Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знать бы мне, смогу ли провести ночь 4 глава




1 Имеются в виду супружеские ласки.

2 Речь идёт о маленьких девочках.

3 Здесь имеется в виду необходимость проявления мягкости к жене в сфере интимных отношений, чтобы иметь хороших детей.

4 Cм. примечание к хадису № 672.

 

Глава 774: Покупка больного верблюда.1

1 Конкретно в данном случае имеется в виду верблюжья болезнь, вызывающая у животного неутолимую жажду.

 

 

952 (2099). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, что у одного человека по имени Наввас были больные верблюды, и Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пошёл и купил таких верблюдов у его совладельца1. А потом этот совладелец пришёл к (Наввасу) и сказал: «Мы продали этих верблюдов». (Наввас) спросил: «Кому ты их продал?» Тот сказал: “Такому-то старцу». (Наввас) воскликнул: «Горе тебе, клянусь Аллахом, это же Ибн ‘Умар!» После этого он пришёл к (Ибн ‘Умару) и сказал: «Мой товарищ продал тебе больных верблюдов, но он не знал тебя!»2 (Ибн ‘Умар) сказал: «Уведи их», но когда тот пошёл, чтобы угнать (верблюдов, Ибн ‘Умар) сказал: «Оставь их! Мы довольствуемся суждением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (который сказал): “(Сама по себе) зараза не пристаёт”».3

1 То есть у того, кто владел этими верблюдами совместно с Наввасом.

2 В комментариях указывается, что последние слова Навваса некоторые улемы понимали по-другому: «…но он не поставил тебя в известность!»

3 Смысл этих слов в том, что в конечном счёте всё зависит от воли Аллаха, а поэтому верблюд может заразить других животных лишь в том случае, если пожелает того Аллах.

 

Глава 775: Упоминание о цирюльнике.

953 (2102). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Абу Тайба пустил кровь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он велел дать ему (за это один) са‘ фиников, а его хозяевам он велел снизить (взимаемую) с него плату1».

1 Имеется в виду оброк, взимаемый хозяином с раба, которому предоставлялась возможность зарабатывать на жизнь каким-нибудь ремеслом. Размер и периодичность таких выплат определялись по соглашению между хозяином и рабом.

 

954 (2103). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему».

 

Глава 776: Торговля тем, приобретение чего является нежелательным.

955 (2105). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она купила себе небольшую подушечку, украшенную изображениями1.

(‘Аиша сказала):

Когда (эту подушечку) увидел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он остановился у дверей, но не стал входить (в комнату). По его лицу я заметила, что он недоволен, и сказала: «О посланник Аллаха, я раскаиваюсь перед Аллахом и Его посланником, но в чём моё прегрешение?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что это за подушечка?» Я сказала: «Я купила её для тебя, чтобы ты сидел на ней и подкладывал её себе под голову». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, создатели этих изображений в День воскресения будут подвергнуты мучениям и им скажут: “Оживите то, что вы создали!”» И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Поистине, в тот дом, где есть изображения, ангелы не заходят!»

1 Имеются в виду изображения каких-то живых существ.

 

Глава 777: О том случае, когда человек покупает что-нибудь и сразу дарит это (другому) ещё до того, как (продавец и покупатель) расстаются (друг с другом).

956 (2115). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, когда) мы находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я ехал на принадлежавшем ‘Умару молодом пугливом верблюде. Я никак не мог с ним справиться, а он постоянно опережал остальных, (и когда это случалось,) ‘Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться, но потом он снова выбегал вперёд, а ‘Умар снова кричал на него и возвращал его обратно. (Через некоторое время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: “Продай мне его”. (‘Умар) сказал: “Он твой, о посланник Аллаха!” (Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Продай мне его”, и (‘Умар) продал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он твой, о ‘Абдуллах бин ‘Умар, делай с ним, что хочешь”».

 

Глава 778: О нежелательном обмане в торговых делах.

