Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И когда они едут в судне, то взывают к Аллаху, очищая пред Ним веру. Когда же Он благополучно выводит их на сушу, то они придают Ему сотоварищей.




сура «Паук», аят 65

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлёт им мир!


[1] Всевышний — славно величие Его! — поклялся предвечерним временем или временем вообще, поскольку именно во времени проявляются знамения Аллаха, такие как смена дня и ночи. Это — величайшее доказательство существования Творца!

[2] Смысл этого аята — а Аллах об этом знает лучше! — в том, что ты не найдешь среди верующих в Последний день, воскресение и сбор людей, которые любят тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, кого любовь и дружба связывают с теми, кто враждует и отказывается от Аллаха и Его посланника и противится Его шариату, даже если они являются их близкими родственниками. Толкователи Корана сказали, что этот славный аят ниспослан об Абу Убейде ибн аль-Джаррахе, когда он в битве при Бадре сразил своего отца, который враждовал и противился посланнику Аллаха. Поэтому Умар ибн аль-Хаттаб, находясь при смерти и создавая совет из шестерых сподвижников для избрания повелителя правоверных после его смерти, сказал: «Если бы Абу Убейда был жив, то я бы назначил халифом его». Аллах написал и утвердил веру и счастье в сердце каждого, кто отличается этим качеством, и Он сделал веру прекрасной в его глазах. О если бы наши ученые поступали с теми, кто отворачивается вспять от религии и враждует с Аллахом и Его посланником, противится их шариату, отвергает Коран и Сунну из-за своих порочных предположений, опубликовывает в газетах и журналах статьи против Ислама и его приверженцев, так, как они поступают при понижении их степени и зарплаты или когда их рабыня лишается хотя бы одной лепешки. Тогда они возмущаются, гневаются и негодуют... Что же отворачивает их от истины?

[3] Ат-Тирмизи передал этот хадис от Анаса ибн Малика. Ибн аль-Асир сказал: «Стержнем чего-либо называется нечто чистое, подлинное, относящееся к нему, и мольба названа стержнем поклонения из-за двух вещей. Первое из них — это подчинение повелению Всевышнего Аллаха: «Призывайте Меня, и Я отвечу вам». Это — неподдельное и искреннее поклонение.

Второе — человек, осознающий, что его успех зависит от Аллаха, перестает надеяться на кого-либо, помимо Него, и взывает к Одному Аллаху. Это же является основой всего поклонения, ибо целью вяского поклонения является ожидаемое вознаграждение, о котором раб и молит своего Господа».

[4] Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным. Его смысл заключается в том, что если ты просишь о помощи как в мирских делах, так и в делах, совершаемых для будущей жизни, то обращайся за помощью к Аллаху, ибо нет Помощника и нет Дарующего, кроме Него, и мы обязаны отказаться от посредников в своей мольбе, ведь Аллах близок к нам. На это указывает высказывание Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи». О Аллах! Поистине, мы поклоняемся только Тебе и просим о помощи только Тебя!

[5] Это — обращение к иудеям и христианам, что видно из общего стиля Священного Корана. «Приходите к слову равному» — это призыв к справедливости и равноправию между нами и вами, и Всевышний раскрыл его смысл в словах «чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи» — ни идолов, ни кресты, ни истуканов, ни лжебогов, ни огонь и ничто иное, — а поклоняться Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. В этом состоял призыв всех посланников — призыв к Аллаху, имя которого свято, а атрибуты совершенны. В словах Всевышнего «чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха» содержится осуждение тех, кто верует в господство Мессии и Узейра над творениями, и указание на то, что они являются всего лишь людьми и одними из рабов Аллаха, а также порицание тех, кто подражал творениям Аллаха в вопросах Его религии, считая дозволенным то, что они разрешали, и считая запретным то, что они запрещали, (не внимая повелениям Самого Аллаха — прим. Пер.). Каждый, кто поступает так, создает из человека, которому он подражает, своего господа, поэтому Всевышний сказал: «Они взяли своих книжников и монахов за господ, помимо Аллаха» (сура «Покаяние», аят 31). О словах Всевышнего «чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха» Ибн Джурейдж сказал: «Чтобы одним из нас не подчиняться другим в неповиновении Аллаху». Икрима же сказал: «Чтобы одним из нас не падать ниц пред другими».

