Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика определения осанки

Стоматоскопическое и антропометрическое исследования позвоночника помогают диагностированию его искривлений. Искривления позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозы и лордозы) диагностируют с помощью кифозомера или спущенного от шейного позвонка перпендикуляра. Степень лордоза шеи измеряют в сантиметрах на уровне (пятого шейного позвонка) С5 (нормально расстояние равно 1,2—1,4 см), степень грудного кифоза—на уровне (седьмого грудного) Cе7 (нормально расстояние равно 2,5 см), а поясничного лордоза — на уровне (3-4 поясничного позвонка) L 4 (нормально расстояние равно 5 см). При кифозе лопатки стоят наподобие крыльев (торчат назад) и удаляются от средней линии.

Возможны следующие дефекты осанки:

Круглая осанка (рис. 1) характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые, грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи «свисают» вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.

При сутулой осанке (рис. 2 ) ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед. Для лордотической осанки (рис. 3) характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается. При кругловогнутой спине (рис. 20, 4) увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.

При плоской спине (рис. 1) недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.

Косая спина (асимметричная осанка) (рис. 2) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания — сколиоза.

 

Рис.1. Сколиоз (вид сзади) Сколиозы оценивают с помощью сколиозомера или спе специальной сети или же стекла, разделенного на ква квадраты (в 1 см2). Исследуемого ставят так, что средняя ор ориентировочная линия проходит от 7 шейного до кре крестцового позвонка. Дополнительно с помощью дер дермографического карандаша отмечают остистые отр отростки всех позвонков, верхушки лопаток и гребеш ков ковые линии таза. При осмотре определяют симметрич ричность линий плеч, гребешковых линий таза, лопаток ток подягодичных складок.

 


При исследовании стопы самым доступным является плантографическое исследование по Чижину.

 

АВ СА Рис. 2. Плантограмма Плантограмму (полученный отпечаток стопы) расчерчивают указанным на рис. 4 способом, причем точка f де- т о лит отрезок dh на на два. Для оценки используют индекс Чижина на— , (в см). При индексе ниже 0 стопа нормальна. При индексе от 1,0 1,0 до 2,0 имеется «снижение свода», а при индексе свыше 2,0 имеется выраженное плоскостопие.

 

Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы). Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снимали отпечаток ее подошвенной части – плантограмму. Для чего брали водный раствор красителя (1% спиртовой раствор бриллиантового зеленого) и смазывали им поверхность подошвы обследуемого. Затем испытуемому предлагалось обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером на менее 30х40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатывались на бумаге. После этого проводят оценку плантограммы (см. рис. 2) [8,с.91].

В рис.3 отражена динамика уровня физических качеств обследованных учащихся.

В начале исследования, тестирование показало, что физическое развитие детей было невысоким. Так, из общего числа у 3 девочки и 4 мальчиков обнаружены начальные стадии нарушений осанки и сводчатости стопы, и практически у половины (46,6 %) были обнаружены определенные признаки отставания в физическом развитии (низкий уровень развития физических качеств, преимущественно гибкости, силы, быстроты, выносливости).

Занятия танцем способствуют более гармоничному физическому развитию. Более того, проводимая коррекционная гимнастика также способствовала более выраженному оздоровлению детей. Поэтому в конце исследования произошли существенные изменения: нарушения осанки уже не наблюдались, а лишь у двух детей сохранились признаки плоскостопия.

 


в начале в конце исследования

Рис. 3. Динамика уровня развития физических качеств учащихся до и

после занятий народным танцем.

Условные обозначения: – высокий – средний      низкий уровень развития.

 

На рис. 3 мы видим, что в начале занятий у 7 детей (46,6 %) наблюдался низкий уровень развития физических качеств, у 5 детей (33,3 %)– средний и у 5 (33,3 %) – высокий.

В конце исследования: лишь у 3 детей (20,0 %) наблюдался низкий, у 4 детей (26,7 %)– средний и у 8 (53,3 %) – высокий уровни развития физических качеств.

Таким образом, нами доказана эффективность народной хореографии как в гармонизации физического развития, так и в формировании двигательных качеств.

