Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания Городецкой росписи

 

Методика преподавания Городецкой росписи строится по краткосрочной модифицированной программе "Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополнительного образования от 7 до 10 лет.

Это программа расширяет и углубляет общий багаж знаний и умений, предусмотренной школьной учебной программой, прививая стремление к самообразованию, формирует необходимые для этого навыки. Они обеспечивают условия для опережающего прохождения детьми различных предметных курсов школьной программы, для компенсации пробелов в учёбе, для получения допрофессиональной и профессиональной подготовки. Здесь воспитанники приобщаются к тем областям знаний, которые выходят за рамки общеобразовательных программ, а одарённые дети получат возможность раскрыть и развить свои таланты. А так же изучить традиции и приёмы Городецкой росписи.

Для решения этих задач нами составлена программа «Искусство росписи по дереву».

Цель программы: развитие и становление личности ребёнка, заложить основные навыки и знания искусства росписи по дереву, необходимые для развития его графических навыков и умений, познакомить учащихся с наследием художественной росписи привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Задачи, поставленные перед учениками:

1. Обучение основам теории и практики на основе программы «искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), по памяти, по образцам, изучать в рисунках формы, композицию, пропорции. (Отличительная черта Городецкой росписи считается сюжетность, большие цветовые пятна - их рисунки были плоскими, роспись из-за этого всегда получалась лёгкой и прозрачной).

2. Знакомство с лучшими образцами Городецкой росписи копирование по образцам. Учащиеся приобретают графические навыки и умения по технике Городецкой росписи, с другими видами народного творчества через иллюстрации и беседы о народном искусстве.

3. Развивать основы пространственного мышления, овладение техническими приёмами кистевой росписи, развивать мелкую моторику – готовить руку ребенка к более сложным манипуляциям, развитие знаний и художественно графических умений.

4. овладение практическими навыками выразительного использования цвета, формы, ритма, фактуры.

5. программа в дальнейшем использование последующего усложнения заданий, которые в дальнейшем должны выполнять учащиеся. Развитие так же у них не только графических навыков но и развитие и формирование творческого начала.

6. Отражать в рисунках и упражнениях единство формы, народные представления о красоте на доступном для младшего школьного возраста уровне совершенствуя умения и навыки в области декоративно сюжетной композиции.

7. Реализация полученных графических знаний и умений в процессе восприятия и декоративной учебно-творческой деятельности.

Методические условия реализации программы. Занятия построены на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. В программе занятия построены в виде диалога между педагогом и учащимся: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукций с них, технических упражнений, приемов, практическая работа самостоятельно с помощью педагога.

На занятиях по декоративно-прикладному искусство дети изучают художественную роспись по дереву народных промыслов России, при составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву. Например такие как: Городецкая роспись Нижегородской области, полхов-майданская, мезенская роспись.

В данной программе дети начинают знакомство с народным искусством с изучения основных орнаментов. Практические занятия совмещаются с теоретическими. Развитие графических навыков и умений, художественного и творческого опыта. Изучение и развитие главных отличительных признаков художественных промыслов. Особенности орнаментального строя форма цвет, ритм изучение происходит через кистевые приёмы. Освоение основных элементов Городецкой росписи: точки, круги, дуг, капелек, спиралек, скобочек и штрихов. Листики и кустики, а так же розан, травка присущим им цветочным сочетаниями. Являются отличительными особенностями растительного орнамента росписи Городецких и полхов-майданских мастеров. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала.

Важный период обучения – копирование образцов народной росписи по дереву. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды техники, но и типовые композиции росписи по дереву. Лучшие рисунки с народных образцов используются на занятиях, а так же при организации отчётных итоговых выставок.

Данные примеры позволяют развивать детям основы пространственного мышления, развивают у них мелкую моторику – готовит руку ребёнка к более сложной деятельности, развитие эстетических знаний и художественно графических умений.

