Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников

Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников

 

Базой для исследования послужили 1 "б" и 1 "а" классы МОУ гимназии № 39 "Классическая" Комсомольского района города Тольятти. Условия школы благоприятны для обучения и воспитания детей. Оба класса обучаются по программе "Школа 2100". Классы не являются академическими. Возраст детей 7-8 лет.

Исследование проводилось по следующему плану:

1. Констатирующий эксперимент:

а) Составление анкет, тестов и тестовых заданий;

б) Проведение анкетирования, тестирования;

в) Обобщение результатов.

2. Формирующий эксперимент:

а) Календарное планирование эксперимента;

б) Апробация творческих заданий;

в) Составление протоколов наблюдения;

в) Педагогическое наблюдение;

г) Анализ результатов.

3. Контрольный эксперимент:

а) повторное проведение анкетирования, тестирования, сравнение его результатов с результатами констатирующего эксперимента;

б) Анализ результатов и выводы.

Констатирующий эксперимент проводился с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. В частности, был направлен на определение интереса учащихся к урокам чтения, наличия на уроках творческих заданий и отношения к ним учащихся, а также направлен на изучение уровня креативности класса и определение коэффициента оригинальности. Констатирующий эксперимент проводился в обоих классах на основе анкетирования и тестирования. Анкета - это объединённая исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Анкета отвечала следующим требованиям:

· вопросы были чётко сформулированы и понятны респондентам;

· вопросы не вызывали отрицательных эмоций;

· вопросы не навязывали чужое мнение;

· не допускалась слишком большая вариативность ответов.

Для данного исследования была выбрана анкета открытого типа, с прямыми вопросами о фактах сознания (направленными на выявление мнений, пожеланий, суждений). Анкета содержала следующие вопросы:

Какой твой самый любимый предмет в школе?

Ты любишь читать?

Ты любишь рисовать?

Ты любишь сочинять?

Тебе нравиться участвовать в постановках?

Какое задание, которое даёт учитель на уроке чтения тебе нравиться больше всего?

Ты бы хотел выполнять его чаще?

Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку чтения и его читательскую активность, а так же нравиться ли детям выполнять творческие задания. Опрос показал, что в исследуемой группе (1 "б") из 25 опрошенных урок чтения назвали любимым уроком 9 (36%) учащихся, читать любят 12 (48%) учащихся, рисовать 17 (68%) детей, сочинять нравиться 5 (20%) учащимся (таблица 1).


Таблица 1

Ответы детей исследуемой группы

Ф.И. ученика Любимый урок Любишь ли читать? Любишь ли рисовать? Любишь ли сочинять?
1. Антропова Люда ИЗО да да нет
2. Бобровская Оля чтение да да не очень
3. Виноградов Саша математика нет нет нет
4. Зиняева Даша ИЗО не очень да нет
5. Зуев Вова чтение да да нет
6. Иванов Максим риторика нет да да
7 Кирьякова Даша чтение да да нет
8. Кондурар Данил физ-ра нет нет не очень
9. Котков Кирилл чтение да да нет
10. Кузнецов Миша труд не очень да нет
11. Малкова Яна риторика нет да да
12. Мусатов Миша чтение да нет нет
13. Полканова Яна чтение да да нет
14. Попова Даша информатика нет да нет
15. Пентешин Миша ИЗО да да нет
16. Рудюкова София физ-ра не очень нет нет
17. Рябинин Слава русский язык нет да да
18. Рябова Кира чтение да да нет
19. Сагиров окружающий мир нет нет нет
20. Сирин Коля чтение да нет нет
21. Сорокин Паша ИЗО нет да да
22. Студенцов Илья окружающий мир нет нет да
23. Сыроваткина Элина физ-ра да нет нет
24. Шинкаренко Лиза риторика нет да нет
25. Шульгина Люда чтение да нет нет

 

Таким образом, в школе существует проблема снижения интереса к обучению, в частности, к чтению.

Кроме анкетирования на констатирующем и контрольном этапе проводилось тестирование. Для этого был выбран тест на определение уровня креативности. Он был основан на педагогическом наблюдении. Предлагалось оценить возможности каждого учащегося по следующим критериям: 1-никогда; 2-редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - постоянно. Оценивались следующие способности воспитанников:

1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии и решения (находчивость).

4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

5. Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения проблемы (оригинальность).

6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

7. Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, независимость).

Все результаты фиксировались и оценивались. Для оценки подсчитывалось общее количество баллов по семи пунктам:

35-28 баллов - высокий уровень креативности;

27-17 - средний;

16-0 - низкий. [8, с.312]

На констатирующем этапе данная диагностика позволила выявить уровень креативности исследуемой группы (таблица 2). Учащимся были предложены: творческий пересказ, словесное рисование, пантомима, но они не справились с заданием. Проведённое тестирование показало, что учащиеся класса имеют низкий уровень развития творческих способностей.

 

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...