Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цели, задачи, принципы, направления государственной семейной политики.

Основной объектгосударственной семейной политики - семья, предмет - совокупность специфических проблем семьи.

Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально - экономического положения в стране.

Стратегической и долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочнении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей.

Цельгосударственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Главными целямисемейной политики в современной России являются:

1. Обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни каждой семьи;

2. Создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщины-матери в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества;

3. Обеспечение прав детей на полноценное всестороннее развитие (физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное).

Мировым сообществом сформулированы приоритетные для всех государств задачисемейной политики:

1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.

2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.

3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией.

4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количеством.

5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Государственная семейная политика РФ строится на следующих принципах:

1. Принцип автономности и суверенности семьи. Семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами.

2. Принцип свободы выбора. Семья имеет право выбора любого типа семейного поведения, стиля и образа жизни.

3. Принцип общественного договора. Это договорная регламентация взаимоотношений семьи как социального института и государства. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Поэтому государство должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья качественно выполнять свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики. Цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей может достигаться путем внедрения региональных программ семейной политики.

5. Принцип социального участия. Граждане должны быть включены в процессы выработки и реализации социально значимых решений в области семейной политики.

6. Принцип реалистичности и эффективности семейной политики. Из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений, выбираются те, на которые можно повлиять хотя бы в отдаленной перспективе (например, улучшение материальных условий жизни семьи путем введения льгот, пособий, выплат и т.д.).

7. Принцип дифференциации подхода к различным типам семей. В зависимости от типа семьи необходимо выбирать наиболее эффективные модели социальной работы с семьей.

8. Принцип активизации потенциала семьи. Семья должна сама решать свои проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки.

Основными направлениями семейной политики являются:

1. улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

2. обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

3. оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

4. обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

5. защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

6. усиленное внимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;

7. всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планирование семьи;

8. профилактика семейного неблагополучия и другие.

 

5. Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные понятия, принципы, цели, задачи и приоритеты.

Государственная молодежная семейная политика сложилась как одно из направлений семейной и молодежной политики. Вместе с тем, семейная политика реализуется, в первую очередь, через систему социального обеспечения, ориентированную на помощь социально незащищенным слоям населения. Поэтому государственная молодежная семейная политика изначально формировалась как меры помощи социально незащищенным категориям, а не благополучным молодым семьям.

Отсутствие сбалансированной государственной политики в отношении молодой семьи приводило к разрозненным действиям социальных служб, низкой эффективности деятельности центров и социальных программ по поддержке молодой семьи.

Основы государственной семейной молодежной политики были заложены в начале 90-х годов XX века.

Примером этому может служить Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Данный документ дал определение понятия «молодая семья», а также определял поддержку данных семей со стороны государства в качестве одного из приоритетных направлений молодежной политики. Именно здесь появляется целый раздел - «Государственная поддержка молодой семьи», говорится о поддержке предпринимательской активности молодых семей.

С 2006 года начата работа по комплексному формированию государственной молодежной семейной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», одним из её направлений стал проект «Молодая семья России». Основными целями проекта «Молодая семья России» являются: укрепление института молодой семьи; увеличение количества благополучных семей в России; пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи; содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям.

В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

Указом Президента РФ № 1351 от 09.10.2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.В соответствии с ней «решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет: реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

8 мая 2007 года Министром образования и науки РФ утверждена «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи».В ней в частности заявлено, что «выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации».

Указом Президента РФ № 761 от 14.06.2007 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи» 2008 год был объявлен Годом семьи в Российской Федерации.

Приоритетным направлением реализации государственной молодежной семейной политики вплоть до последнего времени являлось обеспечение молодых семей жильем посредством внедрения льготных программ ипотечного кредитования.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» предусмотрело предоставление «за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям на строительство и приобретение жилья в порядке, установленном Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937, имея в виду, что указанные субсидии предоставляются одному из супругов в возрасте не старше 30 лет». При этом органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано «предусматривать при формировании бюджетов субъектов РФ средства для предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий».

Следующим этапом стала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»,вошедшая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Декларировалось, что «поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России». Основная задача – обеспечение предоставления молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» (до 2008 года – до 30 лет), либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С 2005 года начато её внедрение в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ № 2975 от 10 июля 2003г. «О правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка»: размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, принятой в субъекте РФ, но не более 18 кв. метров общей площади строящегося или приобретенного жилья, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов РФ (для населенных пунктов на подведомственной территории), которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте РФ, определяемую в установленном порядке Госстроем России. Субсидия предоставляется молодой семье при рождении каждого ребенка единоразово.

В связи с тем, что субсидии молодым семьям на часть стоимости приобретенного или построенного жилья до 2008 года не входили в перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, денежные средства в виде субсидии, полученные членами таких семей, подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном статьей 226 Налогового кодекса РФ. Федеральным законом № 216-ФЗ от 24.07.2007 внесены изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ, в частности: статья 217 НК РФ дополнена пунктом 36, согласно которому освобождаются от налогообложения суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008 года.

В рамках утвержденной в 2002 году ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» её участником стала «семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении».

В 2008 году включены дополнительные мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. № 994 в «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления заключает с членом молодой семьи или молодым специалистом (получателем средств государственной поддержки) и работодателем трехсторонний договор об обеспечении жильем с учетом выделенных на эти цели средств государственной поддержки. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство получателя средств работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; право органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке предоставленные средства в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока.

Государственная поддержка молодой семьи вплоть до середины 2000-х годов не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики. Значительный скачок в развитии государственной молодежной семейной политики произошел в ходе реализации приоритетных национальных проектов. В рамках изменений в демографической политике государства, которые были инициированы Президентом РФ, разработаны и реализуются некоторые концептуальные нормативные правовые акты:

1. Принят Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым введен материнский (семейный) капитал при рождении второго и последующих детей в размере 250 тыс. рублей (с ежегодной индексацией), что должно обеспечивать возможность получения услуг в сфере образования, пенсионного обеспечения, а также приобретения жилья;

2. Внесены изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которыми введены компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка дошкольного возраста;

3. С 2006 года в соответствие с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» реализуется программа оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и (или) родов посредством родовых сертификатов; при этом с 2007 года введен третий талон родового сертификата – диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни в детских поликлиниках;

4. Ежегодно индексируются пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие женщин, ставших на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; пособие женщинам, чьи мужья проходят службу в Вооруженных силах РФ.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.