Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как готовить лошадь к перемене ног?




Сначала подъем лошади в галоп совершается то с правой ноги, то с левой. Это проделывается до тех пор, пока она при малейшем указании шенкеля не будет подниматься с любой ноги легко и правильно. При этом нужно следить, чтобы лошадь не бочила, не торопилась и отвечала на требования всадника спокойно.

Интервал между подъемами, сначала довольно большой, постепенно сокращают и доводят до одного шага. Чтобы полностью владеть лошадью при подъемах в галоп, следует научиться это делать не только по стенке манежа, но и в отдалении от нее. Это потребует дополнительного внимания и сосредоточенности от всадника, Но и в этих условиях нужно вести лошадь по прямой.

Этими упражнениями лошадь подготавливается прежде всего к подъему в галоп с места, то есть с остановки. Но перемена ног должна совершаться на движении и так, чтобы галоп не сокращался и ритм его не менялся. Первую перемену ноги лучше делать в углу манежа, наиболее удобном для этого месте. Лошадь идет, например, с левой ноги, то есть при езде направо она идет контргалопом. Подходя к углу, всадник быстро меняет воздействие средств управления. Если лошадь не сменила ногу, нужно ее перевести в шаг, успокоить, потом снова поднять в галоп и опять потребовать от нее перемены ноги. Если вы готовили лошадь к этому моменту, не спеша, то больших затруднений у вас не возникнет.

Когда лошадь легко станет менять ноги в углах (разных, но не в одном и том же - этого следует избегать), можно переходить к перемене ног на прямой. Так как перемена ног происходит в момент подвисания лошади в воздухе, то важно вовремя дать ей знать о необходимости сменить ногу. Это указание должно исходить от всадника в тот момент, когда диагональная пара ног лошади еще находится на земле.

Для облегчения своей задачи попробуйте перед сменой ног считать махи. Например, вы идете галопом и считаете махи, решив потребовать смену ноги на счет "четыре": раз-два-три-четыре. Слово "четыре" должно произноситься энергично и резко. Одновременно с ним сигнализируют лошади о необходимости сменить ногу.

Простой, элементарный метод, но помогает уловить нужный для воздействия на лошадь момент.

Чтобы перемена ног производилась прямолинейно, нужно следить, чтобы в каждый темп лошадь продвигалась вперед достаточно энергично, оставаясь в мягком поводу. Грубость повода особенно сказывается на прямолинейности выполнения упражнения. Если же лошадь боится шенкеля и шпоры, то перемена ног будет выполняться ею судорожно, рывками, а движение ее потеряет эластичность. Нужно всегда помнить, что при перемене ног наказание лошади должно быть совершенно исключено. Наоборот, ласка, поощрение в любом виде, успокоение продвинут вашу работу быстрее вперед. Помните, что всякое новое требование к лошади не должно "ложиться" на недостаточно крепко усвоенное ею предыдущее.

Перемена ног бывает простой (как описывалось выше) и в определенной последовательности - в шесть, четыре, три, два и один темп. Особенно трудна перемена ног в один темп. И к ней ведет долгий путь. Когда лошадь усвоила перемену ног в воздухе, а всадник уверен в том, что по его указанию она это сделает в любой момент, можно начать перемену ног через определенное число махов. Начинать лучше это делать после 8-10 махов, не меньше. После того как лошадь сменила ногу влево и вправо, нужно ее остановить и огладить. Потом попытаться повторить этот успех. Если лошадь заволновалась, то ее следует остановить и снова поработать с нею над подъемами в галоп. Количество перемен ног можно увеличивать только после того, как лошадь начнет выполнять ваши требования спокойно и уверенно.

После этого можно потребовать от лошади перемену ног и через меньшее количество махов. Делать это нужно в той же последовательности, как говорилось выше. Всякие сбои чаще всего происходят по вине всадника, который сам готовится к этой перемене раньше, чем это необходимо. При этом. забывая, что между требованиями сменить ногу он должен очень спокойно сидеть в седле. поскольку даже малейшее движение с его стороны может восприниматься лошадью как указание к действию (лошади - очень чуткие животные, старающиеся "угодить" человеку). Этим объясняется то, что лошадь нередко сама "предлагает" сменить ногу еще до команды. В этом случае нужно сильным воздействием соответствующего шенкеля заставить ее сменить ногу на правильную. Если это сделано вовремя, то она поймет, что самовольничать не следует. И хотя она вам подчинилась, все же лучше поработать с нею снова на подъемах в галоп с движением вперед. Это позволит ей более прочно усвоить, что без указания всадника она не должна ничего делать. Перевод же в шаг действует на нее успокаивающе.

