Гималаи. Жизнь и смерть в одном флаконе

Гималаи – самая высокая в мире горная система. Здесь находятся горы-гиганты нашей планеты. Среди них главная – Эверест. Гора, взойти на которую мечтает каждый альпинист, даже если он не хочет в этом признаваться себе – это так. «Любое восхождение, которое бы не совершалось в мире, это тренировка перед штурмом Эвереста» Не помню, чьи это слова, но это правда. Я много раз откладывал знакомство с Гималаями, чувствовал, что не готов к этой встрече. Но после удачного штурма Мак-Кинли на Аляске в прошлом году, мечта о главной вершине планеты стала двигать меня в направлении Эвереста.

16 мая 2014 г. – Мы третья группа Уральских альпинистов, которые отправляются в Гималаи в этом сезоне. Мы – это я, Колунин Руслан – руководитель, Черепенин Антон и Низамутдинов Ильдар – альпинисты из Карпинска, Сабанова Анастасия из Екатеринбурга, Пушкина Марина из Твери и Татьяна Томас из Дрездена. Я знаком с каждым участником экспедиции и был с ними в горах, с некоторыми и не один раз. Задача нашей экспедиции взойти на Айленд Пик высотой 6160 м. и разведать подходы под Эверест и Ама-даблан, с целью проведения туда экспедиций в ближайшие годы. Перед нами 2 апреля вылетела группа под руководством Юрия Ермачека (Екатеринбург). У них в планах восхождение на Айленд Пик. 12 апреля вылетела группа под руководством Павла Ивановского (Златоуст) с целью подняться на Ама-даблан. Место сбора одно – Катманду – столица Непала, откуда берут начало большинство экспедиций в Гималаях.

17-го мая все участники нашей экспедиции прибыли в Катманду – город, расположенный в тропической зоне среди Гималаев. Катманду не только столица Непала, но и культурный и религиозный центр. Здесь всё пропитано буддизмом. В остатки дня знакомимся с достопримечательностями города и местной кухней, которая очень острая и требует не прихотливый желудок. Что меня всегда радует в Азиатских странах, дак это дешевизна. Здесь всё стоит копейки и ты со своими рублями (переведёнными конечно в их местные рупии) чувствуешь себя как Американец в России со своими долларами.

На следующий день нужно было купить билеты на самолёт в Луклу, купить пермиты (официальное разрешение государства на восхождение на вершину), нанять портеров, которые понесут наш не лёгкий груз и т.д. В этом нам помогает наш знакомый, житель Катманду – Дипак, а мы тем временем закупаем необходимое снаряжение для восхождения и готовимся морально к заброске на самолёте в горы, в посёлок Лукла. Прямо на склоне горы был построен аэродром, на который садятся маленькие самолёты. Взлётно-посадочная полоса представляет собой наклонную линию, ограниченную с одной стороны обрывом, с другой стороны скальной стеной. Длина полосы около 200 метров. Этот аэродром считается одним из самых опасных аэродромов в мире. Вот тут и начинаешь погружаться в буддизм, крутить молитвенные барабаны и молиться о благополучном полёте.

Погода нам благоприятствовала не только при полёте туда, но и на всём маршруте. По заранее подготовленному графику мы начали продвижение вверх по ущельям, останавливаясь для ночёвок в лоджиях (не отапливаемых домах) в посёлках.

Груз наш несли 3 портера – это около 75 кг снаряжения на 6 человек. В первую часть экспедиции входило посещение базового лагеря Эвереста - места, откуда альпинисты со всего мира начинают штурм горы и восхождение на смотровую вершинку Кала-патар (5545 м.)

В самом начале нашего трека, на встречу нам попалась группа Юрия Ермачека, они возвращались домой. На вершину Айленд Пика им взойти не удалось из-за сильного ветра. Со второй группой Павла Ивановского у меня была связь по телефону. Мы при подъёме к базовому лагерю Эвереста проходили мимо горы Ама-даблан – одной из красивейших гор Гималаев и договорились встретиться в посёлке Пангбоче у подножия горы или в базовом лагере Ама-даблана. Я специально посвятил один день для прогулки к этому месту. Но не в Пангбоче, не в бейскемпе мы не пересеклись. Сотовая связь в ущельях не устойчивая и дозвониться до Павла мне не удалось.

