Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальная экологическая политика Россия и факторы ее формирования. Согласование целей и приоритетов глобальной и национальной экологической политик




 

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах. Законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. Российская экологическая политика проделала сложную эволюцию.

Периоды зарождения и развития сменялись на долгое время пресловутыми лозунгами «Нам нечего ждать милостей у природы - взять их наша задача!»

Прообразом экологического регулирования можно считать развитие санитарного законодательства, наибольший вклад в которое одним из первых внес Петр I, установивший ряд прогрессивных санитарно-гигиенических законоположений, основанных на достижениях иностранной и отечественной науки того времени. В советский период экологическое регулирование резко отошло назад. Были практически утрачены четко определенные в законах Российской империи критерии оценки экологических правонарушений.

До конца 1980-х годов в СССР практически не существовало законодательства в области экологии и экологической оценки, только в Уголовном кодексе были две статьи, относящиеся к экологическим правонарушениям. В РСФСР действовал закон «Об охране природы РСФСР» 1960 года. Государственные органы проводили природоохранные мероприятия, руководствуясь, к примеру, хозяйственным законодательством.

Предпринимавшийся меры были непоследовательными и часто оставались на бумаге в качестве договоров и соглашений.

Начиная с 1970-х годов, появились некоторые базовые элементы экологической экспертизы. Однако эксперты имели доступ лишь к незначительному числу проектов, не учитывалось мнение населения, а главное решение экспертизы не было напрямую связано с принятием решения за или против той или иной деятельности.

В конце 80-х гг. был издан Указ «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», который уполномочил образованный Государственный комитет по охране природы проводить государственную экологическую экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий. А с 1989 года запрещалось финансирование проектов и программ, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Россия играет ведущую роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические услуги всем странам, экосистеме планеты. Любые масштабные российские экономические проекты, как с экологически позитивными, так и негативными последствиями, существенно повлияют на глобальную экологическую обстановку. Поддержание и устойчивое развитие эко системных функций России будет одним из гарантов экологического благополучия планеты, долговременной международной экологической деятельности.

Экосистема России вносит самый большой вклад в планетарную экологическую стабильность. Территория России составляет 12% от всей площади суши. Она занята высокопродуктивными экосистемами, водно-болотными угодьями (стабилизирующими состояние окружающих почв, лесов, рек), тундровыми, степными и полупустынными ландшафтами. В России в естественном состоянии (не нарушена хозяйственной деятельностью) сохранена значительная часть территории (60% - 65% площади страны). Эта территория значительно больше сохранившихся площадей в Бразилии, Канаде, в Австралии и в США. Более того, глобальная экологическая эффективность данной территории значительно выше аналогичных неосвоенных, но пустынных районов Австралии. Российский лесной массив - крупнейший на планете. Он составляет 22% от лесопокрытой территории планеты и существенно влияет на континентальный круговорот воды в Евразии, источники и стоки углекислого газа и метана на планете, видовое разнообразие, радиационные характеристики поверхности. Для стабилизации климата важна роль, которую выполняют водно-болотные угодья умеренного пояса, служащие холодными ловушками углерода, тундры Арктики, содержащие больше связанного углерода, чем тропические леса (что обусловлено более медленным распадом органики, чем в тропиках).

Широко известно, что существующие в современном мире темпы потери видов превышают естественные в 50 - 100 раз. В мировом процессе сохранения биологического разнообразия Россия также имеет лидирующие позиции. На её территории представлены ландшафты 8 природных зон, 8% мировой флоры сосудистых растений, 7% фауны млекопитающих, 7,6% фауны птиц. Конвенцию о биологическом разнообразии наша страна ратифицировала в 1995 году. Существование уникальных экосистем может дать реальный экономический эффект, например от развития экологического туризма. К 2010 году Россия войдет в первую десятку стран по величине доходов от туристического бизнеса.

Составляющей экологической политики России является проведение конструктивной политики в области международных соглашений по проблеме предотвращения изменений климата. В ХХ1 веке по прогнозам специалистов в результате парникового эффекта температура может повыситься на 1-3 градуса, что вызовет подъем уровня Мирового океана на 1 метр в результате таяния полярных и высокогорных ледников, затопление низменной части суши, прибрежных районов. Смещение природно-климатических поясов имеет для России двоякое значение. В позитивном плане - смягчение климата увеличит влажность, благоприятно скажется на состоянии лесного массива. Смещение зоны рискованного земледелия на север увеличит сельскохозяйственные территории. По оценкам Министерства метеорологии Великобритании урожайность России за счет смягчения зим, незначительного повышения летних температур, снижения заморозков, может возрасти на 10%, а в экваториальных странах и в Южном полушарии существенно уменьшиться. В то же время, югу России грозит опустынивание, а, следовательно, дестабилизация традиционных аграрных районов. Риску возможного подтопления могут быть подвержены населенные пункты, объекты нефтегазового комплекса, инфраструктура территорий, расположенных в зоне вечной мерзлоты (около 60% территории страны).

России необходима научно обоснованная экологическая политика, тесно связанная с политикой в области охраны здоровья населения и программой социальной защиты населения от последствий экологических катастроф, от негативных социально-экологических и антропологических последствий процесса демонтажа атомных станций, конверсии, дезактивации, программой разработки технологий обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика должна основываться на новейших технологических разработках, которые позволят не останавливать производства, а экологизировать их, развертывая затем, непосредственно экологические производства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...