О Мухаммад! О верующие! «Если же они отвернуться» от единобожия, «то скажите»: «Засвидетельствуйте, что мы — мусульмане», покорные Аллаху, не приобщающие равных к Нему, а вам были приведены ясные доводы, но вы отказались.

[6] Большинство толкователей считают, что это — обращение к арабам. «К вам пришел посланник из вас самих» — поскольку посланник Аллаха был арабом, курейшитом — такой же, как и вы, и вы знаете его происхождение и его достоинства. В арабском языке слово «анфусикум» (вас самих) указывает также и на знатность посланника. Под этим имеется в виду, что он является самым славным и лучшим из вас. «Тяжко для него, что вы грешите». Тягость — это беспокойство, затруднение и зло мирского наказания — насилия и прочего, — а также наказания будущей жизни в Огне. Ему тяжки грехи ваши, потому что он из вашей среды, послан к вам для наставления на прямой путь. Он заботлив о вас, поскольку вы можете попасть в Огонь, он бережно относится к вашей вере и наставлению вас на прямой путь. «К верующим — кроток, милостив». Аллах назвал его кротким, милостивым, Он не называл сразу двумя Своими прекрасными именами ни одного из Своих пророков, кроме пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир. И если пророк обладал такими чертами, разве не должны мы быть милостивы и снисходительны в нашей религии, следовать ей, побуждать к этому людей, охранять шариат пророка и соблюдать его приказы и запреты? О Аллах! Наставь нашу общину на прямой путь и помоги ей следовать Твоей ясной религии!

[7] Муслим. Аль-Бухари же передал этот хадис в следующем виде: «Вера имеет более шестидесяти ответвлений, и скромность — это одна из ветвей веры».

[8] Ты должен признать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха, который сообщил людям Его постановления и разъяснил своей общине то, что принесет ей пользу как в мирской, так и в будущей жизни, и его слова — истина, ибо он непогрешим ни в речи, ни в деяниях.

[9] Ты должен совершать молитвы в определенные часы, соблюдая её условия, столпы и предписания, как это делал посланник Аллаха. Ты должен совершать молитву как в группе, джама‘ате, так и один и не оставлять её, пока не придет твой срок, и ты встретишь своего Господа.

[10] Ты должен выплачивать закят тем, кто имеет на него право в соответствии с условиями, разъясненными в Сунне законодателем, без всяких добавок и уменьшений.

[11] Пост — это воздержание от еды, питья и половых связей с рассвета до захода солнца в месяц рамадан. Также следует воздерживаться от поклёпа, лжи, сплетен и всего запрещенного шариатом и предаться поклонению Аллаху с усердием, часто проводить предписанные Аллахом ночи в поминании Господа и поклонении и подталкивать к этому других людей.

[12] Большое паломничество (хадж) в Запретный дом Аллаха совершается в установленное время и имеет установленные обряды и ясные условия, о которых сообщил посланник Аллаха.

[13] Сподвижники удивились тому, кто спрашивал пророка, поскольку если человек спрашивает, то он должен знать меньше спрашиваемого, а когда подтверждает достоверность — наоборот. Их удивление, возрастающее от неведения, исчезло, когда они узнали, что спрашивающим пророка был ангел Джибриль, который пришёл к ним в образе обучающегося для того, чтобы научить их религии. Сподвижники имели прекрасные нравы, уважение, скромность и отличались наилучшим поведением. Ни один из них, да будет доволен ими Аллах, не осмеливался спросить посланника о том, о чём он им сам не сообщил. Кто изучает жизнеописание пророка и праведных предков, салафов, тот будет стыдиться нынешнего отношения студентов к ученым и учителям. Вас охватит сожаление и печаль, ибо именно они должны быть образцами поведения и совершенства для всех людей.

[14] Ты должен уверовать во Всевышнего Аллаха и в то, что Он обладает атрибутами абсолютного совершенства и далёк от всяких недостатков. Аллах — славно имя Его! — охарактеризовал Себя в Книге, ниспосланной пророку. Некоторые имена и атрибуты, такие как Создатель, аль-Бари, Всевышний, Та‘аля, утвердила Сунна. Мы веруем во всё, что сообщил посланник и достоверность чего доказана учёными, без толкования, искажения и изменения смысла. Вероубеждения праведных предков, салафов, в отношении имён и атрибутов Аллаха ясно изложены в книге «Образцы благодетели» и подкреплены достоверными доказательствами, в которых нет сомнения.

