Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет производственных запасов




 

 

К производственным запасам (сырье, материалы, детали и т.д.) относятся оборотные активы, имеющие материально-вещественную форму, потребляемые в одном производственном процессе и переносящие всю свою стоимость на стоимость производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.

Для правильной организации учета производственных запасов большое значение имеют их классификация, оценка и выбор единиц учета.

Материалы делятся на группы, внутри каждой группы материалы подразделяются на виды, марки, сорта, которым присваивается определенный код (номенклатурный номер).

Согласно учетной политике на ОАО «Швейная фирма «Лона» производственные запасы учитываются по учетным ценам с использованием счета 10 «Материалы». Транспортно–заготовительные расходы и разница между фактической себестоимостью поступивших материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». Производственные запасы, поступившие по импорту, учитываются по фактической себестоимости их приобретения.

В связи с тем, что в производстве имеется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей, которые отличаются по функциональной роли и назначению, к счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета:

1. Ткань;

2. Лоскут;

3. Топливо;

4. Запасные части;

5. Прочие материалы;

10. Фурнитура;

11. Специальная оснастка и спецодежда на складе;

12. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации;

13. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Приемка сырья и материалов по количеству и качеству осуществляется кладовщиком в соответствии с Положением о поставках товаров в Республику Беларусь. В подготовительном производстве учет ткани ведется по артикулам. Поступление ткани от поставщиков оформляется приходным ордером типовой формы М-4 (Приложение Ф), который сопровождается товарно-транспортной накладной (Приложение Х). Поступление ткани отражается по фактической стоимости следую­щими проводками:

Д-т сч. 10 «Материалы» — на стоимость ткани без учета НДС;

Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным ценностям» — на сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика;

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — от поставщиков по покупным ценам с учетом НДС и расходам, связанным с доставкой ценностей сто­ронним транспортом;

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — сырья и материалов приобретенных через под­отчетных лиц;

Приходный ордер на поступившую ткань выписывается в двух экземплярах. Вся ткань, поступающая от поставщиков, должна быть промерена по длине и ширине каждого куска. На швейных предприятиях до запуска в производство промер и контроль качества поступающих материалов осуществляются в следующие сроки: при одногородней поставке - не позднее 10 дней; при иногородней поставке - не позднее 20 дней; при поставке из отдаленных и других районов - не позднее 60 дней после поступления на склад получателя. Лицо, осуществляющий промер ткани, на каждый промеренный кусок выписывается паспорт в двух экземплярах. Один экземпляр паспорта прикрепляется к куску ткани, другой - хранится в картотеке и используется для расчета кусков ткани в подготовительном производстве. Паспорта в картотеке раскладывают по артикулам и ширинам. На основании паспортов кусков составляют промерочную ведомость, в которой указывают общий метраж партии материала, длину и ширину каждого куска по документу поставщика и по результатам промера.В подготовительном цехе также выписывают и карту раскроя (Приложение Ц), которая предназначена для оформления отпуска материалов в раскройный цех, учета фактического расхода материалов на раскрой изделий, выявления результатов раскроя, оформления возврата остатков материалов от раскроя, учета выработки и сдачи кроя на склад. Карта раскроя состоит из двух взаимосвязанных разделов «Задание» и «Выполнение задания», накладной на отпуск ткани в раскройный цех и накладной на сдачу концевых остатков, полученных от раскроя материала, накладной на сдачу кроя в кладовую цеха и раздела «Выработка рабочих». Карту раскроя выписывают в одном экземпляре. На ОАО «Швейная фирма «Лона» на субсчете 10.9 ведется учет фурнитуры. Поступившая на склад фурнитура сдаётся материально ответственному лицу, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным товарно-транспортной или товарной накладной (Приложение Ш). При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности оформляются приходным ордером (Приложение Щ). На основании норм расхода расчетной группой производственного отдела составляются расчеты фурнитуры в ведомости выдачи фурнитуры (Приложение Э) в двух экземплярах. Склад фурнитуры в соответствии с расчетом фурнитуры выдает фурнитуру раскройному цеху, который обязан подать комплектный крой вместе с фурнитурой в швейный цех. Первый экземпляр расчета фурнитуры остается на складе, а второй вместе с кроем передается в швейный цех.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Важным условием контроля над рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

На предприятии лимиты и нормы отпуска материалов на производство устанавливаются производственным отделом.

В основном на предприятиях для отпуска материалов используются лимитно-заборные карты, однако на ОАО «Швейная фирма «Лона» они не применяются и на предприятии для отпуска материалов в производство используются карты раскроя (Приложение Ц) и ведомости выдачи фурнитуры (Приложение Э). При отпуске фурнитуры и сырья со складов в производство, производственный отдел выписывает нормы расхода фурнитуры и сырья на каждый вид изготавливаемых изделий (Приложение Ю).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для системного отражения операций приобретения материалов, расчетов за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Швейная фирма «Лона» предназначен журнал-ордер № 6, который ведется по кредиту пассивного счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в корреспонденции с дебетом счетов: 08 “Вложения в долгосрочные активы ”, 10 “Материалы”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства” и др. В журнале-ордере №6 одновременно ведется синтетический и аналитический учет. Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. Если по какому-либо документу материалы были оприходованы, но оплата на конец месяца произведена не была, то формируется кредитовое сальдо по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; если оплата была произведена, а материалы не поступили, то формируется дебетовое сальдо по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Журнал-ордер №6 открывается ежемесячно.

