Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая адаптация - освоение работником новой трудовой




СИТУАЦИИ

Цели: Изучив данную главу, вы должны уметь:

1. Назвать и объяснить содержание основных видов трудовой адаптации,
ее сущность.

2. Раскрыть основные уровни трудовой адаптации и показать взаимосвязь и
взаимодействие между ними.

3. Перечислить и пояснить основные структурные элементы трудовой
адаптации.

4. Объяснить, каким образом влияет на трудовую адаптацию характер ра­
ботника.

5. Показать, как влияет на трудовую адаптацию темперамент человека.

3.1. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Трудовая адаптация работника является одним из важных этапов его трудовой деятельности. Успешность адаптации во многом опре­деляет эффективность, качество дальнейшей работы, намерения но­вичка надолго связать свою трудовую жизнь с данным предприяти­ем или ограничиться кратковременной работой и ожидать подходя­щего случая для ухода на другое предприятие. Наличие тесной связи потенциальной и фактической текучести работников с их неадапти-рованностью выявлено в ряде научных исследований [1]. Не менее важно, что трудовая адаптация выступает в качестве одного из веду­щих факторов самореализации работника в трудовой сфере, меха­низмом его трудовой карьеры [7].

Общепризнанными в социально-экономической литературе счи­таются экономические, социально-психологические и моральные по­тери, связанные с неуспехом трудовой адаптации. Причем они нано­сят ущерб как самому работнику, так и производству, трудовому коллективу.


Понятно, что с ростом динамизма в общественной и экономичес­кой жизни страны, переходом к рыночным отношениям существенно возрастает роль трудовой адаптации, усложняются ее условия. Эти и другие факторы актуализируют научный и практический интерес к управлению трудовой адаптацией.

Под трудовой {производственной)* адаптацией понимают, обыч­но, процесс взаимодействия работника с окружающей его производ­ственной средой по поводу освоения новой для него трудовой ситуа­ции.

Для понимания сущности трудовой адаптации рассмотрим ко­ротко основные сущностные признаки этого явления.

Во-первых, трудовая адаптация носит активный характер. Это процесс взаимного действия работника (адаптанта) и производ­ственной организации по освоению новизны в трудовой ситуации. С одной стороны, новичок, осваивая условия работы и взаимодей­ствия с новыми людьми, работающими в разных сферах производ­ства, не только стремится изменить свое трудовое поведение соответ­ственно новой трудовой ситуации. Устраиваясь на работу, он стре­мится оговорить наиболее выгодные для него условия, старается влиять на условия работы в дальнейшем, приспосабливая их к своим возможностям и целям, предпринимает попытки влиять на коллег и руководителей для изменения их отношения к нему в благоприятном направлении. Конечно, эта адаптивная деятельность не всегда сопо­ставима по своим возможностям с адаптивным воздействием на но­вичка всей организации предприятия, которая, естественно, старает­ся для поддержания своего организационного единства и общей эф­фективной работы коллектива повлиять на новичка в целях приведе­ния в соответствие с системой норм и ценностей, трудовых традиций, стереотипов трудового поведения. В конечном счете за индивидом остается возможность отказаться от адаптации и уйти с предприя­тия. Однако следует подчеркнуть, что основой взаимной заинтересо­ванности в успешной адаптации как работника, так и предприятия являются общие интересы.

В условиях развернувшегося в стране перехода к рынку процесс производственной адаптации должен приобретать все более актив-

* Понятия трудовая и производственная адаптация здесь и далее по тексту использу­ются как синонимы (См. об этом подробнее: Лукашевич Н. П. Производственная адаптация молодежи: сущность, функции, управление. — К., 1990).


ный характер. Взаимодействие, формирование двухсторонних связей работника и производства становятся в адаптации определяющими. Взаимная заинтересованность предприятия и личности в эффектив­ности производства, учет личных интересов каждого труженика яв­ляется сегодня необходимым условием деятельности трудовых кол­лективов в новых условиях хозяйствования.

