Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая целесообразность развития оптовых посредников




 

Как мы уже заметили, существует большое разнообразие торговых посредников: агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммивояжеры. В соответствии с этим весьма разнообразны виды посреднических фирм и организаций. К ним можно отнести снабженческо-сбытовые, оптово-посреднические, розничные фирмы и предприятия, розничные и оптовые магазины, коммерческие центры, торговые дома, агентские фирмы. Классификацию посреднических фирм, организаций, предприятий можно продолжить по признаку целевых функций и характеру деятельности на рынке, исходя из этого, можно выделить посредничество в товародвижении, распределении товаров, установлении хозяйственных связей и заключении контрактов.

Рассмотрим роль и смысл создания оптовых посредников.

Оптово-торговые фирмы обычно закупают товары крупными партиями у производителей, а затем перепродают их промышленным предприятиям или в сферу обслуживания (ресторанам, магазинам). Таким образом, оптовый торговец выступает в роли посредника. Достаточно часто возникает вопрос, о том для чего нужно это промежуточное звено в обороте товаров?

Операции технического и финансового характера, которые осуществляет оптовый торговец, закупая, складируя и сбывая товары, являются совершенно необходимыми. Оптовый торговец закупает товары в больших количествах, устраняя тем самым неудобства, которые проистекают из территориальной разбросанности предприятий, производящих ту или иную продукцию. Он производит заготовки сельскохозяйственной продукции, поступающей от многочисленных производителей, или же обращается к промышленным предприятиям, чтобы получить от них разнообразные материалы и изделия. Действуя таким образом, оптовый торговец, с одной стороны, помогает производителям регулировать сбыт продукции, ускоряя оплату стоимости товара, а с другой – оказывает важную услугу розничным торговцам, избавляя их от затруднений, связанных с созданием товарных запасов; от необходимости делать значительные капиталовложения и обладать знаниями, относящимися к качеству продуктов, выбору поставщиков и функционированию рынка внутри страны и за рубежом.

Промышленные предприятия стремятся воспользоваться преимуществами массового и крупносерийного производства с тем, чтобы производить и сбывать большие объемы продукции, в то время как розничные торговцы и мелкие потребители предпочитают закупать лишь небольшие партии товаров, которые легко могут найти сбыт или обеспечат относительную экономичность. Именно в таких ситуациях в дело «включается» оптовый торговец, который может примирить эти противоположные устремления. «Оптовик» закупает товары в больших количествах, дробит крупную партию товара на мелкие и перепродает его мелким потребителям и розничным торговцам. По этой причине ему приходится создавать значительные по величине товарные запасы.

Складирование товаров является одним из характерных аспектов деятельности оптовика. Свое материальное воплощение этот аспект деятельности находит в виде склада, помещения, в котором товары, поступающие с предприятий, размещаются, делятся на партии, упаковываются и только после этого поставляются потребителям. Оптовый торговец регулирует поставки товаров, осуществляя синхронизацию производства и потребления материальных благ. Кроме того, он принимает на себя финансовые обязательства, связанные с иммобилизацией средств, вложенных в создание товарных запасов.

Оптовый торговец поставляет розничным торговцам и мелким продавцам товары в том виде, который отвечает их запросам. Это значит, что он должен производить дробление товаров на удобные для клиентов партии, формировать ассортимент и обеспечивать доставку продукции в удобное время. Товары отпускаются со склада довольно мелкими партиями в соответствии с возможностями сбыта потребителям в весьма сжатые сроки, что облегчает финансовое положение клиентов. Розничный торговец запрашивает очень разнообразный набор товаров, который может насчитывать несколько тысяч наименований. Например, в бакалейной торговле он может насчитывать от 2 до 2,5 тыс. наименований, в торговле галантереей – до 6 тыс., а в торговле москательными товарами число наименований может достигать 12 тыс.[2] В таком случае оптовый торговец должен производить формирование специальных комплектов из наличных товарных запасов, чтобы обеспечить нужный клиенту ассортимент.

Деятельность оптовика облегчает и делает менее обременительной транспортировку продукции. Количество отправок товаров и связанных с этим операций уменьшается при прохождении товаров через оптовый склад. Если, например, 5 производителей будут поставлять товары непосредственно 100 розничным торговцам, им придется осуществить 5 х 100 = 500 поставок. Однако, если те же 5 производителей будут поставлять товары одному оптовику, а он в свою очередь будет снабжать 100 розничных торговцев, то общее число поставок снизится до 5 + 100 = 105. Кроме того, отправка товаров крупными партиями (от производителей к оптовикам) обычно обходится дешевле, чем транспортировка мелкими партиями.

