Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разборка и ремонт хронометров




 

При разборке хронометра нужно прежде всего снять его с кар­данного подвеса, затем отвернуть ободок стекла, вынуть механизм из корпуса и поставить его на корпус циферблатом вниз, вставить заводной ключ и, поворачивая его против часовой стрелки (пред­варительно отведя собачку), плавно спустить заводную пружину. Потом нужно отвести собачку от храпового колеса улитки и спу­стить храповое колесо улитки. Повернуть механизм циферблатом вверх, снять стрелки (секундную, минутную, часовую и стрелку счетчика заводки). Снять циферблат, затем колеса стрелочного ме­ханизма, минутный триб и триб счетчика заводки. После этого пе­ревернуть механизм, поставив его циферблатом вниз. Отвернуть винт балансового моста, снять балансовый мост и баланс. Осво­бодить и снять колодку ходовой пружины и храповое колесо вала барабана. Отвернуть винты барабанного моста и снять барабан­ный мост. Снять пробковую шайбу, фланец и шайбу вала улитки. Отвинтить три винта, крепящие платину, снять верхнюю платину и разобрать остальные детали.

В процессе разборки просмотреть все детали и узлы и прове­рить их взаиморасположение, посадочные места и взаимодействие. Неисправные детали заменить новыми, а если в запасе нет новых, то отремонтировать дефектные.

Если при заводе хронометра не ощущается заводка пружины, то это значит, что оборвалась цепь Галля или сломалась завод­ная пружина. Сломанное звено цепи нужно исправить или заме­нить всю цепь; сломанную пружину отремонтировать или заменить новой. Проверить винты собачек в улитке и в случае их поломки заменить винты. Если при заводке ощущается отход ключа назад, то очевидно отогнулась пружинка собачки храпового колеса улитки, которую надо подогнуть.

Если обнаружена грубая неточность хода хронометра, то в пер­вую очередь нужно проверить заводную пружину, не имеет ли она трения о стенки барабана и не ослабела ли сама пружина. В этих случаях устраняют трение пружины о стенки или меняют пружину. Когда хронометр останавливается, то возможны следующие причины:

1) сломались или погнулись цапфы баланса;

2) баланс задевает за другие детали или за платину;

3) ходовая пружина отошла назад из-за плохого крепления;

4) выпали или сломались камни покоя, импульсный или ба­лансовый;

5) загустела смазка, появилась коррозия на цапфах оси ба­ланса или на оси ходового колеса;

6) малы зазоры в оси баланса.

В этих случаях выправляют концы оси баланса или заменяют ось; устраняют соответствующие зазоры в местах трения, ставят новые камни; чистят, промывают и смазывают подвижные части в местах сопряжений.

В случае неточности хода хронометра проверяют, нет ли кор­розии на оси баланса и на волоске, не погнуты ли цапфы баланса и не загустела ли смазка.

СБОРКА ХРОНОМЕТРОВ

 

Сборку хронометра производят в следующем порядке:

1) собирают узлы барабана и улитки;

2) привертывают винтами к нижней платине мост промежуточ­ного и секундного колес;

3) привертывают к платине нижний мост баланса;

4) ставят платину на корпус циферблатом вниз;

5) устанавливают трибы (промежуточный, центральный, се­кундный);

6) закрепляют собачку, храповое колесо, улитку и ходовой триб;

7) ставят на колонки верхнюю платину и привертывают вин­тами;

8) устанавливают барабан и барабанный мост; мост приверты­вают винтами к верхней платине;

9) ставят храповое колесо вала барабана; собачку приверты­вают винтом;

10) устанавливают баланс;

11) привертывают к верхней платине верхний мост баланса и колонку волоска закрепляют на мосту винтом;

12) устанавливают колодку ходовой пружины и привертывают к платине;

13) регулируют взаимоположение деталей хода. Зуб ходового колеса должен заходить на камень покоя на 0,20 4- 0,25 мм. Конец золотой пружинки должен выходить за конец ходовой пружины на 0,35 - 0,40 мм. Зазор между зубцом ходового колеса и импульс­ным камнем должен быть в пределах 0,04 - 0,07 мм;

14) проверяют зазоры;

Вал улитки в отверстии платины должен иметь радиальный зазор в пределах 0,015 - 0,03 мм, осевой зазор — 0,08-0,12 мм.

Вал барабана в отверстиях барабана должен иметь радиаль­ный зазор в пределах 0,02 - 0,04 мм.

