Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по повышению работоспособности, технической подготовленности спасателей при выполнении ПСР и при подготовке к соревнованиям




Для успешного выступления на соревнованиях участники должны обладать рядом качеств, основные из которых: скоростное мышление, реакция, скоростная выносливость, общефизическая, техническая и тактическая подготовленность, морально-психологическая устойчивость.

Скоростное мышление – умение в сжатое время оценить сложившуюся ситуацию, поставленную задачу и принять оптимальное решение. Например, за ограниченное время (порядка 30 с) выполнить следующее задание: определить крутизну склона скального участка, необходимое количество веревок для его преодоления командой, места организации страховки или перечислить возможные места организации навесной переправы на ограниченном участке и дать им оценку. При этом целесообразно учитывать не время ответа каждого, а полноту и четкость ответа в заранее заданное время.

Реакция – быстрое правильное действие при неожиданно меняющейся обстановке. Проверкой могут быть, например, действия страхующего при внезапном срыве идущего (с обязательным обеспечением безопасности).

Скоростная выносливость – способность с предельной скоростью преодолевать значительные по длине участки сложного рельефа, переправ, скальных участков, тяжелой физической работы с АСИ, в завалах, коммуникациях, при ведении подводных работ. При этом фиксируется время прохождения и может оцениваться как групповое, так и индивидуальное выполнение.

Общефизическая подготовленность – способность членов команды выдерживать физические нагрузки на выступлениях и тренировках. Этот параметр в значительной мере поддается совершенствованию при регулярных тренировках.

Техническая подготовленность – умение в кратчайший срок преодолевать сложные участки с применением специального снаряжения (или без его применения при условии обеспечения безопасности), владение различными техническими приемами, владение навыками эффективного использования всех аварийно-спасательных средств.

Проверяется путем пробного прохождения различных этапов. Оценивается по минимальному количеству штрафов.

Тактическая подготовленность – умение выбирать правильную последовательность движения и выполнения приемов, использования снаряжения при прохождении дистанции с целью достижения наилучших результатов. К тактической подготовленности относятся: выбор оптимального пути движения, согласованность действий участников, взаимозаменяемость, правильный подбор и использование снаряжения, правильная оценка различных участков и способов их прохождения, оценка времени на прохождение отдельных участков.

Морально-психологическая устойчивость – способность показывать во время соревнований максимально возможные для себя результаты. Отсутствие эмоциональных срывов, устойчивость к внешним воздействиям, возможность положительно влиять на товарищей по команде.

Есть также ряд общих черт, свойственных спортсменам, желающим добиться хороших результатов. Это в первую очередь настойчивость на тренировках и в достиже­нии высоких спортивных результатов, непримиримость и азарт во время выступлений.

Особые требования возникают во время комплектова­ния команды. В идеале желательно, чтобы все обладали комплексом перечисленных свойств. Но универсалов не бывает, поэтому к участникам и капитану приходится предъявлять дифференцированные требования. Капитан должен быть фактическим лидером, способным разработать тактику, трезво оценить ситуацию и мгновенно принять решение.

Кроме того, рекомендуется иметь в команде узких специалистов в отдельных видах соревнований: ситуационных лидеров по техногенным ЧС, по подводным работам ударную связку для движения по металлоконструкциям по скалам, включающую лидера-скалолаза; специалиста по оборудованию навесной переправы; специалиста по спасательным работам на воде; хорошего ориентировщика; участника, знающего приемы оказания доврачебной помощи и др. Желательно, чтобы капитан (или один из участников) был заводным, умеющим приободрить команду. Нельзя, однако, чтобы вся команда состояла из лидеров, так как при этом будут непрерывно возникать конфликтные ситуации. Лидер должен быть один, максимально два, при условии их психологической совместимости.

Все перечисленные свойства членов команды выявляются во время тренировок и учебных занятий. При этом необходимо учитывать конкретное состояние спортсмена в день выступления.

Команда по сути дела – замкнутая структура, в которой создается свой микроклимат. Значительная роль в этом принадлежит капитану. Капитан может быть авторитарным или демократичным лидером. Желательно, чтобы он в период подготовки к соревнованиям советовался с командой. А во время выступления сам принимал решения.

Если лидер всегда командует, это отучает участников от самостоятельных решений, если же он всегда советуется, получается «базар».

К основным направлениям работ по повышению работоспособности спасателей при проведении ПСР и на соревнованиях можно отнести следующее:

1. Изучение психологических нагрузок и особенностей деятельности в условиях типовых ЧС.

2. Организация и проведение учений и тренировок с имитацией элементов типовых ЧС.

3. Проведение ролевых, деловых, творческих и организационно-деятельных игр по ключевым вопросам выполнения ПСР.

4. Обучение навыкам самоанализа психологических особенностей и самостоятельной работы по их коррекции.

5. Обучение навыкам аутогенной тренировки (психической саморегуляции).

6. Проведение психодиагностического тестирования в целях коррекции подготовки к выполнению ПСР.

7. Обучение спасателей эффективным способам запоминания информации для спасателей.

8. Формирование профессионального мышления посредством решения тестовых задач, связанных с использованием противоречивой, ложной информации, с прогнозированием по неявным признакам.

