Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессивное поведение.




Агрессия – это «совокупность действий, целью которых является нанесение вреда личности, в отношении которой они направлены» (Dollard, Doob, Miller, Mowrer & Sears, 1939, с. 9).

Распространенность

Во всем мире формы проявления агрессивного поведения очень разнообразны. В обзоре Голдстейна и Сигалла (Goldstein, Segall, 1983) показано, что есть общества, в жизни которых агрессия фактически отсутствует, и общества, в которых агрессивное поведение встречается ежедневно. Они идентифицировали также важные различия в моделях и формах проявления агрессивности. В некоторых культурах внутрикультурная агрессия проявляется только тогда, когда участники взаимодействия находятся под воздействием алкоголя (Англия), или когда на карту поставлена защита чести и достоинства (Турция). Показатели проявления внутрикультурной агрессивности весьма существенно отличаются друг от друга – от очень низких (Ирландия, Япония), до очень высоких (Перу, Нигерия).

Интерпол, международное полицейское агентство, публикует статистические данные, свидетельствующие о больших отличиях между странами по статистике убийств.

Например, в Норвегии этот показатель составляет 0,9 убитых на 100 тысяч населения; в Финляндии и Китайской Народной Республике эти показатели равны 1,1 убитых на 100 тысяч населения, тогда как США он равен 8,6. В Филиппинах этот показатель еще выше - 46 убийств на 100 тысяч. В этой стране, больше чем в других странах, наблюдаются случаи массовых убийств («в состоянии одержимости, неконтролируемой ярости»). В Норвегии убийство является таким редким явлением, что когда там убийство совершает американец, возникают дискуссии по поводу выдворения из страны всех американцев! В Японии уровень убийств очень низок – одну двадцатую от соответствующего показателя Нью-Йорка.

Министерство юстиции Америки опубликовало статистические данные, показывающие, что в течение жизни для чернокожих американцев реализуется 1 из 21 шансов быть убитыми. Для сравнения эти показатели равны 1 из 131 и 1 из 369 для белых мужчин и женщин, соответственно. Некоторые из чернокожих американцев усматривают в этом «заговор» белых по искоренению цветных людей в Америке. Однако статистические данные не подтверждают это предположение: «По имеющимся данным, около 95% убийств мужчин среди цветного населения в возрасте между 15 и 34 годами совершается другими чернокожими молодыми людьми» (Sargent, 1986).

 

Субъективная культура

В двух исследованиях показано очень существенное отличие в показателях уровня проявления агрессии, связанных с культурными особенностями. Браун (Brown, 1986) исследовал уровень агрессивности жителей племени Симбу в Новой Гвинее, находящемся под административным управлением Австралии. Они весьма часто вступали в вооруженные стычки между собой, не смотря на запреты австралийцев.

Браун обнаружил, что представители этого племени имели положительно относились к проявлению агрессивности и высоко ценили тех, кто вел себя наиболее агрессивно. В племени существовала сегрегация по половому признаку, и мужчины доминировали над женщинами. Высокий статус связывался с такими социально-демографическими характеристиками и психологическими качествами, как принадлежность к мужскому полу, горячность, несдержанность, склонность к насилию, конкурентному поведению и проявление лояльности по отношению к мужской половине населения. Когда возникала борьба, все, кто мог присоединиться, принимали в ней участие. Группы, состоящие из мужчин с одинаковыми установками, управлялись «большими мужчинами», статус которых зависел от количества имеющихся сторонников. Эти большие люди провоцировали столкновения и сражения, принуждали других вставать на их сторону и вести совместную борьбу. Напряженность отношений между группами была высокой из-за нехватки земли, отсутствовало доверие к официальной законодательной системе и возможности какого-либо справедливого распределения доступных ресурсов. Поэтому понятно, что субъективная культура этой группы естественным образом включала в себя возможность и необходимость проявления агрессивного поведения.

