Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет политической науки




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................. 2

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.............................................................................................. 3

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ......................................................................................... 6

МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ............................................................................................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................... 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................... 11

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.

Политическая система является одной из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ.

Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos – слово, учение) – наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).

Одной из самых молодых из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй поло­вине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.

 

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Политологи считают, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.

Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что предметом политической науки является изучение государства. Слово политика происходит от греческого politika – полис – город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля “Ta politika” – “то, что относится к государству”. При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и так далее. И уже в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. Задача политологии состоит в том, чтобы анализировать не только юридически–правовые аспекты ее деятельности, что составляет предмет государствоведческой и правоведческой дисциплин, но также государство и властные отношения как институты политической системы общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.

В-третьих, уже в 19 веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и так далее. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Идеология придает значимость отношениям между представителями различных институтов общества, между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых “групп интересов”, “групп давления”, а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Поэтому политологический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно-политических течений, их истории, влияния на политику.

Однако это лишь одна сторона взаимосвязи данных феноменов. Вторая сторона заключается в том, что политолог, как и любой другой исследователь, в той или иной форме и степени подвержен влиянию определенных идеологических концепций, теорий, что тоже вполне естественно. Подход исследователя в трактовке любого сколько-нибудь значимого факта, события или процесса в значительной мере определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Конечно, идеален тот случай, когда политолог как ученый беспристрастен и преследует цель найти истину независимо от того, кому результаты его изысканий выгодны. Но наука – это сообщество ученных разных ориентаций и пристрастий, исследующих один и тот же объект с различных точек зрения, с разных сторон и совместно ищущих истину. Подстраивание любой науки, особенно политологии, под чьи бы то ни было вкусы и интересы неизбежно приводят ее к вырождению. Наглядный пример этого – политизация и предельная идеологизация всего обществознания в нашей стране, надолго задержавшая ее развитие.

На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Итак, предметом политологии является власть и политика. Сама политическая наука включает в себя различные научно-политические ракурсы. В самом широком смысле в понятие политической науки включается история и теория политических идей, политическая философия, политическая идеология, политическая социология, политическая история, политическая экономия, политическая психология, политология, политическая антропология, политическая астрология, геополитика, международные отношения, политическое право и так далее.

С точки зрения инструментального подхода можно различать политическую науку как целостную теорию со своим категориальным аппаратом, функциями и методами, дефинициями, концепциями и аксиомами. С другой стороны, можно выделить науку о политике, которая занимается непосредственно прикладными исследованиями. Она может использовать различные теоретические выводы и методики, а может иметь и собственный инструментарий, разработанный специально для исследования конкретного политического процесса, а также с целью оказания влияния на этот процесс. Необходимость прикладных исследований создается практической потребностью прогнозирования и моделирования реального политического развития.

Таким образом, политология является интегральной наукой о политике и власти и многообразие различных способов их описания, исследования и проецирования на будущее. Основными проблемами политологии можно назвать:

1. идейно-теоретическое и социальное обоснование политики;

2. проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов;

3. политические партии и движения, политические процессы, политические нормы;

4. политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.

Все эти проблемы представляют интерес, прежде всего, в их современном состоянии. Очень важно знать составные элементы, их функциональное проявление, взаимодействие между разными составляющими с целью выявления механизмов реализации властных функций, выявления тенденций политического процесса и перспектив политического развития, принятия решений и так далее.

Мир политического представляет собой сложное и многообразное явление. Если говорить о термине «политика», то это одно из самых распространенных и многозначных слов, под которым понимают целенаправленную деятельность по реализации поставленных задач в обществе или достижение максимального результата. Например, говорят о мировой политике, о политике государства, об экономической политике, о социальной политике, о политике родителей или одного из них, о политике церкви и так далее. Но, что в курсе политологии под политикой понимается деятельность власти, государства, политической системы в целом, мирового общества и т.д.

Структурными и системными компонентами политики являются управление, правовое и конституционное закрепление власти, механизм правления в рамках различных государственно-политических систем, политические права личности, политическое равноправие и политическое неравенство, механизмы обеспечения функционирования общества и его воспроизводства, отношения граждан и государства, политическая социализация отдельных людей и общества в целом и т.д.

Проблемы политики тесно связаны с проблемами политических отношений и их социальными основами, с проблемами политических конфликтов и средствами и способами их разрешения, что непосредственно связано с формами государственного правления, режимами, наличием политических партий, устойчивости политического процесса в стране и т.д.

Социальной подготовкой политики является жизнь общества в целом: разрешенность или неразрешенность экономических проблем, а в связи с этим - степень решения социальных, культурных, образовательных сторон его жизни. В связи с этим неизбежно встает вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости экономики и политики, о морально - нравственных аспектах того и другого, о моральном облике всего общества и его правящих элит в отдельных периодах исторического развития, связанные с определенными методами политической деятельности, с направленностью политики.

Устойчивость и жизнеспособность политических систем зависит от совпадения интересов субъектов и объектов политики, от готовности правящих элит жить в соответствии с правилами игры, установленными законами, политическими и правовыми нормами. От этого зависит от легитимности системы, легитимность власти, правомерность государства той или иной власти в определенные исторические отрезки времени.

В политической деятельности, как и в любом другом явлении можно выделить различные уровни ее существования:

1. политическая деятельность только политических лидеров, монархов и элит;

2. политическая деятельность политических институтов, партий, движений, общественных организаций, в которых рассредоточивается власть;

3. политическая деятельность, в которой отражается прямое и косвенное участие не только различных социальных групп, но так же публичная и частная деятельность людей.

Третий уровень политической деятельности возникает в обществе при определенной готовности самого общества и его политической культуры, при развитости его демократических основ.

В соответствии с вышеперечисленными уровнями политической деятельности можно выделить разные измерения политики:

1. директивная;

2. функциональная;

3. коммуникативная.

Все эти измерения предполагают не только реализацию поставленных целей и заданий, но и выбор средств и методов этой реализации, а значит и определенный характер политических режимов. Именно от этих изменений зависит открытость или закрытость общества, моноцелевой или полицевой характер его развития, наличие или отсутствие политической культуры участия, развитость или неразвитость демократических процессов, степень развития гражданского общества и пр.

Конечной целью политики является достижение интегративного консенсусного состояния общества, состоящего из разнородных групп, слоев, классов, представляющих некое общество, в котором достигается точка политического баланса. Не последнюю роль в достижении такого состояния играет государство с его арсеналом институтов принуждения, законов, норм и общеобязательных решений. Все вышесказанное является существенным предметом исследования политологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...