9. Формирование навыков быстрой оценки обстановки по внешним проявлениям.

10. Проведение идеомоторных тренировок.

11. Проведение тренировок, направленных на выработку антиципации (предвидения).

12. Проведение занятий и тренировок, направленных на развитие выносливости, координации движений, силовых и скоростных качеств.

13. Использование медико-фармакологических средств, при выполнении спасателями ПСР, стимулирующих активную умственную и физическую работу.

14. Проведение сеансов оздоровительного массажа и упражнений по восстановлению работоспособности мышц.

15. Обучение комплексам релаксирующих упражнений.

16. Организация активного отдыха спасателей.

17. Проведение мероприятий первичной профилактики возможных заболеваний, вызываемых влиянием ЧС и условий деятельности.

18. Подготовка спасателей на более высокий класс с использованием специальных тренажеров, автоматизированных обучающих систем, видео компьютерных средств.

19. Установление оптимального порядка чередования смен в течение суток и на все время выполнения ПСР.

20. Формирование у спасателей навыков социальной адаптации к условиям ЧС.

21. Формирование у спасателей навыков межличностного общения, взаимопонимания и быстрого реагирования.

С тактической подготовленностью непосредственно связана профессионально-психологическая подготовка спасателей. В ходе профессиональной подготовки, а также при проведении специальных занятий по профессионально-психоло­гической подготовке важно повышать психологическую устойчивость, вырабатывать способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качества решения служебно-боевых задач; развивать внимательность, бдительность, разумную осторожность, находчивость, быстроту реакции и другие профессионально-психологические качества, умения и навыки.

Успешное решение этих задач дает наибольший эффект, если обучение проводится в условиях, максимально приближенных к действительности. При этом личный состав должен многократно пережить многие из тех интеллектуальных, эмоциональных и волевых трудностей и проблем, с которыми он может встретиться в условиях обстановки, характерной для чрезвычайной ситуации. Всякие условности при этом максимально должны быть исключены из учебы. В ходе организации занятий по психологической подготовке необходимо предусматривать проведение комплексных учений на местности, напоминающей условия, в которых наиболее вероятно предстоит действовать в реальности. В результате проводимой подготовки каждый специалист должен до мелочей знать, что, как, в какой последовательности и почему надо делать при выполнении указанных видов работ, чтобы успешно решить задачу и исключить возможность травматизма.

Для формирования у спасателей психологической подготовленности к действиям в ЧС важное значение имеет создание отчетливого представления картины служебно-боевых действий во всех деталях и воспитание уверенности в используемых технических средствах и средствах зашиты, стоящих на оснащении.

Развитие профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент достигается следующими способами и приемами:

воспроизведением условий неожиданного возникновения сложной обстановки, требующей немедленного реагирования;

введением в упражнения элементов внезапности, новизны;

созданием ситуаций, когда нет времени на тщательную подготовку, но необходимы немедленные действия;

введением на фоне длительно спокойных учебных условий внезапных для обучаемых резких усложнений;

длительным поддержанием темпа действий, близкого к возможному реальному;

требованием к обучаемым действовать в переменном, «рваном», быстро меняющемся темпе.

Для развития находчивости и привычек к новому, неожиданному используются следующие приемы:

постоянное разнообразие условий выполнения профессиональных действий на занятиях;

создание на занятиях обстановки с элементами неясности, новизны, неизвестности, непредвиденности, запутанности, противоречивости;

проведение внезапных тревог и выездов;

смена мест и условий занятий;

создание трудностей, делающих невозможным применение привычных способов решения задач;

постановка необычных задач и их комбинирование;

самостоятельное обучение, без подсказок и предварительная отработка навыков находить правильные решения в совершенно новых обстоятельствах.

Формирование внутренней (психологической) уверенности в технических средствах и надежности ИСЗ достигается:

высоким качеством занятий по изучению техники, средств защиты и хорошим знанием их личным составом;

умелым показом возможностей технических средств и ИСЗ;

систематическими тренировками с использованием технических средств при длительном пребывании в ИСЗ.

Проведение занятий на местности возможно и целесообразно дополнять:

ознакомлением обучаемых с фотографиями различных служебно-боевых ситуаций;

просмотром документальных видео- и кинокадров;

прослушиванием фонограмм с записью звуков, характерных для предстоящих действий;

имитацией элементов реальной обстановки (с помощью муляжей, макетов погибших, неприятных запахов и др.).

В процессе морально-психологической подготовки спасателей целесообразно также изучать и оценивать социально-психологический климат АСФ, включающий в себя общественное мнение, коллективное настроение, сплоченность, характер взаимоотношений, силу и устойчивость служебных традиций, господствующие моральные нормы поведения, уровень зрелости правосознания коллектива, авторитет командиров и начальников, лидеров коллектива и их влияние на других спасателей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соревнования и чемпионаты по многоборью спасателей с одной стороны отражают достигнутый уровень подготовленности спасателей, уровень оснащенности техническими средствами, а с другой стороны – выявляют проблемные вопросы развития спасательного мастерства и ставят конкретные задачи по дальнейшему совершенствованию как самих ПСР; так и соревнований, в полной мере отражающих эти работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...