[15] Это — прекрасные творения из света, свободные от духовной скверны и животных страстей и предназначенные для исполнения различных повелений Господа. Они не ослушиваются Аллаха и выполняют всё, что им повелено.

[16] Священные Писания ниспосылались Аллахом Его пророкам посредством откровения. Всевышний ниспослал людям сто четыре Писания.

[17] Это — люди, которым ниспосылалось откровение с шариатом и повелевалось донести его до людей. Пророки, да будет над ними мир и благословение Аллаха, абсолютно не совершали ни великих, ни малых грехов преднамеренно.

[18] В ривайе у Муслима сказано: «О наступлении Часа», то есть Дня воскресения.

[19] Рабыня родит свою госпожу или своего господина — в этом содержится намёк на то, что власть перейдет к недостойным ее, и худшие и низшие люди получат всю полноту власти. Аллаху же ведомо об этом лучше!

[20] Ты увидишь босых, нагих и нищих пастухов, усердствующих в строительстве зданий и гордящихся их красотой. Бедуины и им подобные неимущие получат много мирских благ, поселятся в городах и станут строить громадные высокие дворцы и хвастаться этим перед рабами Аллаха. Это указывает и на то, что низшие и порочные люди одержат верх над господствовавшими благородными и праведными. Поистине, Аллаху мы принадлежим и к Нему вернемся!

[21] Муслим.

[22] Встань, о завернувшийся в одежды от страха, испытанного при виде ангела при получении первого откровения. (Имеется в виду пророк Мухаммад — прим. Пер.). Об этом свидетельствует хадис о причине ниспослания этого аята.

[23] За более подробным разъяснением обратись к комментарию ан-Навави в «Сорока хадисах», где он охарактеризовал восемь видов переселения, хиджры, подробно и верно истолковал их, и мы должны следовать этому.

[24] Аль-Манави привёл этот хадис от Ибн Асакира по книге «Кунус аль-Хакаик»: «Не прервётся хиджра, пока враг продолжает сражаться», — и от Ахмада ибн Ханбаля по книге «аль-Муснад»: «Не прервётся хиджра, пока сражаются с неверными», — пока громким является их глас и мощными их действия.

[25] Это была пятница — день, в который Аллах ниспослал этот аят. Это произошло в предвечернее время в день Арафата во время прощального паломничества, о чём свидетельствует хадис Умара ибн аль-Хаттаба, приведённый в «ас-Сахихе». Всевышний и Благословенный Аллах сообщил, что в этот благословенный и великий день Он закончил религию, с которой пришёл последний из посланников. Его религия не нуждается в усовершенствовании для того, чтобы она одержала верх над всеми другими религиями и разбила их, ибо совершенны постановления её, в которых нуждаются мусульмане для различения между дозволенным, запрещённым, сомнительным, обязательным и дополнительным, между законами религии и её постановлениями. Пророк сказал: «Я оставил вас на ясном пути, где ночь также светла, как и день». Из этого ясно, что всякое нововведение в религии является ересью и заблуждением, непозволенным Аллахом и Его посланником. Нововведениям следуют только заблудшие и вводящие в заблуждение еретики, делающие добавки к Книге и Сунне. О Аллах! Наставь Свои творения на прямой путь Своей чистой религии!

[26] Этот аят не указывает непосредственно на то, что первым посланником был Нух, но указывает на то, что Аллах — величественно упоминание Его! — сообщил, что Он ниспосылал откровения Своему посланнику Мухаммаду, как ниспосылал откровения Нуху и пророкам, которые были после него, как ниспосылал их Ибрахиму, Исма‘илу и другим пророкам, упомянутым в аяте. После этого аята Аллах сообщил, что Он поведал в Коране Своему посланнику Мухаммаду о некоторых пророках, а о некоторых из них не упомянул. В хадисе, который привел Ибн Мардавих, говорится, что Абу Зарр спросил: «О посланник Аллаха, сколько было пророков?» Он ответил: «Сто двадцать четыре тысячи». Он спросил: «О посланник Аллаха, сколько было из них посланников?» Он ответил: «Триста тринадцать — великое множество». Он спросил: «О посланник Аллаха, кто был первым из них?» Он ответил: «Адам». Он спросил: «О посланник Аллаха, он был пророком посланником?» Он ответил: «Да, Аллах создал его Своей рукой». Этот хадис привел хафиз Ибн Касир в своем толковании Корана. Хафиз Абу Хатим также привел его в книге «аль-Ануа ва ат-Такасим» и назвал достоверным.