957 (2117). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что его обманывают в торговых делах, (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ему): «Когда будешь заключать сделки, говори: “Без обмана! /Ля хиляба!/ ”»1

1 Этим человеком был Хаббан бин Мункиз, да будет доволен им Аллах. Имам Ахмад сказал: «“Хиляба” — это такой обман, когда обманывают в том, в чём обычно люди друг друга не обманывают, например, когда что-нибудь стоимостью в один дирхем хотят продать за пять».

 

Глава 779: О том, что было сказано относительно рынков.

958 (2118). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего”. Я спросила: “О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые1, и те, кто к ним не относится?23 Он сказал: “Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены (, и воздастся им) по намерениям их”».

1 Возможен перевод “люди, посещающие рынки”.

2 Например, прибившиеся к войску путники.

3 ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.

 

959 (2120). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился на рынке, какой-то человек воскликнул: “О Абу-ль-Касим!”1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему, но он сказал: “Я только позвал такого-то”,2 и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Можете) называть (друг друга) моим именем, но не употребляйте при обращении (друг к другу) мою кунью!”»3

1 Абу-ль-Касим (отец аль-Касима) — кунья пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Такие прозвища давались и женщинам, например, Умм ‘Абдуллах (мать ‘Абдуллаха).

2 То есть человека, кунья которого также была Абу-ль-Касим.

3 Согласно мнению большинства улемов, этот запрет действовал только при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

960 (2122). Сообщается, что Абу Хурайра ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) днём. Он ничего не сказал мне, и я ничего не сказал ему, пока он не дошёл до рынка бану кайнука. (Потом) он (пришёл) к дому Фатимы, сел во дворе и стал спрашивать: “Там ли малыш? Там ли малыш?”1 — но (Фатима) задерживала его некоторое время, и я подумал, что она надевает на него ожерелье из благовоний или купает его. Потом мальчик выбежал (из дома), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обнял и поцеловал его и сказал: “О Аллах, полюби его и полюби тех, кто станет любить его!”»

1 Речь идёт о внуке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сыне Фатимы аль-Хасане, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

961 (2123, 2124). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди обычно покупали продукты (у тех, кто доставлял их в Медину) караванами, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он посылал к ним тех, кто не давал (перекупщикам)1 продавать купленное там же, где они его купили (, заставляя их ждать), пока (караванщики) не доставят (свой товар на тот рынок), где торговали съестным.

Ибн ‘Умар сказал:

«(Кроме того,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тем, кто скупал съестное, перепродавать его до получения ими (купленного) полностью».

1 Имеются в виду люди, выезжавшие за пределы города с целью скупки продуктов питания оптом у доставлявших их на вьючных животных крестьян и бедуинов.

 

Глава 780: О нежелательности повышения голоса1 на рынке.

1 Имеются в виду крики спорщиков.

 

 

962 (2125). Сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

(Однажды) я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): «Расскажи мне о качествах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (упомянутых) в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране (, где сказано): “О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…” 1, и защитника для неграмотных2. Ты — Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он3 не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину4, чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца».

1 См. “Сонмы”, 45.

2 Под “неграмотными” здесь подразумеваются арабы.

3 Так в тексте.

4 Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.

 

Глава 781: Отмерять следует и продавцу, и расплачивающемуся.

963 (2127). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин Харам, да будет доволен им Аллах, скончался, не расплатившись с долгами, и я попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспособствовать тому, чтобы заимодавцы простили часть его долга. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с просьбой об этом, но они не сделали (этого), и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ступай и разложи свои финики по сортам: ‘аджва в одну сторону, грозди зайда1 — в другую, а потом пошли за мной”. Я так и сделал, а затем послал за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который уселся поверх (или: посреди) этих (фиников) и сказал: “Отмеряй (финики) этим людям2”. И я отмерял им (финики) до тех пор, пока не отдал сполна всё, что им причиталось, после чего моих фиников осталось (столько же, сколько и было), будто оттуда ничего и не брали».

1 “‘Аджва” и “зайд” — названия сортов фиников.

2 То есть кредиторам.

 

Глава 782: О том, что является желательным при отмеривании.