После уверенного исполнения лошадью перемены ног в два темпа можно переходить к перемене ног в один темп. В данном случае увеличение количества перемен должно осуществляться еще более внимательно и осторожно. Если лошадь спокойно и уверенно меняет ноги в один темп по прямой, то можно предложить ей это упражнение по кругу. В одной олимпийской программе был элемент - перемена ног на кругу диаметром 20 м. Сначала нужно было менять ноги в четыре темпа (4 раза), затем в три темпа (4 раза), потом в два темпа (4 раза) - как налево так и направо. Это очень сложно, но если вы сможете это сделать, то вы будете удовлетворены плодами своей работы. Делая перемену ног, нередко совершают следующие ошибки:

1. всадник стоит на стременах, а не сидит в седле (особенно часто эта ошибка наблюдается при перемене ног в один темп);

2. лошадь недостаточно продвигается вперед, сокращает маховое движение

и слишком высоко поднимает передние ноги.

Остальные ошибки, происходящие при перемене ног, объясняются тем, что либо лошадь не подготовлена правильно и последовательно, либо воздействие на нее не было достаточно четким и ясным для нее.

При выполнении контрперемен на галопе учитывают, что перед сменой ноги идет высвобождение переда и выпрямление лошади, чтобы сама перемена ног произошла по прямой. Внутренний шенкель при этом остается прижатым к боку лошади: он не дает угаснуть импульсу движения и продвигает лошадь вперед. Наружный шенкель действует так же, как и на принимании (на движение вперед -вбок). При этом важно (как и на перемене ног) не задерживать движение поводом, всякий раз при перемене ног повод слегка смягчают. При выпрямлении лошади должно меняться и ее постановление.

Пируэты

Сложнейшей фигурой в высшей школе верховой езды является пируэт на галопе. Так как исполнение этого элемента требует большой скоординированности в движениях всадника (его средств воздействия на лошадь), то подготавливать себя к этому нужно заранее. Чтобы правильно действовать на галопе, нужно отрабатывать свое поведение на лошади в менее трудных условиях, то есть на шагу или на месте. Эти действия должны соответствовать тем, которые нужны при исполнении пируэта уже на галопе.

С чего начать? Вы останавливаете лошадь и сознательно, применив свои теоретические знания, поворачиваете корпус налево, например, так, чтобы видеть маклак лошади, при этом смещаете немного центровку влево за счет более сильного нажатия шенкелем на левое стремя. Это упражнение проделываете несколько раз, пока поворот корпуса и давление на стремя (шенкель в это время должен лежать у подпруги, а не отделяться от бока лошади) не будут совершаться одновременно.

После этого следует подключить руки: левый повод показывает направление предполагаемого движения, а правый накладывается на шею лошади. Когда применение всех этих компонентов воздействия на лошадь у вас станет независимым от вашего сознания, то есть вы будете применять их не думая, когда и как действовать, то это означает, что ваши движения отработаны до автоматизма и вы можете перейти к работе в усложненных условиях. Известно, что наше внимание не может быть сконцентрировано одновременно на большом объеме действий, а может только переключаться. Это и подсказывает нам, что к любому труду нужно приступать с овладения какой-либо его части, а затем подключать что-то новое, пока все необходимые вам действия не будут доведены до автоматизма, то есть станут независимыми от вашего сознания. Эти свойства нашей памяти и физиологические возможности помогают человеку овладевать труднейшими видами деятельности. Только после того, как взаимная связь, которая должна существовать между всеми средствами воздействия на лошадь будет вами освоена на месте, и отработана до автоматизма, вы можете попытаться сделать то же самое на шагу. Тем более что, прежде чем приступить к обучению лошади пируэту на галопе, необходимо, чтобы сначала лошадь хорошо усвоила пируэт на шагу. Подходить к полному пируэту на шагу нужно через полупируэт.