Весьма развитой следует считать сферу товарного обращения в Японии. Здесь имеется большое количество посреднических фирм, получила развитие система обеспечения производства (закупок товаров) «точно вовремя» или «just-in-time». К середине 90-х годов в стране действовало 170 центров оптовой торговли. Экономическая ситуация в Японии обусловила тенденцию к укрупнению этих фирм, так как только крупные предприятия способны обеспечить высокий уровень механизации и автоматизации управления поставками. Следует заметить, что правительство Японии, исходя из необходимости решения задачи поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, последовательно реализует специальную программу в области организации товарного обращения.

Формальная цель этого мероприятия состоит в «социализации» системы товародвижения, т.е. в создании условий для оптимизации товаропотоков с точки зрения народного хозяйства в целом. В марте 1992 г. В Японии был принят «Закон об эффективном распределении» (Law for Effective Distribution). В соответствии с его основными положениями оптовые торговцы, которые объединяются в кооперативы посреднического профиля, получают ряд существенных финансовых льгот в области налогообложения. Кроме того, правительство по своим каналам предоставляет им кредиты под низкие процентные ставки или вообще освобождает от уплаты процентов.

Основные причины такой политики правительства в сфере развития товарного обращения:[3]

· розничная торговля предъявляет спрос на мелкие партии товаров по очень широкому ассортименту. Разовый заказ розничного торговца на оптовую базу может составлять 1-3 изделий разного наименования;

· стоимость земли для размещения складских помещений очень высока. Поэтому в ряде случаев складские комплексы (кооперативы) размещаются в относительно «дешевых» местах (например, префектура Ниигата), тогда как клиент находится в Токио, где цена за землю чрезвычайно высока. Основной критерий в данном случае – стоимость содержания товарных запасов.

Ситуация усугубляется и таким явлением, как сокращение жизненного цикла товара. По оценкам японских экспертов, для потребительских товаров этот показатель составляет в среднем 6 месяцев. Весьма сложным становится решение вопроса об ассортиментном составе запасов и продолжительности хранения товаров.

С другой стороны, высокоразвитая сеть автомобильных дорог позволяет легко решать вопросы быстрого перемещения товарных партий по территории страны. Например, заказ розничного торговца из г. Ниигаты с поставкой товара из г. Токио реализуется за 16 часов. С момента его получения (в 16.00 заказ получен оптовиком, а в 08.00 товар уже находится в магазине). Характерно, что по этой же причине в Японии не происходит интенсивного развития оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, так как и изготовители, и потребители стремятся осуществлять поставки на условиях прямых связей.

Существует ряд функций оптовой торговли, выполнение которых всегда необходимо. В зависимости от обстоятельств, они выполняются специализированными оптовыми предприятиями, самими производителями продукции или предприятиями розничной торговли, которые в таком случае объединяют усилия в режиме вертикальной или горизонтальной рыночной интеграции, т.е. вступают в формальные партнерские объединения или действуют на основе договоров.

Оптовые торговцы обычно участвуют в распространении сельскохозяйственной продукции, причем часто их участие распадается на два последовательных этапа: сначала оптовые закупщики заготовляют продукцию, производимую многочисленными хозяйствами, и отправляют ее в города, являющиеся центрами потребления. Затем на оптовых рынках (ярмарках, аукционах) другие оптовики закупают эту продукцию, чтобы обслужить розничных торговцев своего района. Во Франции, например, почти все сделки на овощном и фруктовом рынках осуществляются по такой схеме распределения. В конечном счете, такая организация торговли обеспечивает снижение розничных цен на продукты питания и все большее место в товарообороте занимают крупные интегрированные (оптово-розничные) предприятия.

Важной функцией предприятий оптовой торговли, называемых анклавами (или посредниками между предприятиями), является информирование потребителей о технических характеристиках продукции и оборудования. Эти торговые предприятия продают производителям – сельскохозяйственным или промышленным предприятиям – сырье, полуфабрикаты (производимые в металлургической, химической и других отраслях промышленности) или оборудование. Подобные торговые фирмы-анклавы составляют во Франции одну треть всех предприятий оптовой торговли и, начиная с 1974 г. наблюдается их значительный рост.

Потребность в услугах оптовиков в непродовольственном секторе возникает из-за «распыленности» спроса со стороны розничных торговцев, нуждающихся в мелких партиях разнообразных товаров. Отсюда основными функциями оптовика являются складирование и формирование ассортимента (галантерейных, москательных, скобяных, аптечных и других товаров). Производители готовой одежды и обуви предпочитают иметь дело непосредственно с розничными торговцами (действуя через своих представителей), так как в этой области велико влияние моды. Однако и здесь оптовики по-прежнему играют определенную роль, занимаясь снабжением мелких предприятий розничной торговли.

Таким образом, предприятия оптовой торговли являются существенным элементом системы торговли. Выживание оптовой торговли обусловлено активным выполнением присущих ей функций, внедрением в розничную торговлю, реализацией функций торговых посредников, которые устанавливают связь между различными потенциальными продавцами и покупателями.