Предприятие, трудовой коллектив заинтересованы в более быст­ром включении новичка в производственную деятельность, освоении им в полном объеме своих профессиональных функций, установле­нии нормальных личностных отношений с трудовым коллективом. Все это, в конечном счете, позволит новичку взять на себя причитаю­щуюся ему долю в общем объеме производственной деятельности коллектива. В то же время затруднения в адаптации новичка, связан­ные с выполнением части его функций другими работниками, услож­няют выполнение производством своих основных функций.

В свою очередь ускорение процесса адаптации совпадает с инте­ресами самого адаптирующегося работника. Это позволит ему быст­рее освоить свои профессиональные функции и выполнение произ­водственных заданий, повысить свое материальное благополучие, завоевать уважение товарищей по работе, достигнуть повышения внутренней удовлетворенности новым местом работы. В конечном итоге это приведет к повышению социального статуса личности, уменьшению и снятию психической напряженности, свойственной начальному периоду производственной адаптации.

Общим результатом и свидетельством успешной адаптации будет служить эффективная трудовая деятельность нового работника, спо­собствующая оптимальному функционированию предприятия.

Во-вторых, производственной адаптации присущ полимотиваци-онный характер адаптивной деятельности, обусловливающий диа­лектическое единство ориентировочной и содержательной трудовой деятельности в процессе адаптации.

Толчком для начала производственной адаптации является нужда в реализации им адаптивной потребности, возникшей в результате новых (они могут быть субъективно новыми только для конкретного работника, а могут отражать объективные инновационные изменения в производстве) требований производственной среды или новых тре­бований к производству со стороны работника. Адаптивная потреб­ность опосредована взаимодействием с потребностью в трудовой са­мореализации работника, с одной стороны, и потребностью произ-


водства в квалифицированном активном работнике, способном обес­печить трудовому коллективу реализацию его функций, — с другой.

Под воздействием сложного переплетения потребностей происхо­дит мотивация адаптивной деятельности индивида. При этом моти­вы также взаимодействуют между собой. С одной стороны, в ответ на ориентировочные потребности формируется ориентировочный мотив поведения, стимулирующий деятельность индивида по приоб­ретению информации о производстве и связанной с ним социальной ситуацией, по расширению контактов в окружающей его среде, оцен­ке характера адаптивной ситуации. С другой стороны, содержание получаемой информации, направленность эмоциональных контак­тов обусловлены мотивом освоения конкретной трудовой деятельно­сти, достижения оптимального взаимодействия работника и пред­приятия. В результате сложной полимотивации возникают цель и программа адаптивной деятельности индивида. При этом учитыва­ется оценка возможностей реализовать в рамках данного предприя­тия жизненные цели личности.

Отметим, что производство тоже заинтересовано во взаимном обмене информацией с новым работником, в установлении с ним тесных контактов. Ориентируясь в целях, интересах личности, пред­приятие получает возможность учитывать их при создании благо­приятных условий для производственной адаптации. Тем самым со­здаются предпосылки для управления этим процессом.

Как видим, обмен информацией носит взаимный, а следователь­но, обоюдоактивный характер. Предприятие интересуется профес­сиональными, общественно-политическими, психологическими ха­рактеристиками новичка, чтобы максимально учесть их при созда­нии условий для его успешной адаптации. Молодой работник, в свою очередь, заинтересован в короткий срок побольше узнать о каждой из сфер производства, чтобы на основании этой информа­ции скорректировать свои представления, а может быть, и мотивы поступления на предприятие и определить линию поведения на пер­вое время.

Информация о предприятии, полученная еще до поступления на него работника (благодаря профориентации и профотбору), являет­ся как бы отправной для процесса адаптации. Это предъявляет до­полнительные требования к содержанию, объему и форме подачи информации новичку со стороны предприятия. Здесь важно учиты­вать не только высокий общеобразовательный уровень, но и бога-


тый духовный мир молодого человека, всесторонность и разнообра­зие его запросов и интересов.