964 (2128). Передают со слов аль-Микдама бин Ма‘дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отмеряйте вашу пищу, и она будет благословенной для вас».1

1 Имеется в виду, что при купле-продаже продуктов питания необходимо использовать установленные меры объёма и веса, следуя велению Аллаха. См.: “Поэты”, 181.

 

Глава 783: Благословенные са‘ и мудды1 пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1 См. примечание к главе № 35 “Книги омовения”.

 

 

965 (2129). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ибрахим объявил Мекку священной, призвав на неё благословение, я же объявил священной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я призвал благословение на её мудды и са‘ подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим, мир ему».

 

Глава 784: О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки1.

1 Имеется в виду скупка необходимого людям в спекулятивных целях.

 

 

966 (2131). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я видел, как при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, били1 тех, кто покупал продукты питания, не отмеряя их2, если они продавали (купленную еду там же), не доставив её (сначала для продажи в другое место)».

1 То есть подвергали наказанию по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Речь идёт о тех людях, которые покупали финики, ячмень и другие продукты питания оптом, не отмеряя и не взвешивая их.

 

967 (2132). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал человеку продавать еду, пока он полностью не выполнит (всего необходимого)1».

Ибн ‘Аббаса спросили:

«Как это?»

Он сказал:

«(Это значит, что нельзя было отдавать) дирхемы за дирхемы, а еду задерживать2».

1 Имеется в виду, что до того, как продавать купленную еду, он должен был определить точное её количество и доставить купленное в другое место.

2 Имеются в виду такие случаи, когда один человек покупал у другого какие-нибудь продукты питания, например, за сто дирхемов, но не забирал купленный товар сразу, а оставлял его на время у продавца, а сам находил другого покупателя и продавал ему купленное уже дороже. Таким образом получалось, что он продавал свои сто дирхемов, например, за сто двадцать, что запрещается в исламе.

 

968 (2134). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах)».

 

Глава 785: (Человеку) не следует ни перебивать торговлю своему брату1, ни вмешиваться в его торговые дела2 до тех пор, пока он ему не позволит или сам не откажется (от заключения сделки).

1 Здесь имеется в виду, что нельзя стараться вынудить кого-либо отказаться от уже заключённой торговой сделки в ущерб тому, с кем он её заключил.

2 То есть вмешиваться в переговоры на предмет заключения торговой сделки, предлагая более выгодные условия, или понуждать кого-либо уже после заключения сделки вернуть товар продавцу, чтобы продать свой собственный товар, и так далее.

 

 

969 (2140). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина1, и (он говорил): “Не взвинчивайте цены2, и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в исламе), и пусть не сватается к той, что уже просватана за его брата, и пусть (ни одна) женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой (занять её место)”».

1 Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал оседлым жителям становиться посредниками в торговых делах бедуинов, чтобы это не приводило к повышению цен, а посредники не обманывали своих клиентов.

2 Имеются в виду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению с той, которую тот готов уплатить.

 

Глава 786: Продажа с торгов.1

1 Иначе говоря, с аукциона.

 

 

970 (2141). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек решил, что после его смерти его невольник получит свободу, а потом впал в нужду, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял (этого раба) и (стал) спрашивать: «Кто купит его у меня?» И Ну‘айм бин ‘Абдуллах купил его за (какую-то цену), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отдал ему (раба).

 

Глава 787: Продажа не имеющегося в наличии / гарар /1, и того, что ещё находится в утробе2.

1 Например, ещё не пойманной рыбы.

2 Имеется в виду ещё не родившийся скот.

 

 

971 (2143). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать ещё не родившихся (животных), что практиковалось в эпоху джахилийи, когда человек покупал1 (ещё не родившегося) верблюда (с условием, что он получит его), когда верблюдица его родит, а потом она рожала (, и он получал приплод).

1 Здесь речь идёт об уплате денег.

 

Глава 788: Продавцу запрещается оставлять недоенными верблюдиц, коров и овец.

972 (2151). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Человек,) купивший недоенную овцу и подоивший её, (может) оставить её себе, если останется ею доволен, в противном же случае (ему следует отдать хозяину) за её (молоко один) са‘ фиников».

