Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительная к школе группа




(от шести до семи лет)

 

Сюжетно-ролевая игра

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько из­меняется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ро­левого поведения отражает глубину освоения сферы действительнос­ти. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятель­ности. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе ро­ли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли. Большим успехом у детей этого возраста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, летчиков, первопроходцев), фантастические приключения, увлека­тельные истории. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудова­ние и атрибуты. Ребята с жаром определяют долю своего участия в иг­ре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место дей­ствия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненно­го опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкально­го и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специ­альных бесед, тематических вечеров. Приведем пример.

 

Папа Саши – моряк. Он часто рассказывает сыну о труднос­тях морской службы, показывает видеозаписи, в которых можно увидеть его корабль, некоторые моменты рабочего дня моряков (подъем, прием пищи, смена вахтенной команды, уборка палубы), замечательные морские пейзажи, разные го­рода. Саша принес в группу видеоматериалы и фотографии. Дети увидели фотографии моряков – крепких, рослых муж­чин, которые умеют справляться с тяготами морской службы. Воспитатели пригласили в группу папу Саши, механика ма­шинного отделения, который рассказал о своей важной рабо­те, обеспечивающей жизнедеятельность корабля. После зна­комства с жизнью экипажа на корабле дети под руководством Саши затеяли игру. Саша выступал в игре как безусловный лидер, дети прислушивались к его распоряжениям: где распо­ложить капитанскую каюту, как оборудовать машинное отде­ление. При распределении ролей большинство мальчиков за­хотели быть механиками машинного отделения, а девочки были согласны стать матросами, коками и помощниками ка­питана. Таким образом все дети были вовлечены в игру. Саша, лидируя в игре, учил играть других детей; в то же время совершенствовались его игровые умения (организовывать иг­ру, вводить правила, договариваться о распределении ролей, оценивать игровую обстановку, действовать в конкретной во­ображаемой ситуации, корректировать ролевое взаимодейст­вие играющих). После игры воспитатель предложил внима­нию детей репродукции картины И. Айвазовского «Рыбаки на берегу моря» и «Девятый вал». Сравнивая их, дети должны бы­ли не только рассказать об изображенных событиях, но и, оха­рактеризовав общее эмоциональное настроение каждой карти­ны, описать душевное состояние людей, отметив контраст полотен. Еще более сложным было задание рассказать, какие чувства вызывает каждая картина и какими выразительными средствами изображено подобное состояние стихии.

 

Игра и искусство тесно связаны между собой: игра заставляет ре­бенка почувствовать себя в роли другого человека, а искусство помога­ет эмоционально пережить эту роль.

Приведем пример коллективной сюжетно-ролевой игры.

 

Мама Маруси работает в магазине, являясь одновременно его владельцем, директором и продавцом. Маме помогают Мару­ся и ее старший брат. Маруся видит, как привозят товар, про­веряют накладные; помогает маме и брату разгружать товар и устанавливать его в подсобном помещении. Особенно ей нра­вится помогать маме оформлять витрину и прилавок. В сю­жетно-ролевой игре Маруся часто играет с девочками в ма­мин магазин, рассказывает им, как надо расставить товар, чтобы витрина привлекала покупателей. Такая игра дала воспитателю повод провести дидактическую игру «Расставь посуду», в которой дети должны были офор­мить витрину так, чтобы она понравилась покупателям, и объяснить, чем она привлекательна. Дети хорошо справились с заданием, у каждого получилось по-своему красиво, им бы­ло интересно подбирать посуду – чашечки к блюдечкам и т. д., свою витрину они расхваливали, объясняя: «Главное, чтобы она была красивой, чтобы аккуратно все стояло, чтобы цве­точки на чайничке было видно». Маруся рассказала о том, как надо расставлять товар: самые яркие и дорогие сервизы долж­ны находиться на уровне глаз покупателя, чтобы их побыст­рее купили, а на нижних полках можно поставить более деше­вый товар.

