Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но если захотят они (ввести нас в) соблазн, мы не 1 глава




поддадимся!

/Ляу ля Анта ма-хтадайна, ва ля тасаддакна, ва ля салляйна, фа-нзили-с-сакината ‘аляй-на, ва саббити-ль-акдам ин лякайна, инна-ль-уля кад багау ‘аляй-на, иза араду фитнатан абайна/.

1 Имеется в виду битва у рва.

 

Глава 960: О том, кто не принял участие в военном походе по уважительной причине.

1169 (2839). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что во время одного из военных походов пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал1: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине, (но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы ни шли».2

1 Эти слова были сказаны во время возвращения мусульман из похода на Табук.

2 Это значит, что люди, не принявшие участия в военном походе, но искренне желавшие этого, получат такую же награду, как и его участники.

 

Глава 961: Достоинство соблюдения поста1 на пути Аллаха.

1 Имеется в виду добровольный пост во время джихада или же добровольный пост, единственная цель которого состоит в стремлении к награде Аллаха.

 

 

1170 (2840). Сообщается, что Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах удалит от огня лицо того, кто один день постился на пути Аллаха, на семьдесят лет (пути)”».

 

Глава 962: Достоинство того, кто снарядил воина или заменил его (в заботах о его семье).

1171 (2843). Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Снарядивший воина в поход на пути Аллаха сам принял в нём участие1 и заменивший собой участника такого похода в заботах (о его семье также) принял в нём участие».

1 Имеется в виду, что этот человек получит такую же награду, как и непосредственный участник похода.

 

1172 (2844). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не заходил ни в один дом в Медине, если не считать дома Умм Суляйм1 и (домов) своих жён; (когда же его) спросили (о причине этого), он сказал: “Поистине, мне жалко её, ибо её брата убили, когда он был вместе со мной”».

1 Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 963: Использование ханута1 во время боя.

1 Ханут — благовоние, использовавшееся для бальзамирования покойных.

 

 

1173 (2845). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в день Йамамы1 он пришёл к Сабиту бин Кайсу, который обнажил свои ноги2 и мазал их ханутом. (Анас) спросил: «О дядя, что мешает тебе (принять участие в бою)?» (В ответ Сабит) сказал: «Сейчас, о племянник», (после чего) он продолжил натирать себя ханутом, а потом пришёл и уселся (среди других бойцов). Затем (Анас) упомянул, что люди обратились в бегство, (что же касается Сабита, то он) сказал: «Прочь с дороги, чтобы мы сразились с этими людьми! Не так мы поступали, когда (сражались) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вы приучили ваших врагов к дурному3

1 Здесь речь идёт о боевых действиях, которые мусульмане вели против лжепророка Мусайлимы в 634 году.

2 Имеется в виду часть ноги от колена до бедра.

3 То есть дали им повод считать, что мусульман можно заставить бежать с поля боя.

 

Глава 964: О достоинстве того, кто занимается разведкой.

1174 (2846). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что во время битвы у рва пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто раздобудет для меня сведения об этих людях?»1 Аз-Зубайр сказал: «Я». После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил: «Кто раздобудет для меня сведения об этих людях?» — и аз-Зубайр (снова) сказал: «Я». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждого пророка был свой апостол2, а моим апостолом является аз-Зубайр!»

1 Речь идёт о противниках мусульман.

2 Или последователь; ученик.

 

Глава 965: Благо останется в чёлках лошадей до самого Дня воскресения.

1175 (2850). Передают со слов ‘Урвы аль-Барики, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Благо /хайр/ не покинет чёлок лошадей до самого Дня воскресения, (ибо благодаря им людям достанется) награда (в мире вечном) и военная добыча (в земной жизни)».

 

1176 (2851). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В чёлках лошадей (заключена) благодать /барака/ ».

ГЛАВА 25. О достоинстве того, кто держит лошадей (для джихада) по слову Всемогущего и Великого: «Приготовьте против них1 сколько сможете (военной) силы и коней на привязи…» (“Добыча”, 60).

1 Имеются в виду неверные.

 

Глава 966: О достоинстве того, кто держит лошадей (для джихада) по слову Всемогущего и Великого: «Приготовьте против них1 сколько сможете (военной) силы и коней на привязи…» (“Добыча”, 60).

1 Имеются в виду неверные.

