Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие сведения об имаме аз-Зубайди 17 глава




1 Имеется в виду, что это чтение будут слушать ангелы ночи и ангелы дня.

2 См.: “Ночное путешествие”, 78.

 

370 (651). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Наибольшую награду за совершение молитвы получат те (люди), которые проходят наибольшее (расстояние до мечети), а награда дожидающегося молитвы, чтобы совершить её вместе с имамом, будет больше награды того, кто совершает молитву, а потом засыпает”».

 

Глава 296: Достоинство раннего совершения полуденной молитвы.

371 (652). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз один) человек, шедший по дороге, увидел ветку с колючками и убрал её с пути, и Аллах воздал ему благодарностью, простив ему (его прегрешения)».

 

(653). И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Пятеро являются мучениками: умершие от чумы, умершие от болезней живота, утонувшие, погребённые под обломками и павшие на пути Аллаха1».

 

(654)2. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), кроме жребия по стрелам3, то обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!»

1 Здесь выражается надежда на то, что каждый мусульманин, который погибнет такой смертью, попадёт в рай подобно мученику /шахид/, павшему в бою за веру, однако это не значит, что положение всех таких людей будет таким же, как и положение шахидов.

2 См. хадис № 357.

3 См. примечание к главе № 8 “Книги призыва на молитву”.

 

Глава 297: (Следует) принимать в расчёт следы.

372 (656). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в своё время люди из племени) бану салима захотели переселиться из своих домов поближе к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не желал, чтобы они обнажили Медину1, и сказал: «Неужели вы не принимаете в расчёт, что ваши следы (подсчитываются)?»2

1 Иными словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел, чтобы окрестности Медины обезлюдели, в результате чего город остался бы без прикрытия.

2 Имеется в виду, что каждый шаг, сделанный человеком на пути в мечеть, учитывается и за него мусульманину полагается награда.

 

Глава 298: Достоинство общей вечерней молитвы.

373 (657). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (, какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»

 

Глава 299: О сидящем в мечети в ожидании молитвы и о достоинстве мечетей.

374 (660). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого подвешено в мечетях1; тех двоих, которые любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха».

1 Имеется в виду человек, сердце которого неразрывно связано с мечетями.

 

Глава 300: Преимущество того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня.

375 (662). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня, Аллах готовит (достойное) место в раю каждый раз, как (человек делает это)».

 

Глава 301: После объявления о начале молитвы не следует совершать никаких иных молитв, кроме обязательных.

376 (663). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Малика Ибн Бухайны из племени азд, да будет доволен им Аллах, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что после объявления о начале молитвы один человек совершает молитву в два раката. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молиться, его обступили люди и он дважды спросил (того человека): «Разве утренняя молитва состоит из четырёх (ракатов)?!»

 

Глава 302: Предел (ухудшения состояния здоровья), достижение которого ещё позволяет больному присутствовать на общей молитве.

377 (664). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) после наступления времени молитвы и возглашения азана, когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже поразил тот недуг, от которого он умер, он велел: “Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми”.1 Ему сказали: “Абу Бакр испытывает сильную печаль и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми”.2 Он повторил (своё веление), а когда (ему снова сказали в ответ то же самое), он в третий раз (велел сделать это) и воскликнул: “Поистине, вы подобны увидевшим Йусуфа!3 Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!” Тогда Абу Бакр вышел (к людям) и стал совершать (с ними) молитву. Тем временем пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало немного лучше, и он вышел (из дома4), передвигаясь с помощью двух человек (, которые поддерживали его справа и слева), и я будто и сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднимать их (выше) из-за своей болезни. (Увидев его,) Абу Бакр хотел отойти назад, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте, после чего его подвели (поближе) и он сел рядом с (Абу Бакром). И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал молиться, Абу Бакр следовал5 за ним, а люди следовали за Абу Бакром, да будет доволен им Аллах».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел слева от Абу Бакра, который молился стоя.