Затем воспитатель предложил детям поиграть в магазин. При распределении ролей, к удивлению педагога, роль директора магазина взяла на себя другая девочка, а Маруся захотела при­думать для себя новую роль, но не знала, кем еще можно быть в этой игре. Воспитатель предложил ей роль менеджера торго­вого зала и рассказал о деятельности менеджера. Маруся за­явила: «А-а, я знаю, мама тоже смотрит за залом и предлагает товар. Надо самой больше знать о товаре, чтоб выгодно пред­ложить его покупателям». Дети начали играть, но очень не­многие ребята захотели быть покупателями. Получился мага­зин без покупателей. Тогда воспитатель предложил провести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Игра развер­нулась с новой силой благодаря неожиданному повороту сюжета. Некоторые дети, выступавшие в роли покупателей, намеренно вели себя капризно, чтобы продавцы терпеливо объясняли им, сколько стоит товар и какого он качества. За­тем ребята менялись ролями, продавцы становились покупа­телями.

Игра длилась не один день; по ходу нее появлялись вопросы, требующие немедленного решения (как правильно оформить покупку товара, для чего нужен гарантийный талон, как из ма­газина развозят мебель покупателям на дом и др.). Затем педа­гог организовал поход в мебельный магазин, где дети побеседо­вали с его директором и увидели, как идет работа в магазине.

 

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и прове­дении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значи­тельно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь (например, после изучения смысла и назначе­ния различных профессий, деятельности каких-либо предприятий предложить детям составить рассказ об увиденном, устроить выставку изделий предприятия, на котором они побывали, сопроводив ее рас­сказом экскурсовода – директора данного предприятия).

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.

Необходимо развивать коллективное детское творчество. Этому способствует создание ситуаций, наталкивающих на новую, интерес­ную для игры мысль: внесение воспитателем какого-либо инвентаря, необычного предмета; чтение захватывающей книги. Так рождаются новые замыслы, появляются смелые проекты, фантастические пла­ны, требующие размышления и подготовки. Например, для игр в пу­тешествия необходимо подготовить снаряжение (теплые вещи, посу­ду, туристические палатки и др.), карты для определения маршрута, приборы (компас, барометр). Во время подготовки к игре воспита­тель учит детей работать с картой, ориентироваться по компасу, со­ставлять и обозначать предполагаемый маршрут; проводит дидакти­ческую игру «Собери рюкзак туриста», затем предлагает им объединиться в творческие группы и выполнить аналогичные зада­ния, но сделать это быстрее.

Во время подготовки к игре воспитатель читает детям увлекатель­ные истории про путешествия, научно-популярную литературу про эк­зотические страны. Например, ребята отметили в своих картах посеще­ние разных стран. Поставив перед собой такую цель, они должны узнать как можно больше о населении, растительном и животном мире, климате изучаемой страны; народах, населяющих страну, их языках, обычаях и традициях. Разбившись на группы, дети могут изготовить элементы костюмов, разучить песни и танцы, используя аудиозаписи, и устроить вечер интернациональной дружбы у импровизированного костра. Изучая животный мир, ребята готовят выставку рисунков и вы­лепленных фигурок животных, обитающих в данной стране.

Дети обсуждают игру, и ее развитие во многом зависит от инициа­тивы играющих. Задача педагога – активизировать их творческую мысль, побуждая их по-своему обустраивать игры, применять полу­ченные самостоятельно знания (например, по предложению воспита­теля дети могут посмотреть телепередачу, прочитать с родителями рас­сказ, провести какие-то опыты).

В этом возрасте дети используют предметы-заместители, неоформ­ленные детали, игрушки все более избирательно. Теперь они подбира­ют игровой материал, применяя самодельные игрушки, конструируя целые блоки для создания предметной среды. Конструировать игру­шки специально для конкретной игры дети могут как на занятиях по труду и конструированию, так и непосредственно перед началом игры, когда решают, чем воплотить свой игровой замысел. Воспитатель должен предоставлять им время для таких поделок; можно организо­вать конкурс на лучший проект (летательного аппарата, бензоколонки, трамвайного депо и т. д.).