От современного производства молодежь ожидает не только воз­можности приобретения материальной независимости и реализации своей профессиональной подготовленности через участие в обще­ственно полезном труде. С работой на предприятии она связывает свои ожидания самореализации в творческом труде, в общественной и управленческой деятельности, в научно-техническом и других ви­дах творчества, в повышении образования и квалификации, в расши­рении круга друзей и товарищей, коллег и единомышленников, в со­здании благоприятных, комфортных условий жизни для молодой се­мьи. Очевидно, эти и другие стороны жизнедеятельности должны найти свое место в содержании информации новичку о предприятии. И так же очевидно, что молодой работник будет стремиться к уста­новлению адаптационных связей во всех перечисленных сферах и вправе рассчитывать на помощь в этом со стороны предприятия.

В-третьих, производственной адаптации присущ такой сущност­ный признак, как диалектическое единство в ней адаптационных и дезадаптационных явлений.

Действительно, успешное (или затрудненное) протекание произ­водственной адаптации молодого рабочего зависит от того, благо­приятные или неблагоприятные условия сложились для удовлетворе­ния его адаптивной потребности. В соответствии со структурой пос­ледней, к таким условиям относятся: определенный уровень взаим­ной информации между индивидом и производством, взаимных контактов; сопоставимость жизненных целей индивида с задачами данного предприятия, а также наличие на производстве условий для успешной трудовой деятельности индивида. Следовательно, наличие и полнота проявления совокупности условий, необходимых для про­текания производственной адаптации, будут определять как ее эф­фективность, динамизм, так и границы самого процесса.

Действительно, при изменении совокупности условий в лучшую сторону повышается эффективность адаптационного процесса, уп­рочиваются адаптационные связи индивида с производством. Одна­ко в случае изменения условий в противоположном направлении и процесс адаптации может изменить свое направление, то есть пре­вратиться в процесс дезадаптации. Основное следствие таких пере­мен — ослабление адаптационных связей, которое может закончить­ся и разрывом этих связей.


В-четвертых, к сущностным характеристикам производственной адаптации относится многоуровневый характер, проявляющийся во взаимодействии и единстве биологического, психологического и со­циального уровней адаптации.

Практика свидетельствует, что изменение состояния адаптацион­ных связей может быть вызвано действием факторов различного ха­рактера — биологического, психологического или социального. По-видимому, степень и особенности влияния каждой группы факторов на ход производственной адаптации будут также различаться, хотя несомненно их взаимовлияние друг на друга.

Рассматривая влияние факторов на биологический уровень производ­ственной адаптации, выделим среди них два основных вида — связанных с условиями биологической адаптации на производстве и с биологи­ческими особенностями адаптирующегося молодого рабочего.

Создание и поддержание благоприятной экологической обста­новки в стране, предприятий, обеспечивающих безопасные условия трудовой деятельности и существования человека, являются необхо­димой предпосылкой успешного протекания производственной адаптации. Охрана и научно обоснованное рациональное использо­вание природных богатств, улучшение окружающей среды гаран­тируются законодательством Украины. Вместе с тем экологическая обстановка в стране в целом остается напряженной. Уровень загряз­нения водных бассейнов остается недопустимо высоким. Особую опасность для здоровья людей представляет загрязнение атмосфер­ного воздуха в городах и промышленных центрах.

Не вызывает сомнений особая опасность экологических отклоне­ний для здоровья подрастающих поколений. Вред, нанесенный по этим причинам здоровью человека в раннем возрасте, накладывает неизгладимый след на всю его дальнейшую жизнь. Снижение общих адаптивных возможностей человека, в том числе и в освоении ряда конкретных видов производственной деятельности — только одно из последствий нерешенных экологических проблем.