Наша группа успешно сходила под Эверест и далее мы перешли в соседнее ущелье в посёлок Чукунг, расположенный вблизи Айленд Пика. Там нас уже ждали высотные шерпы, которые знают маршрут на гору и должны нам помочь в восхождении. В Чукунге мы также арендовали ледолазное снаряжение и палатки. На штурм нас готовиться 7 человек – 2 шерпы и нас 5. Пушкина Марина решает остаться в посёлке и подождать нас. Высота – даётся не каждому и мудр тот альпинист, который может вовремя повернуть вниз. Дальше эти слова я прочувствовал на себе как никогда раньше. 28 апреля мы переходим из Чукунга в базовый лагерь Айленд Пика, чтобы ночью выйти наверх

29 апреля – время 01:00 ночи мы готовы выйти на штурм Айленд Пика. Сабанова Настя чувствует себя плохо и решает остаться в палатке. Выходим вшестером. Ночью даже в фанариком найти тропу наверх очень тяжело, если раньше никогда туда не поднимался. Для этих целей мы и наняли 2-х проводников, показать нам дорогу. Всю ночь лезем по каким-то скалам. Дыхание постоянно сбивается из-за меняющегося рельефа. Тропа то пропадает, то вновь появляется, наши гиды уверенно идут наверх. С рассветом выходим на ледник. Очень холодно. Быстро одеваем кошки, связываемся верёвкой и движемся дальше. В некоторых местах приходиться преодолевать трещины (разломы ледника). Для этого шерпы прикрепляют дюралевые лестницы, по которым над пропастью надо переходить с одного края на другой. Наконец разломы заканчиваются и мы выходим на ровное снежное поле, над которым виднеется вершина Айленд Пика. Цель видна, но до неё 200 метров крутого ледового склона. Шерпы крепят на этом участке свои верёвки для подъёма наверх, но их состояние оставляет желать лучшего. Я решаю провесить свои перила рядом с готовыми, благо всё необходимое снаряжение у нас есть. Лезу тяжело, сказывается высота. На каждую верёвку 50 м. уходит около 30 мин. Ребята медленно начинают подъём по готовым перилам за мной наверх. В 9:35 мин. Я, Черепенин Антон, Низамутдинов Ильдар, Татьяна Томас и один из сопровождающих шерпов стоим на вершине Айленд Пика. Погода отличная, ветра нет, делаем памятные фото и начинаем спуск вниз. Карпинцы взяли новую высоту! К обеду мы возвращаемся к нашим палаткам, где нас ждёт Настя и наши портеры, а затем, свернув лагерь, спускаемся в Чукунг к Марине. Вечером вся команда в сборе.

На следующий день от поднимающейся группы русских туристов я узнаю о трагедии на Ама-даблане. Павел Ивановский и Виктор Иголкин погибли 29 апреля при восхождении на Ама-даблан в день нашего штурма Айленд Пика. Я в это не верю. Это должна быть какая-то ошибка, мало ли кто ещё мог штурмовать Ама-даблан из русских? Звоню нашему другу в Катманду - Дипаку и он, со слезами в голосе, подтверждает мне эту информацию. Вертолёт, вызванный им на помощь прилетел слишком поздно, и они были слишком высоко. 29 апреля около 12 часов дня наше ущелье закрыли облака, мы в это время спускались с вершины, а после обеда пошёл снег. Вертолёт не смог вылететь, не успел!

Мир замер. Стал пуст, радость от восхождения ушла. Павла Ивановского я знал лично. Мы с ним вместе поднимались на Килиманджаро в Африке, виделись на Таганае. Более весёлого и жизнерадостного человека я среди альпинистов не встречал. Он всегда дарил окружающим позитив, можно было заряжаться от него этой энергией. Он сотрудник газеты «Златоустовский рабочий», так же как и я брал родную газету в горы, прославлял своими достижениями родной город.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем всё это? Эти восхождения, которые вот так внезапно превращаются в трагедию для родственников и родных?

У меня есть ответ: мы – альпинисты идём в горы не за смертью, а за Жизнью. За Жизнью с большой буквы. За жизнью, которую никогда не увидеть и не ощутить тем, кто живёт внизу. И пусть она будет короче, чем земная жизнь, но это того стоит. Каждый сам выбирает себе дорогу и этот путь ничуть не опаснее жизни в городе. Стоит только подумать, сколько раз в день мы рискуем оказаться под колёсами автомобиля, переходя дорогу…

Я выражаю соболезнования родным и близким ребят. Это огромная потеря для альпинистского братства. Очень грустно, от того, что не встретился с Пашей сейчас в горах и не встречусь никогда.

Колунин Руслан

P.S. Высылаю фотографию с вершины Айленд Пика сделанную в 29 апреля 2014г. в день смерти ребят. За моей спиной Ама-даблан. Флагов на фотографии нет, они спущены, в знак траура.