 

 

1177 (2853). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения на весы того, кто держал лошадей на пути Аллаха, веруя в Аллаха и полагаясь на обещанное Им, (будет положено всё то, что) они съедят и выпьют, (а также) их навоз и моча1».

1 Это значит, что такому человеку зачтутся его расходы по содержанию лошадей и его усилия по уходу за ними.

 

Глава 967: Кличка лошади и осла.

1178 (2855). Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

«За оградой нашего (сада мы держали) коня пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по кличке Люхайф1».

1 “Люхайф” — длиннохвостый.

 

1179 (2856). Сообщается, что Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) я сидел верхом на осле по кличке ‘Уфайр1 позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил (меня): “О Му‘аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него”. Я спросил: “О посланник Аллаха, так не порадовать ли мне этой вестью людей?” В ответ он сказал: “(Нет), ибо тогда они только на это и будут полагаться!2”»

1 “‘Уфайр” — краснобелый.

2 То есть будут считать, что этого достаточно и станут пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.

 

1180 (2857). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда люди) в Медине (стали ощущать) какой-то страх, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одолжил нашего коня по кличке Мандуб1 и ускакал на нём. Вернувшись,) он сказал: “Мы не увидели (ничего) страшного, но обнаружили, что (этот конь очень) резвый”».

1 “Мандуб” — резвый.

 

Глава 968: О том, что было сказано относительно дурных предзнаменований, связанных с лошадьми.

1181 (2858). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Дурные предзнаменования (могут быть связаны) лишь с тремя вещами: с лошадью, женщиной и домом”1».

1 Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на отрицательное отношение ислама к различным суевериям. О признаках злополучия можно говорить, если дело касается лошади, которая отличается упрямством или не используется для джихада, бесплодной, недовольной или дерзкой женщины, а также такого дома, который неудобен для жизни, расположен далеко от мечети или стоит рядом с домом плохого человека.

 

Глава 969: Доля лошади (в военной добыче).

1182 (2863). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделял лошади две доли (из военной добычи), а её хозяину — одну.

 

Глава 970: О том, кто в бою вёл под уздцы верховое животное другого человека.

1183 (2864). Сообщается, что (как-то раз один) человек спросил аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах:

«Верно ли, что в день (битвы при) Хунайне вы бежали (, покинув) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?»

Он сказал:

(Да,) но посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, не побежал. (Люди из племени) хавазин хорошо стреляли из луков; повстречавшись с ними, мы атаковали их, и они побежали, а когда мусульмане занялись военной добычей, они обстреляли нас из луков. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не обратился в бегство, и, поистине, я видел его сидящим на его белой мулице. (В это время) Абу Суфйан держал её под уздцы, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил (такие слова):

Я — пророк, и нет (в этом) лжи!

Я — Ибн ‘Абд аль-Мутталиб!1

1 То есть я — потомок Абд аль-Мутталиба.

 

Глава 971: Верблюдица пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1184 (2872). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была верблюдица по кличке ‘Адба1, которую никто не мог обогнать2, но однажды приехал какой-то бедуин на верблюде, которому было меньше шести лет, и обогнал её. Мусульмане были так огорчены этим, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) заметил это и сказал: “Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижает это”».

1 “‘Адба” — та, у которой отрезано или разрезано ухо.

2 Передатчик этого хадиса сказал: «…или почти никто не мог обогнать».

 

Глава 972: О том, как во время битвы женщины подносили людям бурдюки с водой.

1185 (2881). Сообщается, что (однажды) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, разделил между женщинами Медины плащи, после чего остался один хороший плащ, и один из тех, кто находился рядом с (‘Умаром, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«О повелитель правоверных, отдай этот плащ дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на которой ты женат», имея в виду дочь ‘Али Умм Кульсум1.

(На это) ‘Умар сказал:

«Умм Салит имеет больше прав на него», а Умм Салит была из числа ансаров и (в своё время) принесла пророку, да благословит его Аллах и приветствует, клятву (на верность исламу).

‘Умар сказал:

«И, поистине, в день (битвы при) Ухуде она приносила нам бурдюки (с водой)».

1 Иначе говоря, не дочь, а внучку пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 973: О том, как женщины ухаживали за ранеными во время военных походов.

1186 (2882). Сообщается, что ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Обычно мы принимали участие в военных походах вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принося (воинам) воду, прислуживая им и доставляя в Медину раненых и убитых».