Здесь необходимо, думается, выделить еще один важный для про­изводственной адаптации аспект — засекречивание в недалеком про­шлом данных о состоянии окружающей среды. Это приводило к практическому отсутствию возможностей для работников составить при выборе места работы объективное представление об экологичес­кой обстановке на конкретном предприятии, степени вредности ра­боты на нем для здоровья человека. По понятным причинам не нахо-


дит этот аспект проблемы производственной адаптации должного освещения и в научной литературе.

По-видимому, экологическая информированность должна быть включена в число необходимых и обязательных условий по обеспе­чению производственной адаптации работника. "Скрывая от людей обобщенные сведения об условиях их собственной жизни..., — счита­ет Т. И. Заславская, — нельзя ожидать их активизации ни в произ­водственной, ни в политической сферах" [3].

Вторая группа факторов тесно связана, а нередко и обусловлена воздействием причин первого рода. Так, акселерация молодежи, по мнению ученых, во многом связана с содержанием рациона питания. Явление гиподинамии — с отсутствием необходимых организму для его нормального развития физических нагрузок. Расширение аллерги­ческих заболеваний расценивают как следствие неоправданного при­менения медицинских препаратов и т. п. Однако это не уменьшает зна­чимости исследования и учета при создании условий для производ­ственной адаптации природных особенностей организма работника.

Одной из наиболее значимых считаем проблему влияния на произ­водственную адаптацию акселерации современной молодежи. Уско­ренное физическое развитие детей и подростков создает, с одной сто­роны, благоприятные условия для раннего включения молодежи в трудовую деятельность, успешного преодоления связанных с трудом физических нагрузок. Однако в реальной жизни сроки приобщения к трудовой деятельности в силу ряда причин (и прежде всего удлинения сроков получения общего и профессионального образования) отодви­гаются к более зрелому возрасту. Тем самым сдвигаются и сроки дос­тижения социальной зрелости личности. Возрастающий разрыв меж­ду сроками достижения молодым человеком физической и социальной зрелости существенно осложняет начало его трудовой деятельности.

Прежде всего, без опосредования посильным участием в трудовой (включая физическую) деятельности в организме не формируется и не закрепляется (не тренируется) готовность к труду на производ­стве. Причем речь идет не только о том, что не формируется стремле­ние к трудовой деятельности. Как показывают исследования, неред­ко налицо физическая неподготовленность к конкретным видам тру­да на производстве. Другими словами, невостребованная готовность к полноценной трудовой деятельности, наступившая в результате физического созревания индивида, не только не сохраняется, но и постепенно утрачивается. Поэтому, как нам думается, сдвиг произ-


водственной адаптации на более поздние сроки снижает возможнос­ти биологической адаптации организма. В этой связи не вызывает сомнений необходимость более раннего приобщения подростков к общественно полезной, трудовой деятельности.

Кроме того, ранняя трудовая деятельность ускоряет социализацию индивида. В силу этого его производственная адаптация будет проте­кать более эффективно и стабильно, поскольку в этот процесс моло­дой человек вступает уже будучи устойчиво социализированным.

Переходя далее к анализу психологического уровня производствен­ной адаптации, отметим, что она предметно и подробно рассматри­вается в следующем (втором) разделе этой главы. Здесь же мы огра­ничимся констатацией того факта, что психологическая адаптация влияет на протекание как биологической, так и социальной адапта­ции, испытывая, в свою очередь, их воздействие.

Социальная обусловленность, присущая биологическому и пси­хологическому уровням адаптации, особенно полно проявляется на завершающем и определяющем уровне производственной адаптациисоциальном.

Важно отметить, что производственная адаптация носит конкрет­но-исторический характер. Следовательно, на нее оказывает воздей­ствие комплекс противоречивых тенденций развития, свойственных обществу на данном этапе. Определяющим для развития нашего об­щества с середины 80-х годов, как известно, является процесс корен­ных социальных реформ всех сторон его жизнедеятельности.