Центральный триб:

радиальный зазор — 0,01 — 0,02 мм осевой — 0,07 -0,10»

Ходовой триб:

радиальный зазор — 0,01 — 0,015»

Ось баланса:

радиальный зазор — 0,005 — 0,01» осевой — 0,04 - 0,06»

Ось собачки храпового колеса улитки:

радиальный зазор — 0,02 — 0,03» осевой — 0,07 -0,10»

Ограничитель в улитке:

радиальный зазор — 0,03 — 0,05» осевой — 0,03 -0,06»

15) зацепляют за барабан и наматывают на него цепь Галля, а другой конец зацепляют на улитке;

16) подзаводят заводную пружину на десять зубцов храпового колеса вала барабана;

17) надевают шайбу, фланец на вал улитки и во фланец улитки вставляют пробковую шайбу;

18) переворачивают механизм циферблатом вверх;

19) ставят минутный и вексельный трибы с колесом и часовое колесо;

20) напрессовывают на выступающий конец вала улитки триб счетчика завода;

21) устанавливают колесо счетчика завода на его ось;

22) устанавливают и привертывают винтами циферблат;

23) закрепляют стрелки (секундную, часовую, минутную и счетчика заводки);

24) ставят в корпус механизм хронометра, навинчивают обо­док со стеклом на корпус;

25) устанавливают в карданном подвесе хронометр. Следует отметить, что в условиях часовы-х мастерских ремонт

хронометра не может быть выполнен с соблюдением необходимой гарантии точности хода.

Для проверки хронометров требуется специальная аппаратура, не имеющаяся в часовых мастерских, а точность их хода подтвер­ждается специальным аттестатом, право утверждения которого имеет лишь ограниченный круг выделенных для этой цели органи­заций.

 

 

ГЛАВА IX

СМАЗКА ЧАСОВ

 

НАЗНАЧЕНИЕ СМАЗКИ

 

Смазка часов производится для снижения и стабилизации тре­ния, снижения, а в некоторых случаях и предотвращения износа трущихся поверхностей, защиты поверхности трения от коррозии.

Смазочное масло только тогда соответствует своему назначе­нию, когда оно при всех условиях работы механизма разделяет поверхности трения сопряженных деталей. В полной мере это осу­ществляется только в режиме жидкого трения, а в условиях ра­боты часового механизма масло в точках соприкосновения деталей сохраняется только тогда, когда оно обладает хорошей смазочной способностью. Смазочная способность или маслянистость — это свойство тонких слоев жидкости противостоять нормальному дав­лению, не разрываясь, препятствуя прямому соприкосновению тру­щихся поверхностей.

Смазочная способность определяется взаимодействием молекул жидкости с поверхностью твердого тела.

Смазочная способность масла зависит от его состава: у костя­ных масел она выше, чем у минеральных. Добавка жиров и осо­бенно жирных кислот к минеральным маслам увеличивает смазоч­ную способность этих масел.

 

ТЕХНОЛОГИЯ СМАЗКИ ЧАСОВ

 

Для смазки часов употребляют в основном чистые костяные масла разных сортов. Преимущество костяных масел заключается в том, что они сравнительно хорошо держатся в смазываемых местах.

Все крупные детали часов (заводная пружина, заводной вал, заводные колеса, штифты боя и т. д.) необходимо смазывать более густым маслом, так как иначе часть масла с трущихся поверхно­стей стекает. Более мелкие детали (цапфы оси баланса, палеты, зубья цилиндрических колес и т. д.) смазывают жидкими маслами, так как густые масла ухудшают работу этих деталей из-за прили­пания их друг к другу.

Лишнее масло, например, в заводном трибе (полубочонке) и в кулачковой муфте (бочонке) во время завода часов будет раз­брызгиваться по всему механизму и загрязнять его. Смазывая цапфы осей всех колес, нужно использовать такое количество масла, чтобы оно не выходило за.пределы пятки цапф.

Рис. 213. Масленки и маслодозировки

Излишки масла надо снять чуркой, или очистить деталь и сма­зать заново.

Цапфы анкерной вилки смазывать чрезвычайно неудобно, и по­этому требуется большая аккуратность и специально приспособ­ленная маслодозировка.

Для ввода масла в часы необходимо иметь несколько масло-дозировок разных размеров, которые может изготовить сам мастер, но так, чтобы конец маслодозировки не имел форму тупой лопатки. Лучший материал для нее — нержавеющая сталь, или стекло. Маслодозировку вставляют в граненую деревянную ручку.

