию ниже розничной путем определения дополнительного маржинального дохода как разницей между ценой заказа и переменными затратами;

- определять объем продаж, дающий одинаковый размер прибыли при разных вариантах решений (оборудование, технология и прочие). Если планируемый объем продаж ниже критического, вариант с меньшими постоянными и большими переменными затратами выгоднее, в противном случае предпочтительнее будет вариант с большими постоянными и меньшими переменными затратами.

Особое значение в управлении занимают решения в области ценообразования, где традиционно существовали затратный и ценностный подходы к формированию цены. Маржинальный анализ обеспечивает широкие возможности управления ценой, устанавливая краткосрочный нижний предел (покрывающий переменные затраты) и ориентируя организацию, прежде всего, на покупателя (ценностный подход) при формировании цены.

Таким образом, применение анализа безубыточности руководителем и менеджерами каждого звена является необходимым условием оперативного и эффективного управления деятельностью организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...