Следствием этого явился нарастающий динамизм перемен во всех сферах жизнедеятельности, наполняющий ее новизной. Тем самым все в больших масштабах мотивируется адаптивная деятельность челове­ка. Иначе говоря, расширение масштабов и социальной базы адаптив­ной деятельности, вызванное общественной потребностью в осуще­ствлении перемен во всех сферах жизни страны, можно отнести к од­ной из важных характеристик нашего общества на современном этапе.

Среди основных факторов, обусловленных перестройкой и влия­ющих на производственную адаптацию молодежи, можно, думается, выделить следующие: а) переход от экстенсивного к интенсивному этапу общественного развития на базе достижений научно-техничес­кого прогресса и соответствующих изменений в общественном со­знании, задачи которого ложатся в значительной степени на плечи современного поколения молодых людей, не только в максимальной степени заинтересованного в прогрессивных общественных преобра-


зованиях в стране, но и обладающего наиболее высоким научно-тех­ническим и культурным потенциалом для осуществления этих преоб­разований; б) демократизация нашего общества, предоставляющая небывало широкий простор для развития творческой инициативы и общественной активности молодежи; в) нарастание негативных яв­лений в окружающей действительности, которые болезненно сказы­ваются на интересах молодежи. Ущемленные социально значимые интересы, преломляясь через обостренное восприятие молодежью всякой несправедливости, мотивируют повышенную готовность ее к борьбе за восстановление социальной справедливости, за прогрес­сивные перемены; г) стабилизация и дальнейшее сокращение числен­ности и доли молодого поколения в составе населения, прежде всего среди занятого. Учитывая, что в наше время молодежь является практически единственным источником пополнения рабочей силы, можно сделать вывод о возрастании цены успеха адаптации, а также необходимости ее эффективного регулирования.

Воздействие указанных и других факторов на протекание произ­водственной адаптации осуществляется через их взаимосвязи и взаи­мопереходы, столкновения и переплетение диалектически противоре­чивых механизмов и движущих сил. Социальные противоречия разви­тия общества преломляются в противоречивом характере жизнедея­тельности молодежи и, прежде всего, в трудовой деятельности. С трудовым становлением, производственной адаптацией связаны такие острые социальные проблемы, как негативные тенденции в форми­ровании социально-профессиональных ориентации молодого поколе­ния; недостаточный уровень профессионально-квалификационного потенциала молодежи и низкая эффективность его использования; необоснованно затягивающаяся материальная зависимость молодых людей от родителей; неудовлетворенность молодежи жилищными ус­ловиями; низкая стабильность молодой семьи; слабое удовлетворение интересов и запросов молодежи в сфере досуга и другие.

Характерно, что в одних случаях эти проблемы сами являются следствием недостаточно успешной производственной адаптации юношей и девушек, в других — входят в число причин, затрудняю­щих саму адаптацию, а нередко связь между этими проблемами но­сит сложный причинно-следственный характер, требующий допол­нительных комплексных исследований.

Исходя из противоречивого характера и многофакторного воз­действия на социальный уровень производственной адаптации, важ-


но, на наш взгляд, применительно к реальному производству, учиты­вать, каким образом противоречия в жизни общества и молодежи преломляются в конкретной трудовой деятельности индивида.

Подытоживая рассмотрение проявления производственной адап­тации на биологическом, психологическом и социальном уровнях, можно дать ей такое определение.

Производственная адаптация — процесс и результат перестройки функционирования организма и поведения, деятельности работника в ответ на новые требования производственной среды, а также изме­нение самой производственной среды в ходе удовлетворения адап­тивной потребности работника в целях обеспечения их взаимной де­ятельности и развития.