Племя Симбу можно сравнить с представителями племени Семаи, рассмотренного в работе Роберхека (Robarchek, 1986). В этом племени отношение к агрессивному поведению очень негативное. Фактически, представители этой группы были убеждены, что «только плохие люди могут вести себя агрессивно». Они живут в тропических лесах Малайзии с изобилием ресурсов, о добыче которых не нужно сильно беспокоиться. Основные опасности и угрозы они связывают с возможностью остаться одному без поддержки других. Поэтому высшей ценностью для них является воспитание потомства.

Нисбетт (Nisbett, 1990) отмечает большие различия в показателях уровня убийств в больших городах Соединенных Штатов в сравнении с городами других стран. Характерно, например, что эти показатели в сотни раз выше, чем в Ирландии или Израиле. Даже внутри самих Соединенных Штатов наблюдаются большие различия. Так на территории в окрестностях Техаса уровень убийств в четыре раза выше, чем в районе Небраски (с. 262). Нисбетт (Nisbett, 1990) объясняет эти различия культурным происхождением жителей этих регионов: жители техасского территориального выступа являются выходцами американского Юга, а жители округа Небраска – главным образом выходцы из Европы.

Представители коллективистических культур намного терпимее относятся к агрессивному поведению, исходящему от властных структур собственной группы, чем когда оно исходит от члена ин-группы с низким статусом или от члена аут-группы (Bond, Wan, Leung, Giacolone, 1985). Бонд (Bond, 1992) показал, что в коллективистических культурах член ин-группы с высоким статусом может нанести оскорбление члену этой группы с низким статусом совершенно безнаказанно. Однако человек не может иметь успеха, оскорбляя свою группу! Короче говоря, агрессивное поведение интерпретируется по-разному, в зависимости от субъективной культуры группы.

Ситуация

Нисбетт (Nisbett, 1990) в своей работе приводит хорошие примеры различий в проявлениях агрессивного поведения, используя положения эволюционной психологии. Жители остовов Турки и Таити в Тихом океане живут в одинаковых экологических условиях, однако жители Турки ловят рыбу в открытом море, что связанно с большими опасностями, а таитяне без всякого риска в изобилии ловят рыбу в лагунах.

Оба острова расположены в тропическом поясе, но наличие лагун с изобилием рыбы обусловливает различие. Жителям Турки приходится быть агрессивными и бесстрашными, чтобы ловить рыбу в открытом море. Поэтому мужчины острова Турки являются рыбаками с сильным и буйным характером. Они состязаются друг с другом в силовых поединках и других актах показного поведения, имеют много любовных похождений и рано становятся отцами детей. От женщин требуется подчинение, а от мужчин покровительство и защита женщин. В отличие от них, таитяне миролюбивы и охотно сотрудничают друг с другом, не слишком опекают своих женщин. Они достаточно пассивны и покорны, смиренны и не обращают внимания на проявления оскорбительного равнодушия по отношению к себе. Нет никаких оснований для чрезмерной защиты своего Я.

Когда ресурсы ограничены и затронуты жизненно важные потребности, проявление агрессивного поведения становится естественным. Проживая среди жителей кочевых племен Сирионо в Восточной Боливии, Холмберг (Holmberg, 1969) явился свидетелем семидесяти пяти споров и ссор. Большинство из них касались вопросов разделения ресурсов. Однако субъективная культура этого племени не поощряла агрессивное поведение. Поэтому при появлении противоречий, они редко прибегали к использованию физической силы. Жизненное благополучие – редкое явление среди этих племен.

Представители ряда коллективистических культур проявляют различные формы агрессивного поведения по отношению к членам аут-групп, которые нарушают важнейшие ин-групповые нормы. Хорошим примером является греческая община Саракатсани, проживающая в горной местности Греции (Campbell,1964). Эти пастухи овец зачастую крадут их друг у друга и объясняют эти действия тем, что им не хватает мяса, чтобы прокормить свои семьи. Во время таких захватнических рейдов бывают схватки со смертельными исходами. Тогда одна большая семья вступает в открытую борьбу с другой семьей, в конечном счете, приводящей к локальной войне. Проявление «кровной мести» достаточно широко распространенное явление в коллективистических культурах.