 

Глава 974: Обеспечение охраны во время военного похода на пути Аллаха.

1187 (2885). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бодрствовал (всю ночь), а, вернувшись в Медину, он сказал: “О, если бы охранял меня этой ночью праведный человек из числа моих сподвижников!” Тут мы (неожиданно) услышали бряцание оружия, и он спросил: “Кто это?” (Подошедший к нам человек) ответил: “Я — Са‘д бин Абу Ваккас, пришедший, чтобы охранять тебя”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поспал».

 

1188 (2887). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы1, который остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то он негодует, да окажется он в бедственном положении, и да вернётся к нему болезнь, и да не найдётся того, кто извлёк бы из его тела колючку, когда он уколется! Да будет блажен тот раб с растрёпанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха, и, если (его поставят) в охранение, он пойдёт в охранение, если же его (поставят) в тыл, он пойдёт в тыл2, (а сам он настолько непритязателен, что) если он просит, то ему не позволяют, если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайство не принимают».

1 “Хамиса” — название дорогой одежды.

2 Имеется в виду арьергард войска.

 

Глава 975: О достоинстве служения во время военного похода.

1189 (2889). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я отправился в Хайбар вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы прислуживать ему, а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на обратном пути увидел (гору) Ухуд, он сказал: “Эта гора любит нас, а мы любим её”».

 

1190 (2890). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, были в пути, (люди) могли найти тень, только закрываясь от солнца собственной одеждой. Что касается постившихся, то они ничего не делали, что же касается тех, кто пост не соблюдал, то они присматривали за верблюдами1, привозили (на них) воду и лечили (больных и раненых), и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сегодня непостившимся досталась (вся) награда”».2

1 Имеется в виду, что они поили и пасли животных.

2 Это не означает, что постившиеся не заслужили никакой награды. Смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что непостившиеся получат двойную награду, так как они обслуживали не только себя, но и других, благодаря чему те могли соблюдать пост.

 

Глава 976: Достоинство пребывания на страже / рибат /1 на пути Аллаха.

1 Рибат — приграничное укрепление, в котором живут вооружённые борцы за веру /мурабитуна/, защищающие границы мусульманских земель от неверных.

 

 

Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки1, и оставайтесь на страже2, и бойтесь Аллаха, чтобы вы преуспели» (“Семейство ‘Имрана”, 200).

1 Здесь эти слова означают: проявляйте больше выдержки в перенесении тягот войны, чем ваши враги.

2 “Рабиту.” Здесь имеется в виду пребывание в мечети после завершения одной молитвы в ожидании наступления времени другой. Кроме того, слово “рабиту” можно перевести как “не покидайте рибата”.

 

1191 (2892). Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Один день пребывания на страже на пути Аллаха лучше мира этого со всем тем, что в нём есть; место в раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть, и (дела, совершаемые) рабом на пути Аллаха, утром или вечером, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть!»

 

Глава 977: О том, кто во время войны обращался за помощью к слабым и благочестивым людям.

1192 (2896). Сообщается, что Мус‘аб бин Са‘д, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«(В своё время) Са‘д решил, что он лучше всех прочих,1 и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): “Разве не благодаря одним только слабым2 из вашей (среды) вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?”»

1 Речь идёт о тех, кто не отличался такой же храбростью или богатством.

2 Здесь имеются в виду мольбы слабых, обращаемые ими к Аллаху.

 

1193 (2897). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Наступит для людей такое время, когда группа людей отправится в военный поход и (их) спросят: “Есть ли среди вас такие, кто встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует?” — и (они) ответят: “Да”, и им будет дарована победа. Потом наступит (другое) время, и (отправившихся в военный поход) спросят: “Есть ли среди вас такие, кто встречался со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует?” — и (они) ответят: “Да”, и им будет дарована победа. Потом наступит (другое) время, и (отправившихся в военный поход) спросят: “Есть ли среди вас такие, кто встречался с теми, кто встречался со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует?” — и (они) ответят: “Да”, и им будет дарована победа”».1

1 Здесь речь идёт о трёх лучших поколениях мусульман, которыми, как указывается и в некоторых других хадисах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл своих сподвижников /сахаба/, их последователей /таби‘уна/ и последователей их последователей.

