Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов




ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

 

Методические указания

По выполнению и защите курсовой работы

Для студентов специальности

080504.65

080100.62

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры «Финансы и кредит»,

протокол № 9 от 16 марта 2011 г.

 

Утверждены Методическим Советом,

Протокол № __ от __ _______ _____г.

 

«Государственные и муниципальные финансы» в полной мереотражают основные положения и требования нормативных документов на подготовку выпускников 080504, 080100 «Государственное и муниципальное управление», а также существующие теоретические и практические взгляды на государственные и муниципальные финансы. Рецензируемые методические указания не требуют доработки

 

Составители:

канд. экон. наук, доц. Д.В. Подолянец;

канд. экон. наук, доц. Г.В. Морунова;

 

 

Рецензент: канд. экон. наук, доц. Т.Н. Майдан

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2011 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения………………………………………………...4

2. Методические указания к изучению дисциплины……………..5

3. Методические указания к выполнению

контрольных работ..……………………………………………..6

4. Контрольные задания…………………………………………….7

5. Требования к оформлению контрольных работ……….…….....9

6. Список литературы ……………………….………………….....11

Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» является одной из экономических дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку менеджера.

Государственные и муниципальные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

Таким образом, государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления, с помощью которых государство имеет возможность осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, обеспечивать обороноспособность.

Государственные и муниципальные финансы, являясь важным звеном финансовой системы государства, существенно способствуют развитию экономики, росту национального дохода, повышению эффективности народного хозяйства и росту благосостояния населения.

Целью изучения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» является овладение студентами знаниями о сущности и формах проявления финансов в современных экономических системах, структуре финансово-кредитной системы государства, особенностях и роли государственных и муниципальных финансов.

В процессе изучения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» студенты формируют понятийный аппарат в области финансов; знакомятся с функциями, задачами и ответственностью органов управления финансами; учатся находить и анализировать финансовую информацию.

Формой промежуточного контроля по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» является экзамен.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» следует начинать с ознакомления с рабочей программой (Приложение 1).

В рабочей программе по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» показаны принцип и логика построения дисциплины. Это позволит получить целостное представление о материале, изучаемом дисциплиной.

Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» базируется на законодательных и нормативных документах, большая часть из которых изучается студентом самостоятельно.

Поиск информации по темам дисциплины осуществляется студентом с использованием необходимой учебной, научной, методической, нормативно-справочной литературы по дисциплине, имеющейся в библиотеке СПбГСЭ. Для быстрого поиска требуемого источника рекомендуется использовать электронный каталог библиотеки, который позволяет по разным критериям - ключевое слово, фамилия автора, название дисциплины - найти требуемое издание. Также можно воспользоваться помощью библиографа.

Целесообразно использовать следующую схему работы с литературой по дисциплине. Сначала выписать вопросы, которые необходимо разобрать и осмыслить при изучении текущей темы. Они могут быть определены преподавателем на лекции или на практических занятиях, либо самостоятельно самим студентом. Затем следует осуществлять поиск информации по каждому выделенному вопросу. Студент должен проанализировать информацию, изложенную в ответе по исследуемому вопросу.

 

Для проверки знаний по дисциплине следует обратиться к Приложению 3.

Для закрепления знаний по данной дисциплине, в соответствии с рабочим учебным планом, студенты должны выполнить 2 (две) контрольные работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Целью контрольных работ является углубление знаний по дисциплине, развитие способно­сти к научно-исследовательской работе и выработка практических навыков в ходе самостоятельного изучения нормативно-инструктивных материалов, источни­ков финансовой литературы и периодической печати по темам дисциплины.

Задачами выполнения контрольных работ является детальное исследование теоретических вопросов, изучаемых в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы».

Контрольные работы являются частью учебного процесса. Получение зачета по контрольной работе является обязательным условием для допуска к экзамену по данной дисциплине.

Контрольные работы выполняются в виде реферата.

Подготовка контрольной работы включает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Составление плана работы.

3. Подбор литературы по теме исследования и изучение литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.

4. Написание и оформление контрольной работы в соответствии с предъ­являемыми требованиями.

Тема контрольной работы должна быть раскрыта достаточно полно, с использованием законодательной базы, регулирующей деятельность объекта исследования, и с приведением примеров из практики или специальной литературы.

После представления законченной и оформленной работы преподаватель проверяет ее и выставляет оценку работе – «зачтено» или «не зачтено». Если контрольная работа получает неудовлетворительную оценку («не зачтено»), студент должен забрать работу, исправить ее в соответствии с замечаниями преподавателя, и вновь сдать на проверку.

Работа с оценкой «зачтено» студенту не возвращается.

Студент сдает контрольную работу на кафедру финансы и кредит в отпечатанном виде не позднее 14 дней до начала экзаменационной сессии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Выбор тем контрольных работ осуществляется из приведенного ниже перечня в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Первая тема раскрывается в контрольной работе № 1, вторая – в контрольной работе № 2.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки Номера теоретических вопросов
Для контрольной работы №1 Для контрольной работы №2
     
     
     
     
     
     
     
  8,  
     
     

 

Темы контрольных работ

1. Бюджет как инструмент финансового регулирования.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Проблемы и перспективы развития.

3. Внебюджетные (специальные) фонды государства – сущность, значение и механизм функционирования.

4. Городской бюджет Санкт-Петербурга: порядок и особенности формирования и исполнения.

5. Государственная налоговая система РФ и ее роль в управлении финансами.

6. Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура.

7. Государственный кредит – понятие, сущность, функции.