 

(665). В третьей версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тяжело заболел и страдания его стали усиливаться, он попросил своих жён, чтобы за ним ухаживали в моём доме6, и они позволили ему это».

1 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру, да будет доволен им Аллах.

2 Эти слова произнесла ‘Аиша, имея в виду, что Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, плачет, читая Коран.

3 Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах. Под “увидевшими Йусуфа” /савахиб Йусуф/ имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа. В суре “Йусуф” (айаты под №№ 30 и 31) рассказывается о том, что, когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её, и тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле — для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что её можно понять. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли, поскольку, ссылась на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что, когда люди увидят его на месте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

4 Имеется в виду примыкавшая непосредственно к мечети комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

5 То есть повторял за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все его движения.

6 Просьба пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была обусловлена тем, что он должен был проводить ночи с каждой из своих жён по очереди.

 

Глава 303: Следует ли имаму проводить молитву только с присутствующими и следует ли ему обращаться к людям с пятничной проповедью во время дождя?

378 (668). Сообщается, что ‘Абдуллах бин аль-Харис1, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

(Однажды) в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обратился к нам с проповедью, а когда во время призыва муаззин дошёл до слов: «Спешите на молитву!» — он велел: «Скажи: “Молитесь на своих местах”».2 (Услышав это,) люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а (Ибн ‘Аббас) сказал: «Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!» — имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (И он сказал также): «Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!»3

1 Один из последователей.

2 То есть в своих домах.

3 Иными словами, Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, не хотел доставлять людям беспокойство, связанное с тем, что им пришлось бы добираться до мечети по грязи.

 

379 (670). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) один чрезвычайно тучный человек из числа ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, я не могу совершать молитву с тобой”.1 А он приготовил для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, еду и пригласил его к себе домой, где расстелил для него циновку, обрызгав край её водой, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил на этой циновке молитву в два раката».

Один человек из рода аль-джаруд спросил Анаса:

«А совершал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дополнительные молитвы по утрам2

Он ответил:

«Если не считать того дня, я не видел, чтобы он молился в это время».

1 Имеется в виду присутствие на общих молитвах в мечети вместе со всеми остальными мусульманами.

2 Имеется в виду период времени, именуемый “духа”. См. примечание к хадису № 224.

 

Глава 304: О том, что следует делать, если еду подадут в то время, когда будет объявлено о начале молитвы.

380 (672). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если будет подан ужин, то поужинайте, прежде чем совершать закатную молитву, и не торопитесь во время еды».

 

Глава 305: О том, кто занимался домашними делами, выходя на молитву, когда объявляли о её начале.

381 (676). Сообщается, что (однажды) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили:

«Чем занимался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, у себя дома?»

Она ответила:

«Он часто помогал (какой-нибудь из) своих жён в работе по дому, а с наступлением времени молитвы выходил на молитву».

 

Глава 306: О том, кто совершал молитву с людьми только потому, что желал научить их совершать молитву так же, как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и приобщить их к его сунне.

382 (677). Сообщается, что однажды Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал (людям):

«Поистине, я совершаю с вами молитву не потому, что хочу совершить её1. Я молюсь (точно так же), как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что я видел (собственными глазами)».

1 Малик хотел сказать, что совершаемая им дополнительная молитва не являлась ни искупительной, ни такой, которую он совершал ежедневно в это время, так как единственная цель её совершения состояла в том, чтобы показать на конкретном примере, как именно молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 307: Люди, отличающиеся своими познаниями и достоинствами, пользуются наибольшими правом на то, чтобы руководить молитвами других.

383 (679). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время своей болезни посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел:

“Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми”».

‘Аиша сказала:

«Я сказала: “Поистине, если Абу Бакр займёт твоё место, люди ничего не услышат из-за (его) плача, а (поэтому) вели молиться с людьми ‘Умару!”»

‘Аиша сказала:

И я сказала Хафсе1: «Скажи ему: “Если Абу Бакр займёт твоё место, люди ничего не услышат из-за (его) плача, а поэтому вели молиться с людьми ‘Умару!”» Хафса так и сделала, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Перестань! Поистине, вы (подобны) увидевшим Йусуфа!2 Велите же Абу Бакру, чтобы он молился с людьми!»