Понятно, что приведенное определение не может отразить всю многогранность и полноту проявлений сущности исследуемого про­цесса. Вместе с тем оно очерчивает его основные сущностные харак­теристики, служит основой для анализа структуры производствен­ной адаптации.

При структурировании производственной адаптации, выделении ее основных видов следует исходить из методологической посылки, что привычное употребление категории "производство" в значении материальное производство, то есть как создание средств к жизни, предметных условий ее существования, не должно ограничивать по­нимание производственной адаптации как освоение человеком толь­ко этой стороны производства. Для "производства самого человека" необходимо освоение им всей совокупности основных видов деятель­ности, в процессе которых формируется личность работника. Поэто­му структура производственной адаптации должна включать не только освоение индивидом определенной профессиональной дея­тельности, но и всех сфер его жизнедеятельности, связанных с произ­водством, а также социальных условий существования. Адаптацион­ные связи и отношения проявляются в нескольких сферах: профес­сиональной, организационной, материально-бытовой, социально-психологической и сфере досуга. Такое выделение способно, по мнению авторов, отражать специфику процесса адаптации в каждой из сфер, дает представление об основных моментах его протекания, а также обусловленности общего успеха адаптации эффективным ее прохождением в каждой из сфер.

Определяющее положение в выделенной структуре занимает про­фессиональная адаптация — освоение работником характерных осо-


бенностей и условий труда по специальности. Она выражается в: дальнейшем овладении избранной профессией, трудовыми навыка­ми; формировании некоторых профессиональных качеств личности, необходимых для успешного овладения специальностью в зависимо­сти от характера задач, решаемых подразделениями, службами пред­приятия; закреплении положительных установок к функциям выб­ранной специальности.

Значительное место среди других видов занимает организацион­ная адаптация. Через нее происходит включение работника в орга­низацию общественного труда на предприятии.

Организационная адаптация предполагает установление взаимных связей новичка в организационной сфере предприятия, то есть связей по поводу режима труда и отдыха, соблюдения трудового распорядка и трудового ритма предприятия, требований коллективной организа­ции труда и трудовой дисциплины. Организационная адаптация воз­никает как момент реализации ориентировочной потребности работ­ника в совокупности с потребностью его самореализации в организа­ционной сфере предприятия, что подтверждает существование сход­ства механизмов организационной и профессиональной адаптации.

Исследования авторов свидетельствуют о весьма сильном влиянии организационной адаптации на ход всей производственной адапта­ции. Неудачное ее протекание может затормозить и даже прервать адаптацию в целом, хотя в профессиональной сфере она проходит ус­пешно. С другой стороны, эффективное освоение организационной сферы нередко помогает преодолеть затруднения в других сферах.

Сравнительные исследования показывают, что профессиональ­ная и организационная адаптация играют особую роль в трудовом становлении молодого рабочего. Объединяя в себе содержательную и организационную стороны трудовой деятельности, без которых производственная адаптация утрачивает смысл, они как бы образу­ют ядро, основу всей производственной адаптации, накладывают глубокий отпечаток на протекание остальных ее видов.

В то же время отмечается, что влияние это не односторонне. Каж­дый вид адаптации испытывает воздействие и сам влияет на осталь­ные виды. Это в полной мере распространяется на следующий вид производственной адаптации — материально-бытовую.

Влияние материально-бытовой адаптации проистекает из ее со­держания: являясь элементом социальной сферы, материально-быто­вые условия производства играют роль важнейшей предпосылки ус-


пешнои жизнедеятельности и развития личности не только в произ­водственной, профессиональной сферах, но и во всей совокупности ее общественной жизни.

Главными структурными элементами этого вида адаптации высту­пают жилье и зарплата. Нередко они являются необходимыми условия­ми успешной адаптации в других сферах, в том числе и в сфере досуга.