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников должны наполнять­ся интересным содержанием, отражающим прошлое и современную жизнь, в которой есть место фантазии, выдумке, эстетике. Воспитатель должен тщательно отбирать литературный и жизненный материал в ка­честве примеров, целенаправленно формируя эстетический вкус детей и жизненную позицию. Формируя эстетическое отношение к жизни, не­обходимо чаще использовать в играх красивые вещи, направлять их на изготовление изделий, которые будут радовать глаз своим эстетичным оформлением. Так, изготовив жостовские подносы из папье-маше, дети не только устраивают выставку своей продукции, но и могут рассказать любопытным посетителям (родителям, сотрудникам и воспитанникам детского сада) о том, как создают такие изделия, какие виды художест­венной росписи при этом используют; о русской традиции украшать дом красивыми подносами, используя их как непременный атрибут праздничного домашнего чаепития людей разных сословий. Можно ус­троить в группе чаепитие и пригласить на него родителей.

Готовые изделия дети используют в своих самодеятельных играх, моделируя работу художественной мастерской, зазывая покупателей на ярмарку, устраивая посиделки. В таких сюжетно-ролевых играх им пригодятся знания, полученные как на занятиях, так и вне их.

У детей 6-7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидак­тическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Об­щим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.

В содержании самодеятельной игры отражаются знания и навыки, полученные на основных занятиях: умения по преобразованию пред­метной среды, навыки трудовой деятельности, знания о физических свойствах материалов, музыкально-эстетические навыки, творческие способности. Дети охотно рассказывают, почему им нравятся занятия и вообще жизнь в детском саду: интересные игры и занятия, хорошие вос­питатели, красивый интерьер, вкусная еда, много праздников. В своих сюжетно-ролевых играх они моделируют жизнь детского сада: играют в поваров, нянечек, воспитателей, музыкальных руководителей. Воспи­татель должен отметить, насколько глубоко дети отражают смысл дея­тельности взрослых, какие способы действий воспроизводят в игре, ка­ким образом отражают суть человеческих взаимоотношений.

Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе. Дети с интересом относятся к играм в школу, с удовольствием играют в учите­ля и ученика. Поначалу они имеют смутные представления об учебной деятельности; в начале года они заинтересованы лишь ее внешними при­знаками: в школе нет тихого часа; уроки заканчиваются, и можно идти гу­лять, а не оставаться в школе целый день, как в детском саду; у каждого ученика есть свой собственный портфель; на уроках нужно писать, слу­шать учителя. Постепенно, к концу года, у детей развиваются волевые ка­чества, формируются внутренние устои, способствующие становлению позиции ученика: появляется направленность на учебу, интерес к выпол­нению определенных правил в игре и в любом другом деле; развиваются воображение, внимание, мышление. Знания о школьной жизни отража­ются в сюжетно-ролевых играх детей. Играя с игрушками-учениками в школу, дети ругают их за несоблюдение дисциплины, неаккуратность в письме и в одежде. В играх в школу с ровесниками ребята подмечают не­брежность в выполнении заданий, в ответах; требуют от партнеров по иг­ре соблюдать совместно установленные правила (например, не вставать с места, пока не прозвенел звонок). Накоплению впечатлений о школе как институте знаний, образцов правильного, разумного поведения спо­собствуют беседы, встречи, наблюдения, устроенные в ходе совместной работы детского сада и начальной школы. Полученные сведения обога­щают детское восприятие, мышление и фантазию и помогают ребятам ощутить общую атмосферу школьной жизни.

Мир школы должен быть показан учителем и воспитателем как са­мый светлый, добрый и прекрасный; тогда детям будет не только инте­ресно играть в школу, но у них появится желание учиться в школе. Муд­рый педагог непременно найдет возможность разъяснить ребятам, для чего нужны и как проходят перемены, какие интересные дела ждут их в школе, почему учеба – это длительный процесс, как надо общаться с од­ноклассниками и учителями. Дети подготовительной группы могут играть в школьные уроки, в занятия в детском саду, в воспитателей и учителей, и с каждым разом при условии целенаправленного педагоги­ческого руководства эти игры будут становиться все более содержа­тельными и насыщенными, а их отношения в игре будут основываться на более глубоких чувствах, на единстве интересов.