8. Федеральное Казначейство РФ в системе финансового регулирования: основные функции и полномочия.

9. Муниципальные займы – российский опыт становления и зарубежная практика.

10. Муниципальные финансы: понятие, назначение, структура, проблемы формирования и функционирования.

11. Налоговая политика и налоговое регулирование в РФ.

12. Межбюджетные отношения и проблемы бюджетного регулирования. Мировой опыт и российская практика.

13. Региональная и муниципальная финансово-бюджетная политика.

14. Региональные финансовые ресурсы – состав, назначение, принципы формирования и использования.

15. Региональный рынок ссудного капитала – механизм и особенности формирования и функционирования (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

16. Понятие, сущность и принципы бюджетного федерализма. Российская модель бюджетного федерализма.

17. Профицит и дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ.

18. Финансовая политика государства в условиях становления рыночных отношений.

19. Финансовые рынки современной России – структура, функции, участники, особенности функционирования.

20. Финансовый контроль в системе государственного регулирования – сущность, структура, порядок организации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Работы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-51, установленными для отчета о научно-исследовательской работе.

Контрольная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка используемых источников литературы.

Контрольная работа оформляется на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Объем контрольной работы 15 - 20 страниц машинописного текста, включая титульный лист и список использованных источников. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 20 мм, верхнее - 20мм, нижнее - 20 мм. При оформлении на компьютере используется шрифт –14, интервал - 1,5.

При написании допускаются только общепринятые сокращения (например, тыс. руб.).

Текст основной части делят на разделы (главы), при необходимости - на подразделы (параграфы) и пункты. При раскрытии теоретического вопроса могут использоваться рисунки, схемы, таблицы, графики. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Названия разделов размещают в верхней части листа симметрично тексту. Точка в конце названия раздела не ставится, переносы не допускаются. Название раздела не подчеркивается. Разделы имеют порядковую нумерацию, нумеруются арабскими цифрами; подразделы, пункты нумеруются в пределах разделов.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу. Графический материал, выполненный на отдельных страницах, включается в порядковую нумерацию, и размещают в контрольной работе после первого упоминания о них в тексте.

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер источника по списку источников и номер страницы, выделенные квадратными скобками, например, [3, с.5].

На титульном листе (Приложение 2) должны быть указаны название факультета, кафедры, учебной дисциплины, фамилия имя и отчество студента, шифр его зачетной книжки, дата предоставления работы на кафедру.

Список используемых источников должен содержать перечень литературы, использованной при выполнении контрольной работы, и включать не менее 10-ти наименований. Сведения об источниках необходимо давать с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, объема.

Источники объединяются в группы:

1. Нормативно-правовые источники.

2. Учебники, монографии, учебные пособия.

3. Журнальные статьи.

4. Газетные статьи.

5. Сайты Internet.

В каждой группе источники размещаются в алфавитном порядке.

Контрольная работа должна завершаться указанием даты выполнения и личной подписью студента (на последней странице заключения). Законченная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и скрепленная по левому краю, сдается для проверки на кафедру не позднее 2-х недель до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа, получившая положительную оценку, на руки студенту не выдается, информация о зачтении работы оформляется в специальной ведомости.

Если в работе имеются ошибки требующие исправления, рецензент на полях или в рецензии делает соответствующие замечания. После получения проверенной, но не зачтенной работы студент должен исправить все отмеченные ошибки и учесть замечания рецензента.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)».

6. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

7. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых ос­новах местного самоуправления».

8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации».

9. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

10. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обяза­тельного социального страхования».

11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

13. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах».

Основная литература

14. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

15. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина. – М.: Экономистъ, 2003.

16. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской, Б.М. Сабанти – М.: Юрайт, 2000.

18. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. доп. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

19. Финансы. Учебник для вузов. / Под ред. В.М. Родионовой. М.: «Финансы и статистика», 2003.

20. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Дополнительная литература

21. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития В.П. Горегляд. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

22. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

23. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы уп­равления. - М.: ООО Городециздат, 2003.

24. Данченко Е.Г. Формирование местных бюджетов в РФ. Монография / Южно - Росс. гос. ун-т эк-ки и сервиса; Е.Г. Данченеко. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004.

25. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2004.

26. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003.

27. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч.-практич. пособие. - М.: Дело, 2004.

28. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. Н.Г. Сычева, К.А. Таксира. - М.: «Финансы и статистика», 2002.

29. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. 719с.

30. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002.

Периодические издания

- Журнал «Бюджетный федерализм».

- Журнал «Вопросы экономики».

- Журнал «Муниципальная власть».

- Журнал «Муниципальное право».

- Журнал «Муниципальная экономика».

- Журнал «Финансы».

- Журнал «Эксперт».

Сайты сети Интернет:

- Правительство России – www.government.ru.

- Министерство финансов Российской Федерации – www.minfin.ru.

- Бюджетная система Российской Федерации – www.budgetrf.ru.

- Федеральная служба государственной статистики – www.gks.ru.

- Центральный банк Российской Федерации – www.cbr.ru.

- Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга – www.fincom.spb.ru.

- Законодательство РФ «Консультант Плюс» – www.consultant.ru - Система ГАРАНТ – законодательство с комментариями – www.garant.ru.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

 

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

Социально-экономическая сущность финансов. Финансы как экономическая категория. Функции финансов, как проявление их сущности. Финансовые ресурсы: понятие и виды.

Формы проявления финансов как отношений производства, отношений распределения, отношений обмена, отношений потребления. Финансы как экономическая форма существования государства. Роль финансов в системе экономических отношений рыночного хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...