[27] Этот хадис привел ат-Табарани в «аль-Кабире». Ас-Суйути привел его в сборнике «аль-Джами‘ ас-Сагир»: «Основа этого дела — ислам, и кто принял Ислам, тот достиг благополучия, столб его — молитва, а вершина его — джихад, и достигнут её только самые лучшие». Он указал на его достоверность. Аль-Манави в своем комментарии сказал: «Хадис хороший, и смысл его заключается в том, что основой дела, за которое человек будет спрошен, является ислам, и кто принял Ислам и произнес свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха», тот достигнет благополучия как в мирской жизни, ибо кровь его стала неприкосновенной, так и в будущей жизни, ибо он будет вознаграждён раем и будет наслаждаться его благами. Столбом, на котором оно зиждется, является молитва, ибо она способствует выполнению других обрядов религии, подобно фундаменту, на котором держится дом. А вершиной его и лучшим проявлением веры является джихад. Это — лучшее поклонение, которое приводит к утверждению религии и обереганию её от пороков. Его достигают только самые лучшие, самые отважные, самые стойкие, самые сильные верой, самые убеждённые и самые твёрдые в вере во Всевышнего Аллаха. Эти люди по этим качествам превосходят других, даже если в чём-то и уступают им. Но в наше время, спустя четырнадцать веков, когда джихад не ведётся ни в одной из его форм и не используются средства для этого, враги одерживают верх над нами во всех областях. Мы просим о помощи, но нам не помогают, мы молим о помощи Аллаха, но помощь не приходит, пытаемся приблизиться к Господу через наши дела, но не достигаем цели, взываем с мольбой, но нам не отвечают. До каких пор мы будем спать? До каких пор мы будем беспечны? До каких пор мы будем отставать в религии и гнаться за ближней жизнью? До каких пор мы будем уклоняться от выполнения установлений нашей религии, приверженной к Аллаху, и вдаваться в грехи, ересь, позор? Разве не достаточно того, что сделали с берберами-мусульманами на западе?!

[28] Ибн Касир в своём толковании Корана сказал: «Это значит: поистине, Я создал их для того, чтобы они поклонялись мне, а не из-за нужды в них». Несомненно, что люди созданы готовыми для поклонения, ибо Аллах ­— Свят Он! — заложил в них разум и одарил их внешними и внутренними чувствами и многими другими качествами.

[29] Подобно уксусу, который смешивается с мёдом, и яду, который попадает в тело, да упасёт нас Аллах от этого!

[30] Хафиз Имад ад-Дин Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Всевышний Аллах повелел Своим рабам расходовать из того, чем Он наделил их, на пути Аллаха — благом пути для того, чтобы сберечь вознаграждение у своего Господа и Царя и достичь этого в жизни ближней раньше, чем наступит День воскресения, в котором не будет ни торговли, ни любви, ни заступничества. Никто не выкупит свою душу и не откупится своим богатством, даже если отдаст его полностью, даже если принесёт гору золота величиной с Землю. Ни любовь друзей, ни родственные связи не помогут ни одному человеку. Всевышний сказал: «И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга» (сура «Верующие», аят 101). В тот день не будет заступничества, и не поможет им (неверным) ходатайство ходатайствующих. Всевышний сказал: «А неверные — они несправедливы». Нет более несправедливого, чем тот, кто в тот день предстанет перед Аллахом неверным. Ибн Абу Хатим передал слова Ата ибн Динара: «Хвала Аллаху, который сказал: “А неверные — они несправедливы”, — а не сказал: “А несправедливые — они неверны”».

[31] Никто не осмелится ходатайствовать за кого-то перед Всевышним без Его разрешения на заступничество из-за величия и высокомерия Господа, о чём и говорит хадис заступничества: «Я приду к Трону Аллаха и паду ниц, и Он продержит меня в земном поклоне столько, сколько пожелает. Затем мне скажут: “Подними голову. Говори, и тебя услышат, проси позволения на заступничество, и ты получишь его”. И позволят мне (заступиться — прим. Пер.) за избранных, и я введу их в рай». А Аллах знает об этом лучше!

