Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 2. Книга как социокультурный феномен : история и современность. - 4 ч.

Семинары по курсу

Социологи культуры

 

Тема № 1. Социология науки – 4 ч.

  1. Наука как форма культуры. Понятие, содержание инфраструктуры.
  2. Классификация наук. Уровни научного знания. Тенденции современного развития науки.
  3. Динамика функций науки.
  4. Наука и мораль. Социальная ответственность ученого.
  5. Наука и религия. Проблема взаимоотношений.
  6. Вклад России в мировое научное развитие в истории и на современном этапе.
  7. «Утечка умов» как социальный феномен. Проявление, причины, последствия.
  8. Научный работник как субъект научной деятельности. Типология, соц. Портрет ученого. Ученый как призвание.
  9. Условия труда ученого и проблема мотивации научной деятельности.
  10. Понятие и социальные функции научного сообщества. Классификация научных сообществ, проблема оснований.
  11. Проблема индивидуального и коллективного в научной деятельности. Авторство в науке. Интеллектуальная собственность.

12. Научные организации. Динамика численности, специфика деятельности, классификация, роль в развитии науки.

13. Научный городок как способ организации научной деятельности.

14. Современные методы оценки эффективности научной деятельности и продукции. Современное управление научным процессом.

15. Специфика распространения научных знаний через СМК

 

 

Подберите, приведите и прокомментируйте примеры, показывающие:

1. Как наука влияет на изменение вашей жизни.

2. Как в средствах массовой культуры поднимается проблема научной деятельности (например, фильм «Игры разума» и т.п.)

3. Удачные, на ваш взгляд, и не удачные примеры популяризации науки.

 

Вопросы для дискуссии.

1. Определите сущность понятий «научная проблема», «научный факт», «научная парадигма», «научный закон» «научная закономерность», «научное открытие»

2. В чем разница предметов изучения философии науки, социологии науки, истории науки?

3. Как в генезисе научных парадигм отражается эволюция общественного сознания?

4. В чем специфика научной деятельности в социально-гуманитарной сфере?

5. Носит ли наука политический характер?

6. Определите, в чем разница понятий «научный работник», «ученый», «изобретатель», «работник умственного труда», «исследователь».

7. Каким образом, какими путями человек приходит в мир науки?

8. Можно ли назвать краеведение научной деятельностью?

9. Какие научные организации в г. Череповце Вам известны?

10. Приведите примеры взаимодействия научных сообществ и государства.

11. В чем сущность государственного проекта «нанатехнологии»? Каково его социальное значение?

12. Как можно управлять процессом научных открытий?

13. По каким критериям определяется в общественном мнении «полезность» научной деятельности?

14. Как определяется механизм и размеры финансирование науки в РФ?

15. Какими методами, способами, управленческими решениями можно поднять престиж научной деятельности и статус ученого?

 

Литература.

  1. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М. 2009. стр. 57-72, 110- 118
  2. Бабосов Е.М. Социология науки. М., 2008.
  3. Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М., ЦСП. 2006. 456 стр.
  4. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система. //ОНиС 2003. № 4.
  5. Вебер М. Наука как призвание и профессия.
  6. Н. А. Ащеулова, С. А. Кугель. Ученый: его место и позиции в обществе. Социс., 2007. № 6. С. 137
  7. Несветайлов Г.А. Научные кадры: возраст и творчество.// Социс., 1998. № 9.
  8. Ащеулова Н.А. и др. В центре внимания ученых – ученые.// Социс. 2010. № 5.
  9. Осипова Н.Г. Идеальный тип социолога-профессионала. //Вестник МГУ, серия 18. 2006. № 2.
  10. Алешин В.И. Взаимоотношения государственных органов власти и науки в современной России.// Социология власти. 2008. № 3.
  11. Бабкин В. Наука для жизни или жизнь для науки? //Свободная мысль. 2003. № 3
  12. Безмолитвенный А.С. Вопросы интеллектульной собственности в академической среде.// Социология власти. 2010.№ 1.
  13. Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспективы.// Социс. 2000. №3.
  14. Водопьянова Е. Наши за границей: повседневная жизнь ученых СНГ.// Свободная мысль 2008.№ 3.
  15. Водопьянова Е. Судьбы российской науки.// Свободная мысль. 2005. № 1.
  16. Грудзинский А.О. и др. Европейский трансфер технологий: кооперация без "утечки мозгов".// Социс 2004. № 11.
  17. Девятова С.В., Купцов В.И. Феномен науки.// СГЗ. 2008. № 6.; 2009 № 1, 2
  18. Ерохина К.С. Социальная мобильность ученых и проблемы ее государственного регулирования. //Социс. 2008 №9.
  19. Зубова Л., Антропова О. Финансовое положение научных организаций в условиях реформирования гос.сектора исследований и разработок.// Вестник общественного мнения. 2006. № 5.
  20. Иванова М.Г. Роль государства в формировании системы интеллектуальной собственности в России в современных условиях.//Социология власти. 2008 №6.
  21. Кара-Мурза С.Г. Социальные функции науки в условиях кризиса. //СГЗ. 2003. №4.
  22. Клейнер Г Россия: судьба науки и наука как судьба.// Власть. 2008. №4.
  23. Лаппо Г.М., Полян П.М Наукограды России: вчерашние запретные и полузапретные города-сегодняшние точки роста. //Мир России.2008 № 1
  24. Лапшинова К.В. Наукограды как научно-технический и интеллектуальный потенциал России.// Социальная политика и социология. 2008 № 2.
  25. Леденева Л. Кадровый потенциал российской науки.//Свободная мысль. 2004. №10
  26. Наумова Т.В. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? //Социс. 2008. № 9.
  27. Наумова Т.В. Научная эмиграция из России.// Свободная мысль. 2004. № 3
  28. Оноприенко В.И. Поколения в науке: взгляд социолога. //Социс. 2007. № 4
  29. Попова И.П. Профессиональный статус научных работников-вариации поведения.// Социс. 2001. № 12
  30. Харламов Н.А. Почему нас мало публикуют за рубежом?// Социс. 2010. №4
  31. Ушкалов И.Г. "Утечка умов" как глобальный феномен и его особенности в России. //Социс. 2000. № 3
  32. Черкашин М.Д. Ценностные и этические основания науки.// Социальная политика и социология. 2009 № 3
  33. Богданова И.Ф Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра.//Социс. 2004. № 1