И после этого Хафса сказала ‘Аише:

«Я никогда не видела от тебя блага!»

1 Хафса — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дочь ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

2 См. примечание к хадису № 377.

 

384 (680). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что во время той болезни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от которой он умер, с ними проводил молитвы Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и это продолжалось вплоть до понедельника. (Когда в этот день люди) выстроились рядами для молитвы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лицо которого было подобно листу бумаги (с айатами) Корана1, поднял занавеску своей комнаты и стал смотреть на них, стоя (у дверей). А потом он улыбнулся, и при виде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди были готовы вскочить со своих мест от радости. (Тем временем) Абу Бакр отошёл назад, чтобы совершить молитву в (общем) ряду, решив, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выйдет на молитву. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал присутствующим знак (, означавший, что они должны) закончить молитву, после чего опустил занавеску, и в тот же день он скончался.

1 Имеется в виду красота и белизна лица.

 

Глава 308: О том случае, когда кто-нибудь начинает проводить молитву и в это время появляется имам, обычно проводивший её прежде.

385 (684). Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к людям из племени бану ‘амр бин ‘ауф1, чтобы примирить их друг с другом. Между тем настало время молитвы, и муаззин явился к Абу Бакру с вопросом: «Будешь ли ты проводить молитву с людьми? (Если да, то) я объявлю о её начале». Абу Бакр сказал: «Да», и приступил к молитве, а (через некоторое время,) когда люди ещё продолжали молиться, вернулся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и прошёл к (первому) ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать в ладони2, однако Абу Бакр (никогда) не смотрел по сторонам во время молитвы. Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он всё же повернулся и увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте. Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, воздел руки к небу и возблагодарил Аллаха за это веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со (стоявшими в первом) ряду, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вперёд и провёл молитву (до конца). Завершив её, он спросил: «О Абу Бакр, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это?» Абу Бакр ответил: «Не пристало Ибн Абу Кухафе3 молиться перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился (к людям): «Почему вы так много хлопали в ладони? Пусть тот, кто во время своей молитвы (увидит) нечто, смущающее его, скажет: “Субхана-Ллах!” – и, если он произнесёт эти слова, к нему повернутся, что же касается хлопков, то это — для женщин».

1 Эти люди жили в селении Куба, где была построена первая в истории Ислама мечеть.

2 Они делали это, чтобы привлечь внимание Абу Бакра.

3 Абу Кухафа — кунья отца Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Абу Бакр назвал себя “сыном Абу Кухафы”, чтобы подчеркнуть более высокое по сравнению со своим положение пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 309: Имам назначается для того, чтобы люди следовали его примеру во время молитвы.

386 (687). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Когда (во время болезни) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояние его ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”, (и тогда) он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

(‘Аиша) сказала:

«Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (снова) спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он (опять) велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

(‘Аиша) сказала:

«И он сел (в это корыто), совершил полное омовение и попытался подняться, но (снова) лишился сознания. Очнувшись, он (снова) спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он (опять) велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел (в него), совершил полное омовение и попытался подняться, но (снова) лишился сознания. Очнувшись, он (снова) спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Между тем люди оставались в мечети, ожидая пророка, мир и благословения ему, для совершения вечерней молитвы, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он. Посланный им человек сказал (Абу Бакру): “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе провести молитву с людьми”. Тогда Абу Бакр, который был мягкосердечным человеком, сказал: “О ‘Умар, помолись с людьми ты”, но ‘Умар ответил ему: “Ты имеешь больше прав на это!” — и в эти дни общие молитвы проводил Абу Бакр. А через некоторое время пророку, да благословит его Аллах и приветствует, немного полегчало, и он вышел (из дома) на полуденную молитву, где имамом был Абу Бакр, передвигаясь с помощью двух человек, одним из которых был аль-‘Аббас. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он не делал этого, и сказал: “Посадите меня рядом с ним”, и они усадили его рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр стал молиться, повторяя все необходимые действия за сидевшим пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а люди повторяли их за Абу Бакром».

