Практическое упражнение «Групповое поведение»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Цель. Проверить свои знания о групповом поведении в организации. Задание. Проанализируйте предложенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны. 1. Группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели. 2. Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Именно роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и преданности ей. 3. Ролевой состав группы должен отражать специфику задания. 4. Эффективность работы группы зависит от баланса ролей. 5. В группе снижается уровень мотивации высококвалифицированных сотрудников. 6. Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие. 7. Сильная преданность группе ее членов способствует высокой производительности труда. 8. Чтобы стать неформальным лидером группы, человек должен уметь помочь ей в достижении целей. 9. Член группы может выполнять в ней только одну неформальную роль. 10. Если у группы несколько целей, то лидерство может переходить от одного ее члена к другому в зависимости от приоритетности решаемых задач. 11. Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаимодействия членов группы друг с другом. 12. Если в группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает. 13. Чем больше разница в возрасте, тем ниже групповая сплоченность. 14. Групповая поляризация может привести к конфликтам в группе. 15. Групповая производительность не зависит от преданности группе ее членов. 16. Стремление членов группы быть «командными игроками» может привести к групповому единомыслию. 17. Руководитель не должен учитывать в своей работе существование неформальных групп. 18. Для повышения эффективности работы руководитель должен пресекать все попытки формирования неформальных групп в трудовом коллективе.
19. Чтобы избежать группового единомыслия, руководитель должен поощрять групповые дискуссии и даже конфликты в процессе принятия решений в группе. 20. Групповое сотрудничество эффективно и с точки зрения производительности, и с точки зрения удовлетворенности членов группы. 21. Эффективность групповой работы не зависит от сплоченности группы. 22. Эффективность работы группы – важная составляющая эффективности работы организации в целом.
Тест для закрепления знаний и развития логического мышления
Вопрос 1. Группы можно классифицировать по целям их создания. Так, группа, формируемая для оперативного достижения целей, носит назва‑ ние целевой или проектной, а группа, созданная для долговременного выполнения определенной функции, называется: 1) социально‑экономической группой; 2) группой по интересам; 3) функциональной группой; 4) производственной группой; 5) постоянной группой. Вопрос 2. В каждой организации всегда имеются следующие группы: 1) целевые; 2) формальные; 3) неформальные; 4) управленческие; 5) условные. Вопрос 3. Ясность целей и согласие с ними членов группы предопределяют успешное их достижение. Для того чтобы достичь целей, руководитель должен: 1) единолично ставить цели перед группой в целом и каждым ее членом в отдельности; 2) делегировать полномочия по определению целей одному‑двум своим подчиненным; 3) не принимать во внимание никаких советов и предложений со стороны членов группы; 4) привлекать к процессу постановки целей всех членов группы; 5) проводить обсуждение целей только после того, как они поставлены перед членами группы. Вопрос 4. Люди образуют группы в силу следующих причин: 1) возможности удовлетворять потребности в общении;
2) пространственной близости; 3) общности установок и ценностей; 4) привлекательности целей группы; 5) эмоциональной близости и разделяемых чувств. Вопрос 5. Этапами развития группы являются: 1) планирование; 2) организация; 3) нормирование; 4) расформирование; 5) бурление. Вопрос 6. Основными характеристиками группы, зависящими от типа взаимоотношений и взаимодействий ее членов, являются: 1) групповая сплоченность; 2) размер группы; 3) групповой процесс; 4) роли членов группы; 5) лидерство. Вопрос 7. Условиями функционирования группы определяются следующие ее характеристики: 1) система вознаграждений; 2) структура группы; 3) задачи, решаемые группой; 4) групповые нормы; 5) пространственное расположение членов группы. Вопрос 8. Американский исследователь М. Бе лбин выделяет следующие неформальные роли, которые могут играть члены группы: 1) плановик; 2) организатор; 3) нормировщик; 4) разведчик ресурсов; 5) математик. Вопрос 9. Нормы предписывают, как и что необходимо делать группе в целом и каждому из ее членов в отдельности. Они могут быть писаными и неписаными. Групповые нормы определяют: 1) задачи, решаемые группой; 2) структуру группы; 3) статус членов группы; 4) поведение членов группы; 5) роли членов группы. Вопрос 10. Оптимальный размер группы составляет: 1) 3–4 человека; 2) 5–7 человек; 3) 15–20 человек; 4) не более 3 человек; 5) более 20 человек. Вопрос 11. Если задачи, стоящие перед группой, достаточно просты и не связаны между собой, то: 1) сплоченность членов группы невысока; 2) требуется, чтобы члены группы сотрудничали друг с другом; 3) каждый член группы будет стремиться к соперничеству; 4) можно легко оценить индивидуальные результаты труда каждого члена группы; 5) это не способствует укреплению дружеских чувств между членами группы. Вопрос 12. Ирвинг Д жени с выделял следующие основные симптомы группового единомыслия: 1) иллюзия неуязвимости; 2) групповая поляризация; 3) рационализация; 4) социальная праздность; 5) самоцензура; 6) фильтрация мнений. Вопрос 13. Типами формальных групп являются: 1) рабочие группы; 2) самоуправляемые команды; 3) команды менеджеров; 4) дружеские группы; 5) комитеты.
Вопрос 14. Проблемы формирования и функционирования неформальных групп исследовал: 1) Ирвинг Дженис; 2) Джордж Хоманс; 3) Фредерик Уинслоу Тейлор; 4) Мередит Белбин; 5) Анри Файоль; 6) Элтон Мэйо. Вопрос 15. Дж. Катценбах и Д. Смит в своей модели развития команды выделяют следующие типы команд? 1) псевдокоманда; 2) потенциальная команда; 3) формальная команда; 4) самоуправляемая команда; 5) высокоэффективная команда. Вопрос 16. Формами взаимодействия человека и группы являются: 1) кооперация; 2) интеграция; 3) слияние; 4) конфликт; 5) сплочение; 6) конкуренция. Вопрос 17. Из приведенных ниже утверждений правильным является: 1) все группы создаются для выполнения определенной функции; 2) во всех формальных группах все решения принимает руководитель, являющийся формальным лидером; 3) некоторые группы создаются преимущественно для решения определенных проблем; 4) все группы характеризуются высоким уровнем сплоченности; 5) все группы самостоятельно выполняют управленческие функции. Вопрос 18. Эффективность групповой работы зависит от: 1) условий деятельности организации; 2) характеристик группы и стадии ее развития; 3) поддерживающего окружения; 4) характеристик членов группы; 5) целей и задач, стоящих перед группой. Вопрос 19. Среди приведенных ниже утверждений правильными являются: 1) чем больше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности; 2) если размер группы составляет 5‑10 человек, то эффективность ее деятельности высока; 3) чем больше размер группы, тем ниже эффективность ее деятельности; 4) если размер группы не превышает 3 человек, то эффективность ее деятельности низка; 5) чем меньше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности. Вопрос 20. Какой из графиков на рис. 4.1 в наибольшей степени отражает зависимость эффективности деятельности группы от ее размера?
Рис. 4.1. Иллюстрация к вопросу 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|