Существуют эндогамные общества, в которых люди должны вступать в браки с представителями своей ин-группы. Например, во многих мусульманских культурах на мужчин оказывается давление, чтобы они женились на дочерях братьев своих отцов (т.е. на двоюродных сестрах – В.С.). В этих культурах ин-группа может действительно оставаться совершенно изолированной от всех других аут-групп. В таких обществах честь семьи, рода является наивысшей ценностью. Когда одного из членов ин-группы убивает представитель аут-группы, честь семьи считается опозоренной. И чтобы восстановить ее, кровная месть становится абсолютным императивом.

Проявление насилия в больших городах намного сильнее, чем в сельской местности, частично из-за процесса деиндивидуализации (Zimbardo, 1969). Чувство анонимности и отсутствия социального контроля может приводить к тому, что люди становятся более агрессивными. Когда человек чувствует себя частью толпы, он может переживать потерю идентичности или скрытости под маской «общей униформы», затерянности в толпе. Ватсон (Watson, 1973), используя данные Бюро региональных архивов человеческих отношений, пытался выяснить, в каких культурах солдаты проявляют наибольшую агрессивность (совершение убийств, пыток, нанесение увечий). Он кодифицировал уровни деиндивидуализации солдат по изменению их внешнего облика перед вступлением в бой. В работе было обнаружено, что те общества, в которых солдаты сильно изменяли свой внешний облик, оказались более агрессивными, чем общества, в которых солдаты сохраняли свою внешность неизменной.

Есть данные, свидетельствующие о том, что демократические общества редко вступают в столкновение или борьбу друг с другом (Ember, Ember, Russett, 1992). Это подразумевает следующее: когда люди обучаются тому, каким образом улаживать свои разногласия и контролировать политические процессы, они также обучаются и тому, что конфликты с людьми, имеющими сходные ценности и представления о политических процессах, могут разрешаться без применения оружия. Есть также данные, свидетельствующие о том, что в регионах, страдающих дефицитом ресурсов и частым проявлением непредсказуемых событий (например, природных катастроф), подобные экологические условия способствуют формированию более агрессивных культур (Ember, Ember, 1992). Непредсказуемые природные катастрофы связаны с общим уровнем недоверия в обществе, и оба эти фактора связаны с частотой проявления военных действий и конфликтов. Подобное явление наблюдается среди плотно проживающих безработных черных: у них вырабатывается общая ориентация тотального недоверия к окружающей социальной среде (Triandis, 1976 (б)) а также тенденция к росту агрессивности. Таким образом, частое проявление непредсказуемых негативных событий предрасполагает к агрессии. В некоторых экологических регионах высока вероятность появления конфликтов за обладание ресурсами (например, когда группы проживают рядом друг с другом, и нет разработанных правил, регулирующих доступ к ресурсам). В ряде экологических ареалов условия проживания способствуют большей психической напряженности и фрустрации ее обитателей (недостаток ресурсов и противодействие других групп). Чем больше в регионе проживания уровень фрустрации для его обитателей, тем больше вероятность проявления агрессивного поведения.

В ряде исследований высказывается предположение, что наблюдение за проявлением агрессии может повышать вероятность ее дальнейшего проявления (т.е. способствовать выработке навыков агрессивного поведения – В.С.).

Родители, использующие при воспитании детей физическое наказание, являются образцами агрессивного поведения, поэтому у таких родителей дети с большей вероятностью также вырастут агрессивными. Таким образом, в культурах и субкультурах, где агрессия является широко распространенным явлением, сама распространенность этого феномена способствует повышению вероятности его подкрепления и дальнейшего сохранения в данной культуре.