Темы для докладов, рефератов

  1. Судьба научного открытия (на примере социального факта)
  2. Влияние социокультурного окружение на формирование ученого.
  3. Социальный портрет современного ученого в России.
  4. Социология науки как отраслевая социология.

 

 

Тема № 2. Книга как социокультурный феномен: история и современность. - 4 ч.

1. Книга как форма культуры. Изменение функций книги.

2. Литература как социальный институт.

3. Книга как инструмент социализации.

4 Формы (виды) книги. История и современность.Феномен электронной книги. Аудиокнига

5. Библиотека. История и современное состояние.

6.Социальный портрет современного библиотекаря.

7. Читательские потребности современного общества. Маркетинг книжного рынка.

8. Культура чтения современного общества. Человек читающий.

9. Современные читательские практики и социальные проекты

- книжные ярмарки, их сущность, функции, история проведения,

- читательские сообщества, их история и современное состояние

- букинистическая продажа.

- домашняя библиотека.

10. Книжные рекорды в «Книге Гиннеса»

 

 

Работа по группам. Основная задача - определить сущность книжного жанра, его социальные функции, социокультурные различия внутри жанра, специфику производства и потребления.

  1. Детектив.
  2. Дамский роман.
  3. Исторический роман.
  4. Поэзия
  5. Фентези
  6. Словарь
  7. Классика
  8. Мемуары

 

Вопросы для дискуссии.

  1. Можно ли назвать Россию «читающей страной»?
  2. По каким критериям определяется, является ли книга «бестселлером»?
  3. Как различаются читательские предпочтения по социально демографическим показателям?
  4. Какие современные ритуалы, традиции с использованием книги Вам известны?
  5. Является ли в современном обществе книга – лучшим подарком?
  6. Какие правила библиотеки ЧГУ Вас не устраивают и почему?
  7. Какой смысл вкладывается в понятие «настольная книга»?
  8. Есть ли в обществе мода на книгу? На определенного автора?
  9. Должен ли писатель творить, писать в угоду читателю?
  10. Определите содержание социальной роли читателя, писателя, издателя, продавца книг.
  11. Что для Вас «хорошая книга»? По каким критериям Вы это определяете?
  12. Может ли книга «испортить жизнь» человека, общества?
  13. Верно ли сегодня расхожее утверждение, что «Поэт в России больше чем поэт»?
  14. Выскажите свои аргументы в защиту популяризации и облегчения литературной классики (сериалы, укороченные тезисные издания и т.п.).
  15. Исчезнет ли традиционная книга в развитом информационном обществе?

 

Темы рефератов, докладов

  1. Книга, которая изменила мир.
  2. Книга как семейная реликвия.
  3. Социальный портрет современного читателя литературы.
  4. Книжный маркетинг. Социологический анализ.
  5. Потребность в чтении как социальная потребность человека.
  6. Литературная критика как социокультурное явление.

 

Литература.

  1. Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.
  2. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М. 2009. стр. 130-151, 165-172.
  3. Е. А. Потанина. Кто работает в библиотеке? //Социс., 2007. № 3. С. 107
  4. Худавердян В.Ц. Социология чтения национальной книги. //Социс., 1998. № 7.
  5. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты;.// Социс., 1998. № 6.
  6. Волынская Л.Б Об адаптации и жизненных ориентаций работников московских библиотек.// Социс. 2009. № 1
  7. Дубин Б., Зоркая Н. Чтение и общество в России 2000-х гг //Вестник ОМ. 2008. № 6.
  8. Ланкин В.Г., Григорьева О.А Книга как зеркало сознания.//СГЗ. 2008. № 2.
  9. Стефановская Н.А. Читатели о чтении - мир субъективных представлений.// Социс. 2009. № 1
  10. Стефановская Н.А. Приоритеты развития муниципальных библиотек в современных условиях.// Социология власти. 2008. № 4
  11. Бутенко И.А Подростки: чтение и использование компьютера.// Социс. 2001 № 12. Стр. 84-92.
  12. Мюллер-Йенч В. Элитарность и публичность: о стратегиях в литературном поле. //Реферативный журнал: серия 15. 2009.№ 4. стр. 78.
  13. Стельмах. В. Кому нужны библиотеки в современной России?.//Вестник общественного мнения. 2005.№ 5. стр. 30-39.
  14. Трахименок С. Литература и социальное регулирование. //Свободная мысль 2008.№ 6. Стр. 165-170
  15. Шеметова Е.П. Книгоиздание в контексте теории социокультурных взаимодействий.// Вестник МГУ, серия 18. 2008.№ 2. стр. 84.
  16. Дубин Б., Зоркая Н. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение //Вестник общественного мнения. 2005.№ 5. стр. 39-58.
  17. Ланкин В.Г., Григорьева О.А. Книга как информационно-технологическая основа культуры. //Социс. 2009.№ 7. Стр. 78.
  18. Маликова Н. Н. Кинопредпочтения жителей российской провинции.//Социология. Журнал РоСА/ 2006. № 2. Стр. 58.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...