 

387 (688). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который страдал от боли1, начал совершать у себя дома молитву сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, а закончив (молиться), сказал: “Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы!”»2

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упал с лошади и страдал от боли в правом боку, который он поранил.

2 Ханафиты и шафииты считают, что данное веление было отменено в силу последних велений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно молитвы, о которых говорится в предыдущем хадисе.

 

Глава 310: Когда находящимся позади имама следует совершать земные поклоны?

388 (690). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил слова “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида/ 1, никто из нас не сгибал спины, пока в земном поклоне не склонялся пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а после (того, как склонялся он,) совершали земной поклон и мы».

1 Эти слова произносятся имамом во время молитвы перед выпрямлением после поясного поклона.

 

Глава 311: Поднимающий голову раньше имама (во время земного поклона) совершает грех.

389 (691). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве тот из вас, кто поднимает свою голову раньше имама, не боится, что Аллах превратит его голову в ослиную (или: что Аллах уподобит его обличье ослиному)?!»

 

Глава 312: Имамом может быть раб, вольноотпущенник или подросток, не достигший совершеннолетия.

390 (693). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте и повинуйтесь, даже если вашим правителем сделают эфиопа, голова которого подобна изюмине».

 

Глава 313: О том случае, когда имам, в отличие от тех, кто находится за ним, не всё делает правильно.

391 (694). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда (имамы), совершающие молитвы для вас1, (всё) делают правильно2, вам (достаётся награда)3, если же они ошибаются, то вам (всё равно достаётся награда), но (это оборачивается) против них4».

1 То есть для того, чтобы вы следовали их примеру.

2 Здесь речь идёт как о совершении обязательной молитвы в установленное для неё время, так и о правильном совершении всех её элементов.

3 Подразумевается, что в подобном случае награду получат и те, и другие, так как в другой версии этого хадиса, приводимой имамом Ахмадом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и если они всё сделают правильно, то (награда достанется) и вам, и им…»

4 Если имам без уважительной причины совершит нечто такое, что сделает проведённую им молитву недействительной, он понесёт на себе бремя греха. Примером может служить проведение имамом молитвы до или после установленного для неё периода времени. В хорошем хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, и приводимом ан-Наса’и, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Возможно, доживёте вы (до такого времени, когда) люди будут проводить молитвы несвоевременно. (В подобных случаях) совершайте молитвы у себя дома в (установленное) для них время, а потом молитесь вместе с ними, совершая такие молитвы как дополнительные». Если же имам допустит нечто такое, что сделает недействительной только его молитву, например, проведёт её с людьми в состоянии осквернения, ему лично надо будет совершить молитву заново, но это не значит, что из-за этого недействительной станет молитва тех, кто молился за ним.

 

Глава 314: Если (во время молитвы) человек встанет слева от имама, а имам поставит его справа от себя, молитва его от этого не станет недействительной.

392 (698). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) я заночевал у (своей тётки) Маймуны (, жены) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда у неё находился и он. Совершив омовение, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) встал на молитву, а я встал слева от него, но он поставил меня справа, после чего совершил молитву в тринадцать ракатов. Заснув, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) стал громко дышать, так как во сне он обычно дышал громко, а потом к нему пришёл муаззин и он вышел (из дома) и помолился, не совершив омовения (повторно)1».

1 Известны другие хадисы, в которых говорится о том, что после глубокого сна омовение совершать обязательно. В связи с этим авторитетные знатоки Ислама и комментаторы хадисов высказывали различные мнения, указывая, что, возможно, в данном хадисе речь идёт об особенностях пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого никогда не спало. Другие считали, что этот хадис является указанием на то, что сон не делает омовение недействительным, третьи отмечали, что необходимость омовения отпадает, если человек спал сидя, а Аллах знает об этом лучше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...