Полупируэт на шагу

- полноправная фигура в ряду с другими призовыми фигурами. Готовить его следует тщательно и неторопливо, так как правильное его

исполнение требует от лошади тонкого восприятия указаний со стороны всадника, а также большой сосредоточенности в даче этих указаний конником. Правильно исполненный пируэт на шагу - это четкое, ритмичное движение лошади на шагу при небольшом изгибе корпуса в сторону движения вокруг внутреннего шенкеля. При этом задние ноги. оставаясь практически на месте, работают отчетливо л в ритме всего движения.

Делается полупируэт следующим образом: вы ведете лошадь собранным шагом, затем, отозвав, допустим, правым поводом (сделав постановление направо и предупредив лошадь, что последует следующее требование) накладываете левый повод на шею. То есть, правый повод указывает направление движения, а левый направляет плечи лошади в ту же сторону. Правый шенкель, упираясь на стремя больше чем при движении вперед, не дает лошади остановиться, а левый шенкель удерживает ее зад от закидывания в сторону. Выравнивание средств управления (воздействия) позволит выслать лошадь вперед по завершении ею пируэта. При выполнении этой фигуры, впрочем, как и других, важно, чтобы корпус всадника сопровождал движение лошади в сторону. Для этого плечи его должны быть развернуты, в данном случае, вправо, а центр тяжести сдвинут также вправо. Всадник должен быть внимательным еще и потому, что если он не достигнет четкого взаимопонимания между работой шенкеля и рук, то лошадь может осадить или перестать работать задними ногами. Не нужно сразу делать весь полупируэт. Сначала довольствуйтесь одним-двумя шагами лошади в сторону. Огладьте ее, двиньте вперед в прямом направлении. Еще раз попросите лошадь, задерживая ее зад, отвести перед на один-два шага...И так нужно делать много раз.

Таким же образом в дальнейшем работают с лошадью над полным пируэтом на шагу.

Параллельно с описанной работой над пируэтом на шагу проделывают подготовительные упражнения для последующей работы над пируэтом на галопе. Такими упражнениями могут быть:

1. Работа "гармошкой", причем сокращение галопа нужно доводить почти до галопа на месте. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы при сокращении галопа не нарушалась трехкратность движения;

2. Принимание на галопе ведется по большому кругу, который в процессе

работы уменьшается (рис. 27),

Можно применять также упражнение, которое вы видите на рисунке. На нем лошадь ведется не по стенке манежа, а параллельно ей на небольшом расстоянии (рис. 26а). Дойдя до угла, поворачиваете лошадь в сторону стенки манежа. Она естественно сгибается вокруг вашего внутреннего шенкеля, а наружный шенкель удерживает откидывание зада. Далее по стенке лошадь идет прямо (рис. 266). Полезно и другое упражнение: всадник ведет лошадь на собранном галопе по длинной стенке манежа. В углу он делает как бы полувольт и идет ранверсом (круп в сторону стенки, а перед отведен от нее) в противоположную сторону. Только после этих предварительных упражнений, многократно повторенных (не в один день), и при условии, что лошадь к ним стала относиться спокойно, можно перейти к выполнению самого пируэту

Полезно проделывать и такое упражнение. Начните делать пируэт на шагу. Во время исполнения этого движения потребуйте от лошади подъем в галоп, как при подъеме в галоп при движении по вольту. Это будет один темп галопа. Затем продолжайте пируэт на шагу. Когда лошадь успокоится, потребуйте от нее еще один темп галопа. По мере усвоения надо чтобы лошадь сделала сначала два, потом три темна галопа и при этом оставалась на пируэте. В данном упражнении (обязательно применяя последовательность) для лошади не будет ничего нового как на пируэте, так и в подъеме в галоп. Надо только связать ранее отработанные приемы - подъем в галоп и перемещение на пируэте при принимании па галопе на вольту головой наружу.

Настоятельно обращаю внимание на то, что начинать надо с одной четверти пируэта, а затем продолжить движение по прямой. Когда лошадь будет легко выполнять это упражнение, можно перейти на отработку полупируэта и т.д. При этом постоянно нужно следить за работой задних ног. Для этого необходимо все время совершенствовать галоп на сокращенном до максимума движении, т.е. до галопа на месте. Но ни в коем случае нельзя этого добиваться за счет одних поводьев. Укорачивать галоп и доводить его до движения на месте можно только усилением действий шенкелей при частых переходах в шаг.

Выполняется такой галоп в полном сбое, поэтому шенкель не только поддерживает сбор, но также темп и ритм галопа. Поводья в это время оказывают сдерживающие усилия. Чаще оглаживайте, поощряйте лошадь за такие труды.