По мере оплаты расчетно-платежных документов поставщиков в учете отражаются следующие проводки:

1. На сумму оплаты с учетом НДС

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51«Расчетный счет»

2. На сумму зачета оплаченного НДС

Д-т 68/2 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 18/3 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

После всех записей в журнале-ордере №6 подсчитывают итоги по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. При этом выводят остаток по незаконченным расчетам на конец месяца. Выведенное сальдо по счету 60 должно равняться остатку по этому счету в Главной книге, а в аналитическом учете – суммам по платежным документам, против которых отсутствуют отметки об оплате или списании, записанным в журнале-ордере №6.

В программе 1:С «Бухгалтерия» для уточнения действий расчетам с поставщиками и подрядчиками можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 (Приложение Я).

Каждому виду материальных ценностей при поступлении на центральный склад кладовщик управления материально-технического снабжения или отдела комплектации и внешней кооперации присваивает номенклатурный номер, который указывают в приходных и расходных документах, что позволяет вести количественно-сортовой учет.

На предприятии имеется следующие склады:

1. Ткани;

2. Фурнитуры;

3. Вспомогательных материалов;

4. Лоскута;

5. Готовой продукции.

На центральных складах и кладовых заводов и отделов движение материалов отражают на карточках складского учета (Приложение 1).

Все первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей ежедневно, а накладные-требования по окончании месяца материально ответственные лица сдают в бухгалтерию, где на их основании на ЭВМ составляют ведомость движения материалов (Приложение 2), которая составляется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Отпуск материалов с центральных складов в кладовые завода и отделов и непосредственно на производство производит кладовщик накладным-требованиям на отпуск материалов.

Отпуск материалов на производство разового потребления внутри организации (внутреннее перемещение), а также хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

При списании пришедших в негодность материалов составляется Акт на списание материалов (Приложение 4).

Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организациях не реже одного раза в год проводится инвентаризация. Результаты инвентаризации производственных запасов оформляются инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (Приложение 5). Она составляется комиссией в одном экземпляре. На основании описей в одном экземпляре составляются сличительные ведомости по тем ценностям, по которым установлены расхождения. По каждому факту недостач или излишков материально ответственные лица представляют письменные объяснения. Используя их и данные сличительных ведомостей, постоянно действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер, причины, виновников расхождений и принимает решение о порядке регулирования разниц и возмещения потерь. Свое решение комиссия оформляет протоколом.

Так же стоит отметить, что к счету 10 «Материалы» открыт субсчет 13 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», на котором ведется учет инструментов и приспособлений общего и специального назначения, сменного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря и прочих малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Выдача инструментов и приспособлений на рабочие места в длительное пользование производится кладовой в соответствии с технологическими картами. Первоначальная выдача инструмента производится на основании требования мастера и оформляется в лицевых карточках, открываемых в одном экземпляре на каждое рабочее место, каждого наладчика или рабочего - получателя инструмента. В лицевой карточке работник расписывается за полученный инструмент.

Последующие выдачи из кладовой годного инструмента взамен нормально изношенного штука на штуку документами не оформляются. Взамен негодного инструмента годный выдается только при предъявлении акта выбытия.

При выдаче инструментов в кратковременное пользование следует применять марочные системы выдачи инструмента.

При марочных системах инструмент выдается рабочим на основании инструментальных марок без регистрации в каких-либо документах. Инструментальные марки изготовляются металлическими, при этом на каждой марке, как правило, выбивается номер цеха, номер кладовой, а также табельный номер рабочего или порядковый номер марки. На каждый табельный номер рабочего заготовляется необходимое количество инструментальных марок.

Заготовленные инструментальные марки выдаются кладовой по требованиям, подписанным мастером, работникам под расписку в специальной книге (лицевых карточках) при их поступлении на работу в цех. На каждую инструментальную марку кладовая выдает только один предмет.

При выдаче инструментов в кратковременное пользование следует применять марочные системы выдачи инструмента.

При марочных системах инструмент выдается рабочим на основании инструментальных марок без регистрации в каких-либо документах. Инструментальные марки изготовляются металлическими, при этом на каждой марке, как правило, выбивается номер цеха, номер кладовой, а также табельный номер рабочего или порядковый номер марки. На каждый табельный номер рабочего заготовляется необходимое количество инструментальных марок.

Заготовленные инструментальные марки выдаются кладовой по требованиям, подписанным мастером, работникам под расписку в специальной книге (лицевых карточках) при их поступлении на работу в цех. На каждую инструментальную марку кладовая выдает только один предмет.

Производственный и хозяйственный инвентарь отпускается со склада предприятия в эксплуатацию лицам, ответственным за его сохранность, на основании требований, оформленных в установленном порядке.

Материально ответственные лица (коменданты, кладовщики и т.п.) ведут учет производственного и хозяйственного инвентаря, полученного со склада, на двух карточках, из которых одна строится по номенклатурным номерам инвентаря, а другая - по отдельным лицам, которым выдан инвентарь в пользование в соответствии с установленным порядком.

Текущий учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов осуществляется по учетным ценам. Такими ценами могут быть цены приобретения с выделением (обособленным учетом) транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций. При этом транспортно-заготовительные расходы учитываются по каждой группе малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

При передаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию соответствующая доля транспортно-заготовительных расходов подлежит списанию на те же счета бухгалтерского учета, на которых отражается погашение стоимости этих предметов.

Оснащение работников бухгалтерии компьютерами позволяет сократить трудовые и временные затраты, увеличивает производительность труда и облегчает работу бухгалтера. Развитие на предприятии компьютерной системы облегчает ведение учета производственных запасов,

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...