Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языковые средства, которые выполняют воздействующую функцию

Текст №27

Сергей Ходняев

История впадения в детство (Журнал «Weekend» № 48 (194) от 10.12.2010)

Что сказать, над названием выставки много не размышляли — "отрочество" и особенно "юность" позаимствовали у Толстого без особого смысла. Потому что она не о стадиях взросления: на выставленных произведениях в основном вполне себе допубертатные дети, и возрастные метаморфозы происходят не с ними, а с тем, что думали о детстве взрослые разных эпох — от Ренессанса до современности.

У выставки солидный круг музеев-участников: дрезденские "Старые мастера", мадридский "Прадо" (откуда приехала довольно тревожного вида сценка Гойи "Дети, надувающие бычий пузырь"), парижский Музей Орсэ, три лондонских собрания (Национальная портретная галерея, Музей Виктории и Альберта, Tate Modern) — в перечне еще немало названий, западных и отечественных. Привычные к таким вот масштабным и академичным проектам жанра "такая-то тема в истории искусства" зрители, впрочем, наверняка будут удивлены. Наряду с европейскими и русскими классиками им показывают современное искусство, причем не только в виде более или менее стандартных для ГМИИ медиа (например, графика Жоана Миро: лист "Созвездия" привезли из лондонской Tate, даром что у Музея изящных искусств есть в собрании и свой Миро), но и в виде фотографии.

Насчет детей есть известная культурологическая максима: мол, только с конца XVIII века ребенка перестали считать "маленьким взрослым" и стали видеть в нем не просто несмышленыша, за которым нужен глаз да глаз, а самостоятельную личность, которая проходит такой вот этап развития. В отношении к искусству это и правда, и неправда одновременно. Да, Жан-Жак Руссо, сам довольно сомнительный отец и педагог (своих детей он попросту сдал в приют), сумел-таки пробудить по всей Европе интерес к детству как к особому состоянию, важному и умилительному. И, как следствие, входят в моду, например, слащавые до приторности детские головки Жана-Батиста Греза. С другой стороны, "маленький взрослый" все равно еще долго сохраняет позиции. Прежде всего в портретах детей из привилегированных классов, которым, получается, вся эта милая естественность на парадном изображении как бы не к лицу. Достаточно посмотреть хотя бы на датированный 1791 годом портрет кисти Франсуа Венсана, изображающий дитятю неопределенного возраста, который благодаря чопорному виду, сугубо взрослому наряду и напудренному парику выглядит как угодно, только не открыто и непосредственно. Это каким-нибудь там крестьянским детям пристало выглядеть непосредственно или маленьким попрошайкам, или юным подмастерьям — именно в таких слоях многие художники предпочитали искать интересную детскую натуру веками и десятилетиями. Сначала просто ради колорита, а потом, когда в свои права вошел реализм с его социально-обличительными обертонами,— и ради жалостности тоже.

Но портретами дело все равно не ограничивается. Возможность изобразить ребенка испокон веков предоставляли художнику самые разнообразные сюжеты — и мифологические, и религиозные. Для христианского искусства в этом смысле главным был, разумеется, младенец-Христос. Сколько грудных детей "позировало" живописцам Ренессанса для их мадонн — и не сосчитаешь, причем нарочитое "живоподобие" божественного младенца было вопросом не только художественным, но и богословским — так подчеркивалось крайнее снисхождение и самоумаление Бога, ставшего человеком ради спасения мира. Именно поэтому, например, у более позднего Сурбарана так удивляет контраст между безоблачным детским лицом маленького Христа и "сверхъестественным" фоном из золотых облаков. Менее прямолинейно дело обстояло с ангелами, которых в Средние века детьми не изображали, а вот в живописи Возрождения и барокко они все увереннее превращаются в легкомысленных детишек с крылышками. Но тут уж, очевидно, не обошлось без влияния античных амурчиков — греко-римские мифологические сюжеты, как показывает и выставка, тоже неоднократно бывали для художников Нового времени поводом обратиться к "детской" тематике: у юных богов и героев все-таки было меньше шансов оказаться "маленькими взрослыми", чем у земных детей того же времени

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Языковые средства, которые выполняют воздействующую функцию

Автор текста ставил перед собой цель как можно ярче рассказать о выставке. Для этого, помимо необходимого описания, он успешно обращается к истории, употребляя при этом многочисленные сравнительные, сопоставительные и противопоставительные обороты речи. Разумеется, часто встречаются и метафорические обороты, которые употребляются для усиления воздействующей функции.

«…на выставленных произведениях в основном вполне себе допубертатные дети, и возрастные метаморфозы происходят не с ними, а с тем, что думали о детстве взрослые разных эпох — от Ренессанса до современности…» -глобальная антитеза «дети» - «взрослые», «Ренессанс» - «современность», воздействующая на оценочную восприимчивость читателя

«Привычные к таким вот масштабным и академичным проектам жанра "такая-то тема в истории искусства" зрители, впрочем, наверняка будут удивлены» -ирония (автор делает акцент на негативной оценке, однако затем даёт понять, что из всего перечисленного им ранее все-таки можно найти нечто положительное)

«это и правда, и неправда одновременно» -ещё один пример противопоставления, которым часто пользуется автор

«…мадридский "Прадо" (откуда приехала довольно тревожного вида сценка Гойи "Дети, надувающие бычий пузырь")…» - сценка приехала метафора; с помощью этого приема автор не только пользуется воздействующей оценкой, но и минимизирует внимание читателя на данном глаголе, сосредоточившись на более важный деталях (в данном случае – перечислении многочисленных названий «приехавших» выставок и сценок)

«…портрет кисти Франсуа Венсана, изображающий дитятю неопределенного возраста» -метафора (цель использования схожа с пред.)

«…между безоблачным детским лицом маленького Христа и "сверхъестественным" фоном из золотых облаков…» -для эффекта контрастности автор употребляет антитезу

«у юных богов и героев все-таки было меньше шансов оказаться "маленькими взрослыми", чем у земных детей того же времени» -автор продолжает играть контрастностью за счет противопоставления

«…Жан-Жак Руссо, сам довольно сомнительный отец и педагог (своих детей он попросту сдал в приют), сумел-таки пробудить по всей Европе интерес к детству…» -метафора

«изображающий дитятю неопределенного возраста, который благодаря чопорному виду, сугубо взрослому наряду и напудренному парику выглядит как угодно, только не открыто и непосредственно» -в данном случае для воздействия на читателя автор использует частое употребление прилагательных, намекая на негативную оценку

«у юных богов и героев все-таки было меньше шансов оказаться "маленькими взрослыми", чем у земных детей того же времени» - антитеза

«Сколько грудных детей "позировало" живописцам Ренессанса для их мадонн» -снова метафора, причем переносное значение усиливается кавычками.

«…сумел-таки пробудить по всей Европе интерес к детству как к особому состоянию, важному и умилительному» - на мой взгляд, здесь автор смог совместить в одном обороте и сравнение, и противопоставление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...