 

Глава 978: Побуждение к стрельбе из лука.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Приготовьте против них1 сколько сможете (военной) силы и коней на привязи (, благодаря чему) вы устрашите врага Аллаха и врага вашего…» (“Добыча”, 60).

1 Имеются в виду неверные.

 

1194 (2900). Сообщается, что Абу Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день (битвы при) Бадре, когда мы выстроились рядами перед курайшитами, а они выстроились рядами перед нами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда они приблизятся к вам, вы должны будете обстреливать их из луков”».

 

Глава 979: О щите и том, кто прикрывался щитом своего товарища.

1195 (2904). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Имущество (племени) бану ан-надир1 было даровано Аллахом Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует,2 так как мусульманам не пришлось из-за этого бросать в бой лошадей и верблюдов3. (Это имущество) принадлежало только посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который расходовал из него что-то на ежегодное содержание своих жён, а оставшееся тратил на оружие и лошадей (, готовясь к сражениям) на пути Аллаха».

1 Бану ан-надир — иудейское племя, жившее в Медине и изгнанное из города пророком, да благословит его Аллах и приветствует, за нарушение союза с мусульманами в 625 году.

2 В подобных случаях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог распоряжаться военной добычей по своему усмотрению.

3 Другими словами, эта добыча /фай’/ досталась им без боя.

 

1196 (2905). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Не видел я, чтобы хоть кому-нибудь после Са‘да1 пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Да станут мои родители выкупом за тебя!” — и я слышал, как он сказал (ему): “Стреляй, да станут мои родители выкупом за тебя!”2»

1 Имеется в виду Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах.

2 Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы при Ухуде.

 

Глава 980: О том, что было сказано относительно украшения мечей.

1197 (2909). Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Были) люди, которые завоевали многое (, хотя) мечи их не были украшены ни золотом, ни серебром, а только невыдубленной кожей, свинцом и железом».

 

Глава 981: О том, что было сказано относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1198 (2915). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Находясь в шатре (перед началом битвы при Бадре), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, заклинаю Тебя (выполнить) Твоё обещание! О Аллах, если Ты пожелаешь, то после этого дня уже никто не будет поклоняться Тебе!”1 После этого Абу Бакр взял за руку (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) на котором уже были его доспехи, и сказал: “Этого достаточно, о посланник Аллаха! Ты (взываешь) к своему Господу (уж слишком) настойчиво!” И после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) вышел наружу, произнося (такие айаты): “Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство, но Час этот2, что является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше!” 3»

В другой версии (этого хадиса сказано также): «И это было в день (битвы при) Бадре».

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что, если мусульмане потерпят поражение и будут истреблены, на земле не останется ни одного человека, который исповедовал бы истинную религию единобожия.

2 Имеется в виду День воскресения.

3 “Луна”, 45 — 46.

 

Глава 982: Ношение шёлковых (одежд) на войне.

1199 (2919). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ‘Абд ар-Рахману бин ‘Ауфу и аз-Зубайру носить шёлковые рубахи по той причине, что они страдали от чесотки.

 

(2920). В другой версии (этого хадиса приводится сообщение Анаса, да будет доволен им Аллах, о том, что) они1 пожаловались пророку, да благословит его Аллах и приветствует,2 и он разрешил им носить шёлковые (рубахи).

1 То есть ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф и аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими.

2 Подразумевается, что они пожаловались пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что их донимают вши, из-за чего у них зудит кожа.

 

Глава 983: О том, что было сказано относительно сражений с румами1.

1 “Рум” — византийцы.

 

 

1200 (2924). Передают со слов Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она услышала, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Первые (воины из числа членов) моей общины, которые примут участие в морском военном походе, обязательно (попадут в рай)».

Умм Харам сказала:

«Я спросила: “О посланник Аллаха, буду ли и я среди них?” Он сказал: “Ты будешь среди них”. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Первым (воинам из числа членов) моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора1, простятся (их грехи)”. Я спросила: “Буду ли и я среди них, о посланник Аллаха?” — (и на этот раз) он сказал: “Нет”».

1 Имеется в виду столица Византии Константинополь.

 

Глава 984: О сражении с иудеями.1

1 Здесь имеется в виду сражение с иудеями, которое произойдёт в Палестине незадолго до Судного дня.

 

 

1201 (2925). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...