Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из «Жития Александра Невского»




...Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии... Князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною...
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.
...Когда же приблизились немцы, то — проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя»...
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
...И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».
В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
...князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем!
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру.

ВОПРОС. В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в ходе сражений на Неве и Чудском озере?

 

Краткие биографии основных деятелей IX – XIII вв.

(в скобках указаны годы жизни)

Рюрик – по русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.

Олег (?–912) – древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.

Игорь (?–945) – князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Ольга (ок. 890–969) – великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.

Святослав Игоревич (?–972) – великий князь киевский (ок. 945–972), полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

Кирилл и Мефодий (IX в.) – славянские просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества Константин) и его старший брат Мефодий создали славянскую азбуку, заложили основы славянской письменности и литературы.

Владимир I Святославич (?–1015) – киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Борис (988–1015) – сын киевского князя Владимира, князь ростовский. По преданию, был убит вместе со своим младшим братом после смерти отца по приказу их старшего брата Святополка. Канонизирован Русской православной церковью, почитался как заступник Руси.

Глеб (988–1015) – сын киевского князя Владимира, князь муромский. Младший брат Бориса. По преданию, был убит по приказу Святополка Окаянного. Канонизирован вместе с братом Борисом, почитался как святой заступник Русской земли.

Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. При Ярославе Мудром Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 г. русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело принятие единого для Руси судебного кодекса – «Русской Правды». Это первый документ, регулировавший взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба. Важные реформы произошли и в церковной организации. Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее главу – митрополита – назначал Константинопольский патриарх. В 1051 г. киевский митрополит впервые был избран собором русских епископов не в Константинополе, а в Киеве. Им стал митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующих киевских митрополитов по-прежнему назначал в Константинополе. Учреждаются епископские кафедры, которые становятся центрами церковных округов – епархий. Во главе епархий находились епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри. При Ярославе Мудром была зафиксирована и церковная десятина – десятая часть получаемых князем дани и оброка отдавалась на нужды церкви. В это же время на Руси появляются первые монастыри, самым крупным из которых стал Киево‑Печерский, основанный в середине XI в. Благодаря монастырям на Руси стала интенсивно развиваться литература – важнейшая составляющая древнерусской культуры.

Иларион (годы жизни неизвестны) – церковный деятель, монах, священник княжеского села Берестова, автор «Слова о законе и благодати» (ок. 1049), в котором с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен Киево‑Печерского монастыря с 60‑х годов XI в., реформатор его устава. Влиятельный политический деятель. Автор многочисленных поучений и посланий.

Изяслав Ярославич (1024–1078) – киевский князь (1054–1068, 1069–1073, 1077–1078), сын Ярослава Мудрого. Был изгнан из Киева народным восстанием 1068 г. и братьями в 1073 г. Первым из русских князей прибегнул во внутренних распрях к военной помощи иностранных войск. Был одним из составителей «Правды Ярославичей» – свода законов Древней Руси.

Нестор – древнерусский летописец XI – начала XII в., монах Киево‑Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции «Повести временных лет». Его труды послужили основой для создания «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и работ других историков.

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – русский князь, военачальник, писатель, киевский князь в 1113–1125 гг. Сын князя Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах – вдохновитель и руководитель военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 гг. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти в 1113 г. князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Он стал киевским князем, подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путем смягчить положение низов, введя в действие устав, в котором регламентировалось положение должников и закупов («Устав Владимира Мономаха»). Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей властью до трех четвертей территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. Однако после его смерти феодальная раздробленность на Руси вновь усиливается.

Изяслав Мстиславич (1097–1154) – старший сын новгородского князя Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. С 1135 г. – князь владимиро‑волынский, с 1143 г. – переяславский. Использовав восстание в Киеве (1146) против князей Ольговичей, стал великим князем и вел длительную борьбу за Киев с суздальским князем Юрием Долгоруким и Ольговичами. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской Патриархии. В ходе политической борьбы пошел на разрыв церковных связей с Константинополем и поставил киевским митрополитом смоленского монаха Климента.