Учащиеся должны получить профессиональные знания и практические навыки и умения, научиться создавать собственные композиции, иметь представление об искусстве художественных народных промыслов. Тем самым, приобретая знания умения по Городецкой росписи, а так же знакомясь с другими видами народного творчества через демонстрацию изделий художественных народных промыслов, иллюстрации и беседы о народном искусстве. Целью данного знакомства это воспитание эстетического вкуса, привитие любви к народным ремёслам к своей родине. В данном случае хочется остановиться на одном из видов художественных промыслов – Городецкой росписи.

В конечном итоге проведение итоговой выставки стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения графических навыков и умений.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки детей, работы педагога, предлагаются схемы изготовления. Основные материалы и инструменты: бумага белая рисовальная 1/8 – ватмана а так же деревянные заготовки; акварель, гуашь, карандаши; кисти (беличьи, колонковые); столы; клей ПВА; шкурки (нулёвка и средней зернистости); банка; губка.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять детям, развитие у них не только графических знаний и умении, но и творческого начала.

Практическая работа проводиться в специально оборудованных учебных классах- мастерских. Кабинет должен быть светлым, иметь водопроводный кран, выходить окнами на север или северо-запад. Так же должно быть дополнительное помещение для хранения творческих работ ребят и просушки изделий из древесины и др. цвет кабинета должен быть светлым, нейтральным. Мебель должна быть удобной и функциональной для занятий.

Методика преподавания Городецкой росписи. В начале каждого занятия обсуждается обьем творческой работы, сколько времени дается на выполнение того или иного орнамента. Если дети полностью справляются с заданием урока, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы можно доделать дома.

Оцениваются работы истечению запланированного на задание времени. Идёт выставление оценок или дается устная характеристика с целью промежуточных оценок, эстетичности выполнения изделия.

В конце изученной программы организуется выставка выполненных ребятами практических работ, проводиться обсуждение выставки с ребятами, родителей, гостей.

В ходе апробации краткосрочной модифицированной программы; «Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись)нами были проведены занятия в детском творческом коллективе. Педагогическая практика проводилась на базе центра внешкольной работы г. Астрахани.

Сроки программы – 3 месяца. Занятия проходят по расписанию 2часа 2 раза в неделю. Общее количество часов: 48.

В течение этого периода дети знакомятся:

1. Введение. Вводное занятие знакомство с детьми: темы уроков: кисти и краски; знакомство с древесиной (акация); рисунок.

2. Правила техники безопасности и личной гигиены. Техника обработки древесины.

3. Знакомство с художественно-техническими приёмами росписи по дереву.

Технология выполнения Городецкой росписи.

4. Основные мотивы Городецкой росписи (цветы, травка, листья).

5. Изучение и освоение простых типовых композиций росписи по дереву на не больших изделиях.

6. Закрепление навыков работы с детской аудиторией. Проводиться выставка творческих работ как подведение итогов программы.

Ученики выполняют индивидуальные практические задания, объединенные в общий проект, в основе которого лежат попытка показать системы кистевой росписи. Освоение художественно образной фактуры этого вида народного творчества позволяет учащимся успешно постигать основы Городецкой росписи – развивать технические навыки и умения рисовальных движений руки и изображения в процессе освоения Городца. В процессе обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования Городецкой росписи по дереву со всеми остальными кистевыми росписями.

Внимание так же уделяется освоению материала (древесине) и способу её обработки, развивая при этом мелкую моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучает детей к аккуратности.

Материалы, используемые при технологическом процессе городецкой росписи, достаточно разнообразны. Это связано с тем, что роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях роспись лучше всего вести гуашью.

Технология выполнения Городецкой росписи:

1. Составление эскиза.

2. Перенос рисунка на роспись.

3. Припорх (перенос рисунка на заготовку).

4. Подмалёвок.

5. Связующие элементы (листья, стебли, травка, цветы).

6. Оживка линейная.

7. Оживка белилами.

8. Лакирование.

Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того, чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не подымали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.

Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

- сюжетная роспись.

Технологический процесс полох-майданской росписи значительно проще, чем технологический процесс городецкой, особенно на уровне подготовки деревянной основы. Для технологического процесса необходимы определенные инструменты и материалы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...