Посредник в сфере оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения может выполнять следующие функции.[4]

1. Сбыт и стимулирование продвижения товара

Стимулирование продаж, как раздел маркетинга, осуществляется в различных формах. Так, например, речь может идти о целевой рекламной компании, проведении различных мероприятий, пропагандирующих качественные характеристики продукции, ее преимущества по сравнению с другими аналогичными видами материалов или изделий.

2. Осуществление закупок и формирование товарного ассортимента для предприятия-потребителя

По заказу покупателя посредник может:

· выполнять функции изучения конъюнктуры рынка, производить котировку рыночных цен на необходимую продукцию;

· выявлять рациональные варианты закупок с точки зрения величины транспортно-заготовительных расходов, надежности поставщика и качества требуемых ресурсов.

Кроме того, услуги посредника могут включать:

· проведение анализа ассортиментного состава потребных материальных ресурсов;

· составление перечня потенциальных материалов или изделий-заменителей в случае дефицита по отдельным позициям ассортиментной потребности.

Здесь же имеется возможность получения информации о новых видах материальных ресурсов и их источниках.

3. Дробление крупных партий товаров на более мелкие

Коммерческий посредник может создавать товарные запасы на своих складах и, таким образом, закупая товары крупными партиями, реализовывать их затем в количествах, удобных для покупателя. При этом может производиться доведение реализуемой продукции до высокой степени технологической готовности к использованию в производственном потреблении.

4. Складирование

Коммерческий посредник содержит товарные запасы на специализированных складах, обеспечивая их сохранность. Поэтому, покупатель может передавать, поступающие в его адрес материальные ресурсы на ответственное хранение или арендовать необходимые для хранения ресурсов складские площади.

5. Транспортировка (доставка) грузов с магистрального транспорта

6. Финансовое участие в расчетах по купле-продаже, ответственное хранение товарных партий и принятие риска собственника товара

7. Предоставление коммерческой информации и консультирование

Посреднические предприятия, торгующие в сфере оптовой торговли товарами производственно-технического назначения, в зависимости от характера выполняемых функций принято подразделять на несколько групп:

· независимые оптовые посредники (дистрибьюторы);

· организации агентов и брокеров;

· оптовые филиалы промышленных предприятий.

Как мы уже указывали в работе, возможна очень подробная дальнейшая классификация оптово-посреднических предприятий. Так, в группе дистрибьюторов регулярного типа выделяются функционально специализированные посредники. К ним относятся предприятия, организующие торговлю такими способами:

· сбыт по почте;

· развозная торговля;

· мелкооптовая торговля со склада, производимая методом самообслуживания.

Количество подобных специализированных предприятий сравнительно невелико, однако, посылочная, развозная и мелкооптовая торговля со складов имеет свои достоинства и широко практикуется в коммерции в качестве дополнительного вида деятельности.

В зависимости от характера товарной специализации выделяются универсальные посредники, то есть предприятия, не имеющие строго определенной товарной специализации. Наибольшее распространение они обычно имеют в сельских районах и других местах, где создание специализированных оптово-торговых фирм не имеет под собой экономического смысла, так как ведет к чрезмерным затратам. Фирмы, строго определяющие свою товарную группу, классифицируются, в свою очередь, на различные категории в соответствии с числом ассортиментных позиций в этой товарной группе. Например, в торговле автомобилями и автотракторными запасными частями предприятия с полным ассортиментом реализуют десятки тысяч наименований, а посредники со специализированным ассортиментом предлагают в 10–20 раз меньше товарных позиций.

Такое имеющееся многообразие оптовых посредников подтверждает наличие их необходимости в системе продвижения товара от производителя к конечному потребителю.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптово-посредническая деятельность – это сложная оперативно организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли.[5] Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно оптово посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и влияет на формирование его объемов и перспективных направлений. Она в большей степени определяет экономическое положение промышленной фирмы, ее коммерческий успех с учетом переменчивых ситуаций на рынке.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панин В.В. Феномен японских торговых домов: у истоков японского чуда. СПб.: «Чернышовка», 2002.

2. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.

3. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.


[1] Сафронов Н.А. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: http://www.chibl.ru/lib/study/economikafirmy/n_a_safronov_ehkonomika_predprijatija_4.html

[2] Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.

[3] Панин В.В. Феномен японских торговых домов: у истоков японского чуда. – СПб.: «Чернышовка», 2002.

[4] Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.

[5] Коммерческо-посредническая деятельность [Электронный ресурс]: http://donklass.com/index.php?option=com_content&view=article&id=54:2009-10-01-14-44-51&catid=42:2009-06-15-16-07-10&Itemid=2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...