 

Глава 789: Продажа раба, совершившего прелюбодеяние.

973 (2152). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если рабыня совершит прелюбодеяние и о прелюбодеянии её станет известно, пусть (хозяин) подвергнет её (установленному шариатом) бичеванию1, не браня её2, и если она совершит прелюбодеяние (снова), пусть он подвергнет её бичеванию, не браня её, если же после этого она совершит прелюбодеяние в третий раз, пусть он продаст её хотя бы за волосяную верёвку3».

1 Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

2 То есть не укоряя её и не называя во всеуслышание распутницей.

3 Иначе говоря, пусть немедленно избавится от неё.

 

Глава 790: Может ли оседлый житель продавать что-нибудь за бедуина, не получая (за это платы)1, и (следует) ли оседлому помогать бедуину или давать ему советы?

1 Имеются в виду комиссионные за оказанные услуги.

 

 

974 (2158). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не встречайте караваны1, и пусть оседлый не продаёт за бедуина”».

Ибн ‘Аббаса спросили:

«Что (означают) его слова “пусть оседлый не продаёт за бедуина”?»

Он сказал:

«(Оседлый) не (должен) быть посредником для него».

1 Речь идёт о запрете пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречать караваны с продовольствием за пределами города с целью скупки всего товара оптом и дальнейшей его перепродажи.

 

Глава 791: Запрет на встречу караванов.

975 (2165). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не следует вам вмешиваться в торговые дела друг друга1 и не встречайте (караваны с) товарами (, а ждите), пока (товары) не доставят на рынок».

1 См. примечание № 2 к 31-й главе.

 

Глава 792: Продажа изюма за изюм и (других видов) еды за (такую же) еду.

976 (2171). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (то, что именуется) “музабана”.

“Музабана” — это продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеряются) мерами, и продажа (отмеряющегося) мерами изюма за несобранный виноград1.

1 При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно.

 

Глава 793: Продажа ячменя за ячмень.

977 (2174). Передают со слов Малика бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он хотел разменять сто динаров.1

(Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах,) сказал:

Меня позвал к себе Тальха бин ‘Убайдуллах, мы поторговались, и он (согласился) обменять мои (деньги). Он взял золото, повертел его в руках, а потом сказал: «(Подожди,) пока мой управляющий не вернётся из аль-Габы 2», что же касается ‘Умара, который слышал (его слова), то он сказал: «Клянусь Аллахом, ты не (должен) расставаться с ним 3, пока не возьмёшь у него (деньги, ведь) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах) 4, и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах)”». 5

1 Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах, хотел получить вместо золотых динаров серебряные дирхемы.

2 Название пастбища в двадцати километрах к северу от Медины.

3 То есть с Тальхой, да будет доволен им Аллах.

4 Подразумевается, что золото на золото, равно как и серебро на серебро при заключении сделки должны сразу же передаваться из рук в руки.

5 Таким образом, в данном хадисе указывается на существование двух видов ростовщичества — “риба аль-фадль” (когда товары или драгоценные металлы одного вида обмениваются друг на друга не в равных количествах) и “риба ан-наси‘а” (когда что-либо даётся человеку в долг с условием, что через определённое время он вернёт больше, или же когда ему предоставляется отсрочка по выплате долга на таких же условиях). Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с выплатой или взиманием процентов, являются запретными, а Аллах Всевышний сказал: «…Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество запретил…» (“Корова”, 275).

 

Глава 794: Продажа золота за золото.

978 (2175). Абу Бакр (Нуфай‘ бин Калядa), да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не продавайте ни золота за золото, если только равное (количество не обменивается) на равное, ни серебра за серебро, если только равное (количество не обменивается) на равное, что же касается (продажи) золота за серебро и серебра за золото, то (можете) продавать (одно за другое) как хотите1».

1 Единственное условие состоит в том, чтобы сразу же передать товар из рук в руки.

 

Глава 795: Продажа серебра за серебро.

979 (2177). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не продавайте золота за золото, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте серебра за серебро, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте (ни золота, ни серебра), не имеющегося в наличии, за то, что в наличии имеется».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...