Впоследствии, когда это упражнение будет освоено, можно делать следующее: поднять лошадь в галоп, пройти несколько темпов, а затем, сократив движение, сделать несколько темпов на месте; после этого - снова выслать ее вперед.

Если зад лошади перестает работать (становится мертвой точкой опоры), следует немедленно выслать ее вперед и, снизив постав переда, оживить работу задних ног.

Пируэт

- это круг, выполняемый лошадью в два следа на пять - восемь тактов, радиусом, равным длине ее корпуса. "На пируэте передние ноги и наружная задняя нога лошади движутся вокруг внутренней задней ноги, которая после каждого темпа должна опускаться в свой след или немного впереди него" (Правила FЕI). Для правильного исполнения пируэта необходимо, чтобы лошадь вошла в него в ритме своего галопа и в таком же ритме из него вышла. На пируэте лошадь слегка согнута в направлении поворота, контакт с поводом остается легким при наивысшем сборе, круп приспущен. Потеря импульса на пируэте грозит нарушить трехтактность галопа, что недопустимо и карается судьями очень строго. Поэтому внутренний шенкель работает у подпруги в темп галопа для поддержания импульса, а наружный плотно прижат к боку лошади и не позволяет ее заду сместиться в сторону. Необходим также перенос всадником центра тяжести в сторону внутренней задней ноги лошади.

Этому помогает (особенно в начальный период работы) разворот корпуса всадника внутрь движения, а иногда даже поворот головы и плеч так, чтобы увидеть маклак (вспомните работу на месте для отработки автоматизма действии). Таким образом, происходит совмещение центров тяжести человека и лошади. Если вы едите на велосипеде, то ведь на повороте вы обязательно должны наклониться в сторону поворота, иначе упадете. С лошади можно и не упасть, но сбить ее с ритма движения, нарушить связь с нею, вызвать у нее неприятные ощущения, которые толкнут ее на сопротивление, вызвав ухудшение качества движения, можно.

Работая над пируэтом, полезно продвигать лошадь вперед сначала после двух -трех темпов в сторону, затем после четырех - пяти. Такой метод улучшит качество исполнения пируэта. Ошибки на пируэте возникают в результате форсированной работы, либо тогда когда всадник забывает следить за собой и нарушается согласованная работа его средств воздействия на лошадь. Помните: не следует валиться вперед, лучше немного откинуться назад, облегчив этим движение переда лошади.

Пируэт выполняется согласно программам различных езд у определенных букв. Однако, мы часто наблюдаем, что, ведя лошадь точно на букву, всадник не удерживает ее и пируэт совершается несколько в стороне от требуемой точки. Чтобы этого не происходило, всаднику необходимо в последние один - два темпа галопа сделать как бы ложное движение в сторону, тогда пируэт будет точно на нужном месте.

Что подразумевается под ложным движением? Вы ведете лошадь, например, по центральной линии с левой ноги и вам нужно сделать пируэт у точки "X". Не доходя до точки "X" один - два темпа, вы отводит перед лошади обоими поводьями, положив их на шею, чуть вправо, н затем начинаете пируэт налево. Это малозаметное движение в обратную сторону дает возможность удержать зад лошади на определенном месте, в данном случае, точно у точки "X". Чтобы лошадь в этот момент не сменила ногу, нужно делать это очень мягко. Кроме того, в процессе предварительной работы с лошадью на галопе нужно приучить ее двигаться на собранном галопе не только с правильным постановлением, но также и с обратным, слушая только шенкель. Характерными ошибками на пируэте бывают:

• неточное соблюдение оси поворота:

• поспешное исполнение (вертушка), причины:

резкое действие наружным шенкелем, шпорой и поводом. При этом лошадь будет спешить и передом, делая либо большие махи в сторону, либо торопливые движения. Чем быстрее "забирает" лошадь плечами в сторону, тем более склонна она опереться на одну из задних ног, что влечет за собой нарушение тактности галопа. Это явление чаще всего наблюдается у лошадей с перевозбужденной центральной нервной системой;

• лошадь "крестит" на пируэте (то есть меняет последовательность работы задними ногами), причины:

- неспокойная рука всадника (неравномерное действие поводьев);

- неспокойная посадка всадника, влияющая на равновесие лошади;

  • резкое воздействие на лошадь внутренним шенкелем и шпорой.