Казалось бы, сфера досуга не входит непосредственно в производ­ство. Некоторые авторы [1; 13] относят этот вид к непроизводствен­ной адаптации, оставляя ее тем не менее в структуре адаптации к пред­приятию. Как видим, здесь подтверждается влияние адаптации в сфере досуга (связанной с предприятием, его базами отдыха и культурными заведениями) на общий результат производственной адаптации.

Содержанием адаптации в сфере досуга выступает освоение ра­ботниками видов деятельности, находящихся за временными рамка­ми рабочего времени и направленных на отдых, спорт, творчество, общественную деятельность, то есть на духовное и физическое разви­тие человека.

Переходя к рассмотрению социально-психологического вида произ­водственной адаптации, определим ее как процесс взаимного обмена информацией о своих социально-психологических характеристиках между трудовым коллективом и индивидом, а также установление на этой основе контактов и взаимоотношений, обеспечивающих возмож­ность эффективного совместного труда и неформального общения.

Сущность и механизмы социально-психологической адаптации будут раскрыты в следующем разделе.

3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ

Для понимания психологических аспектов производственной адаптации важно представить себе психологические механизмы адаптации в таком сложном биопсихологическом явлении, как адап­тация человека.

Интерес к разработке проблем адаптации в психологии актуали­зировался к середине XX столетия. Общим для большинства запад­ных и отечественных психологических школ был взгляд на мотив адаптивной деятельности индивида как на величину, возникающую и развивающуюся по единственной причине: из-за нарушения гомео-статического равновесия между организмом и средой и стремления


его восстановить. Таким образом, испытываемая организмом по­требность в восстановлении равновесия со средой рассматривалась как главный двигатель адаптивного поведения.

Подобный взгляд долгие годы господствовал в представлениях западных и отечественных психологов об адаптации. Однако такой взгляд на сущность психологической адаптации, предполагающей в качестве доминанты адаптационного поведения человека мотив дос­тижения равновесия с окружающей средой в ответ на внешние возму­щения, сужает понимание роли психологической адаптации до обес­печения целостности биологической системы, организма человека вопреки разрушающим воздействиям среды. То есть, роль психоло­гической адаптации сводится к обеспечению успешного протекания биологической адаптации.

Конечно, нельзя недооценивать значимость результатов обеспече­ния биологической адаптации человека, целью которой является сохра­нение его жизни, а следовательно, и возможности его жизнедеятельнос­ти (в том числе и адаптационной: психологической и социальной). Од­нако недопустимо и сведение всей многогранной и многоуровневой адаптации человека к сохранению его как биологического вида.

Предпосылки для дальнейшего развития концепции психологичес­кой адаптации были созданы развитием передовой биологической мысли в направлении преодоления взгляда на организм как на систе­му, вся деятельность которой была подчинена задаче поддержать свое равновесное состояние в ответ на возмущающее воздействие среды. Кроме того, в обществе нарастала потребность в исследовании движущих сил творческой деятельности человека, ее мотивации.

Рассматривая психологическую адаптацию как особый вид пси­хической деятельности человека в ответ на изменения внешней сре­ды, важно, прежде всего, выяснить, почему и в результате проявле­ния каких потребностей активизируется в этом случае психика чело­века, на что эта активность направлена, какие причины определяют именно адаптивную активность психики1} Ответить на эти вопро­сы — значит исследовать мотивацию адаптивного поведения челове­ка, которое, как и любой другой вид поведения, должно быть моти­вировано, иначе оно никогда не свершится.

Вместе с тем мотив как побуждение к определенному образу действия сам по себе не является причиной целенаправленного действия. По­средством его в психике человека отражаются потребности, вызван­ные объективными явлениями внутреннего или внешнего свойства.


Таким образом, путь для определения сущности психологической адаптации лежит через изучение потребностей, которые эту адапта­цию вызывают.

