Садово-парковое искусство в России XVIII – XIX вв.
- активное включение России в общеевропейский процесс развития культуры. Проникновение художественных идей Запада. - Петербург – первый в мире город с регулярным планом, с принципиально новой эстетикой обширных городских открытых пространств. Новые идеи «французского» регулярного парка органично переплетались с уже существовавшими традициями городского и усадебного строительства. - феномен русской усадьбы получил мощный импульс для дальнейшего развития. - формирование нового типа городской усадьбы. - от 17 века русская барочная усадьба унаследовала активное включение церкви в структуру ансамбля. Утвердился обычай иметь из окон дворца или господского дома вид на широкую гладь озера (Кусково, Останкино), или на далекие перспективы речных долин (Архангельское).
Петербург. - Строительство многочисленных городских усадеб в Петербурге. Усадьба князя Юсупова на Фонтанке. - Образцовые проекты Леблона и Трезини. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, находился парадный двор – курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки. Такакя планировочная структура, ведущая свое начало от ландшафтных ансамблей Возрождения и барокко, прочно вошла в русский обиход, приобретя особый колорит. Усадебный дом, службы, сад и окружающий пейзаж позднее постепенно стали составлять в России органичный целостный ансамбль.Городские усадьбы Петербурга начала и середины 18 века варьировали идеи Леблона и Трезини, интерпретировавших барочные сады Европы. - создание публичных садов. Проект планировки Васильевского острова – показаны три обширных сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. Один из них был осуществлен – у здания 12 коллегий в 1725 г. Летний сад – в основе сохранил барочный план и значительное число статуй. Сад впоследствии стал ядром большого зеленого массива в центре Петербурга.
- Загородные резиденции царей и высшей знати. Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Общее – террасное построение, наличие «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов, наличие морских каналов, вдоль главных композиционных осей от моря к дворцам. Нижние сады выходили к берегу залива. Композиции по образцу работ Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. Своеобразие в – природном окружении, близости моря, особенности строительных материалов, русских традициях в элементах декора. Стрельна – однозначно барочная, регулярная композиция. Петергоф – первоначальное ядро – барочное (Верхний и Нижний парки с фонтанами), впоследствии окружено пятью ландшафтными парками. Ораниенбаум – барочные сады плохо сохранились.Царское село – органичное переплетение всех стилей и направлений 18, 19, 20 вв.
Москва. - Аннегофский ансамбль на Яузе, включивший отдельные сооружения садов Петровского, Головинского и Лефортовского дворцов. Сад – с подчеркнуто геометрическим планом, площадью около 250 на, остался только в проекте на плане Мичурина 1739 г. - 1720-е гг. – регулярный сад усадьбы Кусково (Ф. Аргунов, А. Миронов). - 1760-е гг. – первый барочный сад Архангельского с партером. - 1790-е гг. сад Останкинского дворца получил регулярный симметричный план - эпоха классицизма, смена эстетических идей. На еще незаконченные дворцово-парковые ансамбли петровского и елизаветинского времени накладывались новые фрагменты екатерининского классицизма. - формирование принципиально новых типов открытых пространств в городах. - реализованные в Петербурге и его окрестностях новые идеи садово-паркового искусства распространились по всей территории России.
Усадебные парки Ведущим типом сада со второй половины 18 века стали усадебные сады. - в городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором – курдонером. За домом находился сад. Часто сад выходил на реку или завершался прудами. Загородные усадьбы имели аналогичную структуру, только к парадному двору вела не улица, а дорога, часто в виде достаточно длинной аллеи. - конец 18 века – окончательное формирование типа русской усадьбы. В ее центре – усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным «французским» партером, примыкающим к дому и переходившим в «английский» пейзажный парк. Размеры и композиции усадеб варьировались бесконечно. В простейших из них «французская» часть могла обозначаться клумбой, а «английский» парк ограничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него. - первые садовые руководства – труды В. Левшина, Н. Осипова, И. Лема. А. Болотов – основоположник садовой науки. - Опыт Петербурга распространился по всей России. Широкие улицы и набережные, обсаженные деревьями, к рубежу 20 в. появились повсюду. Получили распространение типовые проекты элементов благоустройства – тротуаров, мостовых, шлагбаумов, будок, набережных, заборов. Благодаря этим проектам русские города в первой половине 19 века приобрели специфический «ампирный» облик и имели благоустроенные центры. - 19 век – период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. Вслед за первыми бульварами и набережными начали появляться Городские сады в крупных городах. Они были относительно небольшими по размеру, но играли важную роль в формировании городских центров. В одних случаях они занимали городские площади (Калуга, Владимир), иногда их устраивали в системе старинных укреплений (Смоленск, Ярославль). - в городах уделяли возрастающее внимание вопросам организации открытых пространств, их благоустройству. - начало архитектурной обработки дорог. На важнейших магистралях Петербург-Москва, Петербург-Киев строили специально спроектированные почтовые станции.
Москва - Усадьба Архангельское Усадьба Кусково, Москва Федеральное агентство по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
“Ивановский государственный политехнический университет”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|