Перед смазкой маслодозировку надо очистить чистой щеткой от случайно приставших к ней пылинок.

Для хранения масла и маслодозировок рекомендуется иметь масленку (рис. 213), представляющую собой деревянную под­ставку с чашками (из силикатного или небьющегося стекла), имеющими крышки. Такие масленки предохраняют масло от за­грязнения, а также и маслодозировки от повреждений инструмен­тами, соприкасавшимися с ними.

Смазывать камни для цапф осей баланса карманных и наруч­ных часов следует только после того, когда все детали тщательно установлены, и баланс не придется вновь снимать для тех или других поправок в механизме. Снимать баланс после того, как его смазали, нельзя, так как к маслу, оставшемуся на цапфах, при­липнет пыль. Камни, смазанные маслом, также подвержены быст­рому загрязнению; с цапфы баланса масло может попасть на ко­лодку спирали, а затем и на спираль. Если мастер вынужден снять баланс, его следует сразу положить на чистую папиросную бумагу и закрыть чистым колпаком. Класть баланс нужно мостом вниз, и цапфа обязательно должна находиться в отверстии камня моста. Если баланс не будет быстро установлен на свое место, необхо­димо чуркой очистить отверстия камней от масла. Вращать чурку в отверстиях камней нужно до тех пор, пока они не станут сухими; цапфы протереть натянутой на пальцах папиросной бумагой.

Доза масла для вторичной смазки должна быть меньшей, чем для первого раза.

У палет смазывают только импульсную плоскость. Для хоро­шего хода часового механизма смазка палет имеет исключитель­ное значение.

Для смазки наручных часов малого калибра доза масла должна быть очень мала. Для таких часов рекомендуется иметь специальную маслодозировку, очень тонкую. Большая доза масла приводит к тому, что детали прилипают друг к другу. Для смазки нельзя употреблять старое сгустившееся масло.

Чрезмерная смазка пружины вредна, так как вытекающее че­рез щели крышки барабана масло будет загрязнять механизм. По этой же причине нельзя смазывать пружину через боковой вырез в крышке барабана. Смазывать пружину нужно начинать с конца ближайшего к валу барабана, а затем всю остальную часть.

Цапфы вала барабана нужно смазывать до установки в бара­бан. Детали под циферблатом смазывают маслом перед установ­кой циферблата.

Самое лучшее по качеству масло может сохраняться в меха­низме максимум до трех лет, так как масло постепенно изменяет свои свойства и вместо пользы приносит вред механизму, превра­щаясь в липкую массу или грязь. От этого ухудшается работа механизма и, если его во-время не почистить, то сильно изнаши­вается рабочая часть цапф, главным образом у триба промежу­точного и центрального колес, где давление пружины особенно велико.

Хорошо удерживается масло в часовых подшипниках (футерах, камнях), имеющих масленку сферической формы. Чем выше каче­ство обработки поверхности цапфы, тем медленнее процесс окис­ления смазки. Масло должно заполнять масленку камня от 0,5 до 0,7 ее объема. Заполнение масленки сверх нормы приводит к ра­стеканию масла и загрязнению механизма. Сквозные камни ба­ланса и вилки смазывают еще меньшими дозами. Масленку камня в этих случаях заполняют только на 0,25 + 0,35 объема. Излишки масла, которые могут получиться при недостаточно аккуратной и точной дозировке, необходимо удалить папиросной бумагой.

Крупные часы (настенные, будильники и дру­гие) смазывают так же, как и наручные.

В будильниках обязательно должны быть смазаны рабочие места штифтов якоря и оба рожка вилки в месте, где проходит импульсный штифт.

В настенных часах нужно обязательно смазы­вать подъемные штифты молотка и рычаг подъема.

Маслодозировки типа отвертки, имеют тот не­достаток, что для каждой точки смазки нужно опускать дозировку в резервуар для масла. В пос­леднее время широко применяют автоматические дозировки с собственным резервуаром (рис. 214), внешний вид которых напоминает авторучку. Верх­няя часть такой маслодозировки, выполненная из пластмассы, представляет собою резервуар для масла. Резервуар оканчивается тонкой трубкой, в которой ходит стальная игла (поршень); при на­жиме на специальную кнопку поршень подает оп­ределенную дозу масла.

Рис. 214. Авто­матическая тиас-лодозировка

 

ГЛАВА X

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...