Исправить этот недостаток помогает работа траверсом. При движении по окружности лошади легче подставлять под свой корпус внутреннюю заднюю ногу, а всаднику легче чувствовать это. Одновременно необходимо совершенствовать посадку всадника и применение им средств управления.

• осаживание во время пируэта, причины: - резкое воздействие поводом;

- чрезмерный уклон корпуса всадника назад при недостаточной активности шенкелей или

- слабый зад лошади.

Все это может вызвать не только движение лошади назад, но и появление болезненных процессов у нее в суставах н мышцах конечностей. Рука всадника, мягкая и чуткая, не лишает лошадь поддержки поводом, но н не мешает ее движению. Только при чутком равновесии (корпус всадника при этом играет роль стрелки весов - малейший его уклон нарушает равновесие) возможно исполнение хорошего пируэта.

• "ломание" передних ног

"Ломание" происходит, когда лошадь не успевает выносить передние ноги непринужденно и естественно, тогда движение получается скомканным. Рецепт исправления один: постепенность в предъявлении требований к животному и - не спешить!

• потеря трехтактности в галопе, причины:

- лошадь еще не готова двигаться максимально сокращенным галопом:

- слишком высоко поднят перед лошади и этим подавлено движение ее задних ног;

- потерян импульс в движении лошади;

- слабость и недоразвитость мускулатуры спины и поясницы лошади:

- недостаточно энергичная работа шенкелей всадника (особенно внутреннего);

• неправильное положение корпуса всадника, его плеч, головы н др. В работе с лошадью нужно помнить старинную русскую пословицу: "Тише едешь, дальше будешь" и следовать ей.

 

Часть пятая.

Пассаж. Пиаффе.

Элементами высшей сложности верховой езды являются также пассаж и пиаффе. Точных рекомендаций, чему обучать лошадь раньше - пассажу или пиаффе, нет. Это зависит от индивидуальных способностей лошади.

Пассаж - это парящее движение лошади на рыси или рысь с подвисанием. Поднятые диагональные ее ноги на мгновение задерживаются в воздухе, создавая впечатление особенно четкой размеренности, изящества и легкости движения. Для пассажа характерна каденция, то есть особо четкий ритм в движении.

Выполнение пассажа, его качество, в большой степени зависит от строения лошади, но неизмененными остаются главные его критерии - предельная ритмичность (каденция), точное опирание диагональных ног о землю и полный сбор. Это возможно только тогда, когда у лошади хорошо работают спинные мышцы.

Приступать к пассажу следует после того, когда лошадь научилась идти правильной собранной рысью в один и два следа и когда всадник может в любой момент прервать предлагаемую ему лошадью парящую рысь и перевести ее на обычную. Идущую энергичной собранной рысью лошадь, побуждают чутким и легким набором повода (при одновременном посыле шенкелем) задерживать не весу поднятые ноги. Постепенно фаза подвисания между сменой диагональных пар ног лошади должна удлиняться, вызывая то самое величавое движение, которое и есть пассаж.

Пассаж рекомендуется отрабатывать короткими репризами, обращая внимание на работу спины и ног. Не следует зажимать лошадь шенкелями, так как такая работа шенкелей делает движение лошади не эластичным. На пассаже нужно применять "подхват" шенкелями снизу-вверх в темп движения. Чем сильнее. пружиня, лошадь Отталкивается от земли, тем совершеннее будет пассаж.

Пассаж будет выглядеть правильным, если предплечья передних ног лошади поднимаются почти до горизонтального положения, пясть опущена под прямым углом, причем зацеп копыта и расслабленный путовый сустав одной ноги находятся посередине пясти второй передней ноги. Задние же ноги поднимаются до уровня путовых суставов и не должны быть выше передних ног.

