Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Далекий и недостижимый




Архетип Аполлона по ряду причин располагает человека к эмоциональной отчужденности от окружающих. Такой мужчина может жить в будущем, как сориентированный на цель лучник или пророк; может подняться над ситуацией и взглянуть на нее объективно, вместо того чтобы оставаться в плену у собственных чувств; не углубляется в свои эмоциональные трудности и проблемы во взаимоотношениях, воспринимая их как духовные уроки (каковыми они нередко и являются).

Таким образом, архетипу Аполлона свойственна способность видеть вещи рационально или духовно, отстранившись от собственных эмоциональных реакций. Благодаря этому дару человек способен дистанцироваться от своей душевной боли и "перенестись на небеса", найдя опору в интеллектуальном анализе, в осознанной духовной практике или в собственных принципах.

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира – некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Исследователь мифов В.Ф.Отто отмечает, что, когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту "благословенную страну света"3. В наше время образ Аполлона и гипербореев вспоминается в связи с деятельностью движения Нью Эйдж, чьи последователи рассказывают о своих путешествиях в миры света. При этом в наше время "северная страна за горами" (так греки описывали земли гипербореев) переносится в созвездие Плеяд или в другое измерение. Связь Аполлона со страной гипербореев в чем-то подобна привязанности Гадеса к подземному царству. Независимо от того, где находится отдаленное место для уединения – среди звезд, под землей или в мире высшей математики, – на психологическом уровне эффект один и тот же: ощущение изолированности от окружающих и склонность время от времени скрываться от повседневности в ином мире.

Брат

В семье особое значение имеет роль Аполлона как брата – его склонность как к братскому соперничеству, так и к братской дружбе проявляется во взаимоотношениях Аполлона с младшим братом вестником богов Гермесом и с сестрой Артемидой, богиней охоты и луны.

С Артемидой Аполлона связывают многие мифологические сюжеты. Артемида родилась первой и принимала роды у своей матери Лето, рожавшей Аполлона долго и мучительно. Позже Лето призвала обоих детей, чтобы они отомстили Ниобе за оскорбление. Ревнуя сестру, полюбившую Ориона, Аполлон спровоцировал ее на убийство возлюбленного (при этом Артемида не знала, в кого стреляет). Соперничество возникло между Аполлоном и его младшим братом, Гермесом, который, едва родившись, украл у Аполлона коров, а затем дал ему лиру.

Как носитель архетипа брата (или любимого отцом старшего брата), мужчина-Аполлон способен успешно работать в команде. Он органично играет роль второго, не чувствуя обиды или досады, которые мог бы испытывать в подобной ситуации мужчина, архетипически склонный к роли отца, или царя, и испытывающий потребность иметь собственное королевство. Для Аполлона совершенно естественно сотрудничать с компетентной женщиной и состязаться с ней. Удачливый в конкурентной борьбе Аполлон успешно участвует в политических играх, а также в спортивных состязаниях и обычно не склонен таить обиду на победителей. В силу своей эмоциональной отстраненности он умеет относиться к политике как к игре, и это дает ему преимущество перед теми, кто находится в плену у эмоций. Однако он не поднимается на самый верх, поскольку ведет свою игру довольно осмотрительно и не поощряет окружающих видеть в себе шефа. Аполлон был самым важным богом после Зевса.

Не герой

Физически развитый, с благородной внешностью, Аполлон внешне похож на героя, но на деле отвергает эту роль. В частности, он не позволил Посейдону втянуть себя в единоборство, – что никак не вписывается в образ героя, бытующий в нашей культуре начиная с воинов троянской войны и заканчивая ковбоями из современных вестернов. Разъяренному Посейдону Аполлон спокойно ответил: "Не знал бы я ни меры, ни благоразумия, когда бы стал сражаться из-за недостойных смертных, которые ныне многочисленны, словно листья на дереве, но скоро увянут и опадут". Не принял он этот вызов даже после того, как Артемида назвала его трусом.

Более того, Аполлон постоянно противодействовал героям. Он отказался дать предсказание Гераклу, когда тот обратился к дельфийскому оракулу. Он противостоял Ахиллу, самому чтимому и прославленному из греческих героев. Ахилл погиб, когда стрела поразила его в пятку – единственное место, не омытое в Стиксе. Согласно разным версиям, его убил сам Аполлон, – либо в облике Париса, либо собственной персоной. Но в любом случае это было не героическое единоборство лицом к лицу, а выстрел из лука с расстояния.

Аполлон ценит благоразумие, избегает физической опасности, не поддается эмоциям и предпочитает занимать позицию наблюдателя. Это позиция зрителя, а не героя. Во времена, когда полководцы лично вели войска в бой, среди генералов, наверное, не было Аполлонов. Но в наши дни Аполлоны, видимо, составляют значительную часть пентагоновского командования. Когда военные игры обдумываются так тщательно, как ныне; когда необходимо просчитывать различные варианты каждой операции; когда решающий удар можно нанести издалека, нажав определенное сочетание клавиш на компьютере, – на роль такого кабинетного генерала вполне годится Аполлон, предпочитающий иметь дело со статистическими возможностями, а не со страстями и привязанностями, которые движут людьми. Именно так было во времена вьетнамской войны, когда Пентагоном командовал министр обороны Роберт Мак-Намара, приведший с собой команду молодых энергичных и умных людей, которых газеты окрестили "бравыми ребятами".

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...