Юрий Владимирович Долгорукий (90‑е гг. XI в. – 1157) – суздальский князь с 1125 г., великий князь киевский (в 1149, 1150, 1155, 1157 гг.). Сын Владимира Мономаха. Во время его княжения произошло оформление границ Ростово‑Суздальского княжества. В 1125 г. перенес столицу Ростово‑Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30‑х годов XII в. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы. В 1156 г. он укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111–1174) – сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо. С 1157 г. – великий князь владимирский. Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. В 1174 г. был убит боярами‑заговорщиками в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212) – сын Юрия Долгорукого, великий князь владимирский с 1176 г. Сурово подавил боярскую оппозицию, противившуюся усилению его власти. Подчинил своему влиянию Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро‑Суздальская Русь достигла периода расцвета.

Юрий Всеволодович (1188–1238) – великий князь владимирский с 1212 г., второй сын Всеволода Большое Гнездо. В связи с конфликтом между отцом и старшим братом Константином Юрий был утвержден наследником и стал великим князем после смерти отца. Однако вскоре потерял великокняжеский стол в борьбе с братом и занял его вновь только после смерти Константина в 1218 г. Юрий сумел сохранить политическое единство Владимиро‑Суздальского княжества.

Роман Мстиславич (?–1205) – князь новгородский (1168–1169), владимиро‑волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни. Считался могущественным правителем на Руси. Убит в войне с Польшей.

Даниил Романович (1201–1264) – князь галицкий (1211–1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесло и торговлю. В 1254 г. получил от Папы Римского титул короля.

Чингисхан (Темучин) (ок. 1155–1227) – основатель и великий хан Монгольской империи (с 1206), организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо‑татарского ига в завоеванных странах.

Батый (Бату) (ок. 1207–1256) – монгольский хан, внук Чингисхана. Выполняя посмертную волю Чингисхана установить мировое владычество монголов, возглавил поход к «границе мира». В 1237 г. войска Батыя, завоевав Волжскую Булгарию, двинулись на запад. Русские княжества, раздробленные междоусобицами, не смогли выступить единой силой. В 1237–1238 гг. в жестокой борьбе пало большинство русских городов (Владимир, Рязань, Коломна, Москва, Торжок). Все земли Владимиро‑Суздальского княжества были разорены. После взятия в 1240 г. Киева монгольское войско вторглось в Польшу, Венгрию, Германию. К 1242 г., разорив Восточную и часть Центральной Европы, Батый вышел к Адриатическому морю. На завоеванных землях он создал государство – Золотую Орду. Столицей Золотой Орды стал город Сарай, построенный на берегах Волги (недалеко от современной Астрахани).

Александр Ярославич (Невский) (1220–1263) – сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо). новгородский князь (1236–1251), Тверской (1247–1251), великий князь владимирский (с 1252 г.). После разгрома шведских военных отрядов в устье Невы в 1240 г. стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена. В историографии существует мнение, что он принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо‑татар на Русь. С этой целью пресекал выступления, направленные против сбора дани в пользу Орды. Неоднократно бывал у золотоордынских ханов и добивался освобождения русских от обязанности выступать с войсками монголо‑татар против народов Закавказья, Византии и др. Умер на пути из Орды. Считают, что его отравили по приказу хана. Был канонизирован Русской православной церковью как воин‑избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо‑западных русских землях. По приказу Петра I останки Александра Невского были перевезены в Санкт‑Петербург. Петр I, подчеркивая права России на Балтийское побережье, в новой столице на месте Невской битвы основал Александро‑Невский монастырь (лавру). В дореволюционной России и в советский период именем Александра Невского были названы ордена, которыми награждали за выдающиеся заслуги перед Отечеством (советский орден Александра Невского по своему статусу был полководческим).

Андрей Ярославич (ок. 1222–1264) – сын Ярослава Всеволодовича, младший брат Александра Невского. В 1240 г. был направлен отцом на княжение в Новгород, но вскоре отозван по просьбе новгородцев. Участвовал вместе с братом в Ледовом побоище. После смерти отца вместе с Александром Невским ездил в Каракорум, где получил ярлык на великое владимирское княжение. В 1250 г. женился на дочери Даниила Галицкого. В 1252 г. поднял восстание против ига, но был разбит. Бежал в Швецию. В 1256 г. возвратился и в следующем году получил от Александра Невского Суздальское княжество. Родоначальник династии суздальских князей.

Даниил Александрович (1261–1303) – младший сын Александра Невского, великий князь московский. Активный участник междоусобной борьбы за владимирское великое княжение с братьями Дмитрием и Андреем. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного. Основал Данилов монастырь в Москве (нынешняя резиденция Патриарха Московского и всея Руси). Канонизирован Русской православной церковью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...