В основе пассажа лежит особое желание лошади двигаться вперед с хорошим импульсом. Задача всадника - не помешать ей в этом и. чутко координируя свои воздействия, помочь ей сохранить импульс. Правильный ритмичный пассаж возможен только у хорошо уравновешенных лошадей. Поспешность в требованиях. форсированная подготовка лошади приводят ко многим ошибкам, таким как:

• "зажатая" спина (правильный пассаж предполагает вибрацию спинных мышц. позволяющих всаднику ощущать эти колебания, очень мягкие и приятные):

• раскачивание задом;

• неровная работа задних ног;

• растягивание рамки;

• мячикообразное отталкивание (не эластичное движение, а резкое, как у мячика, когда мышцы ног напряжены, а путовые суставы не могут расслабиться так, чтобы создалось впечатление непринужденности и элегантности). К сожалению, сейчас подобное движение очень распространено. Для исправления ошибок на пассаже рекомендуется постоянно возвращаться к собранной рыси, с которой начиналось общение лошади пассажу, и следить при этом за прямолинейностью движения. Ошибки на пассаже возникают также из-за неточностей, допускаемых самими всадниками, когда движение их корпуса не совпадает с тактом движения лошади или когда происходит непопадание посыла в НУЖНЫЙ момент.

Пиаффе - это высокое движение лошади, похожее на рысь, но на месте, при котором попеременно поднимаются и опускаются ее диагональные пары ног. Некоторые специалисты считают пиаффе пассажем на месте. Такая точка зрения отражается на подготовке и обучении лошади этому упражнению, о чем будет говориться ниже.

Большая часть веса лошади на пиаффе приходится на ее задние ноги, поэтому мы видим, что круп у нее приспущен, а задние ноги сильно СОГНУТЫ в скакательных суставах, спинные мускулы пружинят. Эта вибрация спины воспринимается всадником как мягкое колебательное движение. Так как на пиаффе сохранение равновесия играет главенствующую роль, то всаднику следует сидеть в седле очень спокойно. Любое его движение корпусом может сбить лошадь, она потеряет равновесие, и в результате нарушится ритмичность этого труднейшего для животного движения.

Шенкель должен только следить за тем, чтобы движение лошади не прекращалось, поэтому он значительно мягче работает на пиаффе, чем на пассаже. Легкий контакт со ртом лошади не должен прерываться. Повод помогает всаднику удерживать лошадь от раскачивания передом и ограничивает ее движение. Долю выдерживать лошадь на месте не рекомендуется. Лучше ее чаще выдвигать вперед, потом приостанавливать и опять выдвигать вперед.

Пиаффе - это "в высшей степени собранная, ритмичная, высокая и величественная рысь на месте. Спина лошади гибкая и вибрирует. Круп немного опущен, задние ноги с активными скакательными суставами хорошо подведены, что позволяет переду лошади и передним ее ногам двигаться легко и свободно. Каждая диагональная пара ног поднимается и опускается попеременно, сохраняя одинаковый ритм и достаточную продолжительность подвисания" (Правило ФЕИ). Как приступать к работе над пиаффе? В руках, без веса всадника (дополнительной помехи для сохранения равновесия), научить лошадь пиаффировать значительно проще, чем под седлом. Пользуются при этом длинными вожжами - поводьями или лонжами. Делать это лучше и легче вдвоем, то есть работать с помощником: один человек ведет лошадь, а второй ее подгоняет, не давая ей останавливаться, накапливая энергию для отталкивания от земли. Главное, всегда нужно довольствоваться малым. На первых порах достаточно, чтобы лошадь сделала только два темпа пиаффе. Поощрение, оглаживание зафиксирует этот момент. Важно уловить нужное диагональное переступание ног лошади.

После отработки пиаффе в руках можно переходить к работе под всадником. Так как лошадь уже усвоила движение от хлыста, то сначала нужно воздействовать на нее и хлыстом и шенкелем. Потом хлыст постепенно убирают и остается один шенкель, который становится все мягче по мере понимания лошадью требований к ней всадника и когда она станет уравновешенной.

Но лучшее пиаффе все-таки получается, если уже уравновешенную на пассаже лошадь постепенно и медленно укорачивать па движении, доводя ее до работы на месте. При этом не следует забывать, что рамка лошади на пассаже и пиаффе неодинаковая: пиаффе требует большего подседа задом. На пиаффе круп более опущен, а задние ноги лошади подведены больше, чем на пассаже, с тем, чтобы они имели возможность толкнуть тело лошади вперед, сохранив правильный сбор. При этом зад не отстанет, рамка не растянется и правильный сбор сохранится. На пиаффе, как и на пассаже, от лошади требуется эластичность, мягкость движении и расслабление путовых суставов поднятых ног.