Одна из детерминирующих психологическую адаптацию потреб­ностей, как уже упоминалось, носит гомеостатический характер, и ее влияние ограничено. Нацелены такие потребности, главным обра­зом, на психическое подкрепление биологической адаптации. На­правленность же их на среду носит, безусловно, рефлекторный, изна­чально присущий организму и заложенный в его конструкцию в про­цессе естественного отбора характер. Поэтому при достаточно зна­чительных новых изменениях внешней среды действие этих приспособительных механизмов малоэффективно. Более того, при резком отличии ранее неизвестных изменений внешней среды, выхо­дящих за пределы "наследственной программы" человека, мотива­ции приспособительного механизма не произойдет.

В силу этого мотивированная под воздействием гомеостатичес-кой потребности деятельность носит приспособительный характер.

Среди потребностей негомеостатического характера непосред­ственно связаны с психологической адаптацией так называемые ори­ентировочные потребности [13].

Само название этих потребностей весьма точно отражает их роль в процессе саморегулирования поведения. Основываясь на ранее ус­военной информации от различного рода раздражителей, адекватно реагируя на величину сигнальных значений, живые организмы на воз­действие ориентировочных потребностей, возникших в результате появления новизны в окружающей (или внутренней) среде, отвеча­ют мотивацией адаптивного поведения. Тем самым ориентировочные потребности позволяют всем живым организмам выбирать такие формы поведения, которые дают возможность достичь полезной цели и избежать вредных последствий. Применительно к адаптации организма в ответ на воздействие окружающей среды ориентировоч­ные потребности не только приводят в действие процесс адаптивной деятельности организма, но и помогают выбрать тактику адаптив­ного поведения. Учитывая, что по такому же принципу регулирует свои отношения с физической средой и человек, отметим, что благо­даря развитому интеллекту мотивация адаптивного поведения у че­ловека носит осознанный характер. Реализуя заложенные в нем воз­можности познания, предвидения, планирования и организации сво­его поведения, человек обеспечивает значительную независимость от


окружающей среды, придает своей приспособительной деятельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как собственное поведение, так и окружающую среду. Следовательно, адаптация че­ловека, мотивированная ориентировочными потребностями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ори­ентированности человека, вызванной появлением новизны в окру­жающей среде.

Исследования показывают, что ориентировочные потребности имеют свою структуру, включающую познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте, а также потребность смыс­ла жизни [2, с. 157]. Каждая из составляющих ориентировочных по­требностей обусловливает соответствующие им виды адаптивного поведения человека.

Так, под воздействием познавательной потребности мотивирует­ся стремление к познанию непонятных для индивида явлений. По­требности в эмоциональном контакте соответствует регулирование поведения человека в зависимости от эмоциональных отношений других людей. А в ответ на потребность смысла жизни формируется стремление соотносить ценность собственной личности с различны­ми уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей.

Таким образом, реализация ориентировочных потребностей мо­тивирует такое поведение человека, которое направлено на исследо­вание и анализ складывающейся новой ситуации среды не только с учетом предметных соотношений, но и опираясь на эмоциональные оценки людей, а также с помощью абстрактных понятий, соотнесе­ния с совокупностью общественных ценностей. В итоге возникает возможность не только констатировать события, но и предвидеть, планировать их. Завершающим этапом и результатом мотивации адаптивного поведения является формирование цели деятельности, а также программы, включающей в себя средства реализации цели.

Проведенный анализ сущности психологической адаптации чело­века подводит нас к следующему пониманию этого явления. Касаю­щиеся конкретного человека изменения в окружающей природной или социальной среде создают тем самым элемент новизны ситуа­ции, являющейся источником возникновения у индивида ориентиро­вочных потребностей. Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения (назовем его адаптивным) человека, направ­ленного на удовлетворение ориентировочных потребностей. Форми­руется в сознании цель и программа этого поведения. Целью поведе-


ния предстает достижение адекватной оценки изменении среды и но­вой ситуации в целом, определение значимости этих изменений для себя и для успешного взаимодействия со средой, а также определение необходим

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...