Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование результатов инструментальных исследований при формировании вывода о причине пожара




 

Использование результатов инструментальных (а уж, тем более, визуальных) исследований оплавлений проводов в выводах о причине пожара требует, как нам представляется, определенных комментариев.

А.В.Маковкин и В.Н.Кабанов в своей работе [16] отмечают, что, вопреки сложившемуся у многих работников следственных, судебных и экспертных органов мнению, “первичность” и “вторичность” КЗ, установленная с помощью рассмотренных выше методов, не должна однозначно ассоциироваться с наличием или отсутствием причинно-следствен­ной связи КЗ с возникновением пожара. Связь эту достоверно можно установить лишь на основе комплексного исследования электрических и тепловых процессов, имевших место на пожаре. Задача же инструментальных методов - установление лишь одного признака из комплекса признаков [16]. С таким мнением экспертов невозможно не согласиться. Действительно, условия, в которых может оказаться проводник на стадиях возникновения и развития пожара, чрезвычайно разнообразны. При внешнем огневом воздействии на провода в начальной стадии пожара, при малых (до определенного времени) концентрациях в атмосфере продуктов сгорания, возникшая дуга может привести к формированию на проводе признаков первичного КЗ, являясь, по сути, процессом вторичным. Кроме того, аварийный режим в электросети может приобретать сложные формы развития (чередование КЗ и перегрузочных режимов, перемещение электрической дуги вдоль проводника и др.), в результате чего формирование и сохранение четких дифференцирующих признаков первичного и вторичного КЗ весьма проблематично. Наконец, оплавления проводов могут явиться следствием поджога с инсценировкой аварийного режима в электросети или вообще не иметь отношения к данному пожару, а произойти ранее. Экспертная практика подтверждает такого рода опасения - были случаи, когда на пожаре провода с признаками первичного КЗ обнаруживались в нескольких зонах, или когда вывод по результатам исследования оплавленных проводников входил, в конечном счете, в противоречие с другими данными по пожару. Последний случай может быть проиллюстрирован примером пожара в ЛТИ им. Ленсовета, рассмотренным нами в ч. IV.

Учитывая подобные обстоятельства, разработчики методик пытались внести коррективы в сами понятия “первичности” и “вторичности” КЗ, приближая их к непосредственному описанию физических параметров окружающей среды, которые, собственно, и отражаются на структуре металла, а затем выявляются методами РСА, металлографии и др. В методических рекомендациях ВНИИ МВД 1986 года [8] указывается, что под первичным коротким замыканием (ПКЗ) следует понимать КЗ, которое происходит в отсутствие воздействия на проводник опасных факторов пожара, при нормальной (комнатной) температуре окружающей сре­ды и нормальном составе атмосферы (21 % кислорода, 79 % азота). Под вторичным коротким замыканием (ВКЗ) понимается КЗ, которое происхо­дит “... в процессе развития пожара при повышенной температуре окружающей среды (200 0С и выше), достаточной для начала интенсивного термического разложения изоляции, и в атмосфере, насыщенной газообразными продуктами разложения горючих веществ (СО, СО2 и др.) при пониженном содержании кислорода”. Такое детальное и довольно громозд­кое описание не избавляло от периодически возникающих двусмысленных ситуаций на практике. В последних публикациях [9,11] авторы вообще стараются обходить термин “первичное” и “вторичное” КЗ, упо­требляя понятия: “КЗ, предшествующее пожару”, “КЗ, возникшее в процессе пожара”, или “КЗ до пожара” и “КЗ во время пожара”.

Как нам представляется, изменения в терминологии все же не решают основной проблемы. Вероятно, было бы целесообразно сохранить в экспертной практике первоначальные, удобные и ставшие привычными термины: “первичное” и “вторичное” короткие замыкания - ПКЗ и ВКЗ. При этом раз и навсегда нужно условиться о неправомерности формирования вывода о причине пожара только на основе результатов инструментальных исследований оплавленного провода или другого объекта. Устанавливать причину пожара должна пожарно-техническая экспертиза, анализируя, всесторонне и в комплексе, все имеющиеся данные по пожару. Комплекс этот, помимо результатов инструментальных исследований, включает множество сведений и расчетных данных. Отметим некоторые из них.

Как известно, для возникновения горения в зоне очага должно иметь место наличие, как минимум, трех материальных факторов: источника зажигания, вещества или материала, способного воспламениться от этого источника, и, наконец, окислителя. Заключение технического специалиста или эксперта о причине пожара (так называемой "непо­средст­венной" или "технической"), по сути, должно содержать указание на каждый из этих трех факторов или, по крайней мере, на первые два, а также на механизм их взаимодействия, приведшего к возникновению горения. Таким образом, очевидно, что при отработке версии о причастности к возникновению пожара короткого замыкания в электропроводах за изучением с помощью инструментальных средств самого оплавления дол­жен следовать анализ пожарной нагрузки в очаговой зоне и возможности ее воспламенения или возникновения самоподдерживающегося тлеющего горения с последующим переходом в пламенное горение. Необходимо при этом учитывать энергетические характеристики раскаленных частиц КЗ, расстояние по горизонтали и вертикали от места, где произошло КЗ, вероятность попадания раскаленных частиц в очаговую зону. Расчет возможности воспламенения с учетом указанных факторов проводят по специальной методике, приведенной в [1].

При отработке версии о перегрузке электросети, как причине возникновения пожара, наряду с инструментальными исследованиями проводов, необходим расчет кратности перегрузки (отношения фактического тока к номинальному), ибо воспламенение изоляции провода происходит, лишь когда кратность тока находится в определенных пределах. Так, например, для провода АПВ опасная кратность тока составляет от 2,5 до 17 [1]. При кратности тока меньше 2,5 нагрев провода недостаточен для его воспламенения, а при кратности, большей 17, токоведущая жила провода перегорает раньше, чем успевает загореться изоляция.

Требуется при отработке той и другой версий и тщательный осмотр электросети со сравнительным анализом ее термических поражений на различных участках, учет состояния аппаратов защиты и их рабочих характеристик. Наконец, реконструируемое пожарно-техническим экспер­том развитие горения из очага, с учетом предполагаемого источника зажигания и горючих материалов, должно по времени, направленности и последствиям термического воздействия на конструкции соответствовать фактическим данным, содержащимся в материалах уголовного дела.

Решение всех перечисленных вопросов является задачей пожарно-технического эксперта. Поэтому, возвращаясь к инструментальным исследованиям проводов на предмет установления первичности (вторич­ности) КЗ, констатируем, что эксперту (физику или металловеду) по результатам такого исследования следует, вероятно, формулировать вывод лишь о наличии тех или иных признаков ПКЗ (ВКЗ). Затем полученные результаты должны попадать к пожарно-техническому эксперту, а никак не к следователю.

Такая роль результатов инструментальных исследований - роль “про­межуточного продукта” в экспертном исследовании по пожару - никоим образом не снижает их ценности как важнейшего источника объективной информации, без которой выводы о причине пожара наверняка будут малоубедительными.

Данное замечание относится не только к методам определения момента КЗ, но и к другим инструментальным и неинструментальным методам исследования отдельных объектов, применяемым при экспертизе пожаров. Пожар - слишком сложная совокупность процессов и явлений, чтобы сегодня или в ближайшем будущем истина "в последней инстанции” могла со стопроцентной гарантией рождаться из исследования одного, отдельно взятого, провода, кирпича, гвоздя или другого объекта. Иллюзий на этот счет питать явно не следует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...