[32] Хафиз Ибн Касир в своём толковании Корана сказал: «Он не повелевает вам поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, будь то посланный пророк или приближённый ангел. Неужели он прикажет вам неверие после того, как вы стали мусульманами?» Это может сделать лишь тот, кто призывает к поклонению не Аллаху, кто призывает к неверию. Поистине, пророки повелевают уверовать и поклоняться Одному Аллаху, у которого нет сотоварища, как сказал Всевышний: «Мы не посылали до тебя посланника, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же мне!» (сура «Пророки», аят 25).

«Господами» значит божествами наряду с Аллахом. И Аллах знает об этом лучше!

[33] Аллах обращается с этими словами к Своему рабу и посланнику Исе ибн Марьям в День воскресения. Некоторые комментаторы считали, что это произошло в этом мире, когда Аллах вознёс его на ближайшее небо в присутствии тех, кто пронял его и его мать двумя богами наряду с Аллахом. И в этом — угроза христианам и порицание их перед лицом человечества. Иса, мир ему, ответил: «Хвала Тебе! Как я могу сказать то, что мне не по праву?» Это пример высочайшей культуры и совершенства в общении. И мы просим Аллаха даровать нам подобный этикет и благородный нрав!

[34] Аль-Бухари передал хадис Абдуллаха об этом аяте: «Люди поклонялись некоторым джиннам, а сами джинны приняли Ислам». Ибн Мас‘уд сказал: «Этот аят ниспослан о группе арабов, которые поклонялись джиннам, а затем джинны приняли Ислам, о чём люди не знали, продолжая поклоняться им. Тогда и был ниспослан этот аят».

[35] Всевышний Аллах порицает язычников за поклонение камням и идолам, за приобщение равных к Аллаху и строительство храмов, подобных Ка‘бе, воздвигнутой возлюбленным Милосердного Ибрахимом. Ал-Лат представляла собой высеченную белую скалу в Таифе, над которой был воздвигнут храм с покрывалом. При храме были служители. Он был окружен забором. Жители Таифа — сакифиты — и их последователи возвеличивали его и позволяли себе гордиться им перед всеми арабами, которые враждовали с ними, кроме курейшитов. Аль-Узза представлял собой дерево в Нахле (между Меккой и Таифом), на котором возвышалось строение с покрывалом. Его возвеличивали курейшиты, и поэтому Абу Суфйан в день сражения при Ухуде сказал: «Аль-Узза — у нас, и нет Уззы для вас». Посланник Аллаха тогда обратился к своим сподвижникам: «Говорите: “Аллах — наш Покровитель, и нет у вас покровителя”». Манат располагалась в местечке около Кудейда (между Меккой и Мединой), ей поклонялись во времена невежества племена Хазаа, аль-Аус, аль-Хазрадж. Отсюда они отправлялись в паломничество к Каабе.

Пророк послал несколько своих сподвижников, чтобы они разрушили идолов. Он отправил Халида Ибн аль-Валида, которого называли мечом Аллаха над язычниками, к Аль-Уззе, и он разрушил её, говоря:

О Узза, я не верую в тебя и не восхваляю,

Я увидел, что Аллах тебя порицает!

Он отправил аль-Мугиру ибн Шииба и Абу Суфйана Сахра ибн Харба к Ал-Лат, и они разрушили её, основав на этом месте мечеть в Таифе. Посланник Аллаха к Манат также отправил Абу Суфйана Сахра ибн Харба, и он разрушил её. Есть также мнение, что её разрушил Али ибн Абу Талиб.

Пророк пришёл с религией истины, полной преданности Аллаху в поклонении, обожествления единственного Достойного поклонения и опровержения отвратительных обычаев и всего, что походило на ширк. Этого добивались и его великие сподвижники и благородные последователи. Но шайтан и лживые обольстители овладели умами многих мусульман, и они возобновили поклонение идолам, в особенности — в наше время, в эпоху глубокого невежества и роскошных картин, когда несчастье захлестнуло нас и коснулось каждого. И уже умолкли учёные... Все мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся!

[36] Ат-Тирмизи назвал его достоверным. Эти мусульмане совсем недавно оставили неверие и приняли Ислам, но вера и таухид не утвердились в их сердцах. Язычники вешали на лотос оружие, полагая, что подобное деяние любит Аллах, и этим они стремились приблизиться к Нему. Поэтому недавно принявшие Ислам мусульмане не предполагали, что это противоречит тому, с чем был послан пророк.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...