Чтобы всадник правильно прочувствовал это движение и научился воздействовать на лошадь, не мешая ей, конника сажают без поводьев на хорошо пиаффирующую лошадь (это идеальный вариант). Тогда он, не отрывая седалища от седла, мягко приложив шенкель (обняв бока лошади ногами) и шлюсс (свои бедра), будет следовать движениям лошади непринужденно и точно. Совершенно недопустимы на пиаффе раскачивание корпусом в такт движения лошади, а также беспокойные руки и шенкеля. Это не только мешает лошади в ее работе, но и снижает оценку у судьи за посадку. Чтобы избежать неравномерности в движении ног, отклонения от прямой линии и прочих ошибок, нужно как можно чаще выдвигать лошадь вперед на повод, на движение.

Наконец, очень сложным для освоения является осаживание. Движение лошади назад должно совершаться по прямой линии. Для осаживания характерно почти одновременное движение назад диагональных пар ее ног. При этом должны сохраниться правильность шагов лошади и тот же захват пространства, что и при движении вперед собранным шагом (так как осаживание делается на собранном аллюре). Идеально, осаживание делается без остановки перед повторным движением вперед и опять назад: лошадь движется как маятник - назад-вперед.

Чтобы выполнить осаживание, всадник применяет действие шенкеля сзади подпруги, а чтобы лошадь не двинулась вперед, он придерживает ее поводом, но не тянет на себя. Лошадь находится в ровном поводу. Огромное значение при осаживании имеет перемещение центра тяжести: седалище всадника немного подается вперед, освобождая поясницу лошади.

Начинать работу над осаживанием нужно в руках, а чтобы не вызвать скованности у лошади и ее сопротивления, нельзя требовать от лошади сразу многого, а довольствоваться нужно ее двумя-тремя шагами назад. После этого надо отдать повод, огладить и продвинуть ее вперед. Встав перед лошадью, берут в руки трензельные поводья и надавливают ими на рот сверху-вниз, слегка опустив ей голову, то есть освобождают ее зад и затяжеляют перед. Такое положение тела лошади позволяет ей легче поднять задние ноги и двинуться назад.

Осаживание - трудное и. утомительное упражнение для животного, поэтому нужно быть терпеливым и не отбивать у лошади охоту подчиняться человеку. После этого можно (лучше с помощью тренера) попытаться сделать осаживание под седлом - два-три шага. От внимания не должно уйти то, что шенкеля действуют одновременно, а сама лошадь должна быть в сборе, и всадник следит за тем. чтобы она не ушла за повод или через повод. При правильном подходе к обучению этому упражнению, как правило, лошадь будет двигаться назад, поднимая, а не волоча ноги, что серьезно отразится на оценке этого элемента судьями.

О разминке перед стартом и общих оценках. Завершая свои заметки по выездке, хотелось бы обратить внимание всех спортсменов на один важный в их работе момент - разминку перед стартом. Если понаблюдать, как разминают лошадей перед стартом, то убеждаешься, что делается она стереотипно - все спортсмены на всех лошадях (независимо от породы, темперамента и пр.) делают одно и то же: разминку-разогрев; повторяют отдельные элементы предстоящей езды, "оттачивают" целиком упражнение или его части, и, наконец, некоторые даже умудряются повторить всю езду. Причем работа над элементами перед стартом ничем не отличается от работы над ними в процессе ежедневных тренировок. Более того, нередко перед стартом лошадь "держат", например, на пиаффе, дольше, чем в обычные дни, добиваясь от нее полного послушания и четкого исполнения. Правильно ли это?

Начнем с разминки-разогрева, совершаемой без предъявления лошади каких-либо требований. Важно подготовить ее мускулатуру к работе на сгибания, к выполнению нагрузок без причинения травм. Но даже такая элементарная по замыслу работа должна быть разной, то есть для одной лошади достаточно сделать 10-15 минут шага, 10 - рыси, 3-5 - шага, 3-4 минуты галопа и далее еще шаг; то для другой лошади требуется больше времени для разогрева. Тренер и спортсмен должны это четко уловить и составить специальный для их лошади график. Упомянутый выше порядок разминки является минимальным для любой лошади.

Однако я не согласна с тем, что делают спортсмены далее. После чисто физической разминки должна быть проведена психологическая настройка лошади, и человека на то, что предстоит им делать во время выступления. Нужно прежде всего помнить, что каждый элемент высшей школы, выполняемый лошадью. является рефлекторным движением. Оно было освоено лошадью в результате многократного повторения в процессе работы.