В подготовительной группе продолжает развиваться режиссерская игра; в ней часто присутствует боевая и приключенческая тематика. Дети тщательно обустраивают режиссерские игры: расширяют прост­ранство для многочисленного войска, выделяя место для флота и аэро­дрома. В коллективных режиссерских играх отмечается разнообразие замыслов, отражается умение самостоятельно поставить игровую за­дачу, найти способ ее решения. Воспитатель должен внимательно на­блюдать за тем, как дети договариваются об игре, распределяют игро­вую территорию, чтобы понять, насколько содержателен их диалог в совместной беседе, выразительна и богата интонационно речь, сопро­вождают ли ее «говорящие» жесты и движения; могут ли они долго взаимодействовать, как находят выход из сложных ситуаций.

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь. Увидев, что дети не находят взаимопонимания, потому что не до кон­ца осознают замысел игры и его дальнейшее воплощение, он может предложить им подумать о последовательности дальнейшего хода иг­ры. Например, во время игры в железнодорожную станцию скопились вагоны на одном участке рельсовых путей. Воспитатель видит, что иг­рающим необходим координатор действий, роль которого никто на себя не взял, и входит в игру в роли начальника товарной станции. Он от­дает распоряжения, которые обязаны выполнять все машинисты элек­тропоездов, и сбой в работе станции быстро устраняется. Затем роль начальника станции берутся исполнять дети. Если игра снова неожи­данно заходит в тупик, то воспитатель, поставив несколько ключевых вопросов («Почему бездействует помощник машиниста? Как выйти из кризиса? Кто главный в данной ситуации и должен отвечать?» и др.), предлагает детям самостоятельно найти выход из создавшегося поло­жения. Таким образом педагог активизирует их мышление, побуждая к творческому решению проблемы.

В играх детей подготовительной группы проявляется склонность к драматизациям, но, несмотря на возрастающее желание играть спек­такль, публично выступать, основные театральные законы все же не со­ответствуют психологии дошкольников: им сложно многократно по­вторять одно и то же действие, долго репетировать, всякий раз искусственно вызывая в себе нужную эмоцию и показывая ее во внеш­нем поведении, доводить приготовленный текст до эстетического со­вершенства, проигрывать спектакль на публике без остановок и запи­нок и т. п. Детям свойственно быть непосредственными, живыми в естественной, привычной обстановке; выражать свои эмоции под влия­нием конкретной ситуации, по поводу какого-либо события, проживая эмоцию «здесь и сейчас». Ролевая игра как свободная самостоятельная деятельность нормализующе воздействует на их эмоциональную сферу. Роль диктует ребенку его новое поведение, то есть соблюдение опреде­ленных правил: если он выступает в роли шута, то должен всех весе­лить и не обижаться на розыгрыши и поддевки, а если он – король, то никто ему не прекословит. Драматизация различных литературных произведений, сюжетов-состояний, ролевых диалогов – это пропуска­ние их через себя, сопоставление с собственным миром чувств и наст­роений и в итоге познание самого себя.

В сознании детей этого возраста драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. Все внешние структурные элементы игры являются общими: воображаемая ситуация, действие, роль, сю­жет; ощущения в роли также похожи: в драматизации ребенок, например, проигрывает состояние Золушки в предвкушении бала, а в сюжетно-ролевой игре, сражаясь с врагом, по-настоящему ощущает гнев, и чувство мести владеет им целиком. В обоих видах игр ребенка интересуют отношения людей. И драматизации, и сюжетно-ролевые игры могут иметь только некоторую канву для развертывания полно­кровного сюжета, действия детей в них могут быть творчески свобод­ными; в них есть большой простор для импровизации. Существует мне­ние, что сюжетно-ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ре­бенка, то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и со­единяется с другими видами игр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...