Заметные изменения произошли под влиянием занятий народным танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве: во всех классах уменьшилось количество детей с низким и средним уровнем развития навыка и возросло - с высоким.

На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам контрольных уроков и анализа тестов можно сделать вывод, что учащиеся 3-5 классов:

- имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

- увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

- значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;

- знают основы правильного дыхания при движении;

- освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;

- сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего урока.

На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние уроков на эмоциональное состояние учащихся) развития мы можем сделать вывод, что учащиеся:

- знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;

- могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

- умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);

- получают удовольствие от занятий танцем.

В результате проведённого исследования нами были сделаны выводы, что уроки хореографии оказывают значительное влияние на физическое развитие ребенка.


Заключение

 

Для успешного овладения танцевальными движениями младшими школьниками важно их гармоничное физическое развитие. Занятия танцем способствуют более гармоничному физическому развитию. Однако, часто дети нуждаются в коррекции двигательных качеств. В данной работе нами рассматривается физическое развитие детей средствами народного танца.

Теоретический анализ литературных источников показал, что в основе развивающего воздействия физических упражнений лежат физиологические механизмы тренирующего и оздоровляющего эффекта движений.

В процессе работы были определены минимальный (дающий общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующий оздоровлению ребёнка) и оптимальный (позволяющий говорить о начале формирования танцевальной культуры) набор движений, классического, народного, бального танцев, которые могут усвоить учащиеся в условиях ограниченного времени и которые смогут наиболее повлиять на постановку корпуса, рук, ног, головы ученика, научить приёмам правильного дыхания, развить свободу и грациозность движений, улучшить их координацию.

В практической части работы нами рассмотрены методы, формы, средства народного танца и организация занятий с использованием коррекционной гимнастики, а также изложены их содержание. В последнее время в прессе и на сайтах INTERNET стали появляться публикации, предлагающие пути введения хореографии в учебные планы школ [33].

Выборка исследования составила 20 детей 7-10 лет, занимающиеся в ансамбле «Родничок» при МДОУ № 177, Ленинского района, г. Нижний Новгород. Это школьники 3-5 классов, занимающиеся хореографией в течение 1-2 лет.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Интенсивные нагрузки на занятиях хореографии с одной стороны способствуют гармонизации физического развития, но с другой – могут стать причиной нарушения осанки.

2) В такой ситуации важна роль народного танца как основного фактора развития физических качеств у детей.

3) Разработанная система способствует повышению уровня физического развития учащихся. Более того, проводимые занятия народным танцем способствовали более выраженному оздоровлению детей.

Таким образом, нами доказана эффективность народного танца как в гармонизации физического развития, так и в формировании физических качеств, необходимых для успешного овладения детьми, занимающихся в системе дополнительного образования хореографией, сложными танцевальными движениями.


Литература

 

1. Барышникова Т. Основы хореографии. – М., 2001. – 272 с.

2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.

3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. – №7, 1999. – с. 142-151.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.

5. Борисов А. Балетная школа //Выпуск I. – Самара, 1991.

6. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. – Самара, 2003.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1984. – 342 с.

8. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002

9. Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. – С 42-43.

10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.

11. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой – № 6, 1998. – С. 23-27.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

13. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, С.175-186.

14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.

15. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987. – с. 27-29.

16. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М., 1985.

17. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986.

18. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1984.

19. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1979.

20. Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.

21. Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М., Изд-во Эйдос, 1997.

22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. – Т. 3. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 143.

23. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., –Педагогическое общество России. – 1998.

24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. – М.: Медицина, 1996.

26. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

27. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.

28. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.

29. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. – М., 2004. – с. 64-69.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2001. – с. 175-178.

31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – с. 48-54.

32. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. – М.: Музыка, 1983. – 184 с.

Электронные ресурсы

33. Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij--30-1-2008/

34. Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm


Приложение 1. Основные упражнения экзерсиса, влияющие на физическое развитие детей и их коррекцию в курсе «Народно-сценический танец»

 

Для танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь.

Поэтому начальным этапом изучения танцевальных движений будут специальные упражнения.

Характерный танец в современном сценическом виде во многом тесно связано классическим. Часть упражнений характерного танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Это совершенно естественный процесс, так как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца.

Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые — дальше от нее. Характерный танец изобилует различными движениями [2].

Позиции ног

В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно, менее выворотно, чем в классике.

Кроме того, в народно-сценическом танце возможны не только выворотные позиции ног, но также:

> параллельные II и IV позиции, в которых носки обеих ног направлены вперед;

> обратные I и II позиции, в которых носки обеих ног направлены внутрь, т. е. один к другому;

> в народно-характерном танце принята VI позиция ног, описание которой дается ниже.

•Первая позиция - пятки сомкнуты, носки равно равно мерно т. е. симметрично, разведены в стороны  
 Первая обратная позиция – ноги равномерно веден разведены в стороны, носки сомкнуты, пятки разведены  
 Вторая позиция — одна нога отставлена в сторону на рас- стояние стопы от другой, пятки направлены одна к другой носки равномерно разведены в стороны.  
• Вторая параллельная позиция — одна нога находится на расстоянии с нии стопы от другой, обе стопы расположены параллельно, носками впере вперед  
• Вторая обратная позиция — одна нога находится на расстоянии стопы стопы от другой, носки направлены внутрь, пятки равномерно разве ены в дены в стороны.
• Третья позиция — пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы стопы другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиц позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
• Четвертая позиция— одна нога впереди другой на расстоянии стопы, пятка одной ноги находится против носка другой ноги, носки равно равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает права то правая, то левая нога.
• Четвертая параллельная позиция — одна нога впереди другой на расстоянии стопы, носки направлены вперед.  
• Пятая позиция — пятка одной ноги плотно приставлена к носку другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
• Шестая позиция — обе стопы расположены рядом, параллельно одна другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пяткой, носки направлены вперед.

 

Положение стопы и подъема

• Подъем вытянут, т. е. стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.  
• Подъем не вытянут (сокращен), т. е. стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.  
• Подъем свободен
• Подъем скошен, т. е. стопа повернута тыльной стороной наружу, внешняя сторона стопы опущена, внутренняя сторона поднята  

 

Позиции и положения рук

• Позиции рук соответствуют позициям классического танца:

 исходная позиция — направление рук вниз,

 первая позиция — направление рук вперед,

 вторая позиция — направление рук в стороны,

 третья позиция — направление рук вверх.

• Положения рук в противоположность позициям рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру положения рук могут быть разделены на следующие виды:

> простые положения, где руки расположены симметрично, т. е. одна так же, как другая;

> сложные положения, где расположение одной и другой руки различно;

> комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых положений.

 

Движения кисти

Ки Кисти сгибаются в запястье (в лучезапястном суставе), принимая следующие положения. • К кисть отогнута (разогнута).
• К кисть прямая. • К кисть опущена (несколько согнута). • К кисть сброшена (сильно согнута).

 

 Приседание (Р lie) • Упражнение 1. Исходное положение — ноги в I позиции; левая рука на палке, правая свободно опущена вниз. Раз — стоять неподвижно    
Два — поднять правую руку вперед и провести в сторону на уровне талии, повернув кисть ладонью вверх.
Одновременно немного повернуть голову вправо и слегка наклонить ее к право правому плечу. Три — приподнять правую руку, провести немного вперед и опустить на талию, талию повернув кисть ладонью внутрь. Одновременно повернуть голову в исходное положение.
> 1-й такт. Раз — сделать demi plie; Два — вытянуть колени. Три — сделать demi plie; и одновременно поднять правую руку в 1-ю позицию.  
 Четыре — вытянуть колени и одновременно открыв правую руку во 2-ю пози позицию.
> 2-й такт. Раз — сделать demi plie. Два — сделать grand plie и согнуть корпус влево (голова повернута влево и наклонена к левому плечу). Одновременно опустить правую руку, провести ее перед собой влево и, немного согнув, поднять до уровня талий (кисть согнута ладонью наружу - пальцами вниз).

 

На примере этих упражнений мы показываем поэтапное овладение основными танцевальными движениями.

В дальнейшем усложнение движений зависит от мастерства педагога и успехов воспитанников.

Важно, чтобы все упражнения проводились с музыкальным сопровождением с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...