Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Похищение Персефоны




Единственный значительный миф о Гадесе – история о похищении Персефоны. Гадес захотел взять себе в жены Персефону и, с согласия ее отца, Зевса, похитил юную деву. Как-то раз, собирая цветы в поле вместе со своими подругами, она отбилась от спутниц, привлеченная прекрасным нарциссом о тысяче лепестков, который был создан специально, чтобы зачаровать ее. Когда Персефона протянула руку, чтобы сорвать цветок, земля разверзлась и из темного провала на колеснице, запряженной могучими, черными, как ночь, конями, выехал Гадес. Он схватил перепуганную деву и потащил за собой. Персефона громко звала на помощь отца, но Зевс, с самого начала знавший о предстоящем похищении, не ответил на ее зов.

Кони подземного бога помчались обратно в провал, увлекая Гадеса и Персефону в глубины подземного царства. Затем земля снова сомкнулась, словно ничего и не произошло.

Персефона томилась в подземном мире, а наверху горевала об исчезновении дочери разгневанная и опечаленная Деметра – ее мать. Безутешная Деметра, богиня плодородия, удалилась в свой храм и не выходила оттуда. Лишенные заботы Деметры, на земле перестали расти злаки и появляться на свет дети, – не рождалась вообще никакая новая жизнь. Земле и ее обитателям угрожала голодная смерть. Лишь тогда Зевс обратил внимание на страдания Деметры и направил Гермеса в подземный мир, чтобы он вернул Персефону.

Гермес спустился вниз, где обнаружил безутешную Персефону, так и не смирившуюся со своей судьбой. Она сидела на низком ложе рядом с Гадесом. Узнав, что Гермес пришел за ней, Персефона преисполнилась величайшей радости. Но, прежде чем она вошла в колесницу Гермеса, чтобы вернуться в верхний мир, Гадес дал ей съесть несколько семян граната.

Персефона утешила мать, и на землю пришла весна, неся новую жизнь. Снова зазеленели поля. Если бы Персефона ничего не ела в подземном мире, она могла бы остаться с матерью, как ни в чем не бывало. Но поскольку богиня съела данные ей Гадесом зерна граната, она теперь должна была проводить часть года – зимние месяцы – в подземном мире с его владыкой. Каждую зиму Деметра вновь предается печали об ушедшей под землю дочери, и всякое плодородие прекращается. Так Персефона стала царицей подземного мира.

Гадес и Дионис

Почти незримая нить, связывающая Гадеса и Диониса, бога экстаза, прослежена известным исследователем мифов Вальтером Ф. Отто в книге "Дионис – мифы и культ". Он цитирует строчку из Гераклита "Гадес и Дионис суть одно" и отмечает, что, когда Дионис отправился в подземный мир на поиски своей матери Семелы, он передал Гадесу мирт. Таким образом, мирт ассоциируется как с Дионисом, так и с царством мертвых. Карл Керени в книге "Элевсинские мистерии – архетипический образ матери и дочери" обращает наше внимание на то, что Дионис и Гадес нередко выступают в паре, что снова позволяет предположить взаимозаменяемость или связь между этими двумя божествами.

Изначально Дионис был богом растительности и плодородия. Поэтому культ этого бога связан с временами года, и, подобно Персефоне, Дионис должен часть года жить в подземном царстве. Поэтому его связь с Гадесом вполне естественна. Дионис претерпевает страдания, расчленение и возрождение, а также периоды безумия. В эти периоды он спускается в подземный мир – царство Аида.

Подземный мир

Мертвецы обречены на вечное пребывание в подземном мире. Согласно представлениям греков, души усопших подобны теням этих же людей при жизни. Гадес – весьма унылое место. Большинство душ бродят по поросшему асфоделями лугу (асфодель – это цветок златоцветник). Немногие избранные населяют Елисейские поля, или элизиум – "острова блаженных". На самом дне подземного мира находится Тартар, где царит вечная тьма. Там подвергаются пыткам закоренелые грешники и томятся в заточении титаны.

Гадес ассоциируется не только с подземным миром, но и с дальним западом. Пытаясь отыскать рощу Персефоны, Одиссей отправляется на самый край земли, на дальний берег, никогда не озаряемый светом солнца, где находится вход в Гадес.

Мертвых провожает в подземный мир Гермес. Душе нужно иметь при себе мелкую монету, чтобы заплатить Харону – лодочнику, переправляющему мертвых через реку Стикс. Затем душа входит в подземное царство через врата, охраняемые трехголовым псом Цербером, который всех впускает, но никого не выпускает. Войдя в Гадес, душа предстает перед судьями – Миносом, Рамаданфом и Эаком.

Лишь немногие смертные, войдя в Гадес, сумели вернуться оттуда: Геракл приходил туда, чтобы забрать Цербера (один из 12 подвигов); Психея – чтобы получить от Персефоны мазь для сохранения красоты; Одиссей – чтобы побеседовать с тенью провидца Тиресия; Эней – чтобы отыскать тень отца. Однако некоторым смертным не удалось вернуться из подземного царства. Тесей и Пирифой спустились в царство мертвых, чтобы похитить Персефону, но Гадес пленил их и заковал в цепи забвения.

Гадес как архетип

Как уже отмечалось выше, Гадес – это одновременно имя бога поземного царства и название самого этого царства. Соответственно, существуют два архетипа Гадеса: архетипическая модель личности и архетипическое царство. Важной определяющей характеристикой обоих этих архетипов является следующее обстоятельство: Гадес владеет шлемом, дающим невидимость, и таким образом представляет собой некое незримое присутствие. Он почти не выходит наверх и не знает, что происходит в мире смертных или на горе Олимп. Гадес живет в своем царстве рядом с тенями – смутными, бесплотными образами, подобными зримому эху некогда живших людей. Их можно представить себе как бесцветные голограммы. Но кроме того, Гадеса прозвали "богатым", ибо в его подземном царстве таятся несметные богатства.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...