Известно, что психическая деятельность тесно связана с двигательной, поэтому можно утверждать, что наработанное не забывается, и во время разминки следует только подсказать лошади, напомнить ей от каких воздействий выполняется то или иное движение. Не следует "работать" лошадь перед стартом так, как это делается на тренировке. К тому же у лошади очень чуткая нервная система и она чувствует заранее, что ей предстоит ответственная работа.

Нужно учитывать также и то, что сам человек нервничает перед стартом и может допустить какие-либо ошибки в работе. Неправильное требование всадника вызовет нервозность у лошади, собьет ее с толку. Нервное же состояние не способствует качественной работе, правильному восприятию ею указаний всадника. Может наступить полный разлад в отношениях между всадником и его партнером. В связи с этим не нужно и даже опасно во время разминки выполнять все элементы, входящие в схему предстоящей езды. Так, например, менку ног в счет можно вообще не делать. Проделайте только перемену ног в центре поля у буквы "X" и при подходах к стенке манежа. Главное - сохраняйте уверенность в себе и в своей лошади.

То же самое можно сказать и о пируэтах. Вместо того, чтобы помногу раз "крутить" пируэты, стараясь довести их до совершенства, поработайте лошадь на сгибания на большом вольту, постепенно уменьшая его, но ни в коем случае не доводя до настоящего пируэта. Далее, если пассажем (обращая внимание на подъем в пассаж и выход из него) можно пройти небольшое расстояние, то пиаффе лучше сделать с продвижением и очень немного. Важно направить внимание на сокращение движения и выдвижение лошади вперед. Повторить такое упражнение можно, но не более двух-трех раз.

Главная работа должна быть направлена на так называемую "гармошку", когда совершаются переходы из одного вида аллюра в другой. Работая с лошадью, не забывайте всегда использовать углы манежа. Подходя к углу, усиливайте шенкель, чтобы увеличить сбор лошади и таким образом подготовить ее к переходу. например, из прибавленной рыси в собранную или наоборот. Кстати, не рекомендую делать длинную прибавленную рысь: достаточно выдвинуть из угла лошадь на увеличение нескольких махов. Не стоит учить в последний момент ни себя, ни лошадь. Нужна спокойная психологическая настроенность на выполнение программы езды наилучшим образом для себя и своей лошади. Очень важно повторить сгибания и особенно "плечом внутрь", которое способствует подведению зада лошади.

Подобного рода разминка всегда себя оправдывала, хотя спортсмены, которым я рекомендовала делать так, сначала выражали свою неуверенность и встревоженность. Результат же оправдывал эти советы.

И последнее, "прокатывать" всю езду во время разминки нельзя. Вместо мобилизации психики всадника и лошади на выступление с наилучшим результатом можно вызвать либо вредную успокоенность (при хорошем выполнении программы), либо еще большую нервозность у спортсмена. немедленно передающуюся лошади.

От разминки нередко серьезно зависит самое главное, ради чего Человек работает с лошадью годами - его выступление в соревновании.

Заканчивая обзор работы с лошадью, хочу остановиться на небольшой расшифровке общих оценок, которые выставляют судьи в конце любой езды. так как они как бы подводят итоги не только выступлению всадника на данном соревновании, но и проделанной им работы, определяя степень и качество выездки лошади.

В общие оценки принято включать:

1. аллюры (их свобода, правильность и равномерность);

2. импульс (желание лошади двигаться вперед, эластичность шагов, гибкость позвоночника, подведение зада);

3. повиновение (внимание, доверие, гармония, легкосгь. отчетливость движений);

4. положение и посадка всадника, в также правильность и эффективность применения им средств управления лошадью.

Говоря об аллюрах, следует подчеркнуть, что качество движений лошади прямо зависит от свободы ее движений. На любом аллюре, будь то шаг, рысь или галоп, не должно быть "зажатости" - скованности мускулатуры лошади. Свободная мускулатура позволяет лошади двигаться непринужденно и грациозно. Если зад лошади толкает весь ее корпус уверенно и сильно, всадник не висит на поводу, а только ведет им лошадь вперед, то ее плечо будет выноситься свободно. Таким образом, правильно подведенный и работающий зад лошади делает движение ее переда легким и величавым. Если лошадь не сопротивляется, то она будет идти в естестве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...