Прошлый опыт

Один из универсальных признаков человеческого существования состоит в том, что мужчины в жизни совершают больше актов агрессии, чем женщины. Специалисты расходятся только в своих интерпретациях этой универсалии: одни считают, что это есть отражение генетических предрасположенностей, другие – настаивают на разнице в способах воспитания и социализации мальчиков и девочек во всем мире. Естественно, на ранних стадиях в истории человеческой эволюции наблюдалась определенная ролевая дифференциация: женщины оказывались в более ограниченном положении в силу воспитания детей, а мужчины более свободны, чтобы охотиться и исследовать окружающую среду в поисках ресурсов. Это вело к различным моделям социализации, функциональным для каждого из полов.

Мужчины больше чем женщины конкурентоспособны, больше готовы проявлять соперничество, (Strub, 1981), и, возможно, это является одним из многих факторов, увеличивающих мужскую агрессивность.

Девушки больше научаются альтернативным формам поведения (например, добиваться своих целей, подчиняясь силе и власти, оказывая любезность и услуги). Мальчикам предоставлялось больше возможностей наблюдать мужчин в качестве образцов агрессивного поведения (например, действия солдат), приобретать навыки агрессивного поведения посредством имитации (в игровых ситуациях) а также воспринимать агрессивность как определенный признак «становления мужчиной». Родители обычно сильнее наказывают за агрессивное поведение девочек, чем мальчиков.

Мы знаем, что родители воспитывают мальчиков и девочек по-разному. Например, Барри, Бейкон и Чайлд (Barry, Bacon, Child, 1957) изучали половые различия в социализации, отраженные в документах Бюро региональных архивов человеческих отношений (см. главу 3, в которой описывается содержание этих файлов). Они обнаружили, что от девочек требовалось проявлять послушание и покорность в двенадцать раз чаще, чем мальчиков; в шесть раз чаще, чем к мальчикам от девочек требовалось брать на себя ответственность за выполнение домашних работ (уборка, мытье посуды и т.п.); и, наконец, в 82-х процентах обществ девочек обучали ухаживать за детьми и ни в одном обществе (из 100%) такая практика воспитания не применялась для мальчиков. С другой стороны, при воспитании мальчиков акцент на достижении успехов делался в двадцать пять раз чаще, чем при воспитании девочек; в 85-ти процентах всех обществ мальчикам прививали навыки опираться на свои силы, и ни в одном из обществ такая практика воспитания не применялась для девочек. Короче говоря, девочки во всем мире воспитываются по - разному.

Минтерн и Ламберт (Minturn, Lambert, 1964) обнаружили, что в расширенных семьях детей не поощряют вести себя агрессивно, поскольку в этих случаях ссоры между детьми могут приводить к вражде между взрослыми. Эти данные подтвердились в исследовании Олсена (Olsen, 1967), проведенном в Тайване. В тех семьях, где с молодыми проживали родители старшего поколения (бабушки и дедушки), контроль над недопущением агрессивности среди детей был наиболее жестким.

Левинсон (Levinson, 1989) изучал феномен насилия в семейных отношениях по данным архивов региональных Бюро по человеческим отношениям. Он обнаружил, что в 84-х процентах обществ мужья бьют жен, в 74-х процентах практикуется физическое наказание детей, и в 44-х процентах обществ распространены ссоры и агрессивные стычки между детьми. Это были три наиболее распространенные формы проявления насилия / агрессии в семейных отношениях. Взрослые женщины были наиболее частыми жертвами насилия, а мужчины – чаще всего виновниками возникновения и осуществления насилия. Избиение супруги чаще всего наблюдалось в тех обществах, где мужья имели больше экономической власти и права принимать окончательные решения.

В сельскохозяйственных культурах физическое наказание детей практикуется чаще, чем в обществах, организующих свою жизнь вокруг охоты и природном собирании пищи. И, наконец, на земле существует шестнадцать обществ, где семейное насилие вообще отсутствует.

Обычаи и привычки

В некоторых культурах межплеменная агрессия является вполне обычным делом и у людей выработаны навыки и привычки ведения борьбы. И наоборот, у людей могут быть развиты навыки неагрессивного поведения и умения избегать агрессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...